Эксперт по градостроительству, член Президиума Дальневосточного регионального отделения РААСН Валентин Аникеев в интервью газете "Утро России" поделился размышлениями относительно реформы транспортной схемы Владивостока. Свое мнение главный научный сотрудник Дальневосточного филиала ФГБУ "Центральный научно-исследовательский и проектный институт Минстроя России", профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ подкрепил экскурсами в 60-е и 70-е годы прошлого столетия, когда районы Владивостока только формировались.
Профессор напомнил, что в советское время при зонировании территорий города градостроители стремились так размещать жилые и промышленные зоны, чтобы людям можно было жить поближе к работе, не загружая для рабочих поездок общественный транспорт. Тогда крупные заводы сами строили для своих работников жильё, детские сады, дома культуры и школы. Этот приём так называемого замкнутого трудового баланса широко применялся в стране, в том числе и во Владивостоке, Находке, Арсеньеве, Большом Камне, Славянке.
В долине Второй речки были построены три оборонных завода — "Керамика" (ныне "Дальприбор"), "Электроника" и "Варяг" в комплексе с крупным жилым районом. Тогда около 15 тысяч заводчан за 15-20 минут ходили на работу пешком. Дальзаводчане компактно селились в районе сопки Комарова и Стрелковой пади (район назывался Рудяковка по фамилии бывшего директора Дальзавода), а также по долине речки Объяснения. Работники завода "Радиоприбор" и треста "Судпромстрой" расселились в районе улиц Окатовой и Олега Кошевого.
Сейчас же ситуация существенно изменилась, многие предприятия сменили профиль, а жители этих районов сменили места работы. В новых условиях понятие "замкнутый трудовой баланс", резко снижавший нагрузку на общественный пассажирский транспорт, стало неактуальным.
Цитируя одного из виднейших специалистов по городскому транспорту профессора Михаила Блинкина. Валентин Аникеев напомнил, что во всем мире маршрутные сети городских автобусов задуманы как транк-фидерные: к "магистралям" — рельсовым или экспрессным автобусным — пассажиров подвозят небольшие комфортные автобусы. Но такая перестройка маршрутной сети займет достаточно много времени, и вообще, поменять маршрут — затея всегда социально конфликтная.
Валентин Аникеев привел в качестве позитивного примера "утренний билетик", действующий в европейских столицах: при таком билете число пересадок — личное дело пассажира. Профессор считает, что во Владивостоке тоже можно прийти к такоему решению – по крайней мере в пределах муниципальной части общественного транспорта.
Критикуя идеи разработчиков новой маршрутной схемы и из "Сити Транспорт Групп — Сибирь", эксперт высказал мнение, что они не могли в полной мере учесть уклоны, радиусы поворота и другие особенности рельефа Владивостока.
"Профессиональную оценку новой сети автобусных маршрутов должны дать профессионалы. Вопрос этот сложный, он требует специальных знаний и объективной оценки многих условий, прежде всего, безопасности пассажирских перевозок и работы перевозчиков. Полагаю, что здесь нужна высококвалифицированная профессиональная экспертиза. Думаю, что Минтранс или Минстрой России могут провести её, тогда можно надеяться, что новая маршрутная сеть автобусов станет более оптимальной, отвечающей реальным потребностям населения города", — считает профессор Аникеев.