30 ноября 2020. Известный журналист, главный редактор "Новой газеты" во Владивостоке Андрей Островский в очередном выпуске своей авторской колонки на сайте ИА PrimaMedia рассуждает о растерянности городских властей в тяжелых условиях ЧС, брошенности жителей островной части столицы ДФО на "военных" территориях, неготовности городских чиновников признавать свои ошибки и делить с людьми нужду в одной общей палатке.
Нет, это, конечно, не гуманитарная катастрофа, как поспешили сообщить некоторые "доброжелательные" телеграм-каналы; несмотря на фактическое бездействие ряда органов власти и структур, которые, казалось бы, должны были проявить себя во всей красе, люди сумели сорганизоваться и проявить столь нужную в такой ситуации взаимовыручку. Особенно выпукло и ярко это проявилось на Русском острове, где поселки, расположенные на южном берегу бухты Новик, приняли на себя самый тяжелый удар.
Зеленая, Экипажный, КЭТ, Церковная, Шигино, Подножье, а также Рында и Воевода — о том, как десять (!) дней выживали/спасались местные жители, впору снимать многосерийный триллер, в котором будет все: и мерзнущие дети и старики, и пляски у костров с готовящейся едой, и готовность прийти на помощь друг другу в трудную минуту.
По сети разлетелось объявление, через неделю после ледяного дождя, повешенное в одном из островных пабликов: "В 18.30 буду гонять генератор в гараже. Кому надо зарядить телефоны и прочие гаджеты — приходите". Ну, да, если неделю до тебя не могут доехать генераторы от власти, то надеяться можно только на самих себя.
В тот же день (напомню, через неделю после случившейся беды), мой товарищ, отец троих маленьких детей, живущий на Подножье, прислал мне к вечеру такое сообщение в WhatsApp: "Сейчас четыре часа простоял в очереди на паром и не влез; сказали, это последний. Люди с 7 утра стояли. Детей не могу доктору неделю показать". Эту ситуацию стоит расшифровать: по нынешней дороге с Подножья до Поспелова ехать час. Еще четыре часа стоять. Еще час обратно. Трое детей. Нормально?
Подобные истории и примеры можно множить едва ли не до бесконечности; хочется верить, что в ближайшее время они уйдут в область воспоминаний. Однако кроме воспоминаний, очевидно, что уже можно извлечь уроки и сделать какие-то определенные выводы: пусть очень субъективные и предварительные, но тем не менее.
Начав этот текст с упоминания катастрофы, признаюсь, что, в первую очередь, я имел в виду катастрофу ментальную, связанную с жестоким разочарованием. Ну, собственно, городской нашей властью я никогда, а особенно в ее нынешнем составе, и не очаровывался. Ее предельно низкая дееспособность проявлялась и в тех условиях, которые Окуджава определял, как "солнышко сияет, музыка играет". Что уж говорить о ситуации экстремальной, когда основное качество, проявленное чиновничьей массой, формулируется, похоже, как полная растерянность.
Простейшие примеры. Не будем в сотый раз говорить о провале давней и последовательной политики мэрии Владивостока по ликвидации морских пассажирских перевозок. Как ни старались, всё, однако, ликвидировать не успели. Единственный паром "Босфор Восточный", который сейчас и бегает на Поспелова, уберегся исключительно благодаря вынужденным перевозкам на Попова (что там творится уже две недели — тема для отдельного разговора); но кроме него чудом выжили еще и несколько пассажирских катеров, включая модный катамаран, о котором в свое время было столько написано.
Льда на море еще нет и в помине, образовываться он начнет, в лучшем случае, недели через две. Вопрос: что мешало и продолжает мешать доблестной мэрии запустить, если уж не паромное, то хотя такое же регулярное катерное сообщение в район Подножья? Тем более, что именно вокруг него, а не Поспелова, аккумулируются основные поселки Русского.
Сейчас, очевидно, опять начнется "плач Ярославны" про нехватку денег. А зачем же тогда ЧС вводили? Добираться катером с Подножья до центра Владивостока — 20 минут; намного (втрое, как минимум) быстрее даже, чем, если ехать по мосту. Точно знаю: местные жители были бы чрезвычайно благодарны. А если бы после ЧС эту линию еще и сохранили бы — были бы благодарны вдвойне.
Мэрия не ошибается, а если и ошибается, то ошибок не признает.
Другой пример. Минувшие выходные губернатор провел на Русском. Где был наш прекрасный мэр, я не знаю. Может, субботник проводил? Хотя еще до его начала было вполне очевидно, что при нынешнем отношении к мэру добровольно на субботник люди вряд ли выйдут. Так, может быть, Гуменюку (или его первым замам, как минимум) следовало, по примеру губернатора, поставить палатку где-нибудь в районе Маяка и провести хотя бы двое суток среди людей, полторы недели "радующихся" сложившимся условиям? "Откорячки" про военные сети не принимаются — Кожемяко тоже на Русском взаимодействовал в основном не с гражданскими властями.
Именно они-то и стали главным разочарованием.
Я — старый человек, и хорошо помню, как в былые времена в случае наводнений или иных бедствий в газетах появлялись тексты примерно под такими заголовками: "Армия приходит на помощь". Я помню, как в обильные владивостокские снегопады по обращению местных властей из парка соединения морской пехоты на городские улицы выезжали десятки бронетранспортеров, помогавших пробиваться через заносы автобусам, машинам скорой помощи, хлебовозкам.
И ни с каким Министерством обороны это согласовывать было не надо; более того — существовали специальные планы взаимодействия армейских/флотских подразделений с гражданскими структурами на случай ЧС. Повторяю еще раз: не на случай угроз оборонного характера, а именно на случай ЧС.
Как вы говорите: Владивосток — город военных моряков? Штаб-квартира Тихоокеанского флота? Форпост, так сказать?
Ну-ну. Такое ощущение, что доблестный Тихоокеанский флот в полном составе ловил "Джона Маккейна", а флотоводцы радостно и в предвкушении крутили дырочки на кителях под награды. Когда уж тут о людях думать?
Наверное, у меня не было бы никакого морального права так резко "наезжать" на военных, если бы не одно крайне важное "но". Аккурат 8 лет назад, вскоре после саммита АТЭС-2012, в ноябре 12-го года, приехавший во Владивосток свежеиспеченный министр обороны Сергей Шойгу заявил, что военное ведомство передает гражданским властям территорию Русского острова, за исключением — естественно — действующих военных объектов (кто не верит — поднимите пресс-релизы той поры). За прошедшие восемь лет военные не сдвинулись ни на миллиметр; умеет министр слово держать — обороняют Русский изо всех сил.
Но тогда, ребята, вы, как говорится или крестик снимите, или трусы наденьте. Коль скоро вы территорию не отдаете, то будьте любезны за нее отвечать. Чьи энергосети во всех поселках, попавших под удар? В каком состоянии ваше сетевое хозяйство, если у вас просеки таковы, что там не просто деревья на провода падают, но ни пройти, ни проехать невозможно? Там ведь до сих пор — несмотря на все бравурные релизы — ничего не починено; электроэнергия подается с генераторов.
…На восьмой день беды нам сообщили, что тяжелая военная техника выдвигается на Русский. На восьмой день.
Если нас так и защищать будут, боюсь, что Родина в опасности…