Стресс-тест для ЭПТС и умирающий импорт: авторынок перешел на электронные паспорта

Автодилеры Приморья – о том, как работает система ЭПТС, и почему это меньшая из проблем
Владивостокская таможня
Фото: ИА PrimaMedia

9 ноября 2020. Автомобили без ЭПТС (электронных паспортов транспортного средства) со 2 ноября перестали регистрировать в России. Выдача бумажных паспортов прекращена. Владивостокская таможня 14 ноября ожидает паром с грузом порядка двух тысяч машин на борту. Это будет стресс-тест для новой системы ЭПТС. В данный момент паники на вторичном рынке нет. Дилеров заботит скорее разница курсов валют, из-за которой у некоторых из них объем заказов сократился до 80% по отношению к 2019 году, сообщает ИА PrimaMedia.

Не надо паники

Новая система ЭПТС действовала в тестовом режиме с ноября 2019 года. По данным Владивостокской таможни, за это время во Владивостоке оформлено 69,7 тысячи автомобилей. Из них 15 — с ЭПТС. С 1 по 5 ноября выпущено 153 автомобиля.

Со 2 ноября 2020 года не осталось выбора — оформлять бумажный паспорт или его электронную версию. Внедрением ЭПТС занимается АО "Электронный паспорт", созданное в структуре госкорпорации "Ростех". Компания сообщает, что в России оформляется порядка 100 ЭПТС в день. 

Ранее эксперты прогнозировали, что нововведения ударят по рынку б/у автомобилей на Дальнем Востоке, так как по некоторым оценкам в регионе не хватает испытательных лабораторий (во Владивостоке насчитывается всего девять). Но, как показал мониторинг агентства, пока эти прогнозы не оправдались.

"Систему  можно отладить только в процессе работы. Дилеры начали обращаться для оформления ЭПТС. Сервер не всегда отвечал, возникли технические вопросы. В том числе компания "Электронный паспорт" должна выпустить инструкцию для японских иномарок, так как правила их оформления несколько отличаются.

Могу сказать, что стресс-тест система пройдет 14 ноября, когда во Владивосток прибудет паром с двумя тысячами машин на борту", — прокомментировал представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко.

Отметим, на первичном рынке ЭПТС выдает организация-изготовитель автомобиля. Например, "АвтоВАЗ". Покупка машины дилером и ее продажа конечному покупателю так же отражаются в электронной системе.

Если новые автомобили не производят, а ввозят в Россию, оформлением занимаются официальные импортеры. 

Если  машину привозят из заграницы и оформляют в России, ЭПТС надо получать в испытательной лаборатории. Такая практика популярна на Дальнем Востоке, лидирующем по количеству подержанных "японок".

По новым правилам гражданин ввозит автомобиль, после этого обращается в испытательную лабораторию, там проводят оценку соответствия, выдают свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности. Эта же лаборатория оформляет ЭПТС. После чего гражданин или брокер подает документы в таможню и проходит процедуру электронного декларирования. Таможенники проводят расчет таможенных платежей и утильсбора, зафиксирует уплату всех платежей. Когда информация поступит в базу, ЭПТС получит статус действующего. Можно идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

"Можно выбирать последовательность действий — сначала прийти на таможню, оплатить все расходы, а уже потом получать ЭПТС, или, наоборот, сначала получить электронный паспорт. Можно решать эти вопросы одновременно", — рассказал представитель таможенного поста "Морской порт Владивосток".

На высоких курсах

О том, что к электронной системе пока нет нареканий, говорит и гендиректор ООО "Веросса" (занимается ввозом автомобилей) Дмитрий Пенязь: "Слишком мало времени прошло. Кроме того, система работала в тестовом режиме, таможня выдавала электронные паспорта. Так что механизмы отлажены, поменялась сама процедура".

Как показал мониторинг агентства, паники среди дилеров нет, хотя некоторые отмечают, что если рынок оживится, и возникнут очереди, это ударит по карману конечного потребителя. День простоя на складах Владивостокской таможни обходится в 900 рублей.

"Если система чуть потормозит в начале работы — не страшно. Во Владивостоке девять лабораторий, а объемы импорта автомобилей упали из-за роста курсов валют",— сообщили в компании ТОСЭЙ.

Подобной точки зрения придерживается и руководитель компании по поставке б/у автомобилей из Японии Carwin Дмитрий Забора. "Машины мы покупаем за иены, а пошлину платим по курсу евро. Может быть, даже хорошо, что электронный ПТС встречаем на таких высоких курсах. Отделаемся легким испугом", — говорит он.


Ввоз б/у машин сократился до 80%. Фото: ИА PrimaMedia

По данным Дальневосточного таможенного управления, в стоимостном эквиваленте объемы импорта средств наземного транспорта из Японии во втором квартале 2020 года составили 87 млн долларов США (269,5 млн долларов с января по июнь). В 2019 году импорт оценивался в 191,4 млн долларов за аналогичный период (373,5 млн долларов с января по июнь). Таким образом, показатели упали более чем в два раза. На вторичном рынке некоторые импортеры жалуются, что количество заказов сократилось на 70-80%. 

"Импорт "умер" процентов на 80 за последние месяцы — это статистика нашей компании, — рассказал еще один дилер. — Я думаю, одной-двух лабораторий хватит, чтобы оформлять ЭПТС. Чем выше курсы иены и евро, тем выше цены. Автомобили сильно подорожали. И я не вижу предпосылок, что они подешевеют в обозримом будущем. По всем прогнозам, курс доллара не упадет еще долго. Там, где доллар по 80 рублей, жизни рынку нет".

Переживет ли "Зеленый угол"

Собеседники агентства сходятся во мнении, что ЭПТС на данный момент — меньшая из проблем. А в перспективе система электронных паспортов будет полезна автолюбителям. 

"Буквально недавно я видел объявление о продаже автомобиля 2005 года с ЭПТС, только что выданным в Находке. Сразу понятно, что это обман. Система ЭПТС хороша тем, что позволит мне, как приобретателю, знать всю историю автомобиля", — говорит Денис Максименко.

"Кто переживает, так это продавцы "Зеленого угла", — делится Дмитрий Забора — (авторынок подержанных автомобилей "Зеленый угол" известен вот уже 27 лет, пережил ни один кризис и стал визитной карточкой Владивостока— примечание ред.). — По имеющейся информации, начиная с марта, в ЭПТС будет прописываться пробег машины. То есть его уже так легко не скрутить. Либо надо делать это в Японии или в порту, что большая проблема. Плюс могут возникнуть вопросы с продажей автомобилей с ЭПТС так как принципиально поменяется схема оформления и передачи прав собственности, теперь скорее всего придется платить налоги с продажи. Все идет к тому, что продавцам придется выходить из тени и легализовывать подобную деятельность. Вряд ли это будет просто. Самозанятые, например, не могут заниматься продажей автотехники".

Агентство продолжит следить за развитием ситуации с оформлением ЭПТС.

Напомним, что оформление ПТС в электронном виде осуществляется в соответствии с решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122. Решение распространяется на территорию всех государств-членов ЕАЭС. Наличие электронного ПТС является достаточным условием для регистрации и допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Смотрите полную версию на сайте >>>