Аварийное отключение электроэнергии в Артёме – адреса
10:50
Поэзия Дальнего Востока, поэзия о Дальнем Востоке – в фокусе внимания Премии Арсеньева
10:47
"Победа будет за нами": губернатор Приморья передал груз с экипировкой в Курскую область
10:30
В Приморье найдены окаменелые останки аммонита времен мезозойской эры
09:57
В Приморье полиция проверила законность деятельности таксистов-мигрантов
09:26
Во Владивостоке появится Школа гастрономии и поварского дела
09:00
Во Владивостоке после просьб о помощи женщина сорвалась с шестого этажа
08:58
Юрист Андрей Яцюк обвиняется в пособничестве мошенничеству с землей на мысе Кунгасном
08:44
Массовые отключения воды во Владивостоке и Артеме – адреса и даты
08:20
До 28 градусов жары ожидается в Приморье во вторник
08:06
Опасности пустого бензобака: как может навредить недостаток топлива
07:11
Дальний Восток 17 сентября. Родился дальневосточный поэт Геннадий Лысенко
07:00
Вы ходячая библиотека, если ответите правильно на 8/8 – ТЕСТ по литературе
06:00
Зуд, чихание и кашель: как не перепутать простуду с неочевидным заболеванием осенью - врач
04:20
Россиянам озвучили, за какую оплошность выселят из квартиры - все строго
03:11
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 16 сентября, 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 16 сентября, 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 16 сентября, 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17

Ольга Козерацкая о реформе НТО: бизнес во Владивостоке должен быть только законным

Первый вице-мэр — о нынешней ситуации с нестационарными торговыми объектами
26 ноября 2019, 18:27 Бизнес
Первый вице-мэр Ольга Козерацкая vlc.ru
Первый вице-мэр Ольга Козерацкая
Фото: vlc.ru

Необходимость работы с нестационарной торговлей во Владивостоке назрела уже очень давно, — считает первый заместитель главы администрации Владивостока Ольга Козерацкая. В интервью ИА PrimaMedia она подробно рассказала, какие нарушения допускают предприниматели и как на это реагирует руководство города. 

— Ольга Николаевна, как думаете, почему сейчас столько внимания сейчас уделяется теме НТО? 

— Давайте будем откровенны: городская администрация, не только в нынешнем составе, но и ранее, занималась этой темой. Лотки, киоски, различные лавочки в определённый момент заполонили город настолько, что стали мешать даже людям, для которых они работают. Они заполнили собой все тротуары, скверы, городские улицы, из-за них во Владивостоке стало в прямом смысле, не пройти, не проехать. 

Но это только одна сторона вопроса. К этому бизнесу много вопросов накопилось и у контролирующих органов. Так, оказалось, что практически невозможно контролировать качество товаров и продуктов, которые эти торговцы реализуют жителям города. Много вопросов и у комиссии по труду – большинство работников, заняты в этой сфере, работают не легально, не имеют соцпакета, работодатели не платят за них необходимые налоги и выплаты. У городской администрации также вопросов немало – это и вопрос незаконного использования земельных участков, и сборы выплат по этому виду деятельности в бюджет. Насущным остаётся и вопрос охраны здоровья жителей, ведь в большинстве случаев лоточники не соблюдают требований к хранению и реализации своего товара. Да даже уборка городских улиц – лотки появляются и исчезают, выплат в бюджет не делают, никакой ответственности не несут, а вот горы мусора после себя оставляют. И убирать всё это нам приходится за счет городского бюджета. А вы мне поверьте, нам есть куда направить эти средства.    

Поэтому сейчас мы продолжаем, уточняю – именно продолжаем – начатую предыдущей администрацией работу по приведению нестационарной работы в городе в цивилизованное и законное русло. У муниципалитета есть право на контроль НТО в рамках схемы. Помимо этого мы осуществляем земельный контроль и контроль незаконного строительства, которые также пересекаются с этой сферой. Вся эта работа ведётся строго по закону и в рамках наших полномочий. Но позиция у нас в этом вопросе, не скрою, жёсткая – бизнес во Владивостоке должен быть законным.  

— Сколько сейчас в схеме НТО объектов? Почему их количество было решено так резко сократить?  

 Спасибо за вопрос – да, в городе есть схема НТО. Работу с ней ведёт наше управление экономического развития. Сразу уточню, это работа с легальным бизнесом, у которого заключён договор с администрацией на работу в схеме НТО. И в последние месяцы из неё действительно было исключено 93 точки. Сейчас в схеме находится 991 место размещения НТО. Возможно, кому-то это сокращение покажется резким, однако это была работа плановая.  

— Какие нарушения со стороны предпринимателей чаще всего фиксируются при проверке работы нестационарных торговых объектов?  

 Причин исключения из схемы зачастую три. Так, при проверке работы НТО часто выясняется, что предприниматель прекратил свою деятельность. Сведения об этом отражаются в едином государственном реестре юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. По этой причине из схемы удалили 79 хозяйствующих субъектов. 11 предпринимателей сами написали заявление о добровольном исключении из схемы. И еще три предпринимателя допустили очень распространённое нарушение – они сдали свою точку в субаренду. Это нарушение условий договора, и в таком случае договор расторгается, а предприниматель из схемы НТО исключается.  

Еще в числе самых распространённых нарушений при проверке работы НТО: превышение утвержденной схемой площади НТО, размещение НТО не в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка (в местной системе координат МСК-25 – примечание редакции), и нарушение ассортимента реализуемых товаров.  

Также поводом для исключения из схемы могут стать нарушения земельного законодательства, несоответствие указанных в схеме сведений о виде торгового объекта, его специализации, периоду его размещения, а также реализация запрещённых в нашей стране товаров. Все эти нарушения выявляются во время проверок. И если предприниматель более двух раз за год нарушил закон, а также после привлечения к административной ответственности не устранил замечание, то он исключается из схемы. Так работает закон в этой сфере.  

—  Какова процедура удаления объекта из схемы НТО?

 Процедура в случае выявления нарушений в работе нестационарного торгового объекта или при появлении других причин исключения, как, например, заявление от предпринимателя на добровольное исключение из схемы, достаточно проста – договор расторгается, хозяйствующий субъект исключается из схемы. Однако отмечу, что это еще не означает, что и само место из схемы исключается. Ведь в этом случае адресный ориентир в схеме остаётся, и его может занять другой предприниматель.  

Так вот сейчас администрация ведёт планомерную работу по приведению схемы НТО в полный порядок. Каждый адресный ориентир расположения НТО, и в первую очередь те точки, которые освободились, проверяются на соответствие правилам размещения НТО, обозначенным в краевом документе о порядке их размещения (Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114 – примечание редакции). Есть ряд требований, которым эта точка должна соответствовать. За то, как раньше эти адреса вносились в схему, я ответить не могу. Но сейчас мы проверяем этот вопрос скрупулёзно, чтобы навести в этой сфере полный порядок. И свободные места в Схеме исключаются если, например, выявлено, что НТО расположено на газоне, объекте озеленения, на тротуаре, в охранных зонах инженерных коммуникаций и в других подобных случаях. Конечно, все изменения схемы, в том числе исключение НТО, утверждаются постановлениями администрации города Владивостока.  

— Проходят ли решения о сносе НТО и/или расторжении договоров аренды какую-либо антикоррупционную экспертизу или общественный контроль?

 Бесспорно, как и вся работа администрации. Любое решение проходит многоступенчатый контроль. Так, проекты постановлений городской администрации о внесении изменений в схему, в том числе и по исключению НТО из схемы обязательно направляются на рассмотрение в прокуратуру города Владивостока. Также все предложения об исключении объекта из схемы рассматриваются на Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке. И отмечу, что там работают люди не равнодушные, большая часть из них – представители бизнеса. Они тщательно рассматривают каждую вынесенную на обсуждение точку.  

Что же касается сноса любых незаконных объектов – это и ларьки, и строения, и многое другое – то снос проводится по решению суда. Также отмечу, что собственникам даётся больше месяца, чтобы убрать своё имущество самостоятельно. И только после этого городские службы приступают к сносу.  

— Многих владивостокцев интересует судьба пит-стопов, так как они уже стали частью образа жизни горожан. Правда ли, что их всех снесут?

 У нас нет такой цели – снести все пит-стопы. Более того, нет работы, нацеленной на пит-стопы конкретно. Это очень удобная для автомобилистов услуга, горожане к ней привыкли. Я сама водитель, и мне также приходилось пользоваться их услугами. Но ещё раз подчеркну – во Владивостоке идёт планомерная борьба за легализацию бизнеса, в том числе и в области нестационарной торговли.  

И если торговый объект, размещается на законных основаниях и с соблюдением требований российского законодательства, а также с учетом градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, основания для исключения торгового объекта из схемы просто нет. А значит, нет и причин для дальнейшего сноса НТО. Очень рекомендую предпринимателям привести все свои документы в порядок. И если у владельца НТО есть желание работать по закону, то мы всегда готовы оказать такому бизнесу содействие.

Всё же эта кампания, как некоторый её окрестили – по "зачистке" НТО -  какую пользу она может принести городу и его жителям?

Повторюсь, цели "зачистить" территорию Владивостока от НТО у администрации города нет. Главная цель – легализовать этот рынок, навести в нём порядок, а также сделать так, чтобы все ларьки и другие нестационарные торговые объекты стали удобными и безопасными.  

Именно поэтому сейчас проходит актуализация количества мест размещения НТО, включенных в схему. Всё это делается для упорядочения мелкорозничной торговой сети на территории города, а также с учетом работы по благоустройству, восстановлению объектов озеленения. Немало газонов, откосов и других зелёных зон было просто уничтожено именно размещением на них НТО. Поэтому работа с наведением порядка в схеме НТО очень тесно связано с работой по улучшению внешнего облика городских улиц.  

И сейчас продолжается работа по приведению в порядок не только внутреннего состава схемы НТО, но внешнего вида объектов нестационарной торговли. По правилам благоустройства Владивостока внешний вид и техническое состояние НТО должны соответствовать утвержденным администрацией типовым архитектурным решениям НТО. Разработать такие типовые решения мы предполагаем по результатам  конкурса дизайн-проектов типовых архитектурных решений НТО. Этой работой у нас занимается управление архитектуры и градостроительства. 

Мы понимаем, что внедрение типовых проектов займёт время, что эти изменения нельзя вносить одномоментно, не дав бизнесу подготовиться. Но необходимо понимать, что эти изменения неизбежны. И главное – это не прихоть какого-то отдельного человека, а необходимость. Многие города к этому уже пришли, торговля должна быть организованной и выглядеть достойно. Столичный статус Владивостока налагает определённую ответственность – город должен выглядеть солидно.

Так вот, по результатам первого конкурса у нас уже определены два рекомендованных проекта для киоска площадью 20х4 метра и торговой галереи для жилых районов города. И сейчас проводится повторный конкурс. Там будут определены восемь типовых решений. Среди номинаций дизайн-проекты для крупных торговых павильонов площадью от 100 метров, мороженного лотка, торговой тележки и даже бахчевых развалов и ёлочных базаров. И для нас важно не просто ввести новшество и будь что будет – нам нужно найти действительно универсальные, доступные и подходящие нашему городу дизайн-проекты. И поэтому мы будет проводить конкурс дол тех пор, пока эти решения не будут найдены. 

— Если говорить о выгоде, то каковы фискальные поступления от деятельности расположенных в городе нестационарных торговых объектов в бюджет городского округа?  

 Приведу в пример две цифры, которые мы можем анализировать. С августа 2018 года, когда городская администрация вплотную занялась легализацией рынка НТО, до конца прошлого года в бюджет Владивостока поступило 6,2 млн рублей платежей аренды. А за полгода 2019 года – почти 15,5 млн. Всё говорит о том, что легализация этого рынка даёт свои конкретные плоды – в данном случае, это вполне конкретные доходы бюджета. И это далеко не предел, ведь легализация рынка НТО тянет за собой и легализацию рынка труда. А это уже налоговые платежи, страховые отчисления, НДФЛ… 

Но надо понимать, что в данном случае, речь идёт не только о финансовой выгоде. В конце концов, мы стремимся к тому чтобы выиграли все – и предприниматели, которые перестанут переживать за свой нелегальный бизнес, и город, в бюджете которого появится стабильная статья дохода, и внешний вид города, где НТО станут украшением, и, конечно же, жители, которые смогут получать безопасную и качественную услугу. 

— Можно ли предположить каков объем "теневого" оборота НТО во Владивостоке? 

 Этот объём действительно можно только предположить. Только по официальной информации сейчас в городе более 3 тысячи незаконных объектов. Это и дома, и киоски, и ларьки и стихийные рынки. Эти 3 тысячи мы даже за год снести не успеем. 

Их работа долгие годы никем и никак не контролировалась. Естественно, попытка навести там порядок, сейчас у некоторых вызывает сложную реакцию, но согласитесь, в таком бардаке дальше жить нельзя. Поэтому городская администрация выбрала жёсткую позицию в этом вопросе, и кому-то, естественно, это может не понравиться. Но мы должны навести порядок – убрать несанкционированные торговые точки, убрать все то, что создало неудобства жителей города Владивостока.

Сейчас многие мелкие и средние предприниматели очень озабочены судьбой своего бизнеса. Есть ли у них какие-то возможности по спасению своего бизнеса? Готова ли администрация идти на диалог с бизнесом?

Это даже не вопрос. Одна из наших задач – это поддержка бизнеса. И речь идёт, как о крупных инвесторах, таких как резиденты Свободного порта, так и о нашем мелком среднем предпринимательстве, которые на самом деле и являются основой основ экономики города, нашим человеческим ресурсом. Но этот бизнес должен быть, прежде всего, законным.

И если предприниматель готов работать по закону, мы готовы ему всячески помогать. Вот, знаете, ко мне не так давно на приём приходили, как раз по вопросу НТО, представители "Опоры России". Градус беседы предполагался высокий, вопросов было много. Однако, как только у нас завязался диалог, то градус был снижен, мы начали находить понимание. Я предложила затем встретиться с фигурантами отдельных запросов, чтобы обсудить конкретные ситуации, но никто не пришёл. По всей видимости, в ходе беседы все вопросы были сняты.

Так вот, я призываю бизнес к диалогу. Мы открыты и готовы обсудить все аспекты нашей работы. Вопросов много – и это не только схема НТО, это непростые земельные вопросы и многое другое. Всегда можно обратиться либо ко мне, либо к специалистам управления экономического развития – мы готовы помочь, каждый случай готовы рассматривать индивидуально. Было бы только желание самого бизнеса. Поэтому "спасти" свой бизнес сейчас можно только поставив его на легальные рельсы.