Пир на весь мир: на центральной площади Владивостока отмечают День блина
14:44
В Партизанске сгорел одноэтажный многоквартирный дом
14:30
Богослужение и концерт прошли во Владивостоке в честь Рождества Христова
13:31
Подозреваемый в нападении на пожилого мужчину во Владивостоке предстанет перед судом
13:30
Во Владивостоке заменили более десятка опор освещения в новом году
12:30
Один человек погиб от столкновения с грузовым поездом в Находке
11:30
Во Владивостоке новогоднее убранство уничтожается молодыми людьми
10:30
Синоптики рассказали, что ждет жителей Приморья в Рождество
09:26
Недобросовестные страховщики используют 3 хитрости для снижения выплат по ОСАГО
07:11
Дальний Восток 7 января. В бухту Золотой Рог вошел итальянский транспортный корабль Roma
07:00
Тарифы ЖКХ повысят в 2025 году сразу на 17% – жильцы взялись за головы
03:11
Грустный сюрприз для тех, кто хранит деньги в банках – кто попался в ловушку
6 января, 19:11
Подъем Раков, угрозы Дев, героизм Рыб: подробный гороскоп на 7 января
6 января, 18:30
Дурак, Маг, Сила: бодрящий таро-прогноз на эти 3 дня - перерождение судьбы
6 января, 18:00
Стыд Близнецов, выгода Дев, отвага Рыб: подробный гороскоп с 6 по 12 января
6 января, 17:30

Почему за фейки о коронавирусе ещё никого не посадили, но публиковать их не стоит

Об этом рассказала ведущий медиаюрист России Галина Арапова в прямом эфире PrimaMedia
22 апреля 2020, 21:03 Общество
Галина Арапова ИА PrimaMedia
Галина Арапова
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В прямом эфире на информационных площадках ИА PrimaMedia выступила российский эксперт в области права, директор Центра защиты прав СМИ (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента) Галина Арапова. Зрители узнали, что такое "фейк-ньюс" на самом деле и какая ответственность предусмотрена за распространение таких новостей.

Какой бы сложной ни становилась эпидемиологическая ситуация, своевременно информировать о ней людей – работа журналиста. В погоне за оперативностью не стоит забывать о фактчекинге – в настоящее время проверять достоверность информации необходимо едва ли не больше, чем в любое другое. В погоне за "хайпом" СМИ не должны забывать об отвественности, возложенной на них. За распространение фейк-ньюс редакцию могут привлеть оштрафовать или даже заблокировать сайт. Так что же такое "фейк-ньюс" и как обезопасить себя?

Началась онлайн-встреча с самого актуального для всех СМИ вопроса, который задал главный редактор "Новой газеты" во Владивостоке Андрей Островский: Какими должны быть журналистские тексты в нынешних условиях? Как писать о ситуации, чтобы не получить претензии о нагнетании обстановки и фейк-ньюс?

Информировать общество – обязанность журналиста

Арапова справедливо отметила, что информировать людей – прямая задача журналиста, причем новости должны соответствовать реальности. Подавать их нужно взвешенно, не нагнетая обстановку, но и не пытаясь успокоить людей.

– Градус напряженности сейчас намного выше. Общество имеет право точно знать, что происходит, от этого зависит его дисциплинированность. Люди должны осознавать риски, и пресса играет в этом первостепенную роль. Контакт между журналистами и читателями сейчас обострен, поэтому многое зависит от того, как журналист преподнесет информацию. Успокаивать кого-то, конечно, не наша работа, – мы ведь не психиатры – но и нагнетать обстановку мы не должны. Информировать общество – это не только право журналиста, но и его обязанность, – отмечает юрист.

Ничего, кроме фактов

Чтобы максимально обезопасить себя, журналисты должны говорить только о фактах: сколько зараженных, какова оснащенность системы здравоохранения. Искажение этих данных в международной практике трактуется как дезинформация, в России же устоялся неправовой термин "фейк-ньюс". Последствия распространения такой новости – штраф и блокировка статьи или даже всего сайта. Писать о пациентах и людях с подозрением на коронавирус тоже нужно предельно осторожно, потому что это может быть истолковано как вмешательство в частную жизнь и разглашение персональных данных. Перешедшему границы журналисту грозит компенсация морального вреда и штраф. По закону преследуется и разглашение медицинской тайны – наказание предусмотрено в административном кодексе. 

Не стоит публиковать имена пациентов с подозрением на COVID-19 (или уже больных), называть их национальность, упоминать контактных лиц и родственников, называть сопутствующие конкретные диагнозы, даже если их предоставили власти. Авторы материалов о болезни Льва Лещенко или Надежды Бабкиной не привлекались к ответственности, потому что артисты не подали в суд, хотя могли это сделать. Не стоит забывать и о том, что даже после смерти человека его родственники имеют право защищать частную жизнь умершего.

Рекламировать препараты, которые якобы излечивают от коронавируса, тоже нельзя. Так, в настоящее время проходит проверка в отношении "Арбидола", в инструкции к которому появилась информация о том, что этот препарат эффективно лечит коронавирус. 

Информацию, размещенную в социальных сетях, также следует использовать предельно осторожно. Брать факты можно, только если человек обнародовал их сам, фото разрешается использовать только с согласия изображенного на нем лица. Использовать скриншоты из видео можно. А вот публиковать фотографию, на которой отчетливо видно лицо человека, не имеющего отношения к публикации о коронавирусе, нельзя.

Наказание: от 30 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы

По мнению Араповой, в настоящий момент сложности возникают потому, что Россия находится в самом начале пути: судебная практика невелика, некоторые поправки в законе появились совсем недавно. В административном кодексе изменения, касающиеся фейк-ньюс, появились в марте 2019 года, в уголовном – 1 апреля 2020 года. Даже по административному кодексу штрафы большие: от 30 до 100 тысяч для граждан, от 60 до 200 тысяч для должностных лиц, от 200 до 500 тысяч для организаций. Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда опубликованные сведения влекут за собой причинение вреда здоровью человека (штраф от 700 тысяч до 1,5 млн рублей, лишение свободы до трех лет) или даже его смерть (штраф 1,5-2 млн рублей, лишение свободы до пяти лет). Важно ориентироваться на реакцию правоохранительных органов в каждом конкретном случае, которых в настоящее время не так уж и много.

А что на деле?

Для более полного и конкретного понимания того, как подобные дела рассматривают правоохранительные органы, участники встречи разобрали несколько реальных кейсов. Руководитель Клуба главных редакторов Яна Попова вспомнила о случае в Уссурийске, когда в городе распространилась ложная информация о заболевших коронавирусом на предприятии. Виновник был найден, но к уголовной ответственности его не привлекли – всё закончилось его публичными извинениями.

– Когда тебя вызывают в Центр противодействия экстремизму, а ты бежишь домой и записываешь видео с извинениями, это не про закон. С другой стороны, дела в отношении СМИ уже возбуждались, однако до судов они ещё не дошли, потому что работа судов сейчас поставлена на паузу. Поэтому, возможно, практика "извиняйтесь и удаляйте" вызвана тем, что дело нельзя передать в суд. Да, это нарушение 29 статьи Конституции, но также это экономия 15-ти тысяч рублей и затрат на адвоката, поэтому, может быть, для граждан это даже к лучшему, – отметила Галина Арапова.

Юрист также обращает внимание на то, что формально судам не запрещено работать – они имеют право рассматривать те дела, которые считают неотложными, и в некоторых регионах именно так и делают. Поэтому где-то люди уже получили штрафы, а где-то протоколы "подвисли" в пути. Возбуждались дела также в отношении редакций, однако до судов они ещё не дошли.

Ещё несколько показательных примеров связано с распространением недостоверной информации в мессенджерах. Так, Нижнекамский городской суд оштрафовал местную жительницу, распространявшую через What`sApp о "закрытии на карантин" города Нижнекамска. Аналогичная ситуация произошла в Липецке: 13 марта местная жительница в чате What`sApp написала о "сокрытии региональной властью количества заболевших коронавирусной инфекцией", чего на самом деле не было. Кейс примечателен тем, что эту информацию активно распространяли СМИ, однако наказание в конечном итоге понес только первоисточник.

Показательна также история со статьей от 15 апреля в "Новой газете". Генпрокуратура потребовала удалить заголовок и статью обозревателя Елены Милашевой о развитии эпидемии в Чечне. Однако осталось непонятно, какая именно часть статьи вызвала претензии, а потому СПЧ написал генеральному прокурору письмо с  просьбой объяснить, какая именно информация была расценена как фейк-ньюс.

Не стоит забывать и о других законах

А что, если в публицистическом материале, в котором изложены точные факты, появятся собственные рассуждения автора? Например, в статье, в которой журналист анализирует "шведскую" модель борьбы с коронавирусом, оперируя подтвержденными данными и статистикой, а затем размышляет на тему того, что излишне строгие ограничительные меры в его стране, может быть, и ни к чему. Галина Арапова считает, что в таком случае говорить о фейк-ньюс не совсем уместно, однако не стоит забывать о других законах, в том числе и об оскорблении власти.

Галина Арапова отмечает, что фейк-ньюс – это не любая недостоверная информация, а только та, что опубликована преднамеренно, а её распространитель заранее знал, что она не соответствует действительности. Фейк-ньюс – информация, которая может привести к негативным последствиям, угрожает здоровью людей и/или дестабилизирует системы жизнеобеспечения общества. Это касается любой информации, размещенной в интернете, автором которой может быть как СМИ, так и обычный человек.

Онлайн-трансляция с ведущим медиаюристом России Галиной Араповой прошла на сайте ИА PrimaMedia и в социальных сетях информагентства в понедельник. Модераторы: редактор "Новой газеты" во Владивостоке Андрей Островский и руководитель Клуба главных редакторов Приморского края Яна Попова. Среди тем для обсуждения – особенности работы СМИ в условиях пандемии, влияние карантинных мер на работу и ответственность за распространение фейков о коронавирусе. Организатором онлайн-трансляции выступает Приморское отделение Союза журналистов России. Мероприятие – первый шаг на пути к Дальневосточному МедиаСаммиту – мероприятие соберет постоянных участников форума.

219410
43
37