Собственники квартир дома №5 по ул. Сочинская во Владивостоке сменили управляющую компанию: вместо МУП "Центральный" управление домом теперь будет осуществлять АО "Технология управления". Государственная жилищная инспекция внесла соответствующие изменения в реестры лицензий обеих управляющих компаний.
Обычная процедура (выбор и смена УК — базовое право собственников квартир, закреплённое Жилищным Кодексом РФ), для собственников стала сложноразрешимой задачей. Руководство МУП сопротивлялось, игнорировало протокол общего собрания, отказывалось расторгать договор управления домом, так что только государственная жилищная инспекция смогла поставить точку в этом вопросе. В итоге процесс занял более полутора месяцев, тогда как реально уладить все формальности можно было за пару недель.
Нужно отметить также активность собственников. Не часто в больших домах-"человейниках" соседи друг с другом знакомы и способны объединяться для достижения общих целей. В случае с Сочинской объединиться смогли жители всех домов этого нового микрорайона: сообща они добиваются строительства в микрорайоне нормальной дороги, спасли от канализационных стоков озеро на Патрокле, решают вопросы благоустройства в своём районе. И отношения с МУПом тоже прекращают вместе — ранее от муниципальной управляйки ушли 3 дома (Сочинская 3, 7 и 15), ещё несколько домов на Сочинской и Басаргина пока в процессе перехода.
Важно отметить, что новые дома — мечта любой управляющей компании. Инженерные сети не изношены, подъезды свежеокрашенны, лифтам, согласно техническому регламенту, ещё работать и работать. И, что немаловажно, в новостройках нет маргинальных личностей, коими изобилуют гостинки и бараки. Так что вложений первые годы требуется минимум, крупных аварий нет, жильцы адекватные.
Тем не менее работа "Центрального" вызывала постоянные нарекания. По словам жильцов, компания работала откровенно плохо: нарушались сроки и периодичность выполнения работ по содержанию домов, специалисты медленно реагировали на обращения и долго не приезжали на вызовы.
Так, например, 17 июля 2019 года совет дома по Сочинской, 5, обращался в МУП по поводу течи воды между домами № 7 и 5. Актом осмотра от 2 ноября 2019 года установлено, что проблема с течью на придомовой территории так и не решена. Почти 4 месяца управляйка не принимала никаких мер по обращению жильцов.
Жители домов, сменивших УК, быстро почувствовали положительный эффект. Сравнения они делают точно не в пользу "Центрального".
"МУП работал откровенно плохо. Почему-то мы думали, раз это муниципальное предприятие, у него высокий уровень ответственности и профессионализма, оно служит примером для частных управляек. Оказалось же всё наоборот. Если в нашем доме что-то и делалось, то только потому, что я, как старшая по дому, как на работу туда ходила, добиваясь выполнения пунктов договора. Складывалось ощущение, что это не управляющая компания нам должна, а мы ей", — рассказала старшая по дому Сочинской, 15 Нина Ленько.
Кстати, жалуются на МУП "Центральный" не только жители Сочинской.
Вот отзывы о работе этой УК на федеральном портале "МИНЖКХ":
Светланская 86. Апрель. Не убирают в подъездах по месяцу. Если сухую уборку выбиваем всем домом раз в 3-4 недели, то подметают только первые два этажа. Выше 3-го до 5 этажей не поднимаются совсем. Грязь, пыль, паутина. О предписанной дезинфекции в жилых домах и увеличении частоты уборок, связанной с борьбой распространения короновируса речи не идет совсем. Нет работников, нет дезсредств, нет инвентаря.
Часовитина, 17. Дозвониться до диспетчера невозможно! Но если даже заявку удается сделать, никто не гарантирует, что проблема будет найдена и устранена. Сантехники абсолютно непрофессиональны. Отсутствие отопления по целому стояку, а это 9 этажей, не могли устранить более 10 дней. Жильцы вынуждены были искать причину сами и устранять сами! Как теперь сделать перерасчет? Деньги платятся, а услуги нет или некачественная! Обслуживание этой компании отрицательное. Чисто сбор денег.
Аналогичные отзывы и на городских форумах: не убирается придомовая территория, не убираются подъезды, в связи с невыплатой зарплаты дворник отказывается выходить на объект.
Вот отчаявшийся гражданин пишет капслоком:
ул. САФОНОВА 6 КВ. 6 УЖЕ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА В ПОДЪЕЗДЕ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ТЕЧЕТ КАНАЛИЗАЦИЯ. СТОИТ ВОНЬ. МАСТЕРА НЕ ДОЗАВЕШЬСЯ, СЛЕСАРЯ НАХРАПОМ ЗАСТАВЛЯЮТ ПОДПИСЫВАТЬ ИМ БУМАГИ О УСТРАНЕНИИ ТЕЧИ. РАЗВОРОТИЛИ ПОД ЛЕСТНИЦЕЙ ДЫРЫ. РАЗВЕЛИ ГРЯЗЬ И НИКАКИХ МЕР НЕ ПРИНИМАЕТСЯ. ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВСЕГО МУП. ПОДЪЕЗД НЕ УБИРАЕТСЯ. ВСЕ В УЖАСНОМ СОСТОЯНИИ В ПОДЪЕЗДЕ. ДВОР ВОКРУГ ДОМА ТОЖЕ В УЖАСНОМ СОСТОЯНИИ. ДВОРНИКОВ НЕ УВИДИШЬ. ПОЗОР ВАШЕЙ РАБОТЕ И ВАШЕМУ ДИРЕКТОРУ.
По словам Нины Ленько, общаться с "Центральным" она вынуждена и после того, как её дом сменил управляющую компанию.
"До сих пор не решены финансовые вопросы. Дело в том, что МУП должен передать в новую УК деньги, которые мы исправно оплачивали за содержание и текущий ремонт, за исключением тех, что были фактически на эти цели потрачены. Но мы до сих пор не можем получить финансовый отчёт. Всегда сложно было получить от МУПа акты выполненных работ. Документы если и предоставлялись, то очень "туманные", постоянно приходилось требовать детализацию — какие именно работы, в каких объёмах проводились", — жалуется старшая по дому.
Решать денежные вопросы с МУП "Центральный" предстоит и жителям Сочинской, 5. Как рассказал председатель совета дома Виталий Гречанюк, им финансовый отчёт тоже не предоставили. Сейчас новая УК "Технология управления" готовит по данному факту обращения в суд. Однако собственники опасаются того, что МУП "Центральный" обанкротится.
Дома бегут, долги растут: муниципальная УК Владивостока показывает, как не надо делать. Фото: patrokl.info
Действительно, ещё 12 августа этого года в Приморском арбитражном суде рассматривалось заявление Федеральной налоговой службы к Муниципальному унитарному предприятию города Владивостока "Центральный" о признании его несостоятельным (банкротом). Заявление было оставлено без движения, но по формальным причинам.
"Заявителем не представлено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление должнику копий заявления и приложенных к нему документов, не приложена выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения истца и ответчика или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых", — следует из обоснования об оставлении жела без движения.
Не исключено, что в следующий раз налоговое ведомство учтёт процессуальные тонкости, и дело будет рассмотрено по существу.
В этом случае перспективы жителей домов, перешедших из "Центрального" к другим УК, вернуть свои деньги, выглядят неопределённо, ведь, согласно открытым данным, муниципальная УК является ответчиком по 24 искам на общую сумму более 28 миллионов рублей. И это не только дома, сменившие УК. В числе кредиторов такие серьёзные компании, как ПАО ДЭК и КГУП "Примводоканал" (только последнему "Центральный" задолжал более 1 млн рублей). А есть ещё подрядчики, с которыми МУП не рассчитался за выполненные работы, поставщики стройматериалов, инвентаря, оборудования.
Согласно данным ГИС ЖКХ, в реестре лицензий МУП "Центральный" сейчас более 100 многоквартирных домов, и вероятное банкротство МУП станет для них серьёзным испытанием. В какие УК они пойдут с нулевыми счетами и сорванными планами? И что делать убыточным домам с низкими сборами и ветхим имуществом, которые в порядке "социальной ответственности" передавались на обслуживание муниципальному предприятию?
Остаются вопросы и к руководству города. Как вообще получилось, что в муниципальном предприятии, которое, по мнению горожан, должно служить примером другим "управляйкам", сложилась такая ситуация.