Художник Дарья Поломар: Зрителя цепляет эмоционально заряженное, честное творчество
Фото: Из личного архива Дарьи Поломар

Художник Дарья Поломар: Что мы оставим потомкам – решается здесь и сейчас

Работы Дарьи находятся в в частных коллекциях в России и Великобритании (ФОТО)

Общество

7.12.2019

Рассказывая о художнике Дарье Поломар хочется избежать банальных эпитетов и сравнений.  Хотя и они будут в "десятку": умная, талантливая, многогранная. Видя её работы, создается впечатление, что она познает окружающий мир какими-то невероятными ментальными рецепторами, находящими за гранью стандартных органов чувств. И всем вот этим, вылившимся в неординарные работы — вдохновенным, взволнованным, воодушевленным — она делится со зрителем. Дарья Поломар является автором уникальной методики создания графических рисунков-кодов, которые основаны на хронологических последовательностях, соавтором специального проекта "После нас", отсылающего к концепции ноосферы ученого Владимира Вернадского и проекта "Творения" об эволюции микрокосмоса. Её работы находятся в частных собраниях российских и лондонских коллекционеров. Почему её творчество "приправлено" мистикой, что она сама ставит во главу угла в своих проектах, как реализовать уникальный творческий замысел и какое место в её мире идей и их воплощений занимают сомнения — об этом и многом другом выпускница Британской Высшей школы искусств и дизайна, профессиональный PR-консультант, куратор выставок и мама троих детей рассказала в эксклюзивном интервью Ирине Ленской, корр. ИА KrasnodarMedia.

— Вы беретесь за невероятно сложные проекты: это и художественные размышления на тему ноосферы Вернадского, и Ваша авторская методика хронологических "матриц". И абсолютно точно попадаете в тенденции, когда критики и публика ждут новых, интересных идей. Насколько лично для Вас важна именно концептуальная составляющая искусства?

— Для меня очень важны и концептуальная, и визуальная составляющие в искусстве — как результат диалога между формой и содержанием.

В современном искусстве первичным является суть проекта: смыслы, которые закладывает автор, его личность, история создания произведения не менее, а иногда даже более важны, чем материальное выражение идеи. Художник стал похож на исследователя, который делится результатами своих изысканий с помощью творчества. При этом искусство стало мульти дисциплинарным, экспроприировало все доступные сферы для выражения мыслей и эмоций: гуманитарная и точная наука, музыка, театр, технологии и даже космос — нет границ для воплощения замысла, кроме материальных. Художник может выбрать именно тот способ передачи идеи, который ему ближе. Мне кажется, что отсутствие канонов и надуманных границ в искусстве соответствует природе человека с его безграничным воображением. Считаю, что искусство должно быть разным — в этом его сила и потенциал. Художники делятся своей картиной мира и переживаниями, и даже если они вам не близки, можно открывать новые грани бытия, развивать эмпатию, учиться здоровой толерантности. Или просто узнавать что-то новое: спектр тем, с которыми работают современные авторы огромен. Правда, для того, чтобы увидеть разные "слои" современного искусства желательно подготовиться — заранее почитать про художника, изучить концепцию.

Я верю, что именно искусство является той силой, которая помогает трансформации общества, нейтрализует его агрессию, ведёт на путь размышления и диалога. Среди основных задач в этой сфере я вижу развитие созидательной мысли в обществе. Зачастую, через творчество намного легче донести до аудитории сложные или конфликтные идеи, поднять и обсудить болезненные темы.

Свои художественные проекты я начинаю с ответа на вопросы — чем я хочу поделиться со зрителем и зачем это делаю. Пока у меня нет ответов на них, я не могу полноценно работать. Этот подход я впитала в Британской школе искусств и дизайна, куда пошла учиться уже будучи состоявшимся профессионалом в другой отрасли. Я хотела досконально разобраться, в том, в чём я разбиралась довольно поверхностно, так как выросла в консервативной семье, где детей не знакомили с искусством, которое выходит за рамки классического.

В Британке великолепные и вдохновлённые преподаватели, как правило, реализовавшиеся в своём деле профессионалы. Это был захватывающий период открытий и экспериментов — передо мной открылся новый мир. В процессе обучения я поняла, чего мне не хватало: понимания, что искусство — это больше, чем просто образ. Один из наших преподавателей, художник Алексей Мандыч, ещё в самом начале обучения поделился со студентами прекрасной цитатой Роя Адзака: "Искусство — это не то, что хорошо выглядит, но то, что меняет нас". Сейчас я полностью разделяю это утверждение. Раньше я этого не осознавала, мне было невероятно сложно это принять. Теперь я понимаю, что мне просто не хватало знаний и опыта: мой кругозор в области современного искусства был ограничен.

Вы являетесь соавтором специального проекта "После нас", который отсылает к концепции ноосферы ученого Владимира Вернадского. Учение о ноосфере глобально, его сложно уложить в какие-то рамки, при том, что сам Вернадский придал термину, обозначающему "мыслящую оболочку" земного шара, материальное звучание. Чем Вас зацепила концепция ноосферы с Вашим соавтором Ириной Лагошиной и какой смысл вы вложили в проект, что хотели донести людям?

— Нам хотелось поразмышлять вместе со зрителями о том, что нас ждёт, и что мы можем сделать, чтобы повлиять на сценарии, которые пишутся здесь и сейчас. Проект "После нас" представлял собой инсталляцию и был представлен на параллельной программе Московской молодёжной биеннале современного искусства летом 2018 года. Вопросы, которые мы ставили перед собой — что будет дальше с нашим миром? Какой путь мы выберем? Насколько важно развитие духовных знаний в цивилизации технологий? Признание необходимости духовного совершенствования, осознанности наравне с техническим развитием — вот чем вдохновил нас Вернадский. Я убеждена, что концепция ноосферы является богатым источником вдохновения для созидательной трансформации нашей цивилизации.

Проект "После нас"

Проект "После нас". Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Когда мы с Ириной работали над проектом, мы представили себе, какой путь проделало человечество за последние столетия, чтобы прийти к нынешнему уровню технического прогресса: механизация процессов производства, открытие электричества и изобретение микропроцессоров уже изменили мир. Сейчас основные надежды и страхи связаны с искусственным интеллектом. А это уже новая, неизведанная страница истории. Что мы оставим после нас потомкам — решается здесь и сейчас.

Для передачи идеи мы использовали слепки с живота на разных этапах беременности, где каждый триместр означал очередной этап развития цивилизации. Скульптуры-торсы из эпоксидной смолы содержат внутри соответствующие элементы: детали механизмов, лампочки и провода, микросхемы. Это история о том, как мы, люди, уже "выносили" наше настоящее. Образы будущего нам пока неизвестны, так как оно пишется в настоящем — нашими действиями или бездействием. Нашу фантазию о будущем мы показали через слепки с двух плацент: здоровая и красивая плацента из природного материала  -гипса — означала "рождение" эволюции, созидательный выбор в гармонии с природой. Деформированная плацента из пластикового компаунда символизировала "рождение" разрушения, дистрофию общественного сознания, деградацию духовной жизни человека.

Проект "После нас" — "Механизация"

Проект "После нас" — "Механизация". Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Ноосфера по сути является декларацией того, что все мы — одно целое, единый организм со множеством взаимосвязей. Наша Земля живая, и всё вокруг одухотворено. Конечно, это моё понимание. Вы правы, что это сложная тема, и очень жаль, что Владимир Иванович не успел её проработать детально. Но мы можем развивать его идеи.

Проект "После нас" — "Микроэлектроника"

Проект "После нас" — "Микроэлектроника". Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Если бы люди, обладающие талантами в бизнесе, поменяли свой менталитет и перестали так сильно концентрироваться на материальной прибыли, за 30-40 лет было бы вполне реально изменить жизнь миллиардов людей в лучшую сторону. Квантовые компьютеры и искусственный интеллект уже сегодня могут работать с таким объемом данных, что можно использовать эту мощь не для увеличения продаж, а для "скорой помощи" человечеству. Нужна только добрая воля каждого из нас и личная ответственность — снижение потребления, раздельный сбор мусора, воспитание экологичного мышления у детей. Многие вещи люди делают просто от отсутствия знаний — они не видят причинно-следственных связей между текущими проблемами и своими же поступками. И здесь уже нужны системные образовательные проекты.

Вы также являетесь автором уникальной методики создания графических рисунков-кодов, которые основаны на хронологических последовательностях — графическую матрицу можно использовать для создания художественных произведений и авторских тканей. Что натолкнуло Вас на эту идею, как Вы пришли к ней?

— Идея хронологических матриц выросла из семейных архивов. У каждого рода своя уникальная история — в том числе, выраженная в числах. Наверное, мы не просто так рождаемся в той или иной семье, женимся, разводимся, даём жизнь детям, умираем — всё в определённое время. Было интересно посмотреть, как будет выглядеть история моего рода и моей семьи в виде матрицы, основанной на простых числах. Ткань — довольно распространённая аллегория для бытия. А концепция нумерологической природы всего сущего популярна не только у выдающихся математиков, но и у философов и метафизиков с древнейших времён.

Моя бабушка Людмила Старостина в советское время работала дессинатором на комбинате шёлковых тканей "Красная Роза". Дессинатор — это художник по тканям, который создаёт её структуру, чередование основы и утка. За счёт разных способов их переплетения ткань приобретает ту или иную плотность и фактуру, находит своё назначение. С бабушкой мы обнаружили её старые рабочие блокноты, где она зарисовывала дессинаторский рисунок тканей,  раппорты: чередование основы и утка выглядело как ритмичное повторение чёрных и белых клеточек. Эти образы напомнили мне матрицу, которая использовалась в старых компьютерах, вроде перфокарты, или современные кварк-коды.

Блокнот дессинатора, 70-е годы 20 века

Блокнот дессинатора, 70-е годы 20 века. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Так и родилась идея создать "семейную ткань", для чего мне нужно было изготовить свой раппорт или матрицу. Я использовала уникальные значимые семейные даты: рождения, смерти, свадьбы, разводы — всё в хронологической последовательности. Не хочу раскрывать методику хронологических матриц полностью, но внимательный зритель может и сам её разгадать, представив себе каждый ряд как повторение чисел.

На основе семейных дат я создала два раппорта: большой  — с 1888 года, и малый — для моей семьи, состоящей из нас с мужем и троих детей. Проект "1888-2018" был представлен в центре Современного искусства "Винзавод" в Москве летом 2019 года и состоял из двух художественных работ и двух "образцов" тканей. Художественные работы я сделала из холста и семейных фотографий способом плетения, в соответствии с раппортами. Образцы тканей сплела вручную, так как за промышленное производство в таком маленьком объёме никто не брался. Это очень кропотливый труд, но зато теперь я точно помню все важные семейные даты!

Оказалось, что созданные мной матрицы можно использовать и для производства коммерчески привлекательных жаккардовых тканей. К сожалению, осуществить идею машинного производства пока не удалось — это очень дорогостоящий проект. Возможно, кому-то будет интересна моя идея — такая ткань может стать не только уникальным украшением в доме, но и энергетической "подпиткой", материальным воплощением связи с родом.

Матрица рода с 1888 года и работа на ее основе

Матрица рода с 1888 года и работа на ее основе. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Методика "хронологических матриц" дала мне много интересных наблюдений — уход из жизни одних членов семьи зачастую соответствовал рождению новых, даты свадеб резонировали с рождением детей. Сложно пока говорить об общих закономерностях, но я продолжаю развивать этот проект.

Например, я решила попробовать использовать методику хронологических матриц для осмысления исторических событий и явлений. В настоящее время делаю матрицы "красных вождей" XX века. Я имею в виду лидеров коммунизма, которые были мумифицированы, и до сих пор в своих склепах-мавзолеях привлекают толпы туристов и поклонников. Меня интересует вопрос — как такие оккультные объекты могли быть созданы в рамках атеистической коммунистической идеологии, почему существуют и являются популярными до сих пор?

Проект я назвала "Красные терафимы". Терафим — рукотворно созданный оккультный объект, подпитывающий события вокруг себя определённой энергией в соответствии с целями его создателей. Самые мощные терафимы в эзотерике — с использованием человеческих останков. Для поддержания воздействия терафимов необходима энергия живых людей — а в мавзолеи приходят миллионы людей каждый год. Есть теория, она, скорее, из области конспирологии, что коммунистические мавзолеи имеют важную миссию для манипуляции общественным сознанием. Конечно, проверить это предположение, лежащее за гранью материального мира, практически невозможно. Хочу отметить, что я не оцениваю это явление — скорее, я изучаю его, в том числе, с помощью своей методики.

Матрица малой семьи и работа на ее основе

Матрица малой семьи и работа на ее основе. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Почему мне близка эта тема — мой прадед, тезка вождя Пролетариата, Владимир Ильич Пономарёв участвовал в строительстве мавзолея Ленина, изобрёл уникальный способ обработки мрамора для этого проекта. В семье сохранились рабочие документы прадедушки, архивные фото строительства мавзолея и даже дедушкино письмо для газеты "Правда". Свою статью он посвятил юбилею открытия мавзолея. Эти материалы я тоже включила в проект "Красные терафимы". Интересно, что дедушка был заядлым коммунистом, но ближе к концу жизни стал читать Библию и даже ходить в церковь. Я помню, что меня это потрясло.

— Недавно Вы с Ириной Лагошиной представили в Лондоне новый проект. О чем он?

— Выставка "Творения", которая представлена в Русском культурном центре Россотрудничества в Лондоне, является развитием темы ноосферы.

В проекте "Творения" в центре внимания микрокосмос — маленькие существа, являющиеся важной частью биосферы. Насекомые, моллюски, членистоногие неоднозначно воспринимаются человеком, но, между тем, играют колоссальную роль в биоценозе. Существ из микромира мы часто не замечаем, порой даже негативно к ним относимся. Однако, в природе всё очень продумано, и потеря каждого вида влечёт за собой изменение всей биосферы. Нарушается гармония.

Выставка "Творения" в Лондоне, 2019

Выставка "Творения" в Лондоне, 2019. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Эволюционная история этих существ намного длиннее человеческой, поэтому из их жизни и способов приспособления к окружающей среде можно почерпнуть немало идей для развития человеческой цивилизации.

На выставке Ирина Лагошина представила свои элегантные скульптуры: комар, скорпион, муха, креветка, ракушки предстают в виде механических игрушек. Это своего рода фантазия о нашем будущем без этих существ, а многие виды микромира, к слову, стремительно вымирают. У Кира Булычёва в одном из произведений есть планета Железяка, где живут роботы и создают роботов-животных. Не хотелось бы, чтобы наше будущее хоть отдалённо приблизилось к этому сценарию.

Мои работы сделаны из природных материалов: кора, дерево, осиные гнёзда, паутина. Каждая работа по-своему космогонична, представляет фантастический выдуманный мир, который могли бы создать маленькие существа, если бы развились до уровня цивилизации.

Самое главное, чем мы хотели поделиться — это наше восхищение всеми Творениями, что населяют наш мир. Вокруг так много удивительного, что мы перестали замечать. Мы почти не используем идеи, которыми делятся с нами виды, живущие намного дольше нас на планете.

Много, очень много идей лежат у нас под ногами и зачастую, в буквальном смысле… Нужно только подняться мыслью и пофантазировать.

Серия "Идеальные архитекторы", выставка "Творения", работа из осиных гнезд, 2019

Серия "Идеальные архитекторы", выставка "Творения", работа из осиных гнезд, 2019. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Есть прекрасный архитектор — Заха Хадид. Её проекты — удивительное воплощение симбиоза природных идей и современных технологий. Её проекты словно из будущего, меня они очень вдохновляют.

Хочу выразить нашу благодарность Россотрудничеству за возможность представить свой проект в прекрасном пространстве в Лондоне, а также за поддержку на всех этапах. 

— Ваши работы немного отдают мистикой, вероятно, из-за их сложности и многогранности. Их хочется "разгадывать". У вас никогда не было ощущения, что кто-то направляет Вас свыше, или это Ваше самовыражение и точка?

— Возможно, такое впечатление складывается потому, что я сама немного мистик. Мне повезло прожить удивительные события, которые могут показаться нереалистичными. Я не могу подробно о них рассказывать, но их была целая череда, и происходили они в очень тяжелые периоды моей жизни. Личный опыт убедил меня в существовании явлений и энергий, которые в обычной жизни остаются невидимыми. Интересно, что концентрация на искусстве сделала меня ещё более восприимчивой. Иногда я проживаю чувства других людей — в том числе, через художественные произведения —  так остро, что это даже бывает мучительно. Может быть, это и называется эмпатией.

То, что я начала профессионально заниматься искусством, несмотря на все препятствия, это точно результат провидения. Я до сих пор не понимаю, как я на это решилась, как променяла успешную сытую жизнь на жизнь художника, которая не балует изобилием. (Улыбается). Но именно сейчас я по-настоящему счастлива, я чувствую, что я на своём месте. Нет, это не безоблачная творческая жизнь "в полёте" — точно также я могу впадать в отчаяние, сомневаться, ощущать свою бесполезность. Но в глубине души я знаю, что выбрала правильное направление, и теперь всё зависит от моего упорства и труда, веры в свои силы. Я очень благодарна всем, кто так или иначе меня поддерживает.

Творческие идеи ко мне иногда приходят "свыше" в виде готовых образов. Например, во время состояния покоя или во сне. Бывает даже во время выполнения домашних обязанностей. Но никогда это не происходит просто так. Чаще всего, после длительного периода размышлений и работы меня "осеняет". Когда концентрируешь свои мысли в конкретном направлении, всё вокруг словно начинает тебе помогать, дарить идеи и вдохновение. Как в поговорке — "под лежачий камень вода не течёт". Это касается не только искусства, жизни вообще.

Я вижу мир как луковицу — за каждым слоем скрывается новый слой и мне ужасно хочется попасть в серединку. Или, возможно, выбраться из неё и посмотреть — что там, за последним слоем? Полагаю, что это невозможно, но сам процесс расширяет сознание, учит многомерности восприятия.

— Есть впечатление, что стандартное понимания слова "красота" для Вас вторично. Больше "читается" стремление найти некую правду, поиск истины и гармонии. Что Вы сами ставите во главу угла в Вашем творчестве и почему?

— Лично мне в идеале хотелось бы, чтобы мои работы были источником эстетического удовольствия, и, в то же время, обладали потенциалом для размышления, открывали для зрителя какие-то новые грани бытия, поднимали важные вопросы. Творчество художника отражает его личность, и я не исключение. Вечный поиск и исследование — это и есть моя жизнь.

Слово "красота" более чем относительно, так как у каждого человека своё уникальное видение мира. Чаще всего за этим словом скрывается наша реакция на присутствие "золотого сечения", которое глаз воспринимает как источник гармонии не только в художественных образах, но и в природе, где всё существует на основе этой Божественной пропорции, в архитектуре, дизайне и так далее.  Я часто применяю этот принцип, когда создаю работы, но не абсолютизирую его.

"Рождение", 2017

"Рождение", 2017. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Так как мне посчастливилось видеть в оригинале работы очень известных авторов в разных странах, я на своём опыте понимаю, какие из них "цепляют" зрителя: в первую очередь, эмоционально заряженные, честные. Такие работы создаются не в угоду публике, не для продажи. В них сконцентрирован весь опыт художника — как жизненный, так и профессиональный.  Чаще всего, это уже зрелые работы, хотя бывают и исключения. В таких произведениях настолько мощный эмоциональный посыл, что пробирает до глубины души. Впервые я с этим столкнулась, когда увидела абстрактные работы авторов начала XX века на выставке в Майами. Скажу честно, никогда не могла до конца понять абстракционизм. Но оригинальные работы настолько отличались от фотографий — и не только визуально конечно, но и по уровню энергии, которая от них исходила, какой-то потрясающей глубины! Я стояла перед ними и словно переносилась в другой мир, который был больше из области трансцедентного опыта, чем материального. Ещё один пример — работы Ротко. Сложно понять, пока не видишь их в оригинале. Одна из его картин в Tate Modern в Лондоне настолько меня тронула, что я стояла и плакала перед ней. Я провела в комнате Ротко больше 40 минут — для меня это, пожалуй, рекорд. Полагаю, что мои личные переживания и размышления вошли в резонанс с тем, что проживал автор, когда писал свои работы.

— Вы профессиональный пиарщик, мама троих детей. Как гармонично сочетать все сферы жизни? Где находить время для творчества? Как выйти за пределы рутины, ведь искусство — это другой взгляд на мир? В чем ваши источники силы и настроение творить?

— Для меня творчество — источник огромного удовольствия, возможность развиваться сразу в нескольких областях: интеллектуальной  — исследования, изучения новых тем, самообразование; прикладной  — работа руками, в том числе, эксперименты с новыми материалами; коммуникационной. Всё это меня обогащает и наполняет, а значит, мне будет чем поделиться со зрителем.

Вдохновение для творческих проектов приходит отовсюду! Визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения, эмоции…И неважно, где я нахожусь и что делаю, мой мир всё так же похож на луковицу — за чем-то банальным я вижу множество образов и идей, и это происходит само собой. Люди, с которыми я общаюсь, тоже дарят мне много вдохновения — иногда, когда я рассказываю о своих идеях, получаю обратную связь в неожиданном ракурсе, побуждающем меня переосмыслить то, что я делаю.

Что касается времени, верю, что этот вопрос лежит в области мотивации — если что-то действительно важно — как вода или пища, то время найдётся. Я работаю урывками, но в режиме 100% эффективности — при каждой возможности делаю то, что мне доступно. Это касается и художественных проектов, и работы — у меня проектная работа дома, и домашних-семейных дел. Важно расставлять приоритеты — мне это очень помогает. Если у меня срочная работа, значит надо всё задвинуть и выполнить её строго в срок. Чаще всего, творческие задачи я выполняю, когда уложу "младшее поколение". А интеллектуальные — в первой половине дня.

"Воспоминания", 2017

"Воспоминания", 2017. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Порой мне кажется, что я ползу как черепаха, и бывает ужасно обидно, что у меня нет временных, физических, материальных ресурсов на все задумки. Но тем более ценными для меня являются результаты — я знаю, чего они мне стоят. (Улыбается)

Проект "После нас", слепки с плацент

Проект "После нас", слепки с плацент. Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Именно дети являются моими главными мотиваторами. Самое чудесное — делиться своим опытом, знаниями. Мои дети дали мне эту возможность. Только за время моей учёбы они самостоятельно создали столько удивительных творческих "проектов", сколько не создавали за все годы походов на развивающие кружки. Моё вдохновение на сто процентов передалось и им. Конечно, мне бы хотелось больше личного пространства, но я благодарна тому, что есть. Возможно, мне и не стоит торопиться — ещё многому надо научиться, вызреть как художнику.

Меня очень радует, что сейчас наступило время нестандартных путей в плане профессиональной реализации. Мне повезло, что я родилась в такое время.

— Что для Вас главное на стадии зарождения нового проекта? Поймать идею, импульс, сформировать образы в голове? Какой он, процесс "замысливания"? Мучительный, тревожный, радостный?

— Образы и художественные способы выражения идей приходят и трансформируются в процессе размышлений и исследования выбранной темы. В настоящее время Искусство стало для меня той силой, которая пробуждает духовную и интеллектуальную работу, а не только приносит эстетическое удовольствие. Я воспринимаю этот процесс, наверное, как учёный. Меня гложет любопытство и ощущение предвкушения — что же получится в итоге? В процессе творчества я испытываю ни с чем не сравнимое удовольствие — наверное, поэтому некоторые зрители говорят, что мои работы "заряжены" энергетически.

Часто я думаю о нескольких темах параллельно, и они сливаются в нечто большее. Я обязательно делаю исследование творчества предшественников конкретно по этой теме. Так нас научили в Британке и это бесценно — зачем делать то, что кто-то уже сделал до тебя? Чаще чем кажется бывает, что художники в разных концах Земли делают одинаковые или очень похожие проекты, не зная об этом. Кстати, вот оно в действии — единое информационное поле Земли, потенциал ноосферы, который мы до сих пор не осознаём и не используем.

Процесс поиска идёт не только в плоскости фантазии или через подпитку визуальными образами, но обязательно через эскизы, тестирование материала. Без этого хороший проект не сделать. Иногда это может продлиться довольно долго — месяцы и даже годы. Но я обратила внимание — чем больше труда и эмоций вложено в работу, тем больший отклик она найдёт у зрителя и тем больше удовлетворения получит от неё сам автор.

— Чье мнение о Ваших работах важно для Вас? И как Вы сами оцениваете творчество коллег? По каким критериям?

— Мои личные критерии — уникальность высказывания, эмоциональный заряд проекта, честность художника в работе с темой. Важно для меня и мастерство — уровень профессионализма можно почувствовать даже в предельно минималистичных работах.

Что касается оценки моего творчества, для меня на протяжении нескольких лет моей духовной опорой и поддержкой в плане профессионального развития был и остаётся куратор курса "Современное искусство" в Британской школе Михаил Левин. Он великолепный художник, его работы находятся в коллекциях известнейших людей — например, принца Чарльза. Кроме того, он прекрасный преподаватель. Для меня он большой авторитет. Еще один из преподавателей Британки художник-концептуалист Алексей Мандыч сыграл важную роль в моём становлении как художника. Он весьма сурово оценивал всё, что мы делали. Строгость оценки была зачастую весьма чувствительным ударом по самолюбию, но работало это всегда безотказно, как только я отключала эго и гордыню. Так я росла не только профессионально, но и духовно. Его мнение тоже для меня очень важно.

А вообще, свой самый строгий критик — я сама. Моя бабушка учила меня: "Делай всё так, будто от этого зависит жизнь человека". Я даже посвятила этому лозунгу отдельную работу, так он для меня важен. Не всегда я нахожу силы для такого уровня, но я точно знаю — если мой внутренний критик удовлетворён, и я сама довольна результатом, никакие внешние оценки меня не смогут расстроить.

Но самая важная оценка — это оценка зрителя. Ведь творчество не может быть само по себе. Оно и создаётся для того, чтобы делиться с другими своей картиной мира, своими переживаниями, опытом, размышлениями и наблюдениями. Думаю, любой художник будет рад и вдохновлён, если получит позитивную оценку именно от зрителя.

"Делай все так, будто от этого зависит жизнь человека"

"Делай все так, будто от этого зависит жизнь человека". Фото: Из личного архива Дарьи Кургузовой

Мои коллеги и друзья меня тоже очень поддерживают. Иногда не только словом, но и делом. Я очень это ценю. Самое удивительное, что в современное искусство я вовлекла и свою бабушку — теперь она смотрит на мои работы совсем иначе. Я часто с ней советуюсь и благодарю Бога, что она жива и находится в ясном уме и добром здравии.

— Ваши работы очень точно попадают в так называемый дух времени. Это осознанно, чтобы быть "на волне" востребованности, или это удачное совпадение внутреннего мироощущения и запросов современности?

— Мне очень приятно, что вы так оцениваете мои работы. Специально я не ставлю цели куда-то "попасть" или соответствовать. Это противоречит моему убеждению, что художник должен делать только то, что его вдохновляет самого, чем он "болеет". Опять же, это моё личное отношение, я считаю, что в искусстве должны быть разные подходы.

Думаю, дело также и в образовательных методиках. Меня научили подходу, который используется в лучших художественных учебных заведениях по всему миру: сначала ответ на вопрос о ценности своих идей, их актуальности. И только потом — само творчество. Я бы даже назвала этот подход философским. В первую очередь, он призывает к осмыслению, и только потом — к действию.

Ваше творчество несет отпечаток некоего преломления реальности. Это такой… "персональный космос Дарьи Поломар" или даже…своеобразный манифест. Всегда ли удается реализовать уникальный творческий замысел? Какое место занимают сомнения? И не страшно ли пускать в свой "космос" посторонних? А если не поймут, не оценят? Ведь для любого Творца важно зацепить людей…

— Персональный космос — как здорово и очень поэтично! Думаю, что он со мной всегда, как и у каждого из нас. Возможно, что осознание "персонального космоса" и стало одной из причин, почему я стала заниматься творчеством и знакомиться с творчеством других. Несколько лет назад я прочитала прекрасную книгу Леонарда Млодинова "(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением". Эта книга сильно повлияла на моё восприятие других людей и внешнего мира в целом.

Через научное знание в области изучения мозга и неврологии я поняла, насколько по-разному мы воспринимаем и трактуем окружающий мир. Меня это восхищает!

Через творчество особенно видно — как автор воспринимает окружающий мир, какие вопросы его волнуют, какие ценности он разделяет. Имею в виду не только художественную среду, но и музыку, литературу — любые способы выражения своего персонального космоса, как вы его удачно назвали... Когда человек выражает себя через творчество, он делится своим видением мира, а мы можем "заглянуть" в его уникальную вселенную.

Что касается обратной связи, то это очень ценно — даже если оценка не соответствует ожиданиям. Если "не поймут не оценят", значит я должна ещё больше трудиться, в том числе, выражать свои мысли, рассказывать о своих идеях. Если не цепляет, значит есть над чем работать.

У меня было пару раз, когда большие старания привели к большим разочарованиям. Но со временем я научилась принимать поражения. Это бесценные уроки. Сейчас таких ситуаций всё меньше — наверное, я расту профессионально. Все, что выводит из зоны комфорта является мощнейшим стимулом для развития.

По правде говоря, негатива со стороны зрителей пока ещё не было. Непонимание — да. Сначала я расстраивалась, особенно, когда были сложные проекты, куда вложено много сил и души. Но причиной моего расстройства была скорее неуверенность в себе, в выбранном пути, а не чья-то оценка.

Важно и то, что у каждого искусства и даже автора — своя аудитория. Всегда найдутся те, кому будет интересно. Часто зрители выносят оценки на основе только визуального восприятия, не хотят или не знают, как пойти "глубже". Моё представление об искусстве тоже было долго ограничено незнанием и непониманием как "читать" работы, которые выходят за границы классики. Я очень рада, что расширила и продолжаю расширять свой кругозор — художники размышляют на очень интересные темы, как довольно материальные, так и трансцедентные. Это не значит, что я всё понимаю, или что всё отзывается. Это значит, что моя картина мира постоянно меняется, становится богаче не только за счёт моего развития, но и за счёт того, чем делятся другие люди. Я очень благодарна за их труд, творческую щедрость и откровенность.

Факт, что в России современное искусство только находит своего зрителя. Много предубеждения и неприятия именно потому, что мы живём в довольно консервативной среде, которая только развивается. У художников очень мало поддержки и возможностей для реализации замыслов, есть и непонятные для меня ограничения в виде цензуры. Но ситуация в целом становится лучше, в том числе, за счёт просветительской работы творческих институций, переосмысления способов взаимодействия со зрителем, с пространствами и художниками.

Здорово, что расширяется география: очень профессиональные художественные кластеры действуют в Краснодаре, Владивостоке, Санкт-Петербурге. Проводится Уральская биеннале современного искусства. Наши художники, пусть и не без труда, завоёвывают признание на мировом уровне: например, краснодарские ребята Recycle Group невероятно крутые, я обожаю их проекты. Несмотря на свою молодость, они уже участвовали в Венецианской биеннале современного искусства, а это высочайший уровень.

Лично я была бы рада расширить географию своего участия в творческих проектах, прежде всего, в России, не только за рубежом.

 — Вы прошли сложный путь, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом. Что посоветуете молодым художникам?

— Исходя из моего личного опыта — надо уметь рисковать ради дела, которое тебя вдохновляет, в котором видишь смысл. А дальше держаться курса — как бы ни было тяжело. Одна из любимых семейных поговорок: "Глаза боятся, а руки делают". Это про то, что маленькими шажками можно сделать огромное дело, даже если на старте оно кажется неподъёмным.

Нужно много терпения, дисциплина, может быть, немного везения. Очень ценно искреннее общение с разными людьми. Но больше всего — труд, желательно ежедневный. Например, я себе завела правило — каждый день я должна сделать хоть что-то для своих творческих проектов. Написать, нарисовать, прочитать и так далее. Хотя бы 15 минут, но каждый день.

Желательно постоянно заниматься самообразованием, ходить на доступные мероприятия, создавать союзы и коллаборации. Самые мощные проекты, как правило, создаются содружествами авторов. Это бывает очень и очень непросто, но результат чаще всего превосходит ожидания. Мне очень жаль, что в нашей образовательной системе так мало используется принцип сотворчества, скорее, всё построено на соревновательной системе. А это губительно для всех нас.

Если подытожить — благодарность за всё, что преподносит жизнь, уважение к людям, любовь к нашему противоречивому миру и есть основные источники "питания" созидательной деятельности. Как для художника, так и для человека любой другой профессии.

150780
Общество