Первый заместитель генерального директора КГУП "Приморский экологический оператор" Сергей Лазарев в интервью ИА PrimaMedia рассказал о первом полугодии реализации мусорной реформы в Приморье, а также о том, как на ее внедрение повлияла пандемия коронавируса.
— Сергей Юрьевич, можно ли уже сейчас подвести какие-то промежуточные итоги мусорной реформы?
— За полгода работы мы выявили много проблемных аспектов, связанных с транспортированием, доставкой и сбором отходов. Правда, они фиксировались не по всему краю, а на определенных участках. В начале года многие компании оказались не готовы к реализации этой реформы. Если раньше они доставляли свои отходы на 89 несанкционированных свалок по всему Приморскому краю, то начиная с 1 января 2020 года, региональный оператор мог делать это исключительно на официальные полигоны, которых всего 13. Плечо доставки кратно увеличилось, требования к транспортировке тоже ужесточились, и компании, их водители, парк техники, не были к этому готовы. Первые два месяца мы испытывали огромные сложности, жили практически в авральном режиме. Но уже к марту-апрелю мы ситуация начала выправляться. Увидели, как можно правильно сформировать потоки отходов. Но затем в процесс вмешалась пандемия коронавируса.
— Как сильно пандемия повлияла на работу по вывозу мусора?
— Из-за коронавируса и введенных из-за него ограничительных мер очень сильно изменилась структура образования мусора. Если раньше соотношение объемов отходов юридического и физического секторов составляло 30% к 70%, то в апреле объемы мусора от многоквартирных домов увеличились в полтора-два раза, а от юридических лиц сильно просели. Это касалось в основном крупных городов: Владивостока, Уссурийска, Находки, Артема, Арсеньева и так далее. Больше всего это соотношение изменилось во Фрунзенском районе Владивостока. Объемы отходов юридических лиц снизились примерно на 30-40%. При этом в многоквартирных домах мы увидели огромное количество крупногабаритных отходов, того, что не помещается в баках, а размещается на площадках. Нужно было срочно увеличивать парк техники, которая может вывозить такой мусор. Гражданам дома стало скучно, многие начали делать ремонт, выносить на контейнерные площадки старую мебель, остатки от мелкого ремонта. Сейчас все возвращается в прежнее русло, юридические лица постепенно начинают оживать. Уменьшается объем от физических лиц, от домовладений.
— На каком этапе находится запуск сортировочных комплексов в Приморском крае?
— Мы приступили к их запуску по Приморью. Уже провели технический запуск в Дальнереченском и Хорольском муниципальных районах, в августе планируем сделать это в Лучегорске. Также мы обсуждаем место под сортировочный комплекс в Кировском районе. Там очень много курортов, санаториев, полигон всего один, и территориально он принимает на себя отходы сразу с пяти муниципальных районов. У нас очень маленькое количество полигонов. Мы придумали схему, по которой можно снизить нагрузку на этот полигон, и теперь после запуска всех сортировочных комплексов на этот полигон пойдут отходы, отсортированные от опасных фракций, подверженных горению, например. Туда будут направляться остатки в прессованном виде. Это продлит жизнь полигону, не повредит окружающей среде. Думаю, что вместо закрытия в 2023 году мы сможем продлить его жизнь до 2025 или 2027 года. Причем он будет функционировать в достаточно безопасном режиме.
Много дополнительных целей было поставлено на этот год. Мы планируем приобрести пятый комплекс, сейчас планируем его расположение. Но самое главное, что наблюдается синергетический эффект, появилось достаточное количество потенциальных инвесторов, которые увидели перспективу создания сортировочных комплексов. В Уссурийском городском округе прошла модернизация нашего картонного комбината. Он возобновил работу после пандемии и даже увеличил свою мощность, потому что мы увеличиваем объемы отсортировки картона. Начали появляться предприятия, которые занимаются глубокой переработкой пластика. Кроме того мы рассматриваем запуск предприятия по переработке стекла. Реформа, пусть и с серьёзными пробуксовками, но начинает двигаться.
— Какое количество отходов сортируется в Приморском крае?
— Пока порядка 3%, причем основная доля приходится на сортировочный комплекс во Владивостоке. Здесь отсортировывается порядка 8% полезных фракций. Конечно, это не идеальные показатели, и мы стремимся, чтобы этот процент рос. В этом нам поможет раздельный сбор, конечно. Потому что когда отходы попадают на сортировочный комплекс без предварительного селектирования, выбирать из них полезные фракции гораздо тяжелее. В этом году мы закупаем 1000 контейнеров для раздельного сбора. В пилотном проекте мы будем расставлять их во Владивостоке, Артеме, Надеждинском районе. Следующим этапом мы сможем запустить раздельный сбор в Дальнереченске, Пожарском и Хорольском районах, опять же из-за привязки к сортировочному комплексу. И в тех местах, где есть и селективный сбор, и сортировочный комплекс, мы планируем извлекать не менее 15% полезных фракций от общего объема отходов.
— Какие фракции мусора можно выделить с помощью контейнеров?
— С их помощью мы будем выделять ПЭТ-бутылки, полиэтилен, картон, бумагу, стекло, алюминиевую жестяную банку, потому что именно в этих полезных компонентах есть потребность. Есть компании по переработке, которые готовы покупать эти материалы. Если будут появляться дополнительные производственные мощности по переработке других отходом, например, по пластиковым бутылкам, то мы будем расширять спектр сортируемых отходов. Мы очень сильно завязаны на бизнесе, который приобретает или принимает компоненты для глубокой переработки.
— Как в Приморье реализуются проекты по внедрению раздельного сбора мусора?
—Есть отдельные частные успехи в Дальнереченском районе. Там перевозчик, компания "Доверие" самостоятельно запускает раздельный сбор мусора. Мы всячески будем помогать таким инициативам. Я думаю, что в этом году примерно к осени мы сможем анонсировать появление первых ласточек именно в районах.
— Какие проблемные точки до сих пор остаются в регионе?
— У нас действительно остаются точки, где мы испытываем определенные сложности с вывозом. Например, во Владивостоке это компания, которая занимается вывозом в Ленинском и Первомайском районах. Мы уже дважды сокращали ее зону деятельности, Первомайский район был урезан более чем на 45%. Но, к сожалению, до сих пор не видим положительных изменений. Если этого не произойдет в ближайшее время, то региональный оператор будет вынужден закупить собственный парк техники и приступить к вывозу мусора из данных районов самостоятельно.
— Как выстраивается работа с недобросовестными перевозчиками?
— Механизм работы с ними достаточно прозрачен и прописан у нас в контрактах. Если появляется какая-то жалоба через любой источник: социальные сети, официальные заявления, звонки в колл-центр, то у перевозчика есть 24 часа на устранение. Если этого не происходит, мы применяем пени по несвоевременному вывозу мусора. В случае регулярных нарушений компании выписывается штраф. И эти пени и штрафы идут в зачет оплаты их деятельности, и они недополучают прибыли. Такие санкции мы были вынуждены применить к восьми перевозчикам. В основном это Владивосток и другие крупные города, где население показывает высокую социальную активность, а города лучше оснащены контейнерными площадками, где мы можем зафиксировать факт несвоевременного вывоза. Данная работа будет продолжаться, пока перевозчики не выровняют ситуацию в полном объеме.
— Как происходит вывоз мусора из частного сектора и удаленных территорий?
— Сегодня "Приморский экологический оператор" охватывает 92% Приморского края, включая территории, где раньше вывоз мусора вообще не осуществлялся, а теперь начался. Но остаются места труднодоступные для транспорта. Это маленькие деревни на 100-150 человек, где до районного центра нужно добираться 150-200 км по грунтовым дорогам. Постепенно мы заставляем перевозчиков работать в районах, даем им план охвата дополнительных территорий. Рассчитываем, что в этом году закроем все 100% территории Приморья, и все жители будут получать данную услугу.
— Могут ли граждане рассчитывать на перерасчет в случае несвоевременного вывоза мусора?
— Конечно, граждане могут требовать перерасчет при неквалифицированном, несвоевременном вывозе отходов. Отдельные дома и улицы уже сейчас получают перерасчет, средства перерасчета мы компенсируем из сумм, полученных в качестве штрафов от перевозчиков. Проблема в частном секторе связана с отсутствием контейнерных площадок. Все-таки это законный и централизованный способ сбора. В этом году мы должны поставить более 6500 контейнеров на 1500 новых площадок в частном секторе. Там, где это будет невозможно ввиду слишком плотной застройки или когда расстояние до площадки очень большое, мы сохраним пакетированный вывоз. Сейчас работа по приобретению контейнеров ведется. Все заказы мы стараемся размещать именно у приморских производителей.
— Насколько хорошо в муниципалитетах ведется работа по созданию контейнерных площадок?
— Муниципалитеты отвечают за формирование площадок в частном секторе. Для многоквартирных домов площадки делают управляющие организации, постановка контейнеров осуществляется также ими. У нас есть право поставить контейнер на площадку многоквартирного дома, но это не обязанность. А вот в частном секторе мы должны и будем ставить контейнеры.
Работа с муниципалитетами идет уже четвертый месяц. Контейнеры уже установлены в Яковлевском и Надеждинском районах, в Уссурийском и Артемовском городском округах. Мы планируем продолжать работу по мере формирования площадок. Но есть муниципалитеты, которые не так активно включились в эту работу.
Сейчас с наступлением купального сезона появились проблемы с пляжными территориями. Особенно острая ситуация в Хасанском районе и Находкинском городском округе. Для Хасанского района мы в первую очередь поставим 70 контейнеров, первая партия отправилась туда в июле, чтобы в самый пиковый период августа не допустить сбоев и срыва.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Чистый край". Его цель — формирование бережного отношения к природе, среде проживания и экологии, сохранение лесных, водных и иных природных богатств Российской Федерации, вовлечение как можно большего числа приморцев в природоохранную деятельность, формирование экологического сознания.