Начиная с 2019 года на территории Приморья реализуются национальный проект "Международная кооперация и экспорт" и федеральный проект "Экспорт услуг". Благодаря этому у приморских предпринимателей появляются новые возможности для активного участия в экспортной деятельности. Как их использовать, какие проблемы при этом могут возникнуть, к кому обратиться за помощью и поддержкой — об этом в беседе с корр. ИА PrimaMedia рассказывает генеральный директор центра "Мой бизнес" в Приморском крае Евгений Никифоров.
— Евгений Александрович, в рамках реализации нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" перед Приморьем поставлены серьезные задачи. И это понятно. Учитывая близость границы, наличие развитой портовой инфраструктуры, определенные продукты, пользующиеся спросом на рынке Северо-Восточной Азии, экспортный потенциал Приморья оценивается достаточно высоко. Что нужно сделать, чтобы использовать его в полной мере?
— Экспортный потенциал Приморья действительно высок. Но надо понимать, что он традиционно складывался из трех основных вещей: рыба, лес и углеводороды — все в виде сырья. Готовая продукция, тем более, продукты питания, всегда составляли менее 3% в экспортной статистике. И сейчас, по большому счету, ничего не изменилось.
Сегодня наша ключевая задача — попробовать изменить такой расклад, что мы и пытаемся сделать.
Десятилетиями люди на Дальнем Востоке занимались исключительно импортом, за это время сложились понятные всем схемы взаимодействия. А сейчас модель кардинально меняется — вектор смещается в сторону экспорта. И перед производителями, готовыми заняться экспортом в условиях благоприятного курса рубля, встают вопросы, связанные с выходом на зарубежные рынки.
Далекие рынки нам не очень доступны с точки зрения логистики. Уникальных товаров, кроме морепродуктов, леса, у нас пока к сожалению нет. Нужно учесть, что многое из того, что производится у нас, производится также и в других регионах. Где-то лучше, где-то хуже. Но с точки зрения логистики производителям из центральных и западных регионов выгоднее завозить свой товар в Европу или реализовывать внутри России. Нам сложнее. Мы отрезаны от основных транспортных потоков и коридоров Северо-Восточной Азии, не говоря уже о Европе.
— А что Китай?
— Ближайший наш Китай — это север страны, не очень богатый. Конечно, там известны наши продукты, но и контингент там другой, нежели на юге Китая.
По большому счету у нас пока почти нет производителей, готовых выйти на юг Китая, потому что там и запросы высоки, и рынок емкий, конкурентный и избалованный. Там уже многие десятилетия торгуют все страны мира. А мы заходим туда последними. И это безумно сложно из-за высочайшей конкуренции, высочайшей цены входа на рынок. Даже у мелкого оптовика, я не говорю про сеть, есть запрос на отсрочку платежа, на обеспечение наличия товара и на сертификацию.
А у нас 90% — не побоюсь этой цифры — производителей не готовы работать с "белыми" адекватными системными покупателями в Китае, потому что там уже задана европейская модель. Хочешь работать — обеспечь сертификацию, обеспечь потоки, уровень производства, будь готов к отсрочке платежа.
Если говорить о торговле такими важными для нашего края продуктами как например мед, дикоросы, то конечно же, продавать их в России, скажем, по упрощенной схеме. Не надо международную сертификацию делать, не надо обеспечивать складские запасы, регистрироваться. Но если мы говорим про экспорт, то там все намного сложнее.
Мало одного желания и готовности выйти на экспорт: предприятие практически переходит на новый уровень с точки зрения персонала, уровня производства, денежных вложений. Продукт надо продвигать, потому что рынок Китая, Кореи, Японии — максимально конкурентный. Там давно уже работают все страны. И чтобы зайти, нужно продукт популяризировать, рассказывать о нем, вкладывать средства в рекламу и продвижение.
— И одна из главных задач центра "Мой бизнес" — помочь начинающим экспортерам в этих вопросах?
— Конечно, у центра "Мой бизнес" есть соответствующие инструменты. Мы можем организовывать выставки, бизнес-миссии, дегустации, продвижение продукта. У нас есть обучающие и консультационные программы, акселерационные программы, содействие в сертификации, создании сайта на иностранных языках, регистрации торговых знаков и многое другое!. Но все равно это история самого производителя. Здесь многое зависит от того, насколько он готов к экспортной деятельности.
Вот вам интересный пример. Есть во Владивостоке компания "Сибирский лес" — производит энергетические напитки, чаи на основе чаги и дикоросов. Высококачественное производство, владелец — очень грамотный человек с богатым личным опытом в торговле и экспорте. Понимает все необходимые вещи. Пользуется какими-то нашими инструментами, но при этом активно действует сам: ищет каналы, контакты, выезжает на переговоры, презентует свою продукцию.
Именно такая, максимально активная позиция обязательна при выходе на экспорт. Без этого твой продукт никому не нужен. И никакая пандемия здесь не имеет значения. Ты готов, у тебя есть продукт — тебе нужно принять решение и начинать работу. Хочешь — мы поможем, но без твоего желания, готовности к экспортной деятельности по всем необходимым параметрам, ничего не получится.
В офисе Центра "Мой бизнес" на ул. Тигровой,7. Фото: предоставлено Центром "Мой бизнес" в Приморском крае
— В своем ответе вы коснулись очень важного момента. Это можно назвать нетарифными барьерами при выходе на упомянутые вами рынки азиатских стран. Я имею в виду выполнение требований ветеринарных и фитосанитарных органов, постоянную сертификацию и аккредитацию. Все это вещи и сложные, и затратные. Насколько мне известно, вы предлагаете предпринимателям соответствующую услугу на условиях софинсансирования — 80% на 20%.
— Вопрос аккредитации сложен, но объективен. Любое государство не хочет пускать на свою территорию некачественную или поддельную продукцию. Поэтому в этой части Россельхоз выступает гарантом для китайской, японской или корейской стороны в том, что продукция, не соответствующая требованиям этих стран, не будет вывезена из России. Чтобы сам же предприниматель не столкнулся с ситуацией, когда при ввозе товара ему скажут: "Товар не соответствует. Вези его назад".
Второй важный вопрос — стоимость исследования продукции. У нас нет коммерческих лабораторий, которые бы составляли конкуренцию лабораториям Россельхознадзора. Поэтому фактически они монополисты и диктуют свою ценовую политику. Поэтому на последнем экспортном совете губернатор поставил задачу проработать градуированный подход к стоимости исследований.
— Что имеется в виду?
То, что стоимость исследований должна быть пропорциональнаой объему партии. Сейчас она одна. Везешь 100 кг, стоимость исследования — 50 тысяч рублей. Везешь 20 тонн — те же 50 тысяч. Это проблема для небольших производителей, в том числе меда, которым для начала нужно вывезти небольшую партию "на пробу".
Пока такая система прорабатывается, ы со своей стороны можем помочь таким производителям как минимум софинансированием расходов — Берем на себя до 80% стоимости на исследования.
— Кому в основном помогаете?
— Помогаем конечно же всем, но прежде всего небольшим производителям меда и каких-то других продуктов, подконтрольных Россельхознадзору — предпринимателям, которым необходимо преодолеть критический барьер — выйти на зарубежный рынок. Но мы оказываем такую помощь только на начальном этапе, чтобы предприниматели могли выйти на рынок и начать торговать.
— Пока мы говорим об экспорте товаров с той или иной степенью добавленной стоимости. По вашей информации, какие-то услуги у нас экспортируются?
— Существует отдельный федеральный проект "Экспорт услуг", на который сейчас делается особый упор. С точки зрения Приморского края это очевидный вектор развития, потому что рыба не бесконечна. Есть понятный объем квот, выше которого не прыгнешь. Существуют ограничения по экспорту леса.
Поэтому экспорт услуг как очевидный вектор развития и увеличения экспортной статистики, конечно же, важен для Приморского края. Другое дело, чем центр "Мой бизнес" здесь может быть полезен.
Если рассматривать туристическую отрасль в плане экспорта услуг, то здесь мы, действительно, помогаем эффективно. Проводим переговоры с туристическими компаниями других стран, привозим их представителей сюда, показываем, знакомим, способствуем тому, чтобы они заключали здесь новые контракты и сделки.
Если возникают какие-то проблемы, связанные с преодолением границы: очереди или неработающие пункты пропуска, — действуем через созданную при экспортном совете рабочую группу, в которую входят представители таможенной и пограничной службы, а также контрольных органов. Организуем обратную связь с предпринимателями, узнаем от них, в чем проблемы на сегодняшний день, и выносим соответствующие вопросы на рабочую группу, с тем чтобы как минимум синхронизировать общие действия по нормализации проблемной ситуации.
В прошлом году, когда проект "Экспорт услуг" только начал реализовываться, мы просто присматривались, пытались понять, кто конкретно занят в этом направлении. Пока мы накапливаем статистику и начинаем общаться с представителями бизнеса услуг по поводу того, чем мы можем быть им полезны.
Впрочем, уже появились первые результаты в области экспорта IT-услуг. Буквально на днях нам прислали контракт, подписанный крупнейшим приморским разработчиком программного обеспечения компанией Rhonda Software, резидентом "Технопарка Русский". В начале года, еще до пандемии, мы организовали их участие в крупнейшей выставке в сфере IT-технологий в немецком Нюрнберге, и там "Ронда Софтваре" заключила контракт с новым поставщиком.
С нашей стороны это практический вклад в реализацию федерального проекта "Экспорт услуг", именно то, чем мы можем быть полезны экспортерам.
— Евгений Александрович, Центр "Мой бизнес" работает относительно недолго, однако определенный опыт общения с предпринимателями у вас уже накоплен. Каждый из этих людей — живой человек со своими особенностями, достоинствами и недостатками. Чего бы вам хотелось от обращающихся к вам предпринимателей? Может быть, большей пунктуальности, дисциплинированности, внимания к документам? Что нужно, чтобы взаимодействие вашего центра и нашего предпринимательского сообщества по-человечески было более продуктивным, более эффективным?
— Совершенно с вами согласен. К нам обращаеются не какие-то вымышленные среднестатистические предприниматели, а конкретные, живые люди со своими конкретными человеческими историями.
Центр существует с 2013 года. Я в нем работаю уже два года. И все это время встречаюсь с каждым предпринимателем, обратившимся в центр. Веду переговоры, выезжаю на место, чтобы самому познакомиться с бизнесом. И вот такой подход оправдывает себя: за последние 2 года предприниматели стали активнее работать с центром, мы точно перешагнули порог недоверия.
Чего я хотел бы от предпринимателей? Доверия. Мы существуем для того, чтобы помочь. Адаптируем наши услуги под актуальные запросы и потребности бизнеса. Кажется, что за первый год работы нам удалось заложить фундамент для этого — появились новые услуги. Знаете, это как студент: первый год работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Так и мы, первый год работали на свой имидж. А сейчас имидж стал работать на нас. Количество клиентов центра растет, чему я очень рад.
Второе пожелание бизнесу — прислушиваться к специалистам центра. На сегодняшний день нам удалось собрать действительно компетентную команду сотрудников и подрядчиков, которые понимают, что и для чего они делают. И если, например, мы работаем с какой-то компанией по экспорту и составляем для предпринимателя поэтапный план развития, то за каждой услугой закрепляется свой менеджер и человек ведется поэтапно. И надо прислушиваться к мнению менеджера, пользоваться его советами и предложениями. Это помогает быстрее и эффективнее продвигаться в нужном направлении.
И третье — на надо сомневаться. Нужно обращаться к нам со своими запросами и узнавать, как центр может содействовать вашему бизнесу. Надо приходить в центр "Мой бизнес" и смело брать поддержку, предусмотренную государством.
От ИА PrimaMedia напомним, что стоимостный объем экспорта предприятий Приморского края согласно целевым показателям нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" к 2024 году должен вырасти с нынешних 2 млрд долларов до 3,9 млрд. В краевом Центре "Мой бизнес" уверены, что значительный вклад в достижение таких показателей может и должен сделать сектор МСП региона: в 2019 году при поддержке Центра приморские предприниматели заключили экспортные контракты на 25 млн долларов, I квартал этого года дал прибавку еще в 5 млн. Эта динамика говорит и о том, что "Мой бизнес" сформировал внушительный пакет господдержки, с помощью которого даже небольшие предприятия в регионе могут существенно расширить географию поставок своих продуктов и услуг.
Центр "Мой бизнес" в Приморском крае
Главный офис:
Владивосток, Тигровая, 7
тел. 8 (423) 279-59-09
office@cpp25.ru
Представительства:
Уссурийск, Тимирязева, 29
тел. 8 (423) 437-23-72
Арсеньев, Ломоносова, 24
тел. 8 (423-61) 5-31-31, 8 (423-61) 4-78-17
Находка, Школьная, 4
тел. 8 (423-6) 64-05-04
Дальнегорск, Сухановская, 1
тел. 8 (423-73) 2-71-69
Лесозаводск, Пушкинская, 36
тел. 8 (423-55) 2-84-28
Большой Камень, Аллея Труда, 24/2
тел. 8(423-35) 522-22.
Узнавайте больше о мерах поддержки и регистрируйтесь на мероприятия центра "Мой бизнес" на портале mb.primorsky.ru.
Следите за новостями, участвуйте в конкурсах и общайтесь в социальных сетях @cpp25rus
Задавайте вопросы в WhatsApp 7 950 293-96-63
Материал подготовлен в рамках совместного медиа-проекта центра поддержки предпринимателей "Мой бизнес" в Приморском крае и ИА PrimaMedia. В нем мы рассказываем о том, какую поддержку в регионе могут получить компании МСП, индивидуальные предприниматели или приморцы, которые только решили начать свое дело, а также — об историях успеха и секретах бизнеса по-приморски.