Итоги минувшего Единого дня голосования (который, напомним, растянулся на 11-13 сентября) для "Справедливой России" в Приморье оказались, что называется, плановыми: партия нарастила "мускулатуру" на уровне муниципалитетов и тем самым сделала хороший задел на 2021 год, когда ставками в борьбе станут места в краевом Заксобрании и Госдуме. Об этом в ходе интервью корр. ИА PrimaMedia заявил лидер приморских "справедливороссов", депутат ЗС ПК Алексей Козицкий. По оценке политика, впрочем, сегодня время требует от партий несколько поумерить политические амбиции и больше обращать внимание на опасный тренд — "разгосударствление" населения.
— В прошедшей выборной кампании вся наша околополитическая общественность больше всего оценивает ситуацию на 9-м одномандатном округе во Владивостоке, где победил "единоросс" Валентин Шуматов. Приговор экспертов и аналитиков этой кампании — однозначен: "партия власти" торжествует, у оппозиции — провал. Согласны с такой оценкой?
— Вы знаете, так называемым "экспертам" и "диванным аналитикам" — никого не хочу обидеть — всегда все понятно. А у меня, у партии "Справедливая Россия" все-таки принято задавать вопросы, сомневаться. Да, господин Шуматов победил, с чем его и поздравляем. Да, кампанию кандидат от "ЕР" вел широко и активно, потратил много денег, и все это дало ему, как пишут сейчас "эксперты", предсказуемую победу.
И ведь с ними в чем-то действительно трудно не согласиться. Например, все три дня голосования на участках 9-го округа мы могли наблюдать медицинских работников, которые организованно отдавали свои голоса, практически находясь "при исполнении", не сняв белых халатов. Насколько я знаю, спецодежда у врачей и других медработников — для обеспечения стерильности в медучреждениях. Но, понятное, дело, в ней можно ходить на избирательные участки без риска принести потом на свое рабочее место какую-нибудь заразу — на улицах и тем более на участках у нас же все абсолютно стерильно, во всех смыслах?
Были на участках 11-го и 12 сентября работники каких-то коммунальных предприятий, тоже в спецовках, тоже организованными группами.
В общем, работа действительно была проведена большая, вынуждены признать.
— Если я вас правильно понимаю, другим кандидатам при всем желании вряд ли удалось бы так сильно мобилизовать свой электорат в Первореченском районе Владивостока. А вообще желание мобилизовать своего избирателя у вас было?
— Если можно, я на ваш вопрос отвечу, так сказать, с конца, с итогов этой кампании для "Справедливой России". Наш кандидат, экологический активист Максим Ананьев, занял, как вы знаете, третье место. В 2016 году, в год основных выборов в Заксосбрание края, "СР" на этом округе была четвертой. Положительная динамика налицо, при этом, как мы понимаем, политически 2021 год — год очередных выборов в ЗС ПК и, берем выше, в Госдуму РФ — уже по факту начался.
Максим Ананьев единственный из всех кандидатов от оппозиционных партий провел полную кампанию, включая участие во всех положенных кандидатам эфирах. Но главное, что Максим проводил встречи с избирателями — на предприятиях, на придомовых территориях. При этом, как мы понимаем, люди слушали и общались с ним абсолютно добровольно, безо всякой "добровольно-принудительности".
Это, я считаю, дорогого стоит — не бояться и уметь общаться кандидату с избирателем напрямую, уметь убеждать, выслушивать критику и отвечать на нее.
То, что для кандидата не от "партии власти" это умение — чуть ли не самое важное сегодня, подтвердили, к слову, ход и итоги кампании представителя КПРФ господина Шинкаренко. Как вы помните, показательными оказались и вопросы о приобретенном кандидатом самолете (которого почему-то не оказалось в декларации), так и утрата кандидатом интереса к дебатам с соперниками после того, как эти вопросы были озвучены публично. И дело даже не в реакции политиков — нас же, по определению, самолетами не удивишь! — а в том, что люди, избиратели, все это слышат, видят и прекрасно все понимают.
Как говориться, сейчас заставить людей — еще можно, а вот обмануть — уже не получается.
— Кстати, об избирателе. Кто сегодня голосует за "Справедливую Россию"?
— Я полагаю, это, прежде всего, люди думающие. И даже скажу больше — "люди тонкой душевной организации". Сомневающиеся, и именно поэтому — независимые. Наша партия всегда выражала интересы именно такого среднего класса. Среднего класса не по имущественному параметру (у нас в стране, как известно, "средний класс" определяется каким-то совершенно уникальным, не схожим с мировым образом), а по уровню образования, по роду деятельности, по приверженности к государственному подходу и патриотизму. Не на словах, а на деле.
Такого избирателя, как вы понимаете, на участки привести нелегко. Особенно на фоне всех этих нововведений по многодневному голосованию, голосованию "на пеньках". На фоне административного давления, этих практически в буквальном смысле "мобилизаций электората". К сожалению, так получается, что представители этого среднего, образованного класса — то есть врачи, военные, учителя, научные работники, предприниматели МСП, высококвалифицированные специалисты, которые и формируют страну, которые всегда являются по убеждению защитниками стабильности и в хорошем смысле консервативного подхода — подвергаются наибольшим унижениям как граждане. Мы абсолютно убеждены, что это нужно немедленно исправлять, и наращиваем свое представительство в органах власти для этого.
— Мы видели, что явка во всех прошедших выборных кампаниях в Приморье была, мягко говоря, невелика, а кое-где и попросту мизерна. Получается, что привести на участки сегодня трудно не только ваш средний класс, а вообще кого бы то ни было?
— Мы идем по очень опасной дорожке, поверьте. Пресловутое "снижение легитимности" — это же не про какие-то абстрактные цифры, явку на выборах, которую можно то "сушить", а то "накручивать". События в Хабаровске, как известно, никто из экспертов-аналитиков не предсказал, а именно так и выглядит вот это самое "снижение легитимности" в реальной жизни. На которую, пока гром не грянет, гордо именующие себя "партией власти" внимания не обращают, пребывая в какой-то своей параллельной реальности.
Понять их, конечно, можно: с реальными людьми и их реальными проблемами работать трудно и зачастую неприятно. Вы, например, слышали о действительно неприятной проблеме в поселке Горные Ключи Кировского района, где так называемый "мусорный полигон", расположенный рядом со знаменитой Шмаковкой, выглядит, пахнет и дымит как омерзительная свалка. И решать эту проблему предстоит новому главе поселения Вадиму Ураловичу Хасанову, который шел на выборы от нашей "Справедливой России" и победил при явке, заметьте, практически в 50%. Это к вопросу о легитимности и о том, зачем политические партии выдвигают своих представителей в органы власти и как общаются с людьми.
— Вы дали хороший повод перейти от "столичной политики" на уровень муниципалитетов. Как, по вашей оценке, сработала "СР" на многочисленных выборах депутатов районных и окружных дум, муниципальных комитетов в крае?
— Мы существенно укрепили свои позиции в тех муниципалитетах, на которых делали акцент все эти годы. Про Горные Ключи я уже сказал, также успехом для партии стали выборы депутатов муниципального комитета поселка Кавалерово, здесь из 15-ти мандатов "Справедливая Россия" получила 12.
Еще шесть кандидатов от "СР" были избраны в мунком Надеждинского поселения, в Хасанском районе мы также нарастили свое представительство, избрались еще два "справедливоросса" и так далее.
Нашим "друзьям-экспертам", конечно, все это кажется какой-то ерундой. Понятно, что масштабы этих аналитиков требуют, чтобы "серьезная", по их мнению, партия занимала губернаторские кресла, или хотя бы верховодила в региональных заксобраниях. И это правильно: серьезная партия — серьезные амбиции. Только вот от этих амбиций, от того, что некоторые политические силы постоянно публично меряются, извините, креслами и мандатами, людям, жителям того же Кавалерово или даже Владивостока не холодно, не жарко. Скорее, параллельно, как сейчас говорят.
Ведь людям хорошо известно, что действительно важные, насущные вопросы на территориях в подавляющем числе случаев решаются не местной властью, а при непосредственном участии главы региона, губернатора Олега Кожемяко, рабочий график которого, как может показаться, вообще состоит из одних поездок по районам и округам.
Так чем же в таком случае занимаются муниципальные власти? Получается, амбициями, креслами, мандатами?
Так что работа "на земле" для партии, которая публично поддержала кандидатуру и курс нынешнего главы Приморья, много дает и ко многому обязывает. Так что "несерьезного" тут нет вообще, есть же мнение, тоже весьма авторитетное, которое звучит так: "Активность партии на уровне местного самоуправления — это фундамент ее политического влияния". И "Справедливая Россия" в Приморье продолжает возводить и укреплять этот фундамент, образно говоря.
— Готовясь к новым политическим баталиям, на что "СР" сегодня обращает особое внимание? Какие тренды, тенденции во внутренней политике вы видите и, возможно, хотите их "оседлать"?
— Знаете, представление о том, что какие-то серьезные, глубинные процессы или проблемы можно, как вы говорите, "оседлать", многих уже довело до известных итогов.
Если же говорить о том, что сегодня всерьез беспокоит людей, жителей Приморья, то это, конечно, экологические угрозы. Можно сказать, что наша природа, море — это практически все, что люди еще считают своим, родным, данным просто по факту того, что мы родились и живем в нашем замечательном крае. И различные "наступления" на природу воспринимаются очень болезненно, причем не только профессиональными эко-активистами, но и буквально широкими народными массами, как раньше говорили.
И я считаю, что "экологическая повестка" — это сейчас, пожалуй, единственный достоверный маркер, "лакмусовая бумажка", по которой можно судить о реальном настроении людей.
Как я уже говорил, выборы с мизерной явкой, как не увеличивай количество дней и все более странных мест для голосования, уже практически ни о чем не говорят. Люди все больше отдаляются от государства, все меньше ему доверяют. А правительство, к сожалению, будто специально прикладывает к этому немалые усилия. Вспомним хотя бы так называемую "пенсионную реформу" или, мягко скажем, скупую помощь бизнесу и населению во время периода самоизоляции и карантина. У людей полное ощущение, что государство шаг за шагом отказывается от своих обязательств, к которым люди привыкли.
И это, мы считаем, очень серьезный и опасный тренд, ведущий к "разгосударствлению" населения.
Тут не "оседлывать" нужно, а повернуть власть — прежде всего, власть "на земле", в поселениях, городах, муниципалитетах — к людям. И работать, а не "кресла" занимать.