Для Приморья "черная" археология стала бедой в конце 90-х годов. Именно тогда на средневековых городищах ученые стали встречать "копателей" с металлоискателями. "Черные" археологи перекапывали лопатами культурный слой, вытаскивали ценные предметы и оставляли после себя зияющие пустоты - в земле, в летописях, в истории.
- "Черная" археология – это, извините меня, воровство. Ведь люди не приходят же в картинную галерею, чтобы снять и унести с собой картины, все понимают, так нельзя, это воровство государственного имущества, культурных исторических ценностей, принадлежащих всему государству, - говорит руководитель отдела средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) Надежда Артемьева. – Почему же никак у людей в мозгу не отложится, что точно также нельзя, приходя на археологические памятники, вытаскивать древности из земли? Ведь это памятники федерального значения, и все, что здесь находится – это собственность государства, и должно быть направлено в музеи, в запасники. Это наша наука, наша история, наша культура, наше достояние.
- Но "черная" археология страшна не только этим, - продолжает она. - Воры-копатели древностей разрушают культурный слой – то есть тот слой земли, в котором есть археологические объекты. Ищут металлоискателями, безобразно перекапывают землю лопатами, оставляют в земле дырки, ямы, куда потом попадает вода, земля подмывается, культурный слой разрушается.
Мы часто на разоренных "черными" археологами городищах находим груды битых сосудов, черепки, камни, керамику, кости – то, что не представляет для них материальной ценности, они выбрасывают. И порой остается только догадываться, где эти вещи лежали, как были расположены, что было рядом с ними. Ведь по этому сочетанию вещей можно рассказать гораздо больше о жизни и быте древних, об устройстве жилища, социальном статусе владельца, чем по одной обособленной находке. Это совершенно другая информация. Археология – это не просто вытаскивание предметов из земли, это наука, с которой связано очень много методов исследования.
- Какие археологические памятники Приморья больше других страдают от нашествия "черных" археологов?
- Конечно, в первую очередь средневековые. Краснояровское городище в окрестностях Уссурийска, Шайгинское – в Партизанском районе, их у нас много. Материал там очень хороший, поселения покидались внезапно, люди оставляли много вещей, и при раскопках попадается очень много находок. И они их находят. Средневековые предметы пользуются наибольшим спросом, они определяемы, имеют и художественную, и древнюю ценность, их можно дорого продать. Древности, скажем, каменного века, их практически не интересуют.
В этом году приехали на Красный Яр, а там все перекопано. Как выяснилось, "черные" копатели, семь групп на семи машинах, работали две недели. Вы представляете, здоровые мужики, им делать не чего, и у них азарт, и сколько они там понатворили? Мы знаем, что было найдено пять зеркал, какие-то предметы вооружения – все унесли. Очень много вещей было выброшено, которые мы потом подняли, для них это было неинтересно. Например, мы впервые из этих выбросов подняли защитное вооружение коня, такого у нас в раскопах не было. Эта железка просто валялась, им не нужна. Потом мы ходили, чуть ли не месяц зарывали эти ямы, чтобы спасти культурный слой.
- Как на это реагируют правоохранительные органы?
- В последнее время уссурийская и партизанская милиция нам помогают. Но даже их помощи не достаточно. В ноябре мы приехали на Краснояровское городище. Обнаружили две машины, вызвали милицию. Ну и что? Металлоискателей у них не было, от своих вещей, среди которых, кстати, были и свежие археологические находки, они тут же отказались. В общем, нет состава преступления. Вот и получается: ловим – пугаем – отпускаем.
Мы же еще и должны доказательную базу собрать, что он эти древности на памятнике выкопал. И не просто должны его за руку поймать, но еще и с металлоискателем, и сфотографировать, и зафиксировать, еще и свидетели быть должны. Потому что он вправе отказаться, он скажет, вот я шел и нашел.
Мы уже даже, знаете, сильно не возмущаемся. Уже просто сил нет. Если по началу был эмоциональный всплеск, от злости, от всего, когда ты приходишь и видишь постоянно дырки, ямы, когда кто-то пытался тут все это вытаскивать… сейчас уже просто воспринимаем как явление. Это такая боль, беда археологии не только России. Мы были в Китае, там тоже копают активно, там тоже "черные" археологи есть. Но у них законы строже, и там не так активно это делается, как у нас.
За все это время было только одно дело, которое удалось довести до конца. Партизанские милиционеры и ФСБ-шники сделали однажды облаву на одного товарища, на него вывели мы. Дело там было заведено, и оно было доведено до конца. Но в связи с тем, что он содействие большое оказывал расследованию, его в итоге просто "пожурили", и на этом закончилось. Единственное, что при этом была изъята огромнейшая коллекция археологических находок, которая была передана нам, мы хотя бы это имеем. А так вообще это беда страшенная. И я не знаю, чем это остановить. До тех пор, пока за руку не будут людей хватать, на месте, и наказывать, ничего не изменится.
Пока люди безнаказанность свою чувствуют, это будет. Пока будет интерес, купля-продажа, это будет. Хорошо бы, если б работали все органы, начиная от охранных, милиция, прокуратура, все, чтобы это могло людей как-то напугать. Чтоб он знал, что за это он получит, и не просто штраф, а такой штраф, чтоб ему больше не захотелось второй раз туда лезть.
- Так кто они, "черные" археологи?
- У нас собрана большая база людей, фамилий, номеров машин, телефонов тех, кто этим занимается. Вы знаете, эта группа не настолько обширна. Одни и те же люди.
Уже можно отдельные исследования проводить по "черным" археологам. Есть люди, которые просто зарабатывают на этом, сдают все за деньги, а другие просто коллекцию себе составляют. Причем "черные" археологи экипированы очень хорошо. Люди, которые ездят по нашим памятникам – вы посмотрите, как оборудованы их машины. Это же дорогие джипы с хорошей проходимостью. И экипировка у них какая замечательная! Сейчас же все можно, были б деньги. В основном "коллекционеры" - взрослые мужики лет по 40. У каждого ведь есть хобби свое, одни охотой увлекаются, другие рыбалкой, третьи "копают". Это люди достаточно состоявшиеся. И они не понимают и не хотят думать о том, что они делают.
- Находки "черных" археологов оседают в Приморье?
- Нет, что вы, не только в Приморье. Очень много продается за границу, очень. Как-то на сайт института пришло письмо от коллекционера, что в Приморском крае была найдена коллекция зеркал. Когда мы глянули на эту коллекцию, просто были поражены, половина зеркал была нашего периода. Потом мы выяснили, что они были взяты с Красного Яра иркутскими "черными" археологами, которые побывали здесь в Приморье, пошарили по нашим городищам. Дальше мы знаем, что эту коллекцию пытались продать в Германию.
С нами пытаются работать правоохранительные органы, допустим, таможня, пытаются с нами активно контактировать, мы выходим у них как эксперты по находкам, когда они отслеживают какие-то вещи. Но таможня помогает на том этапе, когда вещь пошла на продажу за границу, когда уже выявлена, поймана. А так "непойманного" уходит очень много.
Во Владивостоке нет самостоятельного археологического музея, есть у нас в институте академический, есть археологические коллекции в музее ДВГУ, в краевом музее Арсеньева. И эти музеи никогда не будут ни покупать, ни принимать в дар ворованные вещи, находки "черных" археологов. Но есть и частные коллекции, есть антикварные магазины, много продается через Интернет, эти люди не стесняются вывешивать фотографии находок. И это еще хорошо, когда они вешают хотя бы в Интернете, и мы можем вытащить какие-то фотографии, и мы можем хотя бы по этим фотографиям определить, на каком городище это было найдено. А часто только слух доходит, что где-то что-то нашли.
- Но ведь если все средневековые городища – памятники федерального значения, их надо как-то охранять?
- У каждого раскопа человека с ружьем не поставишь. Мы постоянно вешаем таблички – памятник, охраняется государством. Но эти таблички просто снимают. Вот сейчас мы, если сделаем, как планируем, на Красном Яре заповедник, там будет музей, будет другая зона охраны, и я думаю, тогда уже можно будет применять другие меры, санкции. Красный Яр – очень крупное городище, 180 га.
Справка:
Власти Уссурийска приняли решение построить музей под открытым небом на месте археологического памятника 12-13 веков - Краснояровского городища в селе Утесном.
Краснояровское городище эпохи чжурчженей расположено в Уссурийском районе Приморья, в четырех километрах к югу от Уссурийска, на правом берегу реки Раздольная, в селе Утесном. Научные исследования городища начались в 1868 году. Его площадь - 180 гектаров.
Этот музей администрация будет помогать делать, и делать будем мы, потому что это наш памятник, и наша идея. Планируется за два года построить. Но и сейчас мы туда возим экскурсии, и есть там что показать, летом можно посмотреть, как работают археологи. А рассказать историю этого города мы можем в любое время года. Уже столько всего интересного накоплено, что мы готовы делиться своей информацией с большим количеством людей.
Краснояровское городище – одна из наших жемчужин, о которой мы готовы рассказывать, показывать сколько угодно. Мы очень рады, что наша инициатива была услышана в администрации края и в Уссурийске. Пока местная власть, по крайней мере, в разговоре нас очень сильно поддерживает. Желание есть, очень бы хотелось, чтоб не погасла эта искра.
Справка:
Краснояровское городище относится к эпохе чжурчженьской империи Цзинь (12-13 века). Некоторые исследователи связывают это городище также с центральной столицей государства Восточное Ся - городом Кай-Юань, который являлся важным административным центром.
Восточное Ся (другой вариант названия - Восточное Чжэнь, то есть, "Восточные чжурчжэни") - чжурчжэньское государство, в 13 веке занимало территорию, соответствующую восточной части Маньчжурии, северной части Корейского полуострова и центральной и южной частям Приморского края.
Чжурчжени - древний народ, который жил на территории современного Приморского края в 10-13 веках. Разрушенные остатки городов чжурчженей встречаются по всей территории края.