Избирательная комиссия Приморского края (КИК) разработала поправки в краевой избирательный кодекс. Документ направлен на рассмотрение приморского парламента. В законодательную инициативу вошли практически все изменения избирательного законодательства, принятые на федеральном уровне в мае – от голосования во дворах и по почте до ужесточения "криминального фильтра". Эксперты считают эволюционными нормы, касающиеся сбора подписей через сайт "Госуслуги". Однако они не попали в приморский законопроект, сообщает ИА PrimaMedia.
В середине мая Госдума приняла целый пакет поправок, касающихся избирательного законодательства. Приморский избирком, как писало агентство, был готов оперативно внести свой законопроект на их основе, но в итоге заседание, запланированное на 18 мая, было отменено. Накануне, 1 июня, Крайизбирком в режиме видеоконференции провел заседание, на котором был представлен законопроект и принято решение о внесении его на рассмотрение Заксобрания Приморья. ИА PrimaMedia ознакомилось с текстом законодательной инициативы. По сути, в документе дублируются все те нормы, которые приняты на федеральном уровне. Но не все.
В случае, если законопроект будет принят парламентом, новые правила будут действовать уже на ближайших выборах.
Так, КИК предлагает расширить действие т.н. "криминального фильтра". По действующему законодательству запрет на участие в выборах касается граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, до истечения соответственно 10 и 15 лет со дня снятия или погашения судимости. Также не могут баллотироваться лица, осужденные за преступления экстремистской направленности и подвергнутые административному наказанию за пропаганду нацистской символики и распространение экстремистских материалов (ст. 20.3 и 20.29 КоАП).
Новыми поправками подпадающих под "криминальный фильтр" граждан расширяется за счет осужденных по почти 50 статьям УК средней тяжести. Запрет на выдвижение своих кандидатур на выборы коснется граждан, которые были осуждены в том числе по части 2 статьи 207.2 (публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации); по пресловутой ст. 159 УК РФ (мошенничество), на использование которой в целях давления часто жалуются предприниматели; по статье 212.1 (неоднократное нарушение правил организации митинга); части 2 статьи 280 (публичные призывы к экстремизму); части 2 статьи 280.1 (призывы к сепаратизму); части 1 статьи 282 (экстремизм); по части 1 статьи 318 (применение насилия в отношении представителя власти); по части 1 статьи 274.1 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру России) и т.д. Часть попавших под фильтр статей касается нарушений на выборах, в том числе воспрепятствования осуществлению избирательных прав и фальсификации итогов голосования. Участвовать в выборах осужденные по этим статьям не смогут в течение 5 лет после снятия или погашения судимости.
Согласно проекту закона, в кодекс вносится статья о проведении выборов при введении режима повышенной готовности или ЧС. При наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей голосование может быть отложено. В случае принятия такого решения, органы власти и депутаты исполняют свои полномочия до отмены режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации и избрания нового состава указанных органов или депутатов.
Ряд норм касается организации голосования. В частности, при проведении выборов в органы госвласти и местного самоуправления может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования. "В целях создания условий для защиты здоровья избирателей", для "создания максимального удобства" предполагается возможность организации мест для голосования вне помещений для голосования. В частности, на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования, к которым в законопроекте относятся придомовые территории, территории общего пользования и иные места. Причем использование кабинок во дворах или на иных площадках применительно и к голосованию в единый день голосования, и при досрочном голосовании, "но не ранее чем за семь дней до дня голосования".
Поправки предусматривают возможность досрочного голосования на всех уровнях выборов. На данный момент досрочное голосование в Приморье применяется только на выборах в органы местного самоуправления и то не всегда. На проведение "досрочки" отводится не более 10 дней. Такая возможность распространяется на избирателей, проживающих там, где отсутствуют помещения для голосования и затруднено транспортное сообщение. В таких местах досрочное голосование может быть проведено не ранее чем за 15 дней до дня голосования.
Расширяются возможности для надомного голосования. Четкий перечень уважительных причин для надомного голосования, а именно "по состоянию здоровья, инвалидности", меняется на "по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования".
В законопроект Крайизбиркома вошли нормы, уточняющие требования по заполнению и представлению в комиссию подписных листов. Предусматривается, что при проставлении подписи и даты ее внесения избиратель, участник референдума собственноручно вносит в подписной лист свои фамилию, имя и отчество.
С одной стороны, как считают эксперты, это может позволить специалистам-графологам при проверке подлинности подписи лучше понять почерк человека, чтобы установить с большей точностью, он ли ставил подпись. Но с другой, это и поле для манипуляций. К примеру, если у избирателя плохое зрение, небрежный почерк или проблемы с моторикой, то специалист, проверяющий листы, вполне может усмотреть в ФИО или дате ошибку.
Страховкой от таких случаев мог бы стать электронный сбор подписей – через портал "Госуслуги", что предусмотрел федеральный законодатель. С помощью портала "Госуслуг", по федеральному закону, можно собирать до 50% подписей избирателей, участников референдума от общего количества подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума. Каждый регион сам принимает решение о применении этой нормы, а также устанавливает процент "электронных" подписей.
Однако в законопроект Избирательной комиссии Приморья эта норма не вошла. Как пояснил член Крайизбиркома от ЛДПР с правом совещательного голоса, юрист Влас Копейкин, авторы поправок предлагают отдать это на откуп депутатам Заксобрания Приморья. Но в текущий созыв Заксобрания Приморья прошло только два парламентария, которые имеют представление о процедуре сбора подписей. И то, на данный момент в парламенте такой депутат один. Все остальные 38 нардепов избраны от парламентских партий. Большинству вряд ли известны тяготы, с которыми сталкиваются самовыдвиженцы и представители малых партий.
"Позиция авторов инициативы в том, что это если это кому-то действительно нужно, то пускай это вносят депутаты, а не избирательная комиссия. Можно ли согласиться с данным суждением, если избирательная комиссия – это все-таки профессионалы, специализирующиеся на технической стороне избирательного процесса, а из 39 депутатов только один видел полноценно как сейчас происходит сбор подписей?
Цифровизация должна быть комплексной. Это не только возможность голосовать дистанционно, это возможность подавать документы на выдвижение через портал государственных услуг, возможность сбора подписей избирателей через тот же портал и много других полезных моментов которые могут облегчить взаимодействие всех участников избирательного процесса и оптимизировать расходы. Сейчас была возможность сделать еще один шаг к цифровой трансформации избирательной системы, но поправок в части сбора подписей в электронном виде мы пока, к сожалению, не увидели", – поделился Копейкин в беседе с корр. ИА PrimaMedia.
Вместе с тем ряд регионов РФ планирует воспользоваться возможностями современных технологий. Так, соответствующий законопроект по инициативе регионального избиркома приняли в Челябинской области – там установили максимальную планку в 50% "электронных" подписей; в Пермском крае прописали сбор подписей через "Госуслуги" на губернаторских выборах.
По мнению электорального юриста Эдуарда Черторинского, использование этого сервиса повышает защиту от человеческого фактора и значительно упрощает саму процедуру.
"Во-первых, через Госуслуги можно собрать 50% подписей. Во-вторых, Госуслуги страхуют от многого и упрощают жизнь. Страхуют от почерковеда, от проверки через ГАС "Выборы", от всякого непонятного почерка и вообще человеческого фактора. Вопрос, захотят ли парламентские партии упрощать жизнь потенциальным политическим конкурентам. Потому что это действительно облегчит процедуру сбора подписей, особенно среди молодежи, которая активно пользуется гаджетами и приложениями", — уверен эксперт.