Предложения по совершенствованию регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма на Дальнем Востоке (а стало быть, и в Приморье) поручил разработать правительству РФ к 1 декабря 2019 года президент России Владимир Путин. К этому сроку должен быть продуман механизм налогообложения организаций, которые оказывают услуги иностранным туристам, с целью помешать им уклоняться от уплаты налогов. Премьер-министр Дмитрий Медведев и губернатор Приморья Олег Кожемяко назначены ответственными за реализацию этого поручения. Свои предложения по развитию туристической сферы готовят и в Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", сообщили ИА PrimaMedia в Приморском региональном отделении организации.
В октябре под председательством президента организации Алексея Репика прошло расширенное заседание рабочей группы по деловому туризму Координационного совета по развитию туризма в РФ, сообщается на официальном сайте Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
В заседании также приняли участие сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, член координационного совета организации Павел Титов, председатель комитета по туризму Елена Кривенкова, члены генерального совета Леонид Гункевич, Дмитрий Черепков, Серго Григорян, Артем Горный, советник руководителя Федерального агентства по туризму Евгения Чухнова, представители органов власти, туристической отрасли и другие участники.
"Наша задача – сформировать максимально результативную повестку в плане протокола и идей, а также проговорить наборы тех бюрократических процедур, которые не соответствуют сегодняшнему дню и современному уровню развития технологий", – отметил в ходе мероприятия Алексей Репик.
По мнению Елены Кривенковой, необходимо на законодательном уровне прописать понятие "делового туризма", "делового путешественника" и т.д., а также снизить административные и налоговые издержки бизнеса в сфере делового туризма. Алексей Репик предложил не ограничиваться ретушью существующих правил игры в сфере делового туризма, а постараться предложить систему, разрубающую существующий бюрократический узел с командировками и связанным с этим документооборотом и процедурами.
Антон Данилов-Данильян выступил с идеей создания Фонда развития туризма как основного механизма финансирования реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. Речь идет о тех проектах и сегментах туристической отрасли, которые банки пока кредитуют неохотно. Павел Титов поддержал поднятую тему и рассказал о механизмах субсидирования в туристической отрасли с учетом положительного опыта мер поддержки, накопленного АПК. По его мнению, также крайне важны проекты по развитию транспортной доступности туристических территорий. Соответственно развитие туристической инфраструктуры логично увязывать с комплексным планом развития магистральной инфраструктуры.
Дмитрий Черепков затронул тему совершенствования правового регулирования агротуризма и предложил внести агротуризм в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в том числе в правила зонирования застройки. Леонид Гункевич в своем выступлении сосредоточился на реализации кластерных проектов в туристической отрасли и необходимых для этого изменениях в законодательстве.
Предложения по развитию туристической отрасли, обсуждавшиеся на заседании, будут включены в план мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Кроме того, эти предложения будут обсуждаться на предстоящей встрече с вице-премьером РФ, руководителем Координационного совета по развитию туризма Ольгой Голодец.
"Делороссы" региона убеждены, что проблематика развития туризма и превращения его в стабильно развивающуюся отрасль является стратегической задачей применительно к развитию экономики Приморского края.
— Сегодня к нам растет въездной туристический поток, прежде всего из приграничных провинций Китая, но, к сожалению, многие вопросы не решены. Это развитие инфраструктуры, ориентированной на разные категории туристов, создание единых туристических маршрутов на территории всего региона, развитие народных промыслов и местных производств, ориентированных на работу с туристами, развитие сопредельных туризму отраслей, – прежде всего, ритейла и услуг. Тут еще многое предстоит сделать, без этого туризм не станет передовой отраслью приморской экономики, – отметил председатель Приморского регионального отделения "Деловой России", общественный уполномоченный по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, территориях опережающего социально-экономического развития и иных особых экономических зонах Алексей Тимченко.
Алексей Тимченко. Фото: предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"
Как считает член Совета ПРО ООО "Деловая Россия", член Общественного совета при Думе города Владивостока Валерий Калюжный, внимание, которое сегодня уделяется развитию дальневосточного туристического кластера на разных уровнях, совсем не случайно. И то, что президент страны отреагировал на имеющуюся информацию о "сером" обороте в туристической сфере и дал поручение правительству разработать механизм, исключающий уход от налогов любых организаций, оказывающих услуги иностранным туристам, должно стать первым шагом к перезагрузке, по существу, реновации отрасли, которая может приносить региону большой доход.
— О "серых" схемах в турбизнесе много говорится, но по каким-то причинам эта ниша получения доходов за счет иностранных туристов не урегулирована. Я неоднократно говорил, что серым схемам надо противостоять системно. Нужно создавать развитую цивилизованную во всех смыслах туристическую инфраструктуру, необходимо обучать соответствующих специалистов, готовить и лицензировать собственных профессиональных гидов, которые бы сопровождали группы, приезжающие из Китая. Только так можно добиться, чтобы деньги, которые может заработать Приморье на легальных налогах, не уходили мимо бюджета, — отметил Валерий Калюжный.
Вывод турбизнеса из "серых" и "полусерых" схем повлечет за собой необходимость создания новой, хорошо развитой, цивилизованной инфраструктуры. Существующая ныне "серая" логистика турпотоков, включающая магазины, сувенирные лавки и точки общепита, куда иностранных туристов, по договоренности, целенаправленно везут автобусами, должна быть пересмотрена. По сути, следует наладить контроль над подобными заведениями, урегулировать их деятельность, расширить рамки сопредельных туризму отраслей, основываясь на честной конкуренции. Нужно акцентировать внимание на развитии народных промыслов, придорожной торговли и сферы услуг, популяризировать памятники истории и культуры, соответственно, содержать их в привлекательном для туристов виде.
— Много раз говорилось, что портрет нынешнего туриста из Китая не способствует тому, чтобы в Приморье культивировались мировые стандарты туристической отрасли. В связи с этим желательно повышать привлекательность Владивостока как тихоокеанской столицы России, повышать культуру туристического бизнеса и сервиса, с тем чтобы здесь появлялись туристы среднего класса, которые интересуются не только магазинами и ресторанами, но и культурными ценностями, театром, живописью, музыкой и объектами истории, которым также интересен событийно-экологический и познавательный туризм. Должен сказать, что как раз в плане экологического, событийного и спортивного туризма, как мне кажется, у нас еще не поставлена работа, — сказал Валерий Калюжный. — Нужно создавать целевые рабочие группы, собирать экспертов и с их помощью разрабатывать дорожные карты, которые позволят поэтапно провести необходимую работу.
Отдельной темой является деловой туризм. По мнению собеседника агентства, в Приморье должна развиваться выставочная деятельность высокого уровня, сопоставимая с аналогичной деятельностью в Москве или у наших соседей в Китае (в Шанхае, например). Помимо ДВФУ, подходящих площадок с современным оборудованием и соответствующим интерьером во Владивостоке пока нет.
Эксперты "Деловой России" считают, что необходимо создание конгрессно-выставочного центра, проект которого учитывал бы специфику региона (скажем, возможность проводить деловые переговоры с любой точкой мира и в любое время суток).
— Если во Владивостоке появится современный международный конгрессно-выставочный центр с современными коммуникативными средствами, то, я думаю, экономика края шагнет вперед, инвестиций станет больше, — заметил Валерий Калюжный. — К этому надо добавить эффективность поддержки инвесторов и местных производителей.
Валерий Калюжный. Фото: ИА PrimaMedia
По оценке экспертов Приморского регионального отделения "Деловой России", на самом деле, у края большие перспективы для развития туризма. Но сейчас они обусловлены нетривиальными природно-климатическими условиями. На территории края есть интересные для археологии курганы бохайцев и чжурчжэней. Есть совершенно не освоенный с туристической точки зрения Сихотэ-Алинь, девственное тихоокеанское побережье и острова, где можно было бы организовать сеть лагерей-кемпингов и соответствующую инфраструктуры для состоятельных туристов. Есть Владивостокская крепость, до сих пор мало известная даже некоторым владивостокцам.
— Идей, на самом деле, много. Только к их реализации нужно подходить комплексно. Собрать людей, которые умеют системно мыслить и не зашорены существующим подходом по оказанию минимальных туристических услуг. Огромная ответственность, конечно, лежит на Владивостоке, который является для многих жителей Юго-Восточной Азии, по сути, первым европейским городом, с которым они сталкиваются. Я бы дал оптимистический прогноз на развитие туристической отрасли в Приморье. Есть интерес к региону, есть база, на которую можно опереться. Есть потенциальные потребители туристических и сервисных услуг мирового уровня. Осталось создать эти услуги, — резюмировал Валерий Калюжный.