Первый масштабный хакатон BigData & AI (по большим данным и искусственному интеллекту), организованный Центром цифрового развития (ЦЦР), состоялся в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Генеральным партнером хакатона стала Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО "РЖД", предложившая участникам для поиска решений два кейса. Более 150 программистов, IT-архитекторов, тестировщиков и дизайнеров в течение 40 часов работали над прикладными заданиями, направленными на улучшение комфортной жизни приморцев, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ОАО "РЖД".
За три дня участники написали код, создали и разработали инновационные решения для кейсов по большим данным. Собственные задания по анализу и визуализации данных, разработке прогнозных моделей подготовили резиденты ЦЦР: Дальневосточная железная дорога ― филиал ОАО "РЖД", ПАО "МТС", АО "Росгеология" и администрация Приморского края.
Защита проектов трека РЖД. Фото: предоставлено РЖД
"Стремительная цифровизация охватывает все сферы жизнедеятельности современного общества, а IT-специалисты в скором будущем станут одними из самых востребованных в стране. Безусловно, данное мероприятие — вклад в развитие цифровой экосистемы Дальнего Востока, которое помогает выявить перспективных профессионалов и улучшить коммуникацию между ними и потенциальными работодателями. Уже сейчас компании возлагают большие надежды на молодых людей, принимавших участие в хакатоне", — подчеркнул заместитель проректора по развитию ДВФУ Илья Яськов.
Генеральный партнер Хакатона Big Data & Ai Дальневосточная железная дорога — филиал ОАО "РЖД" предложила участникам два кейса: для решения одного из кейсов участникам нужно было написать программу для круглосуточного мониторинга данных о локомотивных составах, а для второго — проанализировать динамику изменений рельсовой колеи.
Защита проектов. Фото: предоставлено РЖД
Все мероприятия: хакатон, стратегические, питч-сессии, мини-акселератор – проводятся в рамках запуска офисов Региональных инновационных площадок ОАО "РЖД". Появление региональных инновационных площадок планируется при университетах и технопарках. Дальневосточная железная дорога совместно с технопарком "Русский" при содействии ДВФУ начинает реализацию проекта офиса Региональной инновационной площадки ОАО "РЖД" в кампусе ДВФУ. Цель запуска Региональной инновационной площадки – формирование инфраструктуры привлечения и поддержки высокотехнологических решений, применимых в холдинге РЖД.
"Участие Дальневосточной железной дороги в хакатоне Big Data & AI и анализ его итогов – важный шаг для нас в преддверии торжественного открытия офиса Региональной инновационной площадки на базе Дальневосточного федерального университета. Участники хакатона впервые решали реальные производственные задачи ДВЖД. Два предложенных филиалом ОАО "РЖД" кейса: для решения одного из них участникам нужно было написать программу для круглосуточного мониторинга данных о локомотивных составах, а для второго — проанализировать динамику изменений геометрических параметров рельсовой колеи – собрали девять команд, которые работали над решениями, до финала дошли шесть из них, все они представили минимально жизнеспособный продукт, и нам есть что развивать. Мы действительно увидели, что задача решаема с минимальными потерями за очень короткий срок. Один из кейсов представлен совместно с кафедрой "Локомотивы" ДВГУПС. Для его решения необходимо было разработать алгоритм анализа больших данных бортовых систем мониторинга работы дизель-генераторной установки локомотива", — рассказал Алексей Хворостов, главный инженер Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО "РЖД".
Кейсы РЖД. Фото: предоставлено РЖД
На хакатоне "Big Data & AI", целых 8 студенческих команд 48 часов непрерывно работали над кейсами Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО "РЖД". Для решения им были представлены две задачи: написать программу для анализа динамики изменений параметров рельсовой колеи с возможностью обработки аналогичных данных будущих периодов и анализа изменений рельсовой колеи в текущем и будущем периодах, и создать интеллектуальный алгоритм для анализа данных о локомотивах с индикацией каждой секции локомотива. Первый кейс с анализом динамики изменений параметров рельсовой колеи осложнялся тем, что для его решения нужно было провести реинжиниринг реальной базы данных ОАО "РЖД". Три из четырех команд сумели решить этот кейс, а одна команда даже предоставила рабочий прототип для анализа изменений, со временем происходящих на рельсовой колее.
"Все участники, предоставившие решения, получили призы, но мы убедились еще на старте хакатона, что решающий мотивационный фактор для ребят – применимость разработки на практике, что очень ценим. Мы учимся вместе со студентами и преподавателями, и рады выполнять интеграционную миссию по дальнейшему межвузовскому взаимодействию", — подытожил Алексей Хворостов.
До конца хакатона дошли шесть команд: Rails, JPEG, WIND1, WIND2, "Софтер Инжинерс Диджитал", Team Snail. По решению экспертов ОАО "РЖД", а также начальника службы технической политики ДВЖД и главного инженера ДВЖД первое место заняла команда "Софтер Инжинерс Диджитал" с решенным кейсом по анализу данных о локомотивах, на втором месте оказалась команда Wind1, на третьем — Team Snail.
Участники трека РЖД. Фото: предоставлено РЖД
Трек "РЖД" оценивали эксперты из ОАО “РЖД”, "Сколково" и Школы Цифровой Экономики ДВФУ. Фонд "Сколково" представлял вице-президент по региональному и международном развитию Юрий Сапрыкин, от ОАО “РЖД” решенные кейсы разбирали главный инженер ДВЖД Алексей Хворостов и начальник службы технической политики ДВЖД Борис Румянцев, а Александр Кленин, как руководитель программы “Искусственный интеллект и большие данные” в Школе Цифровой Экономики ДВФУ оценивал проекты с технической точки зрения.
Напомним, президент Российской Федерации Владимир Путин по итогам IV Восточного экономического форума в 2018 году поручил создать на острове Русский центр цифрового развития в рамках реализации национальных проектов и программ. Сегодня ЦЦР выступает площадкой для размещения в ДВФУ инжиниринговых подразделений крупнейших российских технологических компаний. Его первым резидентом стал Центр коллективного проектирования электроники "Восток", запущенный в 2019 году в рамках V ВЭФ. На начало 2020 года запланировано открытие еще двух инжиниринговых центров, лаборатории "Цифровая геология" и Цифровой лаборатории администрации Приморского края.
Центр цифрового развития, созданный в ДВФУ, является одним из ключевых элементов цифровой экосистемы Дальнего Востока. Ранее с 2017 года в университете заработал технопарк "Русский", в 2018 году была открыта первая в стране Школа цифровой экономики ДВФУ.