17 ноября 2020. Приморцы на фоне пандемии готовы рисковать, чтобы преумножить свои накопления. О том, как устроена классическая бизнес-модель инвестирования на фондовом рынке, в интервью ИА PrimaMedia рассказал эксперт рынка ценных бумаг, квалифицированный инвестор Александр Ганьжин.
На фоне пандемии российский фондовый рынок отмечает настоящее нашествие розничных инвесторов — количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, по итогам октября превысило 7,5 млн человек. В этом же месяце рекордного уровня достигла и активность частных инвесторов на бирже: сделки совершили более 1,2 млн человек.
Но активизации этого направления способствуют прежде всего мобильные сервисы. Сегодня стало данностью, что сделки совершаются в один клик. Мобильное приложение, по большому счету, представляет собой удобную инвестиционную платформу. При этом, пользователь сам определяется со стратегией рисков.
Как следует из аналитического отчета Московской биржи "Индикатор индивидуальных инвестиций", в октябре частные инвесторы вложили в российские акции на Московской бирже рекордные 73,7 млрд рублей. С начала 2020 года объем покупок российских акций физлицами составил 422,9 млрд рублей.
Чаще всего инвесторы покупали обыкновенные и привилегированные акции Сбербанка (22,3% и 8,7% соответственно), акции "Газпрома" (21,3%), "Лукойла" (12,1%), "Норникеля" (11,0%), банка ВТБ (5,3%), "Аэрофлота" (5,1%) и "Яндекса" (5,1%). Из иностранных ценных бумаг инвесторы предпочитали акции Apple (21,2%), Boeing (16,2%), Intel (14,2%), Amazon (8,7%), AT&T (7,6%), Microsoft (7,1%), Nvidia (6,9%), AMD Inc. 6,9%) и Facebook (5,9%).
Многих интересует рынок облигаций. Также есть большой спрос на драгметаллы: золото и инвестиционные монеты.
Эксперт рынка ценных бумаг Александр Ганьжин рассказал ИА PrimaMedia о трансформациях брокерского бизнеса.
Ганьжин Александр Викторович. Фото: ИА PrimaMedia
Цена вопроса
— Александр Викторович, на фоне все дешевеющих депозитов, классического инструмента для накопления, второе дыхание получил российский рынок акций. Что сейчас вообще есть на рынке? Какая должна быть первоначальная сумма инвестирования, чтобы считать игрока крупным?
— Думаю, от 5 млн рублей. Хотя у нас рынок принимает любых инвесторов. Это скорее для диверсификации. Сейчас любые брокеры работают от любых величин. От 1 тысячи рублей уже можно приобрести один лот ценных бумаг. Но с этой минимальной суммой можно только изучить, как работает эта инфраструктура на практике.
— Как самая малая ставка в казино...
— Да.
— Хорошо. Давайте установим отсечку в 5 млн рублей. Вот я прихожу к вам, у меня есть свободные деньги. Мне нужен краткий ликбез, куда на данный момент эти деньги можно попробовать инвестировать в долгосрочной перспективе.
— Как правило, в первую очередь, речь идет о традиционных и любимых всеми вложениях — депозиты и просто покупка валюты. Доллары, евро, иены, кто-то корейские воны покупает. Валютные активы — это весьма консервативные вложения, и опыт показывает, что они всегда остаются популярными.
— Но 5 млн рублей сегодня на депозитах нужно разбивать на разные счета и желательно в разных банках.
— Конечно, это несколько усложняет процесс. Мало того, Центробанк достаточно давно ставку снижает. Ставка депозитов падает и привлекательность этих вложений, особенно с конца 2019 года, резко упала. Вначале частных инвесторов устраивала доходность в 10% годовых, потом 8%, 6%. Когда этот потолок опустился до 4,5%, у всех стал вопрос сразу: куда вложить деньги кроме депозитов? Поэтому, уже с середины 2019 года мы увидели взрывообразный приток денег и инвесторов на фондовый рынок. Для физлиц это выгодно, потому что в России сегодня достаточно простое налогообложение на рынке ценных бумаг — это 13% подоходного налога. Если ты как юрлицо вкладываешь деньги, возникает масса корпоративных налогов. А для физиков — это простое и понятное налогообложение. И оно не варварское. Все твои доходы прозрачны, ты платишь 13%.
Тенденция притока средств частных лиц на фондовый рынок пошла взрывообразно. Причем она усилилась с наступлением коронавируса. С одной стороны, люди откладывали деньги на отпуск, и немаленькие суммы. В результате практически все остались сидеть дома и накопления лежат без движения. С другой стороны, фондовый рынок обвалился, цены на акции стали крайне привлекательными. Плюс, 2019 год привлек инвесторов высокими дивидендами на тот момент. Многие компании и сейчас стараются сохранить выплаты, несмотря на сложную ситуацию. Инвесторы не думают о том, что было, а думают о том, что будет. Рано или поздно эта ситуация разрешится.
Дивидендный расчет
— Компании обязаны платить дивиденды?
Не обязаны, но нужно понимать, что компании создаются для генерации прибыли, а владельцы компаний (мажоритарные акционеры) в какой-то момент становятся заинтересованы, чтобы эту прибыль получить, и соответственно принимается решение платить дивиденды.
— Многие декларируют — "да, будем 50% от чистой прибыли направлять на дивиденды". Некоторые компании, например, девелопер "Эталон" определил, что минимальная сумма дивидендов будет составлять 12 рублей на акцию. Естественно, уверенность инвесторов в том, что они получат часть прибыли компании в виде дивидендов, отражается на котировках ценных бумаг этих компаний. Например, акции "Эталона" растут уже полгода и повысились с 90 до 130 рублей за акцию. Другое дело, что база для расчета дивидендов в этом году на фоне сокращения прибыли уменьшилась.
— Те, кто успел вложиться в акции перед выплатой дивидендов, оказались в самом выигрышном положении?
— Да. Дивиденды в крупных компаниях, например, в металлургических, составляют порядка 10-12% годовых. Причем, платились они ежеквартально. Естественно, что это было очень привлекательно для всех. Также играет свою роль падение ставки Центробанка. В любом случае, доходность стремится к этой ставке. Что обеспечивает рост курсовой стоимости. К примеру, на 100 рублей вложений приходится 10 рублей дивидендов. И когда ставка на рынке была 10% доходности, те же самые 10 рублей дивидендов при ставке Центробанка 5% — это уже цена акции не 100 рублей, а 200! За счет дивидендов обеспечивался резкий подъем курсовой стоимости.
За счёт этого же механизма выросла привлекательность сдачи в аренду недвижимости. Купил квартиру, сдаешь ее. Доходность небольшая, но мы еще рассчитываем на рост стоимости квартиры. Сейчас ставки по аренде упали не сильно. Где-то, может, и выросли. Соответственно доходность от сдачи в аренду недвижимости, в сравнении с упавшими ставками по депозитам, выросла. А есть еще стимулы от государства — льготная ипотека, которая стимулировала застройщиков. Увы, но это как раз и привело к росту стоимости недвижимости. С одной стороны, мы имеем льготы по ипотеке, с другой — это сразу отразилось на цене.
То же самое было на фондовом рынке. Актив стоил 100 рублей, давал дивидендов 10 рублей. После уменьшения ставки Центробанка, за те же 10 рублей дивидендов, инвесторы готовы заплатить за ценную бумагу уже 200 рублей. Это, конечно, упрощенный расчет. Каждая компания по-своему интересна.
— Можно ли сказать, что во Владивостоке есть люди со свободными деньгами?
— Конечно. Владивосток изначально богатый город. У нас достаточно обеспеченных людей и они задаются вопросом, как преумножить свои капиталы. Российский фондовый рынок интересен не только российскими акциями, есть еще возможность доступа к практически любым мировым бумагам. В частности, предлагается участие в IPO.
Также есть Санкт-Петербургская фондовая биржа, которая предлагает доступ к иностранным бумагам. Через нее можно купить практически все, что есть на Нью-йоркской фондовой бирже. Бумаги эти тоже пользуются большой популярностью. Потому что на фоне кризиса многие бумаги резко упали. В перспективе такая возможность есть — инвестировать не только в российские бумаги, но и в американские, используя нашу инфраструктуру. Московская фондовая биржа доступ к иностранным акциям также дает. Единственное отличие, что на Санкт-Петербургской бирже торговля ведется в валютных котировках, а на Московской — в рублевых.
Инвестор может выбрать для себя сам, какие риски он готов принимать. Купить бумаги того же Exxon Mobil за рубли или за доллары. Здесь, конечно, есть свои нюансы, их нужно понимать. В одном случае валютная переоценка отсутствует, в другом она будет попадать под российское налогообложение.
— Это все нужно знать потенциальному инвестору?
— Обязательно.
Чем можно рискнуть
— Вы назвали порог, с которого можно работать с ощутимым доходом. Какую сумму сегодня обеспеченные приморцы готовы выделить на эти цели?
— Многие просто вкладывают свои сбережения. Независимо от сумм. При этом в последнее время люди очень взвешенно подходят к этому вопросу, так как знают цену деньгам. Они их заработали, миллионы не с Луны на них свалились. Прежде всего из накоплений осуществляются вложения в собственный бизнес. Но люди понимают, что нужна и определенная "подушка". Многие видят риски и ограничения для развития своего бизнеса. Бизнес достиг определенного потолка, дает стабильный доход. Дальше смысла накачивать его нет, дохода он больше не принесет. Занята определенная рыночная ниша. Далеко не каждый бизнесмен готов идти захватывать Хабаровский край или, как ДНС, масштабироваться на всю Россию. При этом, государство постоянно меняет какие-то свои регуляторные положения. А значит бизнес видит, что ему нужны свободные деньги в расчете на какие-то непредвиденные обстоятельства. И фондовый рынок позволяет с ними работать.
Почему раньше были популярны просто депозиты и скупка-перепродажа валюты? Минимум рисков. Но ставки по депозитам уже не те.
— Как говорится, кто успел, тот и сьел…
— Да. Причем внимательные люди могут заработать больше, так как банки иногда дают определенные льготные периоды. К примеру, один из банков перед Новым годом буквально на неделю предоставил возможность вложить средства под повышенный процент. Как правило, эти предложения, делаются vip-клиентам. Которые готовы принести не 100 тысяч рублей, а 2-3 млн. Вложить под повышенный процент, зафиксировав эту ставку на 2-3 года. Банк решает какую-то свою проблему, а клиент получает депозит на хороших условиях.
— Главное, чтобы этот банк потом не схлопнулся.
— Да. Риски есть всегда. Говорят, что фондовый рынок очень рисковый. Но если человек понимает, какие риски несут его вложения, то он осознанно идет на них. И свой портфель будет составлять с уже учетом этих рисков. Не просто пришел, шашкой помахал, мол, сейчас все куплю, у меня все вырастет. Такой подход чреват разочарованиями. Но, на самом деле, я с такими случаями практически не сталкивался.
Люди, которые приходят с честно заработанными деньгами, относятся к ним с должным уважением и пониманием. Прежде, чем принять какое-то решение, они досконально взвешивают все факторы. Не приносят на фондовый рынок последние средства.
У нас очень финансово грамотные люди. Своеобразная интуитивная, бытовая финансовая грамотность. Для этого не нужно знать какие-то супер-формулы. Просто житейская мудрость.
Сегодня никто не приходит на фондовый рынок, как в казино. Зачастую это интересно и увлекательно, но люди трезво к этому относятся. Выделяют небольшую сумму, чтобы попробовать поспекулировать. Получится, не получится? В основном же рассчитывают на длительный цикл вложений.
— Как это работает на практике?
— Есть брокер и инвестор. У первого крайне простые обязательства. Он дает доступ к инфраструктуре, обеспечивает исполнение сделок. Решения же принимает полностью клиент.
Есть также вариант с индивидуальным консультированием. Как правило, там уже крупные брокерские конторы задействованы. Работает аналитический отдел, проводится анализ, на основании которого клиенту даются инвестиционные идеи. Но решения идут все равно от клиента. Принимает он эту идею, или нет. Ну и комиссия в этом случает будет значительно выше.
— А если приходит человек и говорит, что я полный профан, заключаю с вами договор, отдаю на некоторый срок свои деньги...
— Это уже идет доверительное управление. Есть индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), паевые инвестиционные фонды (ПИФ).
— В случае с доверительным управлением фиксируется какой-то период времени?
— Да. Но бывает, что договор заключается и без определенных временных рамок. Обязательно создается инвестиционный профиль клиента, в котором учитывается прежде всего его отношение к рискам. Определяется, какие классы активов оптимально подходят для запросов этого клиента. В каких соотношениях. Есть такой класс профучастников — инвестиционный консультант. Они при общении с клиентом должны выяснить для себя, к какому профилю относятся запросы этого клиента, откуда у него доходы, разумно ли ему рисковать этой суммой.
Понятно, что в конечном итоге человек сам определяет, чего он хочет достичь. Но работа инвестконсультанта в том и заключается, чтобы на определенном этапе подсказать "тебе так делать не надо". Направить его. "Если ты сделаешь так, то у тебя есть вероятность потерять все, что ты накопил свои упорным трудом. А накопишь ли ты еще — это уже другой вопрос".
Инвестконсультант должен разложить все плюсы и минусы. Если, условно, человек готов выделять из своего бизнеса в год по 1 млн рублей и вкладывать их в покупку активов — это одно. А если человек на пенсии, не работает, но у него есть накопления — это другое. Здесь уже нужны какие-то более консервативные вложения, которые обеспечат ему определенный уровень дохода.
Комиссионный расчет
— Стандартная схема — сколько примерно нужно платить брокеру?
— Комиссии очень небольшие. Когда человек полностью сам принимает решение, не пользуясь дополнительной консультацией или аналитикой, то порядка 0,03-0,05% от сделки. Это даже не проценты и не десятые доли процента. Потому что, все на сегодняшний день автоматизировано, вручную практически никто учет не ведет. Затраты минимальны. Практически все можно сделать онлайн. Может, один раз посетить банк или брокера, чтобы подписать какие-то документы. Если уже открыт счет в банке, то, как правило, банки параллельно предоставляют и брокерские услуги. И можно работать самостоятельно. Разработаны очень удобные онлайн-платформы.
Не сказал бы, что комиссии брокеров сильно отличаются. Разница в комиссиях будет иметь значение, только если вы очень активный и агрессивный спекулянт. А если вы делаете 5-6 сделок в год, разница в одну сотую процента не сильно скажется на вашем портфеле. Она будет иметь значение, если вы будете делать 5-6 сделок в день, ловить все минимальные изменения. При этом вам еще нужно заработать, а брокер получит комиссию в любом случае.
Итак, каждая сделка — это комиссия. И будет не сильно заметна для консервативных инвесторов. Только для агрессивных спекулянтов.
— Чем тогда отличается доверительное управление?
— Там параметры очень индивидуальны. Как правило, вознаграждение делится на две части. Постоянное, которое оговаривается. К примеру, 1% от суммы вложения. Вторая часть — это премия за успех. Может быть 10%, может доходить до 25%. Как правило, две эти составляющие.
Еще хотел упомянуть момент, когда брокер дает свои консультации. Там немного другие комиссии идут по сделкам. Повышенные. Уже не 0,05%, а, скажем, условная плата за инвестиционную идею. При тарифе, когда вы получаете доступ к аналитике банка или брокера, доходит до 1%. Больше 5% — это уже доверительное управление.
— В моем понимании доверительное — это когда снимается с себя вся техническая часть.
— Я, как инвестор с собственным опытом, всегда говорю, что человек будет намного успешнее управлять своим пакетом, чем доверительный управляющий. Составление инвестиционного профиля и всего остального — это определенный фильтр. Клиент всегда сам лучше понимает свои риски. Правда, не всегда он с ними справляется.
Повторюсь, фондовый рынок — это не казино. Здесь больше математики, расчетов. Работает зачастую самая простая логика. Растут цены на золото — можно ждать роста цен на акции компаний, которые его добывают. И так далее.
Многие частные инвесторы очень грамотно поступали. Они ждали с 2019 года возможности выхода на фондовый рынок на минусе. Никто не бросался очертя голову. И когда рынки обвалились не только в России, но и во всем мире, новые деньги физлиц и портфельных инвесторов просто вытащили все это со дна. В марте был резкий обвал, буквально 1-2 недели. Потом люди очень грамотно туда пришли и выкупили это "дно". Активы выросли, но рынок продолжает подниматься на ожиданиях.
Сейчас у нас вторая волна. Тут есть определенные опасения. С другой стороны, все понимают, что рано или поздно эта ситуация урегулируется. Сейчас есть ну просто очень дешевые компании. Тот же самый нефтяной сектор, котировки которого опустились до уровней минимума. Да, затягивается восстановление. Да, вторая волна. Самолеты мало летают, люди мало путешествуют. Но я все равно уверен, что ситуация разрешится. Самолеты полетят рано или поздно.
— Отрасль пойдет вверх, но не все смогут выжить…
— Да. Этот риск нужно понимать, анализировать. Это своя внутренняя кухня в каждой компании.
— В Приморье еще остались компании с местной регистрацией, которые интересны для вложения?
— Интересная история с ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, базовая компания группы FESCO). С одной стороны, мы наблюдаем корпоративный конфликт во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП), который принадлежит FESCO. И рынок акций очень чутко реагирует на это.
В корпоративном споре активизируется борьба за контроль, и в какой-то момент мы видим резкие взлеты котировок. Если одной из сторон для контроля не хватает нескольких процентов акций, за эти свободные бумаги в какой-то момент переплачивают в 3-5 раз!
— Это мы в 90-е уже проходили.
— Да. Но сейчас таких примеров, конечно, меньше. Акции ДВМП в этом плане выстрелили.
Справка. Ганьжин Александр Викторович. Родился в Чите в 1971 году. Первое высшее образование: Дальрыбвтуз, специальность "техника-физика низких температур, инженер-рефмеханик". Второе высшее образование: Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), юридический факультет. Женат, трое детей.