4 декабря 2020. Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев недоволен работой Минтранса РФ и Росморречфлота по строительству аварийно-спасательного флота для Северного морского пути (СМП). При этом российские судостроительные предприятия, в том числе верфи Приморья, готовы к строительству судов для проекта, сообщает ИА PrimaMedia.
Вопросы строительства до 2035 года и текущего содержания судов аварийно-спасательного флота на СМП рассматривались на совещании, которое Трутнев провел в четверг, 3 декабря.
Согласно сообщению пресс-службы вице-премьера, за счет средств федерального бюджета в 2020-2024 годах предусмотрено строительство аварийно-спасательного флота в количестве 16 единиц за 38,7 млрд рублей. На 2020 год Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлоту) было выделено 3,8 млрд рублей.
Росморречфлот предложил изменить количество судов (до 15 единиц со сроком сдачи 2024 года) и сроки сдачи в эксплуатацию (одно судно сдать в 2025 году), что противоречит "Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" и плану развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года.
Северный морской путь интересен не только России, но и также иностранным государствам, таким как Китай, Япония, Южная Корея, которые в перспективе планируют использовать этот маршрут как альтернативу морскому пути через Суэцкий канал, поскольку морской маршрут от порта Владивосток до порта Санкт-Петербург через Суэцкий канал составляет 23,2 тыс. км, что больше трассы Северного морского пути более чем в 1,6 раза, а вокруг мыса Доброй Надежды 29,4 тыс. км, что больше чем в два раза.
Росморречфлот планировал заключить контракты на строительство 16 аварийно-спасательных судов в мае и октябре 2020 года. Тем не менее контракты не были заключены, а выделенные лимиты были возвращены в бюджет, сообщил на совещании замминистра транспорта РФ Юрий Цветков.
По словам заместителя гендиректора "Росатома", директора дирекции СМП Вячеслава Рукши, имеющихся в наличии аварийно-спасательных судов Росморречфлота недостаточно для наращивания объемов грузов по СМП.
"В последнее время были моменты в летне-осеннюю навигацию, когда требовалось обеспечить аварийно-спасательную готовность для 60 судов в акватории Северного морского пути. С учётом погодных условий требовалось минимум одно-два аварийно-спасательных судна неограниченного района плавания в местах с наиболее сложной обстановкой", — сказал Рукша.
При этом российские судостроительные предприятия, в том числе дальневосточные верфи, готовы к строительству судов для проекта Северный морской путь.
Обеспеченность Северного морского пути судами аварийно-спасательного назначения является необходимым условием для гарантии безопасного провода грузов, подчеркнул Трутнев. "Это одна из важных составляющих для того, чтобы сделать Северный морской путь конкурентным", — отметил он.
По итогам совещания Трутнев поручил Минтрансу и Росморречфлоту разработать и представить в правительство РФ "дорожную карту" строительства судов аварийно-спасательного флота с указанием сроков заключения контрактов, сроков сдачи судов и стоимости контрактов.
В Приморье на данный момент функционируют такие судостроительные предприятия, как судостроительный комплекс "Звезда" (Большой Камень), АО "Находкинский судоремонтный завод" (Находка), АО "Восточная верфь" (Владивосток) и другие.