Владивосток, город-порт, славен не только своим уникальным географическим положением, но и множеством талантливых людей, родившимися здесь. Это исторические личности и поэты, актеры и спортсмены. Каждый из них, став известным и знаменитым, прославил родной город. О несколких наиболее выдающихся личностях, с которыми прямо аасоциируется столица Приморья — в материале ИА PrimaMedia.
Юл Бриннер, американский актёр театра и кино, родился 11 июля 1920 года во Владивостоке
Памятник Юлу Бриннеру во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
В 1891 году Юл Бриннер вместе с купцом А.Н. Кузнецовым основал компанию "Бринер, Кузнецов и Ко", которая занималась земельными операциями во Владивостоке: под её началом было построено несколько домов, ставших украшением города, а также хранением грузов на складах и их отправкой в порту.
Бриннер ярко проявил себя как общественный деятель. Он был членом совета Владивостокской женской прогимназии, членом Приморского областного статистического комитета, гласным Владивостокской городской думы, действительным членом Владивостокского общества поощрения изящных искусств, старшиной Биржевого Комитета Владивостокской Биржи, членом Техническо-строительной комиссии Владивостокской городской управы,
Юл также был одним из основателей первой научно-просветительской организации на Дальнем Востоке — "Общества изучения Амурского края", при его финансовом участии было организовано строительство здания музея, в который он жертвовал и экспонаты, в частности коллекцию минералов и руд. Бриннер являлся членом-соревнователем Приморского филиала Русского Географического общества. На его деньги организовывались археологические раскопки, заказывались литографии для публикации результатов исследований.
Дом по адресу ул. Алеутская, 15б — одна из достопримечательностей Владивостока. Он известен как фамильный особняк Бринеров. Это светлое трёхэтажное здание украшает исторический центр города и является памятником архитектуры начала прошлого века.
Анна Щетинина, первая в мире женщина — капитан дальнего плавания, родилась 13 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком.
Анна Щетинина. Фото: Предоставлено МГУ им. Невельского
В 1919 году Анна окончила 8 классов единой трудовой школы на станции Седанка. После далекого путешествия на пароходе в устье Амура у девушки возникла мечта стать моряком. Тогда она казалась несбыточной.
Сама Щетинина вспоминала: "Во Владивостоке было мореходное училище. Но как туда поступить? Я продолжала учиться в школе, работать и думать. И, наконец, написала письмо начальнику училища. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма. Я бы дорого дала, чтобы сейчас увидеть это письмо".
После долгих речей начальника техникума о том, что девушке будет тяжело преодолевать трудности морского быта, осенью 1925 года Анна Щетинина все же успешно сдала экзамены и начала овладевать штурманской профессией на судоводительском отделении.
За время обучения Анна побывала палубным учеником на пароходе "Севастополь" и охранном судне "Брюханов", матросом — на "Первом краболове". Позже она описала все в своих книгах: "На морях и за морями" и "По разным морским дорогам".
После окончания техникума в 1929 году девушка работала на Камчатке, где прошла путь от матроса 1 класса до капитана. В возрасте 24 лет Анна получила штурманский диплом, а позже — диплом капитана дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 году она прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход "Чавыча" из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский. В 1938 году Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока.
Навсегда свою жизнь с Владивостоком она связала в сентябре 1960-го, когда была назначена доцентом кафедры "Управление судном и его техническая эксплуатация" в ДВВИМУ (Дальневосточное высшее инженерно-морское училище) имени адмирала Г. И. Невельского.
В своих книгах она предстает, прежде всего, сильной личностью и волевым капитаном.
Именем Анны Щетининой названы средняя общеобразовательная школа № 16 и улица в микрорайоне Снеговая Падь, сквер и мыс на полуострове Шкота, а с недавнего времени еще и один из островов Курильской гряды.
Знаменитая Анна Чулкова родилась 22 февраля 1934 года в селе Теродей Рязанской области.
Анна Чулкова. Фото: Пресс-служба мэрии Владивостока
Она — Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии СССР, мастер высшего класса кондитерского производства РСФСР и почётный гражданин Владивостока.
Все началось с переезда семьи Анны в город у моря в 1940 году.
Окончив 7 классов и получив неполное среднее образование, девушка начала Трудовую деятельность, став учеником на Владивостокской кондитерской фабрике (с 1993 года — АО "Приморский кондитер"). Со следующего года начала работать фасовщицей-упаковщицей, а спустя несколько лет ее отправили в Москву, повышать свое мастерство на знаменитой фабрике "Рот Фронт".
В 1967 году специалисты фабрики во главе с теперь уже мастером розничного цеха Анной Чулковой разработали самую удачную в СССР рецептуру конфет "Птичье молоко" и первыми в стране внедрили механизированную технологию их производства.
Кроме того, Анна Чулкова создала конфеты "Золотой Рог", за которые получила бронзовую медаль ВДНХ, конфеты "Метеорит", "Комета", шоколадно-вафельный торт "Мечта". Всего насчитывается около ста наименований кондитерских изделий, в создании которых Анна принимала участие.
За освоение и внедрение новых сортов конфет Анна Фёдоровна Чулкова награждена многими правительственными наградами, самые почетные из которых — Орден Октябрьской революции и два Ордена Ленина. Она стала лауреатом Государственной премии, а в 1986 ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ее имя внесено в книгу Трудовой славы СССР и в Золотую книгу Почета Министерства пищевой промышленности РСФСР.
Звание Почётный гражданин города Владивостока присвоено 28 июня 2000 года
Илья Лагутенко, российский рок-музыкант, которого сегодня называют голосом поколения.
Илья Лагутенко. Фото: ИА PrimaMedia
Лагутенко родился 16 октября 1968 года в Москве в семье архитектора Игоря Витальевича Лагутенко и его супруги Елены Борисовны, которая была художником-модельером.
В раннем возрасте, потеряв отца, Илья с мамой отправились во Владивосток, где и прошли его сознательное детство и юность.
Больше половины жизни Ильи прошло в этом городе. Лагутенко учился в школе с углубленным изучением китайского языка. Уже в то время мальчика интересовала музыка. Первую группу Илья основал в младших классах, назвав коллектив "Бони Пи". Кроме того, мальчик выступал в детском хоре, с которым гастролировал с концертами по многим городам Советского Союза.
Свой знаменитый коллектив молодой человек основал в 1983 году. Первоначально ансамбль назывался "Муми Тролль" в честь персонажей детской сказки финской писательницы Туве Янссон. Но так как группа долгое время не могла добиться серьезных успехов, однажды Илья в сердцах воскликнул: "Мы не Муми, мы настоящие мумии". Так родилось ставшее позднее всемирно известным название "Мумий Тролль".
Главное хобби Ильи — писательский труд. Первое произведение "Книга странствий. Мой Восток" можно считать мемуарами группы "Мумий Тролль". Вторая работа Ильи — книга "Владивосток-3000" является фантастической повестью о Тихоокеанской республике.
Последняя работа "ТигрИные истории" написана в виде трилогии о похождениях и жизни амурского тигра. Кстати, Илья Лагутенко состоит в Международной коалиции по защите тигров.
Как говорит сам музыкант, Владивосток для него, это самоидентификация и жизненная установка.
Илья является куратором международного музыкального фестиваля V-ROX. Это открытый международный фестиваль культуры и креативная лаборатория идей: от стрит-арта, музыки, гастрономии и спорта, до блокчейна, краудфандинговых платформ и новых музыкальных стримингов.
Он проходит во Владивостоке с 2013 года и уже давно стал одной из "визитных карточек" города.
Участниками фестиваля становятся сотни артистов, художников и музыкантов, не только из России, но и со всего мира — от Австралии и Монголии до Японии и США.
Марк Шульжицкий, российский автогонщик, родившийся 11 июля 1989 года во Владивостоке. Участник гонок на выносливость, ставший профессиональным спортсменом, выиграв киберспортивные соревнования по Gran Turismo 5.
Марк Шульжицкий. Фото: ИА PrimaMedia
Марк начинал свою гоночную карьеру в картинге, однако в 16 лет ему пришлось ее прекратить из-за отсутствия больших гоночных трасс в окрестностях родного города.
Молодой человек окончил Дальневосточный федеральный университет в 2011 году.
Выиграв соревнования в Сильверстоуне в 2012 году, он стал победителем Nissan PlayStation GT Academy.
В 2013 году компания Nissan дала старт глобальной программе обмена гонщиками NISMO, позволяющей спортсменам выступать в разных уголках мира. В его карьере были 12-часовые гонки MMER на международном автодроме "Сепанг" в Куала-Лумпуре, дебют в классе LMP2 на шанхайском этапе Чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA, участие в Blancpain Endurance Series и FIA GT Series в составе команды Nissan GT Academy Team. Он завоевал свой первый подиум в гонке Blancpain Endurance Series на трассе "Поль Рикар".
Для получения международной гоночной лицензии, Шульжицкий прошёл трёхмесячную программу подготовки, включающую участие в британских гонках. Участвуя в заезде "24 часа Дубая" в январе 2013 года, он вместе с Лукасом Ордоньесом, Романом Русиновым, Стивом Доэрти и Вольфгангом Райпом занял 21-е место. Именно тогда все убедились, что тяготы обучения превратили его в достойного гонщика-профессионала. На первом международном соревновании в своей карьере Марк вместе с соотечественником Романом Русиновым и товарищами по GT Academy Лукасом Ордоньесом и Вольфгангом Репом занял второе место в классе.
Марк очень приятный, открытый молодой человек. Настоящая находка для журналистов: он всегда готов рассказать о том, как готовится к предстоящим соревнованиям, о прошедших гонках, приоткрыть завесу тайны над работой команды.
Он даже не представлял, что однажды проедет легендарную гонку "24 часа Ле-Мана". И, тем не менее, такое произошло: в июне 2013 года Шульжицкий в составе команды OAK Racing дебютировал в одном из престижнейших марафонов планеты.
Экипаж, в состав которого входил Шульжицкий, долгое время лидировал в гонке в своём классе, однако из-за технических проблем финишировал только на 5-м месте.
Как заявляет Марк, у него не бывает чувства страха перед гонками. Есть чувство ответственности и немного нервов. Он учится справляться с этим и расслабляться. Главное — не "перегореть" до этого момента, сдержать наплыв эмоций, адреналина.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Культурные горизонты Приморья". Цель проекта — популяризация социально значимых культурных мероприятий Приморского края.