Новые правила безвизового въезда в Китай вступили в силу - подробности
01:30
5 новогодних песен из СССР сразу поднимут настроение и настроят на праздники
22 декабря, 20:30
Пенсии вырастут на 8 700 рублей – солидная сумма поступит на карту в 2025 году
22 декабря, 19:11
Пинок Львов, суматоха Дев и нищета Рыб: подробный гороскоп на 23 декабря
22 декабря, 18:30
Отшельник, Звезда, Смерть: таро-расклад желаний с 23 по 29 декабря - суд кармы
22 декабря, 18:00
Сюрприз Овнов, улов Раков и маневр Весов: подробный с 23 по 29 декабря
22 декабря, 17:30
Пятый сезон на "Русской лыжне" во Владивостоке открыли любительскими соревнованиями
22 декабря, 15:31
Где купить красную рыбу и икру на новогодний стол во Владивостоке
22 декабря, 14:50
Из-за схода вагонов в Забайкалье задерживаются пассажирские поезда
22 декабря, 13:37
Аэрофлот открыл продажу на прямые рейсы из Владивостока в Пекин
22 декабря, 12:53
"Адмирал" второй раз в сезоне отобрал очки у СКА
22 декабря, 10:29
Первый состав прошел через новый тоннель в Смоляниново
22 декабря, 10:27
Названы самые частые причины, почему машина не заводится в мороз
22 декабря, 07:11
Дальний Восток 22 декабря. Родился Герой Советского Союза Тимофей Сафронов
22 декабря, 07:00
Вы входите в ряды редчайших интеллектуалов, если наберете 8/8 – ТЕСТ
22 декабря, 06:00

Море чистое: экологи рассказали, как режим самоизоляции повлиял на природу Владивостока

В Приморье все больше активной молодежи, стремящейся что-то сделать для сохранения экологии
30 июня 2020, 15:16 Общество Чистый край
Ульяна Сердюк и Агата Корчагина ИА PrimaMedia
Ульяна Сердюк и Агата Корчагина
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Куратор экологического проекта "Остров мечты" Агата Корчагина и эколог, наставник направления "Биоквантум" детского технопарка "Кванториум" Ульяна Сердюк рассказали журналистам ИА PrimaMedia о том, как режим самоизоляции повлиял на экологическую обстановку во Владивостоке и крае, а также о важности экологического просвещения.

Сейчас много разговоров о вреде микропластика, что это такое, и чем он опасен?

Ульяна Сердюк: Все, кто хоть раз убирал мусор с побережья, знают, что пластик, полежав несколько лет на солнце или полежав в морской воде, становится очень хрупким. Он постепенно истирается и становится все мельче и мельче. Попадая в организм животных, он способен усваиваться на клеточном уровне. Начиная с одноклеточных водорослей, которые могут его в себя встроить, все это переходит вверх по пищевой цепочке. Или крупные частицы, с которых все начинается, просто поедают рыбы, птицы, черепахи...

Агата Корчагина: Есть два предположения, почему рыбы едят микропластик. Первый — на нем оседают микроорганизмы, которыми они питаются. Второй — пластик выделяет вещества, которые нравятся морским обитателям. Но это еще не доказано. Зато точно известно, что в нем есть токсические элементы. Пластик — это синтетический, не природный объект. Особенно много такого микропластика после шторма. Кстати, так называемые биоразлагаемые пакеты в воде не разлагаются, а просто распадаются на мелкие частички. В результате в воде плавает такая пластиковая жижа, а шторма все это "взбивают". Как его собирать — не понятно, он очень маленький, поймать его в воде очень сложно.

Ульяна Сердюк: После штормов и тайфунов, когда есть сток с суши, в прибрежной полосе образуется "бульон" из мусора, в котором болтаются, в том числе, и пластиковые частицы.

Расскажите о проектах по экологическому просвещению. Проводятся ли они в условиях ограничительных мер? 

Агата Корчагина: Конечно, у нас есть экологические удаленные уроки. В основном, мы проводим их для университетов и колледжей. Может показаться, что мы рассказываем об очень простых вещах, но если копнуть тему глубже, там может оказаться много интересного. Например, "Загрязнения, о которых мы не догадываемся" — очень глубокая тема. 

Ульяна Сердюк: Иногда даже взрослые люди не задумываются о каких-то своих повседневных действиях, которые могут приводить к избыточному количеству отходов или вреду для экологии. Например, одна дама рассказала, что спускала одноразовые линзы в унитаз и даже не догадывалась, что это может быть вредно для природы. Порой люди, уже заряженные на экологическую повестку, все равно находятся нюансы, о которых они не знали раньше. Мы который год проповедуем историю, что если вы не хотите сортировать мусор, то хотя бы выбрасывайте его правильно, прекратите платить за воздух, начните плющить пластиковые бутылки, тетрапаки. Ведь если их развернуть, они будут занимать в 5-6 раз меньше места. В 2012-2013 годах считали, сколько в кубометре мусора оказывается этого самого воздуха, и его доля доходила до 60%.

Агата Корчагина: У проекта "Остров мечты", который является партнером "Чистых игр", скоро будет проходить интересный челлендж "Пришел, увидел и убрал". Нужно собрать мусор, сфотографировав место до и после уборки. Это новый формат, он интереснее, чем просто субботники. Причем в нем с удовольствием участвуют даже дети. Пока человек не поучаствует сам в подобном мероприятии, он никогда не поймет масштабов проблемы. Например, когда достаешь растение при уборке мусора, а оно на пенопласте, корнями до земли не достает. Тогда приходит понимание того, какой вклад нужен для спасения планеты от пластика. К нам в проект "Остров мечты" в основном приходят за экологическим просвещением. У нас была даже аудитория из учителей, которые пришли к нам целенаправленно, чтобы потом включить экологическую тематикув свою программу обучения.

Ульяна Сердюк: Даже учительское сообщество не всегда успевает за трендами. Нам очень часто говорят, что отдельного предмета Экология в школе нет, только небольшой раздел в 11 классе и кусочек в 9 классе в учебниках по биологии. Но ведь у нас есть география, физика, ОБЖ и химия, пять предметов, в которых есть экологические разделы. Я считаю, что быть экологичными необходимо не только для того, чтобы спасти планету, но и для того, чтобы сохранить собственное здоровье. А это уже довольно актуальная повестка. Дышать загрязненным воздухом нехорошо, пить грязную воду тоже нехорошо, как и купаться в грязном море. Однако вопрос знания не гарантирует применения этих знаний. Это требует дисциплины, привычки. Динамический стереотип — последовательность действий, которые нужно точно и постоянно выполнять. Условный рефлекс, фактически. Это требует очень большой самоорганизации. Сейчас мы имеем огромное количество молодежи, которая, может и хочет что-то сделать, но мешает отсутствие инфраструктуры, мотивации. Самоорганизация — это хорошо, но должны быть еще крючки, которыми можно было бы людей цеплять. 

Какой вы отклик получаете от детей?

Агата Корчагина: Дети — самая замечательная аудитория. На моей практике было несколько случаев, когда дети загорались и начали делать свои проекты. Подростки — самая подвижная и благодарная аудитория. Конечно, все зависит от того, как ты им все преподашь, в какой форме. 

Ульяна Сердюк: И необязательно потом становиться экологом. Важно придерживаться того образа жизни, который мы все проповедуем. Новый атлас профессий говорит, что должны быть экологические проповедники. Вот мы, видимо, они и есть. Тут вопрос использования возможностей и желания. Мы хорошо понимаем, что сильно меняется мировоззрение у людей с возрастом. Когда ты 10 лет убираешь мусор за другими людьми, в какой-то момент тебя постигает жесточайшее разочарование. Ты больше не хочешь этого делать. И дети тоже разочаровываются, это нормальное явление. Но много и тех, кто смог пройти через это разочарование и понять, что нужно людей учить и показывать своим примером. И сейчас в Приморском крае и России в целом очень много молодежи, которая это делает — показывает своим примером. Есть свопы, где люди занимаются обменом ненужными вещами, в Приморье появился проект фудшеринга. Все эти проекты — возможности проявить себя, для молодежи в том числе. К сожалению, не всегда у молодежи есть право голоса. Мы говорим об экологической повестке ребенку, но у его родителей своя "вселенная". У мамы работа, двое других детей, ужин, хозяйство, куча других забот. Ей некогда думать об экологии. Но когда у взрослых внезапно появляется время думать об этом, тогда все сдвигается с мертвой точки.

Агата Корчагина: Моя любимая фраза — "нужно начинать с себя". Важно думать о том, что ты делаешь. Я сама отказалась от пластика, и если какой-то одноразовый пластик оказывается у меня в руках, то я его, конечно, не выбрасываю, а у себя складирую, вдруг понадобится. Но у меня принцип — никого не заставлять. И вот однажды выехав на природу, наши ребята из проекта "Остров мечты" вдруг заметили, что никакой одноразовой посуды с собой не взяли. Все принесли многоразовые кружки, ложки, и для них это было достижением. Так что собственный пример работает. Живите, как вы хотите жить, а люди будут тянуться к вам.

Агата, расскажите об акции "Остров мечты", как происходит взаимодействие с отдыхающими?

Агата Корчагина: С туристами работать сложно. У нас бывают агитационные рейды, подходим к лагерям отдыха, разговариваем с людьми. По большей части они обижаются, потому что видят скрытый смысл, считают, что мы плохо о них думаем… А после их отъезда зачастую видим горы мусора. Здесь нужен хитрый подход. Тема "Здравствуйте, вот вам пакет, убирайте за собой" не работает. Важно, чтобы человек не обиделся, заинтересовался. Особенно если он приехал с ребенком. Самая сложная работа с турбазами. Подходишь к хозяину, который совершенно точно мусор не вывозит, а он глаза прячет и говорит: "Ничего не знаю... Вон там человек, идите к нему". Есть и такие экземпляры. Мы уже 5 лет убираем островные территории Владивостока. Надеемся, что со временем до людей что-то дойдет.

Ульяна Сердюк: Это быстро не работает. Когда люди отдыхают, им не хочется задумываться о мусоре. Когда мы ездили со студентами на практику, выдавали им заранее список того, что надо взять с собой. И список того, что брать не надо, потому что вывозить мусор некуда. 

В это году планируются какие-то экологические акции?

Агата Корчагина: Мы планировали организовать большой лагерь на острове Попова, так как там обнаружили большие свалки мусора. Но в связи с пандемией большие мероприятия отменены, и мы будем стараться делать выездные разовые мероприятия, например, "Чистые игры", субботники... Хотелось бы привлечь к ним детскую аудиторию. На однодневные акции к нам приезжали даже с маленькими детьми. Вообще, пример, когда родители вместе с ребенком собирают мусор, очищают природу, очень важен.

Вы уже были на островах в этом году, самоизоляция как-то повлияла на количество мусора?

Агата Корчагина: Повлияла положительно, море очень чистое, много животных, которые подходят близко. Но проблема браконьерства осталась. Например, Хасанский район завален браконьерским мусором: сети, буйки, пенопласт, веревки, даже сами шхуны. Многокилометровые одноразовые сети — это самое страшное. Многие ныряют с баллонами, не имея с собой ножа, а ведь можно из-за такой сети получить форс-мажор. Если она растянута, в воде ее не видно. Пока в сеть не уткнешься, не поймешь. А запутаться очень легко. 

Сезон сбора мусора обычно начинается в марте. В прошлом году было очень много мусора, пакетов, которые мы собирали и выносили с собой на берег. Сейчас я этого не наблюдаю. Пока море чистое, карантин сыграл свою роль. 

Ульяна Сердюк: А городу, боюсь, придется тяжелее. Потому что в апреле традиционных субботников во Владивостоке не было. И ситуация очень сложная. Например, во дворе моего дома дворник убирает, а близлежащие склоны тонут в мусоре. Как только появляется высокая зеленая трава, которую никто не косит, в нее сразу начинают что-нибудь кидать. Боюсь, что осенью мы будем по колено в мусоре. А пандемия коронавируса "подарила" нам еще и проблему с масками. Это легкий мусор, который разлетается в разные стороны. На морском берегу мы их уже видели, на деревьях и кустах тоже. 

Агата Корчагина: На видовой площадке на мысе Вятлина всегда очень много легкого мусора: трубочки, стаканчики, крышечки. Сейчас к нему еще и маски добавятся. А есть еще влажные салфетки. Это тканый материал, который не разлагается и не сортируется, идет только на сжигание. В туристических местах и на острове Русском очень много этих салфеток. А люди и не в курсе... Даже чайный пакетик не разложится очень много лет, это тот же самый материал, который никак не перерабатывается.

Ульяна, расскажите, какие дети занимаются у вас в "Биоквантуме", как они к вам попадают?

Ульяна Сердюк: До открытия детского технопарка "Кванториум" во Дворце детского творчества работал биологический кружок. Небольшая часть детей перешла из него, в основном, старшеклассники, очень сильно замотивированные, участники конкурсов, олимпиад. Это был наш человеческий капитал, который перешел вслед за преподавателями в "Кванториум". А вообще к нам могут попасть совершенно любые дети, которые хотят развиваться в этом направлении и имеют возможность посещать занятия. Для этого родителям необходимо заполнить заявку, выбрать группу, расписание. "Кванториум" — очень интересная история, мы работаем циклами. Есть вводный модуль, на котором мы знакомимся с детьми, работаем с так называемыми мягкими компетенциями, такими, как командообразование, тайм-менеджент. Смотрим, действительно ли детям нужна биология, интересно ли им это. Ведь часто бывает, что детей за ручку водит мама, лучше знающая, что чаду "надо". У нас в "Кванториуме" работают семь направлений, помимо "Био". После первого модуля ядро группы, которое максимально эффективно работало в первом модуле, переходит на следующий уровень. Дети, которые не справились с программой, либо остаются повторно (у них есть такая возможность), либо им дается возможность выбрать себе другое направление. Если мы видим, что ребенку интереснее программировать, работать руками, рисовать, то рекомендуем ему попробовать себя в других направлениях.

У нас замечательное оборудование, хорошая микроскопическая лаборатория, возможности для экологического мониторинга и анализов... Но мы начинаем не с клеточной биологии, а с простых вещей, учим детей писать рефераты с высоким уровнем оригинальности текста. Это важные показатели, которые рассматриваются в дальнейшем при участии в конкурсах. Например, для участия во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии требуется наличие научной работы или проекта, который проверяется на оригинальность. К тому же, когда ребенок "в теме", когда он сам все сделал своими руками, "погрыз", попробовал, порисовал — это гораздо круче.

Дети работают с какими-то живыми материалами?

Ульяна Сердюк:  У нас есть цикл по микроскопии и почвоведению и экомониторингу. К сожалению, в этом году из-за возникших ограничений мы до экомониторинга не дошли. Вообще, наша задача — познакомить детей с разными типами работ, которые существуют в биологической науке, от базовых принципов до самых сложных. У нас есть все необходимое оборудование, чтобы, в зависимости от нужд детей, их возраста и возможностей, проводить занятия, исследования под присмотром наставников. Нас работает на этом направлении трое: эколог, почвовед-химик и микробиолог. Например, с нашей коллегой-микробиологом они выращивали грибы, микроорганизмы, собирались делать генетический анализ. И здесь нас самоизоляция тоже очень сильно остановила. К тому же у нас есть отдельные ученики, которые достаточно самостоятельны и самоорганизованы, чтобы прийти и сказать: "Я хочу вот этой темой заниматься. Что мне с этим делать? Какую литературу читать? Я нашел конкурс, что мне для него нужно сделать?". С этими детьми мы идем по индивидуальной траектории, которую они выбирают сами. Готовим им несколько вариантов-предложений, бывало, что такие ребята готовились у нас к конкурсу РКО, мы писали им сценарии для видеороликов. Тема была "Что я могу показать во Владивостоке, кроме океанариума и ботанического сада?". И мы расписывали, куда нужно съездить, что нужно снять на видео, каким текстом сопроводить. Казалось бы, это мало связано с фактической биологией, но раз детям это интересно, то почему бы и нет?

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Чистый край". Его цель — формирование бережного отношения к природе, среде проживания и экологии, сохранение лесных, водных и иных природных богатств Российской Федерации, вовлечение как можно большего числа приморцев в природоохранную деятельность, формирование экологического сознания.

194998
43
37