26 февраля в Арбитражный суд Дальневосточного округа поступила кассационная жалоба Федерального агентства по рыболовству на решения судов нижестоящих инстанций, которыми за компанией "Зарубинская база флота" оставлено право добывать российские стратегические биоресурсы в ДВ-бассейне до 2035 года, сообщает ИА PrimaMedia. Как представляется, рассмотрение этой жалобы станет последним актом широко разрекламированного в свое время "похода" Федеральной антимонопольной службы на иностранных инвесторов, незаконно контролирующих предприятия рыбной отрасли РФ и через них – значительную часть национальных водных биоресурсов.
Этот "поход", как мы помним, был анонсирован ФАС в 2015 году на знаменитом заседании президиума Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина.
Но сегодня антимонопольщики, по всей видимости, предпочитают публично о результатах этого "очищения рыбной отрасли от иностранцев" не говорить, а всю тяжесть многочисленных судебных процессов несет на себе госорган – регулятор отрасли, ФАС же ограничивается участием в разбирательствах в качестве "третьего лица" (и это – еще в лучшем случае).
Напомним, что на Госсовете в 2015 году глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев доложил президенту РФ о том, как ФАС "изгнала" из рыбной отрасли страны китайский холдинг Pacific Andes. Это "изгнание", как известно, заключалось по факту в том, что на фоне риторики антимонопольщиков о некоем "иностранном контроле", угроз лишения квот и возбужденном ФАС деле о картельном сговоре шесть хорошо обеспеченных промысловыми лимитами на минтай и сельдь дальневосточных компаний были приобретены "Русской рыбопромышленной компанией" (РРПК).
На том же Госсовете глава ФАС заявил о том, что победа над Pacific Andes – это только начало, поскольку помимо китайского капитала, в рыбной отрасли продолжает активно и незаконно присутствовать капиталы и южнокорейские, и американские, и японские.
Так что "поход" был объявлен, и ответственность, как говорится, на себя взята.
В 2016 году испрашиваемые ФАС изменения в части ужесточения мер воздействия на незаконных иностранных инвесторов были оперативно внесены в закон "О рыболовстве…", и для начала расторжения квотных договоров с нарушителями Росрыболовству осталось лишь получить заключения ФАС о нахождении тех или иных рыбодобывающих компаний под контролем иностранного капитала.
Однако подготовка таких заключений как-то затянулась, уличать всевозможных "пасификов" антимонопольщики по каким-то причинам не очень спешили.
Особенно такая неспешность и "основательность" проявила себя в деле так называемой "рыбной империи Дмитрия Дремлюги" на Дальнем Востоке.
Как известно, широко и неоднозначно известный в отраслевых кругах Дмитрий Дремлюга прямо или косвенно владел несколькими рыбодобывающими компаниями — уже упомянутым ООО "Зарубинская база флота", ООО "Атлантика", АО "ХК "Дальморепродукт", ООО "Краб ДВ", ООО "Тайфун", "ДМП-РМ" и другими — которые вели промысел рыбы и крабов в Дальневосточном бассейне на основании заключенных с Росрыболовством в 2008 году квотных договоров. В 2012 году Дремлюга покинул РФ и переехал в Украину. Как было установлено позже, паспорт этой страны у рыбопромышленника имелся, так что "иностранным инвестором" он был (и, возможно, остается до сих пор), что называется, "всерьез и надолго".
А тем временем в 2017-2018 годах — как раз в преддверии перезаключения квотных договоров на 15 лет – компании, входившие в "империю Дремлюги", предсказуемо получили новых собственников, по преимуществу – из числа родственников бизнесмена и его топ-менеджеров. В итоге права на промысел российских биоресурсов компании сохранили, благополучно перезаключив осенью 2018 года договоры и получив право на эксплуатацию отечественных биоресурсов еще как минимум на 15 лет.
И как раз к концу 2018 года, когда вышеперечисленные компании успешно продлили свои права на добычу ВБР, в Росрыболовство стали поступать от ФАС необходимые для расторжения квотных договоров заключения. Но момент был упущен, и позиция госоргана-регулятора, согласно которой подконтрольность иностранным инвесторам в период 2008-2018 годов дает основания расторгнуть квотные договоры, действующие с 1 января 2019 года (поскольку они были заключены только и исключительно на основании того, что компании обладали правом на вылов российских ВБР до момента перезаключения договоров в 2018 году), арбитражными судами поддержана не была.
Одной из первых "ласточек", продемонстрировавшей последствия нерасторопности Федеральной антимонопольной службы, стал процесс с участием ООО "Тайфун". Сперва контролируемая топ-менеджерами и партнерами Дремлюги компания убедила суд в том, что с 2017 года под контролем иностранного инвестора не находится, и в итоге арбитражные суды двух инстанций отказали Росрыболовству в расторжении квотных договоров, заключенных с "Тайфуном" в конце 2018 года.
Как можно предположить, этот процесс имел существенное прецедентное значение, и другим активам из "империи Дремлюги" удалось успешно "обнулить" свою "инвестиционную историю" — по преимуществу без особого шума в публичном пространстве.
Впрочем, один из судебных процессов, который Росрыболовству пришлось вести в рамках "борьбы" ФАС с незаконным иностранным контролем над добытчиками российских биоресурсов, оказалось все-таки "шумным". Речь идет о деле ранее подконтрольной Дремлюге компании "ДПМ-РМ", которая в 2018 году вошла в уже упомянутый холдинг РРПК.
Между ФАС и "ДПМ-РМ" было заключено мировое соглашение, согласно которому актив РРПК признает, что находился под контролем иностранного инвестора Дремлюги, а антимонопольная служба снимает все свои претензии и объявляет свое ранее направленное в Росрыболовство решение (на основании которого регулятор и инициировал иски о расторжении квотных договоров) ничтожным. Росрыболовство и поддержавшая его прокуратура Москвы пытались оспорить, по сути, такую "политику двойных стандартов", продемонстрированную антимонопольным органом, однако не преуспели – мировое соглашение было признано в арбитраже высшей инстанции юридически неуязвимым. Причем настолько, что даже кассационная жалоба Генеральной прокуратуры была отклонена Верховным судом РФ.
Отраслевое сообщество пристально следило за ходом рассмотрения иска прокуратуры о признании незаконным мирового соглашения между антимонопольным органом, ранее так безапелляционно выступавшим за изгнание иностранцев из рыбной отрасли и жесткие последствия для нарушителей законодательных норм, и новоприобретенного актива холдинга РРПК.
Многие эксперты тогда высказывали мнение, что "гибкость" ФАС в случае с "ДМП-РМ" может превратить всю борьбу государства с иностранным влиянием в стратегической отрасли в профанацию.
Последние же "акты" этой истории, напомним, можно будет наблюдать в марте-апреле 2020 года, когда в арбитражных кассационных инстанциях громкая поначалу кампания ФАС придет к своему неизбежному – и, вполне возможно, изначально ожидаемому — финалу.