МТС Банк на V Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2019), который прошел 4-6 сентября 2019 года во Владивостоке представил регионам Дальнего Востока новые разработки финтеха, а также заключил ряд стратегических соглашений по обеспечению цифровыми сервисами ДФО, в том числе соглашение о партнерстве с Корпорацией развития Дальнего Востока об оказании комплексных финансовых услуг резидентам территорий с преференциальными режимами. О том, какая стратегия развития у банка на Дальнем Востоке и что уже удалось реализовать ИА PrimaMedia рассказала руководитель Блока цифрового бизнеса МТС Банка Екатерина Резникова.
— МТС Банк представил на ВЭФ сервисы, которые помогут улучшить ситуацию с финдоступностью на Дальнем Востоке. Расскажите об этом подробнее?
— С коллегами на Восточном экономическом форуме мы пришли к единому мнению – ДФО нужен дополнительный толчок для социально-экономического развития. Для этого в регионе важно создать удобную цифровую повседневную инфраструктуру, которая в разы повысит качество жизни и поможет решить вопросы с финдоступностью. Для решения поставленных задач МТС Банк предложил интегрировать платежные сервисы в официальные городские порталы госуслуг. Именно предоставление услуг в электронной форме и их оплата через финансовый шлюз нам видится приоритетными в виду большой удаленности населённых пунктов и малочисленности населения Дальнего Востока.

Выступление вице-президента, руководителя Блока цифрового бизнеса МТС. Фото: Фонд Росконгресс
С момента запуска сервиса количество платежей выросло в 2,5 раза, а их сумма увеличилась в 10 раз, а средний чек – в четыре раза. Все потому, что через портал стала проходить достаточно большая доля платежей ЖКХ – сегодня 20% всех коммунальных счетов жителей московского региона оплачивается через внедренный сервис. Около 80% всех платежей в адрес Министерства образования также идет через портал. Люди пользуются сервисом, потому что он удобный, безопасный и предоставляет максимально широкий выбор инструментов для оплаты одним пакетом:
-
мы полностью убрали бумажно-документный оборот и квитанции больше не нужны,
-
пользователь в личном кабинете на одной web-странице видит все свои начисления: от ГИБДД, сбытовых компаний до ФССП,
-
оплатить счет можно в "один клик" с помощью банковских карт любых банков и платежных систем, электронных кошельков и счета мобильного телефона,
-
внедрили настройку автоплатежей.
При этом стоимость оплаты для клиента будет дешевле. Потребитель может по желанию выбрать для оплаты квитанции любой банк – но у каждого финучереждения будет своя комиссия. Поэтому раньше каждый раз приходилось подсчитывать, через какой банк будет дешевле провести оплату. В рамках же реализации проекта на mos.ru и его мобильных приложениях МТС Банк стал единственным поставщиком по итогам тендера. Получив инфраструктуру и канал обслуживания, мы снизили тариф для потребителей практически в два раза.

Офис МТС Банка. Фото: предоставлено Пресс-службой МТС Банка
МТС Банк уже сейчас готов предложить типовое решение для масштабирования на Дальний Восток. Это универсальный финансовый сервис поиска и оплаты "в один клик" государственных, муниципальных и коммерческих услуг начислений на платформе муниципальных или региональных порталов и их мобильных приложений. В России впервые данный проект в 2018 году был реализован МТС Банком совместно с правительством Москвы – платежный шлюз был интегрирован в платформу официального сайта мэра и правительства Москвы mos.ru и в мобильные приложения "Госуслуги Москвы" и "Моя Москва".
Еще один момент – решение, которое предлагает МТС Банк, не требует затрат со стороны города. То есть банк за свой счет разворачивает, интегрирует и обслуживает сервис. Наличие на городском портале удобного сервиса оплаты начислений за ЖКХ, детские сады, кружки, транспортные штрафы, способствует также и развитию городских порталов – это равносильный двусторонних эффект. Такое партнерство муниципалитета и частных организаций позволит справиться с поставленной задачей популяризации городских витрин эффективнее и быстрее.
— Может быть вы нас обрадуете и назовете конкретные даты появления таких платежных сервисов в ДФО?
Мы уверены, что такой же положительный эффект реально достигнуть и на Дальнем Востоке. На полях форума мы действительно не только рассказали об этом уникальном опыте взаимодействии банка и муниципалитета, но и подписали ряд соглашений с субъектами Дальнего Востока, совместно с которыми начнем работу по реализации проектов, направленных на повышение уровня доступности цифровых и финансовых услуг.
В настоящей момент совместная рабочая группа прорабатывает вопросы интеграции платежного сервиса МТС Банка на региональные витрины Приморского и Камчатского краев, Республики Саха (Якутия).
Кроме того, наш сервис продолжает развиваться. Например, сейчас мы подключаем к нему оплату налогов, видим возможность сбора средств на благотворительность. Мы открыты к диалогу и готовы расширяет функционал сервиса в соответствии с ожиданиями и запросами клиентов.
— На ВЭФе МТС Банк подписал соглашение с АО "Корпорации развития Дальнего Востока" (КРДВ), в рамках которого вы запланировали внедрение финсервисов для компаний-резидентов. Каких именно?
В рамках партнерства с КРДВ приоритетным направлением сотрудничества станет интеграция в интернет-платформы и мобильные приложения резидентов территорий опережающего развития Дальнего Востока онлайн-сервиса по конвертации валюты и финтех-решений по оформлению гарантий под внешнеторговые контракты и сопровождению в части валютного контроля для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Также традиционная деятельность банков — это инвестирование. И, конечно, мы будем прорабатывать задачи по финансированию проектов резидентов ТОРов и Свободного порта Владивосток.
У нас сильный инвестиционный блок со своими решениями для участников ВЭД – это собственные digital-продукты, которые можно интегрировать на сайты, мобильные приложения, например, для онлайн-конвертации валют в один клик. Также мы готовы предоставлять дополнительные консультационные услуги для резидентов-участников ВЭД.

ПАО "МТС-Банк" и АО "Корпорация развития Дальнего Востока" объявляют о партнерстве на ВЭФ-2019. Фото: ИА PrimaMedia
Сейчас в банке создана совместная с Корпорацией РДВ рабочая группа по обеспечению финансовыми сервисами ТОРы Дальнего Востока. Банк намерен внедрить сервисы до конца 2020 года. В рамках партнерства для резидентов банк предусмотрит возможность льготных условий. Уверен, что в партнерстве с "Корпорацией развития Дальнего Востока" мы сможем внести существенный вклад в формирование положительного бизнес-климата округа и развитие его финансовой сферы в соответствии с последними мировыми тенденциями.
— Почему банк решил продолжить разворачивание сервиса именно в ДФО?
— Многие клиенты воспринимают МТС Банк как молодой коммерческий банк. Однако банку уже 26 лет, и у нас масштабная позитивная клиентская история. Дальний Восток всегда был для нас территорией приоритетного развития – исторически сложилось, что в ДФО у МТС банка самая широкая филиальная физическая сеть. Офисы расположены в 22 населенных пунктах, и мы более четверти века косвенно участвуем в реализации стратегических инвестиционных проектов региона.
В регионе банк знают и доверяют ему. В том числе, потому что в 2012 году мы присоединили Далькомбанк – один из самых крупных коммерческих банков на тот момент за Уралом.
В digital-век МТС Банк решил сделать ставку на цифровизацию – предоставление финансовых продуктов и услуг через дистанционные онлайн-каналы.
Сегодня в регионе остро стоит проблема доступности финансовых услуг, и как следствие, мы видим высокий интерес к современным технологиям в финансовой сфере. Сейчас мы наблюдаем, что практически все регионы готовы идти в сторону цифровизации, и Дальний Восток не исключение. Для Дальнего Востока важно создать удобную цифровую повседневную инфраструктуру, которая в разы повысит качество жизни и будет способствовать повышению финдоступности. Проекты, в том числе на основе государственно-частного партнёрства, по созданию типовых решений по предоставлению услуг в электронной форме и, соответственно, их оплата через универсальный финансовый сервис – являются приоритетными.
Если и были опасения, что регион пока не готов к финансовому "апгрейду", то на полях ВЭФ-2019 все сомнения были сняты. Представители администраций, бизнес и пользователи – все стороны заинтересованы во внедрении новых технологий.
Справка: Публичное акционерное общество "МТС-Банк" (ПАО "МТС-Банк") – универсальный коммерческий банк, входящий в число 50 ведущих российских банков. Сеть офисов обслуживания МТС Банка в ДФО охватывает 22 населенных пункта, в РФ – более 50 городов в 30 наиболее крупных регионах России. Основными акционерами являются ПАО АФК "Система" и Частная компания с ограниченной ответственностью "Мобайл ТелеСистемс Б.В." – дочерняя компания ПАО "Мобильные ТелеСистемы". www.mtsbank.ru