Губернатор Приморского края Олег Кожемяко провел накануне большую встречу с руководителями краевых СМИ. В ходе общения с журналистами глава региона рассказал о богатом опыте своего "дальневосточного губернаторства", результатах работы за год, актуальных для Приморья проблемах и социально-экономических перспективах края. Беседа Олега Кожемяко с журналистами Приморья — в материале ИА PrimaMedia.
Олег Николаевич, Вы — единственный губернатор, который руководит четвертым регионом. Они все разные, но дальневосточные. Приморье — родной для вас регион, жемчужина Дальнего Востока, мы считаем его лучшим. Какие, на Ваш взгляд, есть сходства и различия с точки зрения уклада жизни людей? Приморский край — территория будущего, но в чем-то он и отстает от других дальневосточных регионов?
— На Дальнем Востоке люди одного склада, это люди, чьи деды, прадеды пришли осваивать новые земли. Нас объединяет то, что генетически мы не боимся трудностей. Все дальневосточники живут в непростых условиях, отдаленно от центра. Помню, когда мальчишкой ездил с родителями на Запад, по центральным городам России. Если человек из-за Урала, мы считали его своим земляком. В этом отношении, где бы я не работал — в Корякии, Амурской области, Сахалинской области, было легче, потому что Владивосток был связующим центром в советские годы. Многие заканчивали здесь базовый университет ДВГУ, был Владивостокский мединститут. На территории субъектов, где я работал были и представители ДВПИ — инженеры, строители, энергетики.
У каждого были воспоминания о Владивостоке, студенческой жизни: например, он здесь родился, а потом уехал на заработки на Камчатку, где выше коэффициенты и больше платят. Поэтому всегда была среда, которая сближала, роднила, была понятна и каких-то особых коммуникационных проблем я нигде не находил. Везде приходилось проводить прямые выборы губернатора, всеобщее голосование, тем не менее мы видели проблемы, которые есть в регионе, ставили их в приоритет и последовательно решали.
Конечно, есть отличия. В 2004-2005 году я оказался в Корякии в должности вице-губернатора. Территория — в два раза больше Приморского края, 300 тысяч квадратных километров. Там нет дорог между 30 населенными пунктами, они изолированы от снабжения, в каждый пункт необходим северный завоз.
Корякия — школа жизни и довольно суровая. Например, есть село Манилы, где суточная высота прилива, отлива — 9 метров. Там суда стоят: они должны подойти к барже, перегрузиться, успеть по приливу зайти в устье реки, осушиться с отливом и далее по этой речке в конце июня, пока тает снег, быстро успеть перескочить с этими грузами по 25 тонн в отдаленные населенные пункты. Если она не успела, к примеру, на неделю задержался пароход, то стоит до следующего года. Завозилось все, так вот если что-то не доставили из необходимого — продукты питания, бензин, топливо для дизельных станций, уголь для котельных — останавливается дизель-генератор и деревня вымерзает. Как раз, когда пришел туда, это и случилось. Печного отопления там нет, как и деревьев, и дров. В таких селах людям приходилось топить снег, разводить костры, варить пищу на улице, детей собирали в комнатах, система отопления — свечи. Потом было поручение возглавить этот округ. Пришлось восстанавливать замерзшие села там, где до этого отопления не было. Последующее землетрясение — это тоже опыт. Несколько тысяч человек остались без крова: при температуре минус 23 на улице оказались дети, инвалиды, туберкулезные больные. Это то время, когда нужно было восстановить целый поселок… В июле забили первую сваю, а 30 декабря нужно было сдать 30 тысяч квадратных метров жилья на новом месте: с пожарным депо, больницей, социальной инфраструктурой. Это хорошая закалка.
Корякия сама по себе интересна тем, что там быстрое передвижение возможно только на вертолете. Есть и вездеходы, но средняя скорость такая, что 200 километров едешь 12 часов. Но есть и своя красота, полные рыбы реки, в которых на одну наживку можно наловить сразу несколько щук. Поражает тундра с "ковром" из ягод и цветов, там есть и заснеженные вершины, и синее море. В регионе свои обычаи и традиции оленеводства. За все эти прелести можно любить этот край и уважать людей, которые в нем живут.
Амурская область — житница Дальнего Востока. Отличительная черта региона, которой нам, может быть, не хватает — развитое сельского хозяйства. Я приобрел богатейший опыт работы по развитию этой отрасли, формированию крупных комплексов с выработанной системой агротехнологии, своевременным использованием и качественным получением продуктов, высокими урожаями, подбором кадров. Там другие объемы у сельхозпроизводителей. Например, у нас считается крупным хозяйство на 10 тысяч гектаров земли, там — начиная с порядка 25 тысяч гектаров. В части сельского хозяйства этот регион — в передовиках. Кроме того, это приграничный регион, где есть свои трудности, связанные с протяженной границей в 1250 километров, речным сообщением..
Сахалинская область — один из высокообеспеченных регионов. Как и во всех регионах, там тоже была масса проблем. Мы взялись за реализацию программы благоустройства городов и поселков. Сегодня Южно-Сахалинск и другие крупные города благоустроены: каждый год там приводили в порядок 15% дворовых территорий, ставили площадки. В Приморье я просто применил тот опыт и знания, которые я наработал в соседних субъектах. Там гораздо лучше развита социальная сфера. Многие законы, которые принимали здесь по многодетным, инвалидам, вообще по социальной политике, мы брали оттуда. Потому что люди везде одинаковые. Здесь один департамент администрировал всю политику края по обеспечению жильем детей-сирот. Это приводило к тому, что не освоены деньги, малое количество приобретенного жилья, его качество не удовлетворяло заселявшихся людей.
В каждом регионе есть свои особенности, свой положительный опыт, который безусловно применим здесь. Приморский край был и остается лидером по развитию, количеству населения, инфраструктуре. А Владивосток — портовый город, к которому всегда относились с особым уважением.
Когда Вы пришли в Приморский край, помню тяжелую выборную кампанию, надо было доказывать… Потому что Приморье встало тогда на дыбы. Прошел этот год, лично для Вас какой его человеческий итог? Что Вы считаете для себя самым важным, тяжелым?
— Тяжелого было немало, вы это прекрасно знаете. Все социальные группы, которые не видели перспектив решения своих вопросов. Это, например, дольщики — сегодня как раз сдавали долгострой на проспекте Красного Знамени во Владивостоке, там 194 семьи получили ключи. Оправданы их надежды, они подарили мне книгу с благодарностью. Наверное, это и есть важнейшие итоги работы — когда видишь счастливые глаза людей, благодарных за ту работу, которую делаем все вместе: администрация совместно с федеральными органами власти, при поддержке президента, который выделил дополнительные средства, которые мы и в следующем году будем планомерно использовать и покрывать расходы на решение этой проблемы. Чтобы видеть перспективу решения вопросов по дольщикам других домов. Работы еще достаточно — хватит на два-три года. Понятно, что даже по этому дому, который сегодня сдавали, собрать такие денежные средства при отсутствии подрядчика, объединить людей, каким-то образом подготовить ПСД, провести экспертизу, никто не мог раньше. Поэтому люди смотрели на дома, которые стоят недостроенные, и потеряли всякую веру. Но ведь они в то же время платили за взятую ипотеку, снимали жилье.
Поэтому как бы мы не говорили о каких-то прорывных моментах, сложно сразу этим заняться, когда у тебя в багаже ворох проблем и ты их видишь, чувствуешь, общаясь с людьми.
Вместе с вами мы были на встречах с обманутыми дольщиками, полный зал собирался людей, которые не верили власти. Это и другие социальные группы, которые не видели никаких путей выхода из создавшейся ситуации. Те же 2,5 тысячи работников предприятия "Бор", которое находилось на стадии закрытия. Это дети-сироты, у которых появилась надежда спустя многие годы. А на сегодняшний день мы уже обеспечили жильем около 700 сирот. И, вы видите, нет такого, как было раньше, когда квартиры давали, а в них попросту нельзя было жить. Мы все-таки структурировали работу, как бы там ни было, не так "фонит" по угольной пыли в Находке, которая вообще гремела на всю страну. Но и эта работа не закончилась. Занимаемся "Бором", взялись за Михайловскую птицефабрику, она уже приняла 150 человек работающих. Там сложный путь восстановления и вообще с точки зрения арестов, юридической составляющей. Тем не менее, мы ищем выход. Не просто выходим и говорим: "Это ваши проблемы". Мы понимаем, что поселок заводской и это градообразующее предприятие, который, кстати, я строил в свое время в студотряде.
Эти проблемы, которые накаляли обстановку в обществе, и отсутствие реакции властей с конкретными шагами и результатом, — все это позволило данную ситуацию использовать любым политическим деятелям в своих интересах. Достаточно было ведь сформировать социальные группы, сказать: "Я ваш вопрос решу", чем многие пользовались. Кто-то "сидел" на пенсионной реформе, кто-то говорил про строительство жилья, кто-то говорил: "Власть никчемна". Это очень удобно было. Эту ситуацию раскачали, расшатали, ну а людям куда деваться? Они пойдут хоть куда, лишь бы их вопрос был решен. Причем каких-то конкретных действий, путей решения ведь никто же предлагал. Просто была такая общая волна, которая дезориентировала общество.
Если приводить аналогию, это период 17-18 года прошлого века, когда страна впала в хаос, я уже не беру гражданскую войну, когда начали убивать друг друга по идеологическим соображениям. А ведь общество было культурное, воспитанное. Поэтому, знаете, обеспечение стабильности — сложная задача. Наверное, легче всего с позиции обывателя критиковать власть, но именно стабильность дает, особенно незащищенным слоям населения, детям, уверенность в будущем.
Все были недовольны Брежневым, это сейчас считается, что было в общем-то благополучное время — учились, жили. В то время нам казалось, что мы хотим перемен. Перемены произошли, и к чему они привели? К потере государства, к тому, что до начала 2000-х годов отсутствовали пенсия, какие-либо соцгарантии, были задолженности по зарплатам многомесячные. Не было вообще упорядоченной государственной структуры.
И во Владивостоке были организованные группы, которые определяли иногда судьбу города и влияли на ту или иную власть. Ну все же знают прекрасно, где-то они были криминализированы, где-то просто олигархические. У них в руках была возможность влиять на прессу, на ситуацию, расставлять свой депутатский корпус, ну и вот так город жил. К чему это привело? Прямо скажем, что в течение многих лет он был закрытым, когда как раз был горисполком, советские органы власти. Потом что началось — точечная застройка, каждый мэр начал выписывать себе земли, столько, сколько хотел. Создали систему, при которой районы убрали. А я сейчас мэру говорю: "Давай потихонечку районы начинай накачивать и финансами, и возможностями", потому что на местах виднее, где какой сквер сделать, дорожку, лестницу.
И когда мы делегировали городу полномочия по столице, мы не просто воздух сотрясали, мы деньги дали на социальные проекты — 300 миллионов. И, пожалуйста, направляйте на благоустройство районов города. Районы могут заниматься благоустройством, готовить планы, принимать людей, в том числе по социальным вопросам, – такая действенная должна быть структура. А сегодня как? 12 специалистов на районе, в котором проживают от 150 до 200 тысяч человек. Что там можно решить? Практически ничего. Для чего это было сделано? Чтобы сконцентрировать власть в руках администрации города, соответственно, земельные вопросы спокойно решать. Вон напротив нашего любимого института советской торговли прекрасный был вид на Семеновской ковш. Бах, выросло здание напротив мэрии. На Косом переулке до него кто-то поставил еще одно здание. И пошло-поехало.
И сейчас социальная напряженность как раз связана с этим. И далеко не каждый, кто присмотрел "лакомый кусочек" земли в городе и вознамерился возвести небоскреб рядом с домами, готов этот кусочек упустить...
— Совершенно верно, если участок законным образом оформлен и не мешает ни в архитектурном плане, ни в градостроительном, тем людям, которые живут на территории, то ради бога. Ведь и мы понимаем, что стоит задача построить жилье. Но те точечные застройки, которые сегодня появляются, никак не решают вопросы обеспечения жильем приморцев в большом масштабе. Это тоже очевидно. С учетом сменяемости мэров, с учетом всех этих переходов земли в край, затем Свободный порт добавился, потом снова полномочия ушли в город. Люди получили участок, то в большинстве своем они хотят построить дом и продать. Еще и у людей деньги взять сначала. А ведь покупатели верят, им показывают правильные документы. Поэтому мы сейчас и закрываем проблемы, которые накопились годами.
Давайте мы сначала проведем ревизию того, что у нас есть. Особенно катастрофичная ситуация во Владивостоке с резидентами Свободного порта, такой нет нигде. Это тебе нужно просто заявиться, заплатить консалтинговой компании 200-300 тысяч, ну или самому написать бизнес-план, отправить в Москву, там посмотрят: пустующий сквер, вот как у нас на горпарке. И ты ставишь дом. Есть ли у тебя денежные средства, есть ли там подъезд к этому дому, транспортная стоянка – не имеет значения. Ведь человек, взявший этот участок, должен в течение трех-пяти лет в проект вложить аж 5 миллионов. Это забор поставить и фундамент залить. И он у него до 85-го года земля находится в собственности. Что получает город? Налогов не получает, а получает забор. Жители получают проблему. И, как правило, так называемый резидент, без средств, хочет компанию продать кому-то, да и все. И таких людей около тысячи, так называемых свободных резидентов.
Знаете, всегда нужно обращаться к истории Владивостока или какого-то города. Чтобы кто-то получал землю бесплатно? Кроме инвестиционных проектов, связанных с тем, что, если ты реально строишь спортивный объект, социальное учреждение, школу, детский садик, ты можешь получить эту землю. Если мы говорим о раннем Свободном порте Владивосток, то все, и Семенов, и Чурин, и Кунст и Альберст, и Янковский, все покупали землю. А Свободный порт – это была беспошлинная торговля. С Америки, Шанхая везли сюда товары, продавали их без пошлин, это было выгодно всем, потому что была востребованность промышленных товаров, тканей и так далее. Народ ехал предприимчивый, здесь можно было зарабатывать, но земля никогда не передавалась бесплатно.
А сейчас что во Владивостоке произошло – около 200 гектаров земли роздано бесплатно. Это около 8 миллиардов рублей, которые могли пойти в казну города. Нужны они городу, с учетом все инфраструктуры и бюджета в 12 миллиардов на 700 тысяч населения? Мы добавили Владивостоку в прошлом году денежные средства из краевого бюджета и в этом году будем добавлять. И Минвосток эти вещи понимает. И, когда я эту проблему увидел, доложил Юрию Петровичу Трутневу о том, куда придем, если будем закрывать эти проблемы точечной застройки. Сейчас принимается закон, по которому резидентом ты, пожалуйста, можешь быть, приходи, регистрируйся, покупай землю. Ты освобождаешься от налогов на имущество, на прибыль, но если ты что-то сделаешь.
И что, так и останутся эти 200 гектаров в свободном плавании?
— Уже часть узаконена, часть обнесена заборами. Думаю, мы шаг за шагом разберемся и с ними, и с тем, кто и что построит.
Не все же резиденты – спекулянты, есть те, кто прекрасно с этой землей обходятся, строят жилье…
— Я как раз говорю про тех, которые получили землю, не имея денежных средств, и, как говорится, без учета обстоятельств строят. Пожалуйста, есть средства – строй, таких мы поддерживаем.
В продолжение этой темы. Какие основные направления Вы видите для развития экономики края? Складывается ситуация, когда у нас по соседству развивается туристический кластер и, условно говоря, переработка сжиженного газа, угля. Как Вы считаете, на чем надо сделать упор?
— Переработка сжиженного газа у нас пока не развивается. Хотелось бы, хороший проект, и по налогам, и по занятости, производство современное. Нам позволят возможности Сахалина, другого газа, который придет сюда, что-то подобное построить. Мы с "Газпромом" разговаривали о том, что с 2021 года как минимум СПГ сделать для отдаленных районов. Ну это такой, скажем, небольшой проект.
Что касается экономики в целом, у нас неплохо во Владивостоке сейчас развивается туризм. Это "птичка", которая дает возможность и кафе работать, и обслуживающему персоналу, и транспорту – ее нужно лелеять и растить. Сохранять архитектурную часть города, потому что она сегодня интересна туристам, развивать ее. Еще пока существует понятие, что туризм – это хобби какое-то. А вот пример – "Роза Хутор". До Олимпиады там вообще была одна гостиница "Красная Поляна", ну что там, 150 номеров было, рафтинг, подъемник какой-то, человек 100 работающих, не более того. Сейчас там вместе со Сбербанком, "Газпромом", с "Розой Хутор" 7 тысяч работающих. И это все туризм, это та отрасль, которая вроде не сильно влияет на экономику, но на самом деле позволяет людям работать, платить налоги. Поэтому для Владивостока это хорошая перспектива, конечно. С учетом того, что очень много надо сделать для инфраструктуры города, а это сложнейшая работа, потому что все площадки, интересные для туристов, находятся в чьей-то собственности, и часть этих людей даже и не живет уже здесь, тем не менее приходится находить какие-то нестандартные решения.
Что касается Свободного порта, территорий опережающего развития, то в Надеждинском, Михайловском районах идет строительство. Надеюсь, уже 2020-2021 годах будут завершенные проекты с реально вложенными инвестициями, рабочими местами. Условия, которые создаются за счет государства, за счет инвестиций со стороны владельцев предприятий, позволяют видеть перспективы развития территорий. Например, будет строиться Находкинский завод минеральных удобрений, и газ туда придет. Рассчитываю, что и сельское хозяйство выйдет на более высокую степень переработки продукции.
Наша задача в экономике – все же решить вопросы, связанные с демографией. Это приток кадров, возможность сохранить здесь население. Для этого нужно решать вопросы жилищного строительства, которое сейчас тоже находится в неудовлетворительном состоянии в силу того, что мы строим очень мало и никакая точечная застройка это не исправит. Мы понимаем, что город будет развиваться в направлении Надеждинского района, Артема, поэтому наша задача – за 2020 год подготовить проектно-сметную документацию, инженерные сети, и договариваться с теми владельцами, у которых есть большие участки, где можно заниматься комплексной застройкой, о том, чтобы можно было там строиться и цена была доступной, в пределах 70 тысяч рублей за квадратный метр.
Далее — создавать условия, чтобы молодежь и иные категории граждан могли взять ипотеку, купить жилье напрямую. На сегодняшний день именно этот вопрос является для Владивостока "тормозом", который приводит к оттоку населения. Всегда, и в советские и в постсоветские времена, инициативный народ стремился в Москву, где было больше возможностей. Сейчас часть населения уезжает в страны АТР. Мы по масштабам пока, конечно, отстаем, признаем это. Но и здесь есть перспективы. Поэтому мы должны создавать условия для развития экономики за счет инженерной инфраструктуры, создания в городе комфортной среды для жизни, строительства жилья, социальных объектов, современного образования, хорошего здравоохранения. Для этого много, что нужно делать, работать и работать, причем где-то меняя структуру, даже если это кому-то не понравится.
Поговорим об образовании. На днях Никита Анисимов, ректор ДВФУ, интересную историю рассказал, что впервые за несколько лет 70 выпускников, у которых непедагогические образование, пошли в школы. И он связывает это с тем, что люди увидели перспективу в этой сфере. Вы считаете, заработали те меры, которые в течение года внедрялись по Вашей инициативе?
— То, что они заработали, видно по цифрам — 360 педагогов пришли в школы. Что это, призвание или меры, сказать сложно. Есть подъемные, есть меры поддержки молодых специалистов, доплаты. Мы увидели проблему и пока так начали ее решать. Видим, что плоды эта работа уже приносит, но пока и этого недостаточно. Мы будем делать так, чтобы был гарантированный фонд оплаты труда, гарантированная ставка, и это не только в системе образования, но и в здравоохранении.
И будем следить за тем, как законы наши реализуются. Простой пример – питание в школах. Хорошая идея. Повысили расходы на питание школьников. Сейчас смотрю на сайте — и находкинские, и владивостокские школы пошли на аукцион. Лот 15 миллионов рублей, к примеру, отторговали за 20. Зачем такие проводить аукционы? Может стоит подумать и провести конкурсы? Это же полномочия муниципалитетов.
Если мы рассчитали, что 15 миллионов от количества учеников, 42 рубля на определенный временной промежуток и учитывая набор продуктов. Как вам могут те же самые продукты, если вы просчитали среднюю цену, купить на 8 миллионов?
Итог: мы, казалось бы, приняли хорошее решение. А если мы смотрим ситуацию на местах. Дети получат меньше булочку, меньше масла из-за того, что так расторговали? При этом деньги остались. Сейчас нам надо всех привести в чувство: "Вы же когда проводите такие аукционы, понимаете, какие последствия будут? У вас какая задача? У нас стоит задача, чтобы питание дошло до ребенка, а вы себе ставите другую задачу – чтобы провести аукцион и еще остались деньги краевого бюджета".
Если заложено в конкурсную процедуру техническое задание правильно, например, кто на эту сумму, в 15 миллионов рублей, предложит больше качественной продукции в соответствии с нормами СанПиНа, Роспотребнадзора, тот и выигрывает конкурс. В чем проблема? Просто нужно предлагать лучший пакет своих услуг: больше молока, мяса, фруктов и так далее, мороженое дополнительно.
Просто отнеслись к этому вопросу формально, глава сказал, что он вообще не знал об этом. Те законы, которые мы принимаем, — не факт, что они в том же виде дойдут до людей. Чтобы все это как единая система работало, потребуется время — два-три года.
— Вы уже год как на посту, многое изменилось к лучшему. Из тех минусов, которые мы для себя определили, — это отмена прямых выборов глав муниципальных образований. Даже не то, что это обсуждалось в ходе вашей предвыборной программы. Дело в принципе. Мне кажется, что это неуважение жителей Приморского края, недоверие, а как же мы выбираем президента, губернатора? Как-то все странно в этой ситуации.
— Я с вами согласен в том, что мы рано или поздно к этому вопросу вернемся. Нельзя докладывать две проблемы одновременно, когда случается кризис, когда самолет начинает набирать высоту, не успел еще набрать скорость и в это время еще делает вираж, то он заваливается.
Точно так же и в системе выборов. На том этапе, где сейчас находится край и Владивосток, мы можем еще получить очаги, когда общество, раскаленное предыдущими выборами, политической ситуацией, неустоявшейся системой координат власти. Потому что не выработан тот принцип, который позволяет видеть целостность органов власти и вернуть населению доверие к ней.
Теперь еще один вопрос, в котором я сам хочу разобраться. У нас же сейчас есть поселенческий уровень, есть главы районов, депутаты и председатели поселенческого уровня, районного, окружного — везде должны пройти выборы. Какая это будет часть избирателей, какие у них будут полномочия, будут ли у них финансы, чтобы выполнять обязательства и содержать чиновников в небольшом поселке, где никого нет, кроме главы, секретаря, председателя поселкового совета, который ничего не может.
Давайте двигаться шаг за шагом. Сначала создадим муниципальные округа, единую систему власти. Большинство муниципальных образований глубоко дотационные и все денежные средства уходят не на решение задач благоустройства поселка и задач местного значения, а на содержание самих себя. Я приводил пример Хасанского района. В Безверхово у главы села спрашивал: "Почему мусор валяется?". Он говорит: "Полномочия района". А район находится в 60 километрах. Человек, который там живет, побежит к главе с вопросом, тот ему скажет: "Езжай в район". А зачем ты на месте находишься? Что ты решаешь для населения? Поэтому на первом этапе нужно создать такую целостную систему, чтобы была понятная власть, ответственная за все происходящее в районе. И когда эта система выстроится, будет доверие людей, единое понимание целей и задач. Чтобы не было как с тем питанием — в одной школе так, а в другой иначе. Когда мы приняли закон, а он где-то не работает. Нужно прийти к единому знаменателю, единому порядку.
Я сейчас начну после Нового года ездить по краю, и мы будем смотреть на то, как население реагирует на местную власть, на поселковый уровень.
Заработал федеральный закон о муниципальных округах, мы вступили в эту реформу, поэтому накладывать еще одну, чтобы потом ждать сроки окончания полномочия каждого главы, на данном этапе нецелесообразно. Хотя в целом, думаю, мы к такой системе вернемся.
Речь в первую очередь о городах: Владивосток, Находка, Уссурийск, где уже сегодня можно проводить выборы мэра и народ на них придет. Другой вопрос, что в них конкуренция очевидна, да...
— Наверное, был тогда большой плюс. Но была какая-то выстроенная система, целостность между краем и городом? Нет. Поэтому и Владивосток подойдет к выборам, это неминуемо. Но для этого нужно время. Дольщики, вопросы по детям-сиротам — это полномочия-то муниципальные, но кто их решает? Почему наплодили этих точечных застроек? Кто давал разрешения на все эти надстройки, строительство всех этих офисов? И как ты будешь на это влиять? За каждый вопрос снимать мэра? Невозможно.
Давайте по той ситуации, которая в крае, добьемся какого-то поступательного движения, на создание благоприятных условий и позитивного развития, чтоб люди понимали. У нас что? Со всеми нужно договариваться, разговаривать. Взять ту же набережную на пляже "Юбилейном". Он в ужасном состоянии, по идее должен быть снесен, собственник находится за рубежом. К чему это все идет? К тому, что это все останется в хаосе. Мы туда не зайдем. Поэтому находим какие-то пути, которые позволяют как-то шаг за шагом двигаться, с учетом ранее данных разрешений расторгованных объектов, в силу того, что давай так "я тут сам по себе пан и буду творить, что хочу".
Но и Владивосток, и другие города Приморья к этому придут. Нам надо решить сначала проблемы, которые копились годами, выстроить систему взаимодоверия между органами власти.
Как вы планируете справлять Новый год?
— Торжественно (смеется).
Будут ли приморцы работать 31 декабря?
— Я буду работать точно, как и те структуры, которые отвечают за жизнеобеспечение города и края, главы муниципальных образований тоже будут на местах находиться. Это важно, чтобы праздники прошли безопасно. По остальным гражданам и по работающим организациям, считаю, что работодатели должны сами посоветоваться с коллективами и предоставить людям возможность выбора отдыхать 28 декабря или 31 декабря. Особенно это важно для женщин. Им нужно сделать прическу, приготовить что-то. Это целое мероприятие. Мы все понимаем. Зачем давать какие-то указания? Решения такие должны приниматься на местах.
Через 5, 10, 15 лет каким должен быть Владивосток и в целом Приморский край? Каким Вы его видите?
— Владивосток — столица нашего края и всего Дальнего Востока, он должен быть комфортным для жителей. Для этого нужно много трудиться. С учетом тех накопившихся проблем, которые сейчас существуют, на это потребуются годы. Но это не повод останавливаться. Шаг за шагом мы должны двигаться в правильном направлении. Чтобы остался тот город, который мы помним с юности, чтобы сохранялся его исторический облик, но в то же время чтобы он выглядел современным.
Чтобы была возможность ездить на общественном транспорте. Чтобы было реально найти нормальный автобус. Чтобы в поликлинике можно было прийти и сразу получить помощь специалиста. Чтобы в школах давали то образование, которое соответствует уровню развития нашей страны и близлежащих государств. Чтобы край, ведь он сельскохозяйственный, активнее работал с землей. Чтобы люди получали достойную работу. Чтобы дворы были отремонтированы. Чтобы людям пожилого возраста было где отдохнуть, чтобы молодежи было, где заниматься спортом. Чтобы любые стройки организовывались, и чтобы новые проекты запускались только с учетом мнения людей. Вот тогда наступит согласие в обществе, тогда будет консолидация общества. В этом направлении мы и двигаемся.
Активно работаем с главами муниципальных образований. Прививаем им понимание того, что прежде, чем согласовывать техническое задание, нужно его с людьми обсудить, нужно ли им вообще то, что мы предлагаем, и в таком виде, в котором мы предлагаем. Вот когда они это будут делать, тогда и люди начнут доверять. Вернуть доверие людей к власти через работу, которую мы делаем, — вот что важно. Чтобы приморцы видели, что сегодня мы благоустраиваем соседский двор, а завтра зайдем в их двор, что дорогу приводят в порядок комплексно, а не просто меняют на ней асфальт, что вообще новый облик создается, что те здания, которые несут архитектурную ценность, сохранены, что мы помним и ценим историю края.
Мы решаем задачу, а она состоит из тысяч и тысяч тех дел, которые должны исполняться на местах. В городах, селах — неважно. Важно то, чтобы была единая система. Единая система управления, отношения к власти, когда каждый человек на своем месте понимает, что важно слышать людей, вникать в их ситуации, и только исходя из этого принимает последующие решения.