Правительство Российской Федерации анонсировало беспрецедентные меры поддержки населения в условиях пандемии коронавируса – от кредитных каникул до беспроцентных кредитов на выплаты зарплат. В дополнение к федеральным программам ПАО Сбербанк реализует собственные инициативы, направленные на помощь гражданам. Подробно корр. ИА PrimaMedia рассказал о них управляющий приморским отделением ПАО Сбербанк Сергей Радюшкин.
— Сергей Геннадьевич, как вы оцениваете экономическую ситуацию в целом? Приходилось ли банковскому сектору сталкиваться с подобными вызовами?
— Таких колоссальных изменений в экономическом процессе мы никогда не видели. Это первый опыт и в мировых масштабах, и для России, и для каждого региона, и для каждого отдельного гражданина. Безусловно, время тяжелое – население теряет доходы, предприниматели борются за спасение своего бизнеса. Сбербанк, как крупнейшая кредитная организация, осознает свою роль, влияние на текущую ситуацию и принимает на себя социальную ответственность. Расширенные программы поддержки клиентов мы внедряем по собственной инициативе, понимая, насколько важно, чтобы доступ к финансовым льготам, послаблениям был абсолютно у всех.
— У населения возникает много вопросов о предоставлении кредитных каникул. На каких условиях можно получить отсрочку по платежам?
— Федеральная программа распространяется на кредиты, выданные до 3 апреля, и предусматривает существенные ключевые условия. Чтобы получить кредитные каникулы, заемщик – физическое лицо — должен подтвердить снижение дохода не менее чем на 30% от среднего дохода за 2019 год.
Предоставить в банк документы, подтверждающие снижение доходов, можно с отсрочкой 90 дней, но сделать это нужно обязательно, иначе положительного решения не будет. Во-вторых, есть определенные ограничения по сумме кредита, установленные постановлением правительства. По ипотеке это — 3 млн рублей, по потребительским кредитам — 250 тысяч, по автокредитам – 600 тысяч рублей, по кредитным картам — 100 тысяч рублей. Однако Сбербанк не ограничивается федеральной программой, мы предлагаем собственные программы по поддержке заемщиков. Если доход заемщика не упал на 30% или сумма его кредита выше, чем обозначенные лимиты, он также может получить поддержку — зайти на сайт банка и выбрать соответствующий продукт или посетить наш офис офлайн.
— Речь идет о любых кредитах?
— Клиент может обратиться с заявлением об изменении условий по ипотечному, потребительскому кредиту, кредиту на приобретение автомобиля. Сюда же относятся кредитные карты. Отсрочка уплаты по любым кредитным обязательствам предоставляется на срок до шести месяцев.
— Есть ли у Сбербанка собственные программы поддержки бизнеса?
— Это достаточно широкая линейка. Для малого бизнеса мы предоставляем отсрочку платежей, без ограничений по отраслям — что важно, ведь постановление президента предусматривает кредитные каникулы и другие меры поддержки только для одиннадцати отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии.
Сбербанк не делает разграничений и отрабатывает все поступающие обращения предпринимателей – из любой сферы деятельности. Важно, что штрафные санкции, связанные с выполнением обязательств по кредитным договорам, отменяются в период ограничений.
— Ранее Сбербанк анонсировал запуск новых некредитных решений в целях поддержки бизнеса. О чем идет речь?
— Сегодня мы в автоматическом режиме снижаем до уровня не более 1% ставку по интернет-эквайрингу для предприятий из сферы продовольственного ритейла, торговли товарами первой необходимости. Клиентам разосланы соответствующие уведомления. Основная цель – поддержать дистанционную торговлю в условиях режима самоизоляции и способствовать сдерживанию цен.
Сэкономив на операциях по эквайрингу, предприниматели смогут улучшить эффективность бизнеса. Помимо этого, с начала марта Сбербанк отменил сервисную плату за использование терминалов, ранее обязательную для предприятий с небольшим торговым оборотом. Данная мера будет действовать до конца мая и может быть продлена в зависимости от ситуации.
— Есть ли какие-то решения для клиентов, которые сегодня вынуждены оставаться дома?
— Еще один стимул от Сбербанка оставаться дома – по всем вкладам, срок действия которых заканчивается в период с 30 марта по 5 мая, банк будет начислять проценты по текущим ставкам вплоть до 6 мая. Но если клиент решит воспользоваться деньгами после окончания вклада, но не дожидаясь 6 мая, то сможет сделать это без ограничений в любой день в Сбербанк Онлайн или в отделении банка в соответствии с графиком работы. Проценты по вкладу будут начислены за все дни до даты закрытия.
Сбербанк бесплатно продлевает и срок аренды банковских ячеек до 6 мая 2020 года. Все договоры аренды, заключенные для хранения ценностей, заканчивающиеся в период с 01.03.2020 по 5.05.2020 включительно, будут продлены банком автоматически. Клиенту не придется специально обращаться в банк, дополнительная плата с клиентов взиматься не будет.
— Сбербанк уже давно не только кредитная организация. Он разрабатывает образовательные программы, генерирует развлекательный контент. Планируете ли вы оказывать поддержку клиентам не по основной линии?
— В ПАО "Сбербанк" входит большое количество компаний. У каждой есть специальные промоакции, доступные всем желающим. Мы предоставляем гражданам в период ограничений бесплатный доступ к огромной медиатеке. Сбербанк и мультимедийный сервис Okko (18+) реализуют два совместных проекта. Первый — показ бесплатных концертов топовых исполнителей. Второй проект называется "Искусство онлайн". Это виртуальные экскурсии по лучшим музеям нашей страны и трансляция театральных спектаклей и постановок.
Еще одна компания группы, DocDoc (18+), открыла бесплатную горячую линию, куда можно обратиться с любым вопросом, касающимся коронавируса, и получить консультацию квалифицированных врачей и психологов. Также на эту линию могут позвонить врачи из удаленных фельдшерских пунктов и проконсультироваться с коллегами.
Имеются противопоказания. Фото: ИА PrimaMedia
Все наши компании, связанные с доставкой, включая "Сберлогистику", запустили сервисы доставки посылок на дом по сниженным ценам. У Сбербанка есть разработанные стратегии и большой блок бесплатных решений для того, чтобы каждый гражданин мог максимально эффективно проводить время, не нарушая карантинных мероприятий.
— Режим самоизоляции стимулирует услуги онлайн. Однако многие клиенты считают, что нужно обязательно прийти в офис, чтобы подать заявку на предоставление тех же кредитных каникул. Есть ли разница?
— Нет! Это заблуждение! Сейчас Сбербанк работает над тем, чтобы по максимуму перенести свою деятельность в интернет. Физическому или юридическому лицу необязательно приходить в офисы банка, хотя все они принимают клиентов офлайн, как и раньше. Можно подать заявку дистанционно, воспользовавшись приложением "Сбербанк Бизнес онлайн" (18+) или приложением "Сбербанк онлайн" (6+) для физических лиц. Сделать это удаленно – также надежно, как и в офисе. Главное, качественно подготовить заявление и прикрепить все необходимые документы.
— И последний вопрос – куда обращаться по вопросам изменения кредитных условий или если просто что-то непонятно?
— Можно позвонить своему клиентскому менеджеру, который закреплен за юрлицами и отдельными категориями физлиц, или на линию банка на номер 900. Также для юрлиц открыта специальная горячая линия. По номеру 8-800-200-34-40 любое юрлицо может получить бесплатную консультацию по любому вопросу, связанному с последней ситуацией. В том числе, по образовательным проектам.
Наши специалисты подскажут, как эффективнее работать в удаленном формате, как перестроить бизнес-процессы и многое другое. Мы консультируем и по финансовым, и по нефинансовым вопросам.
……………………………………………………………………………………………………........................................................................................................................................
По итогам встречи руководства Приморского края и Приморского отделения ПАО Сбербанк, посвященной мерам поддержки субъектов МСП и жителей края в связи с распространением COVID-19, комментарий ИА PrimaMedia дал также заместитель председателя правительства региона Константин Шестаков:
— Самое важное сегодня – оперативность. Усилия федеральных, региональных органов, кредитных организаций должны быть направлены на то, чтобы граждане получили поддержку как можно быстрее. На встрече с руководством ПАО "Сбербанк" мы обсудили в том числе предоставление беспроцентных кредитов на выплаты зарплат. Решением Центробанка 32 кредитных организации включены в этот проект. В Приморье пока одобрено 20 таких кредитов, и для нас очень важно, чтобы эта цифра переросла в 200, в 2000 – ровно столько, сколько необходимо экономике региона.
Важно, что помимо тех преференций и возможностей, которые через Банк России транслирует федеральное правительство, банки реализуют собственные программы поддержки населения. Например, Сбербанк разработал кредитные и некредитные решения, которые могут помочь и нашим предпринимателям, и физлицам. Я уверен, что они будут востребованы.
Напоминаю также, предприниматели могут воспользоваться мерами поддержки, которые предоставляет правительство Приморского края. Это и налоговые льготы, и кредитные продукты. Одна из таких мер — заем микрокредитной организации. Предложение действует для наиболее пострадавших отраслей. Всю необходимую информацию и предварительные консультации можно получить в центре "Мой бизнес" по номеру 8 (423) 279-59-09.
В материале упоминаются услуги, оказываемые ПАО Сбербанк и АНО "Микрокредитная компания Приморского края"