28 октября 2020. В новом театральном сезоне приморцев не оставила равнодушной "Анна Франк. Хроника взросления в одном действии" (16+) по пьесе Аси Волошиной. Режиссер-постановщик — Виталий Дьяченко. Премьера спектакля в краевом драматическом театре молодёжи состоялась 12 сентября, и на дальнейшие показы билеты раскупаются быстро.
Для российских театров появление в репертуаре спектакля, посвященного Великой Отечественной войне, в год 75-летия Победы ожидаемо, но каждый коллектив видит в войне свой ракурс. Для театра молодежи важнейшей творческой темой является жизнь и восприятие мира молодым человеком в разных, порой трагических жизненных ситуациях. В связи с этим выбор пьесы Аси Волошиной, в которой отражены события из знаменитого дневника Анны Франк, не случаен. Девочка-подросток вела летопись жизни в убежище, где она почти два года вместе с семьей и знакомыми скрывалась от нацистов. Взрослеющая Анна пыталась выразить на бумаге свои чувства, ощущения, страхи, мечты и надежды.
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
В прологе Анна говорит о своей жизни, которой у нее не будет; мечте о семье, успехах на литературном поприще. Эти мечты остались лишь на страницах ее дневника. Драматургия спектакля построена по принципу серии сцен-зарисовок, в которых раскрываются образы героев, волею судьбы запертых в небольшом пространстве, живущих в постоянном страхе разоблачения и надежде, что однажды весь этот кошмар закончится. Перед зрителем проходят эпизоды жизни в убежище, где сложно спрятаться и остаться одному, где ты постоянно на глазах у всех.
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
В спектакле точно передано восприятие окружающей действительности ребенком, который в силу жизненных обстоятельств быстро взрослеет и начинает задумываться о смысле существования, о том, что есть счастье, горе, страх. Анна, своей живой непосредственностью, учит окружающих радоваться мелочам и жизни, как она есть. А это непросто, ведь под одной крышей собрались люди с разными характерами и уже сложившимися взглядами на окружающий мир.
Каждый герой приносит в убежище часть своей прошлой жизни, которую он всеми силами стремится сохранить. Предметы из "мирного прошлого" позволяют не сойти с ума и дают надежду на то, что всё однажды будет как прежде. Герман Ван Даан (Дмитрий Штанько, Александр Стрелков), к примеру, тратит огромные деньги на создание нового сорта колбас и сосисок. Его жена Августа (Алёна Устюжина, Мария Зизенкова-Наумова) цепляется за прошлое и ревностно, по-мещански, бережет свой ночной горшок, чайный сервиз и кроличью шубу. Врач Альфред Дюссель (Вадим Замараев, Александр Волосянко) — брезгливый педант-интеллигент — эгоистично замкнут на своих проблемах и бедах.
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Герои ярко и характерно воплощены на сцене исполнителями, а мелкие бытовые детали хорошо подчеркивают не только образы персонажей, но и специфику подросткового восприятия.
Контрастом к "приглашенным" гостям выступает семья Франк, которая старается сгладить острые углы отношений и в то же время аккуратно поставить "на место" теряющих чувство реальности гостей. Олег Демчук перевоплощается в Отто Франка — лидера этой маленькой группы беженцев, который сплачивает окружающих не давящим авторитетом, а бесконечным терпением, личным примером выдержанности и мужества. Поддержкой и опорой ему становится жена Эдит, которую играет Елена Варивода. Сдержанная внешне, она тонко и с изящным сарказмом пикируется с Августой, успокаивает Германа и Альфреда. Актрисе удалось воплотить на сцене образ идеальной жены и матери, понимающей и терпеливой, но мгновенно превращающейся в тигрицу, стоит только задеть интересы ее семьи.
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
В постановке параллельно развиваются события прошлого и настоящего. Человек, как абстрактная фигура нашего современника, в исполнении Николая Тирищука, воскрешает перед зрителем строки из дневника Анны, скупо, без лишних эмоций, сообщает факты о погромах, зверствах в концлагерях, гибели героев пьесы. Эта отстраненная повествовательность лишь усиливает впечатление от сообщаемого — сознание отказывается верить в то, что подобные события могли когда-либо происходить в цивилизованном мире.
Отдельного внимания заслуживает оформление спектакля (художник-постановщик Наталья Стороженко, свет — Сергей Силко, звук — Виктор Чистик, видеомонтаж — Антон Шефатов). Команда оформителей минимальными средствами проектирует сценическую реальность. Проецируемые на экран безмолвные хроники военных лет и крупные планы исполнителей, сменяются темным фоном, имитирующим закончившуюся кинопленку, что подчеркивает трагизм истории и то, что будущего у героев нет, их жизни — это лишь краткий миг, оживший в хрониках прошлого.
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Незримыми героями пьесы становятся Тишина и Темнота. Правила убежища просты — вести себя очень тихо, не открывать окна, не использовать яркий свет, чтобы не быть обнаруженными. Зрители уже на входе в зал погружаются полумрак, который интуитивно настраивает их на разговор полушепотом, приближая тем самым к эмоциональному состоянию персонажей. Как провести в тишине и сумраке два года? Как контролировать рвущиеся эмоции, страх, отчаяние, неосознанное стремление сделать "запасец на самый черный день", чтобы выжить самому?
Актерский состав спектакля убедительно показывает, как меняются живущие вместе люди, как личный эгоизм постепенно, с трудом, уступает место компромиссу и мыслям о благе тех, кто рядом с тобой. Яркими психологическими зарисовками становятся сцены торжественных похорон шубы Августы перед продажей предмета прошлой роскоши и убеждение Германа накормить всех припрятанными колбасами собственного производства.
Важным структурным элементом спектакля становится трансформируемая сценическая конструкция, которая единственным ярким пятном выделяется на сцене и приковывает к себе внимание. Первоначально зрители видят огромный деревянный шкаф со множеством отделений-ящиков. Благодаря сценическому действию он воспринимается зрителями то как каталог, в ящиках которого хранится дневник Анны Франк и папки с делами осуждённых, то как хранилище тел в морге или как часть печи для сжигания тел. Вынутые ящики превращаются в табуреты, на которых располагаются герои. Именно через замаскированную в шкафу дверь действующие лица попадают в убежище, а после вытаскивания ящиков образуется чердачное окно, через которое тайком можно увидеть внешний мир. Шкаф становится своеобразным символом границы между прошлым и настоящим, между убежищем и опасным внешним миром.
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Еще одним символом защиты и, одновременно с этим, единения разобщенных персонажей стало начертание героями мелового круга, который окружает обитателей убежища, жертвующих своими амбициями и оставляющими "за кругом" что-то важное для них в прошлом.
Пространство убежища символически трактовано расположением героев за пюпитрами, когда они образуют своеобразный человеческий октет (ансамбль из восьми участников). В результате у каждого появляется свое личное место на чердаке, герои периодически создают вокальный ансамбль из ключевых интонаций-фраз, которые отражают их внутреннее состояние души (рук. ансамбля Денис Лашко).
На этом фоне происходит взросление младшего поколения обитателей убежища Петера Ван Даана (Денис Лашко), Анны Франк (Олеся Белоконь) и Марго Франк (Дарья Мухортова).
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Неуверенный в себе Петер к концу спектакля выходит из гиперопеки "мамочки Августы", обретает свой самостоятельный голос и даже спасает обитателей убежища от неминуемой ссоры, грозящей перерасти в конфликт доверия, что для запертых в одном пространстве людей смерти подобно. Анна Франк тоже меняется, Олесе Белоконь удалось показать и внешнее и внутренне взросление своей героини. Из беззаботной девочки, которая воспринимает вначале происходящее как игру в прятки, дразнит окружающих, подтрунивает над своей старшей "правильной" сестрой к концу спектакля задумывается над смыслом своего существования и по внутренней зрелости догоняет взрослых — увы, обрести физическую зрелость ей уже не удастся никогда.
Интересно воплощена на сцене Марго Франк. Дарья Мухортова создает запоминающийся образ девушки, на которую пала тяжесть роли старшей сестры, обязанной служить во всем примером для Анны. Серьезный, вдумчивый характер поначалу становится причиной недопонимания между сестрами, но в конце спектакля, по мере взросления главной героини, девушки находят не только общий язык, но и обретают духовную близость. Новости о высадке союзников в Нормандии воодушевляет обитателей убежища, даруя надежду на то, что скоро вернется мирная жизнь, повзрослевшая Анна робко мечтает о первом поцелуе Петера. Казалось, жизнь вот-вот наладится, но…
Спектакль "Анна Франк" в Театре молодежи. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Композиция спектакля разомкнута, он заканчивается неожиданно для зрителей, оставляя ощущение недосказанности, и зал замирает в своеобразной минуте молчания в память о тех, чья жизнь трагически оборвалась. История Анны Франк действительно не теряет с годами своей актуальности, постановка Приморского государственного театра молодежи учит нас человечности, умению ценить и, несмотря ни на что, радоваться каждому мгновению жизни, ибо другого шанса может не быть.
Справка о рецензенте:
Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года.
Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"", "Тенденции современного искусства".
Автор более 130 публикаций, в том числе монографий, учебных пособий и научных статей.