5 декабря 2020. Начало декабря добавило проблем властям Приморья, только что урегулировавшим конфликт во "Владивостокском морском торговом порту". На прошлой неделе стало известно, что угроза потери 2,6 млрд рублей нависла над "Дальнегорским ГОКом", часть сотрудников которого в данный момент находится на больничном. Все сильнее бьют по приморским экспортерам и ужесточившиеся на фоне Сovid-19 карантинные меры в Китае. Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Китай на фоне пандемии продолжает ужесточать требования для приграничной торговли. В начале ноября китайские власти ограничили количество автомобилей, которые могут ежесуточно пересекать границу через автомобильный пункт пропуска Пограничный-Суйфэньхэ, объяснив это решение мерами по борьбе с коронавирусом. Теперь очередь дошла до железной дороги — с 1 декабря некоторые грузы из России, в том числе продукты питания, на железнодорожной станции Суйфэньхэ китайская сторона будет принимать только в закрытых контейнерах или на поддонах.
Постановление китайской стороны касается ввозимых через Суйфэньхэ продуктов питания, таких, как конфеты, спиртные напитки, растительное масло, печенье, соки, соль и т.д. Также оно распространяется на грузы, которые необходимо разгружать вручную: соевые бобы, рапс, семена льна и подсолнечника, овсяные хлопья, шроты и т.п. "Если такие грузы не будут помещены в закрытые контейнеры или на поддоны, станция Суйфэньхэ не будет их принимать, а все финансовые. издержки будут возложены на импортеров", — сообщил руководитель центра "Мой бизнес" в Приморье Евгений Никифоров на своей странице в соцсетях.
Бизнес с Китаем подсчитывает потери от карантина. Фото: ИА PrimaMedia
Отметим, что тяжелую карантинную длань Китая ощутили на своем бизнесе и приморские рыбопромышленники, большая часть которых завязана на экспорте в эту страну. На фоне усиления соседями карантинных меры, заметно выросли сроки оформления транспортных рефрижераторов. Поэтому россиянам в спешном порядке приходится перераспределить экспорт в Южную Корею.
Китай применяет жесткие карантинные меры к прибывающим из-за границы судам: массово тестируются члены экипажей, упаковка рыбопродукции проверяется на наличие следов коронавирусной инфекции. Поставки рыбы и продукции с Дальнего Востока РФ традиционно идут в Китай через два порта. Но порт Циндао сейчас полностью закрыт, а в открытом Даляне на фоне ажиотажа образуется очередь.
Новые владельцы Транспортной группы FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП) начали обживаться во "Владивостокском морском торговом порту" (ВМТП).
В ходе повторного годового собрания акционеры сменили шесть из семи членов совета директоров, в том числе из совета выбыл бывший гендиректор ПАО "ВМТП" Заирбек Юсупов, за сохранение которого во главе порта долгое время бились докеры. При этом, за бортом совета остался и новый гендиректор ВМТП Роман Кухарук.
Место в новом совете директоров сохранил только вице-президент FESCO по правовым и корпоративным вопросам Илья Родионов. Кроме него, в совет директоров избраны президент FESCO Аркадий Коростелев, вице-президент FESCO по внешним связям Екатерина Гришковец, советники президента FESCO Александр Мельников и Вячеслав Плотский, представители ООО "УК "ДаВинчи" Юлия Васильева и Елена Гейзе. Васильева в ноябре была избрана в новый состав совета директоров ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, базовая компания FESCO).
На данный момент 65,83% акций ПАО "ВМТП" владеет ООО "М-Порт" (Москва), которое, в свою очередь, на 50% принадлежит ПАО "ДВМП". Еще 28,5% владеет ООО "Национальная контейнерная компания" (Москва), единственным владельцем которой является ДВМП.
Акционеры FESCO на повторном годовом собрании в ноябре избрали новый состав совета директоров, его возглавил Андрей Северилов — партнер нового акционера FESCO Михаила Рабиновича (совладелец Локо-Банка), который в ноябре приобрел у TPG Capital принадлежавшие ей 17,4% акций ПАО "ДВМП".
Другой крупный акционер FESCO Зиявудин Магомедов назвал сделку по покупке группой инвесторов почти 34% акций FESCO незаконной. "Продавцы прекрасно осведомлены обо всех обстоятельствах своего владения, о том, что эта сделка является недействительной, так как нарушает те коммерческие договоренности, которые имелись между сторонами, и это, несомненно, будет предметом юридического разбирательства", — сказал он в интервью "Новой газете".
McDonald"s, в самый разгар пандемии, решивший таки открыть первые рестораны на Дальнем Востоке, учредил дочернюю компанию во Владивостоке. ООО "ДВРП" было зарегистрировано 9 ноября во Владивостоке (офис расположен в бизнес-центре "Fresh Plaza"). Уставный капитал компании составляет 500 млн рублей. Гендиректор — Виталий Шеленин, он же руководит еще одной российской "дочкой" McDonald"s — ООО "ЮРП" (Москва).
Новая компания оперативно получила статус резидента Свободного порта Владивосток, что дает право на получение льготы по налогам на прибыль, имущество и по социальным взносам.
"У McDonald"s амбициозные планы по развитию на Дальнем Востоке, наш первый шаг — открытие пяти предприятий, но мы не намерены останавливаться на этом и будем развиваться в регионе", — отметил генеральный директор McDonald"s в России Марк Карена. В ближайших планах компании — поиск возможностей локализации и развития базы местных поставщиков.
McDonald"s приходит в Приморье. Фото: ИА PrimaMedia
Первые точки планируются к открытию в декабре во Владивостоке (ТЦ "Березка", ТРК "Черемушки", ТРК "СеданкаСити") и Хабаровске (ТЦ "На Пушкина" и "Броско Молл").
Находящееся в процедуре конкурсного производства ООО "Дальнегорский химический комбинат "Бор" направило в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании 2,603 млрд рублей с компании "Дальнегорский ГОК", разрабатывающей в Приморье единственное действующее борное месторождение в РФ. Предварительное заседание по делу назначено на 3 февраля 2021 года.
Генеральный директор "Дальнегорского ГОКа" Дмитрий Рачков пояснил ИА PrimaMedia, что претензии касаются якобы не выплаченной заработной платы. "По факту "Дальнегорский ГОК" платил сотрудникам зарплату. Пока счета ООО "ДХК Бор" были заблокированы (по ним не могли проходить платежи), работники вознаграждение получали в полном объеме, поэтому для нас исковое заявление конкурсного управляющего Лагутина выглядит более чем странным", — сказал руководитель комбината.
В 2019 году ООО "Дальнегорский химический комбинат "Бор" признано банкротом, и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Единственным собственником компании является кипрский офшор Liomena investments ltd. Единственным владельцем ООО "Дальнегорский ГОК" является ООО "Радамант", подконтрольное через московскую фирму "Фининвест" кипрскому Rakspol trading ltd.
При этом ранее ДХК "Бор" предъявил ГОКу еще один иск — на 76,8 млн рублей. Дело касается взыскания с ГОКа задолженности по договору займа от 27 мая 2015 года, оно будет рассмотрено на предварительном судебном заседании 15 декабря текущего года.
На Дальнегорском боросиликатном месторождении сосредоточенно около 3% мировых запасов бора. ГОК является единственным в РФ производителем борной продукции из собственного минерального сырья, имеющим полный технологический цикл от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота различных марок, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат. Почти 90% продукции комбинат реализует на экспорт через собственный порт, основной объем направляется в страны АТР.
Структура федерального агрохолдинга "Русагро" заявила о намерении обанкротить масложиркомбинат "Приморская соя" в Уссурийске, против продажи которого выступает миноритарный акционер компании Раиса Логинова.
Входящее в группу "Русагро" "ОАО "Жировой комбинат" уведомило о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Приморская соя" несостоятельным (банкротом)"
В декабре 2019 года стало известно, что работа "Приморской сои" была остановлена, как сообщила позже "Русагро", из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Власти Приморья выступили против остановки "Приморской сои", на работу с которой были завязаны местные производители сои. "Мы можем помочь вам модернизировать комбинат совместно с Минсельхозом, но закрывать предприятие нельзя", — заявил заместитель главы региона Александр Костенко.
В тот момент на предприятии работали более 280 человек. Сотрудникам на период простоя предложены альтернативные варианты трудоустройства в мясном и сельскохозяйственном секторе группы "Русагро" в Приморье, а также свободные вакансии в масложировом бизнес-направлении.
ООО "Приморская соя" зарегистрировано в мае 2015 года в Уссурийске. Уставный капитал на данный момент составляет 207 млн 800,5 тыс. рублей. Гендиректор — Алексей Федоров. Комбинат специализируется на производстве соевого масла, шрота, майонеза и мыла. 2019 год компания закончила с выручкой в 3 млрд рублей и чистым убытком в размере 125 млн рублей.
Согласно ЕГРЮЛ, владельцами "Приморской сои" на данный момент являются ООО "Группа компаний "Русагро" (75% капитала) и Раиса Логинова (25%). Ранее доля в 25% принадлежала Елене Поповой. При этом бывший вице-губернатор Юрий Попов возглавлял УМЖК "Приморская соя" до перехода комбината под контроль "Русагро".
"Аэрофлот", постепенно переформатирующий свой бизнес на Дальнем Востоке, в ближайшее время избавится от авиакомпании "Аврора", созданной в 2013 году по поручению правительства РФ на базе дальневосточных авиакомпаний "Сахалинские авиатрассы" (Сахалинская область) и "Владивосток Авиа" (Приморский край). В настоящее время "Аврора" является основным перевозчиком на территории ДФО.
Сахалин забирает авиакомпанию "Аврора" под свое крыло. Фото: ИА PrimaMedia
Изначально при создании "Авроры" закладывалась возможность вхождения в проект других территорий помимо Сахалинской области, но тогда администрации регионов сочли целесообразным поддержать домашние авиакомпании. Прошло семь лет и регионы вновь не поддержали идею о выборе "Авроры" в качестве базовой для создаваемой по поручению президента Владимира Путина Дальневосточной авиакомпании. На этом фоне "Аэрофлот" решил избавиться от актива, рентабельность которого теперь будет полностью зависеть от властей Сахалина.
Контрольный пакет (51%) АО "Авиакомпания "Аврора" принадлежит ПАО "Аэрофлот", 49% — правительству Сахалинской области. В настоящее время флот авиакомпании насчитывает 23 самолета, включая десять Airbus A319 и тринадцать канадских DHC-8/6. Возглавляет авиакомпанию Константин Сухоребрик. Чистая прибыль АК "Аврора" в 2019 году — 1,144 млрд рублей. "Аврора" является эксплуатантом трех самолетов малой авиации Приморья, выполняет на них регулярные социально значимые рейсы по местным воздушным линиям.
Предполагается, что "Аэрофлот" передаст 51% акций "Авроры" ее второму собственнику — Сахалинской области за символический один рубль.
Правительственная комиссия по Дальнему Востоку одобрила предоставление поддержки проекту строительства нового пассажирского терминала и других объектов аэропорта Петропавловска-Камчатского ("Елизово", входит в холдинг "Аэропорты регионов" группы "Ренова". Общий объем инвестиций в проект составит 14,6 млрд рублей, из которых 5 млрд рублей направит АО "Фонд развития Дальнего Востока и Арктики" (ФРДВ, входит в группу ВЭБа).
Мощность нового терминала составит 1,5 млн пассажиров в год (для сравнения — пассажирский терминал аэропорта Владивостока рассчитан на 3,5 млн пассажиров в год). На территории аэропорта будет открыт отель категории "4 звезды" на 120 номеров.
В октябре 2020 года АО "Крокус Интернэшнл" (входит в Crocus Group Араса Агаларова) было определено генеральным подрядчиком строительства аэровокзального комплекса аэропорта Елизово. Завершить строительство планируется летом 2023 года.
Аэропорт "Елизово" (оператор — АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский" (Елизово)) является единственным аэропортом в Камчатском крае, способным принимать крупные самолеты. Аэропорт на 50% принадлежит ПАО "Аэропорт "Кольцово" (которое, в свою очередь, на 88 % принадлежит АО "Аэропорты регионов"), еще 50% принадлежит Камчатскому краю. "Аэропорты регионов" являются управляющей компанией "Елизово".
Магаданская область в течении нескольких лет рассчитывает серьезно увеличить золотодобычу. "Мы ждем увеличения добычи золота в ближайшие 2-3 года от 6 до 8 тонн. Рост добычи составит примерно 15% (к уровню 2019 года — ИА PrimaMedia)", — заявил глава региона Сергей Носов.
Магадан делает ставку на золото. Фото: ИА PrimaMedia
Развитию отрасли, в частности, будет способствовать ввод в эксплуатацию с 1 декабря новой высоковольтной линии 220 кВ Усть-Омчуг — Омчак Новая. Жизненно важную для региона ЛЭП построил золотодобытчик "Полюс", в середине ноября к ней был подключен Наталкинский ГОК. В частности, новая ЛЭП позволит обеспечить энергоснабжение проектов на месторождениях Дегдеканское, Игуменовское, Родионовское, Павлик-2 и Тарын-2.
"Полюс" — крупнейшая российская золотодобывающая компания. Разрабатывает рудные и россыпные месторождения в Красноярском крае, Иркутской, Магаданской и Амурской областях, а также в Якутии. Крупнейший акционер "Полюса" — компания PGIL, бенефициаром которой является Саид Керимов.
По данным пресс-службы аппарата полпреда президента в ДФО, "Полюсу", как инвестору проекта, была предоставлена господдержка в размере 8,8 млрд рублей. На эти средства и были построены 120 км ЛЭП с распределительным пунктом и подстанцией. В целом капитальные затраты на строительство (без учета НДС) составили порядка 10 млрд рублей.
Хабаровский край к 2025 году планирует переключится на магистральный газопровод "Сахалин — Хабаровск — Владивосток" (принадлежит "Газпрому"), что позволит удвоить потребление газа в регионе. На данный момент потребители природного газа подключены к магистральному трубопроводу "Оха — Комсомольск-на-Амуре" (принадлежит "Роснефти").
"В министерство энергетики России направлен расчет потребления природного газа с учетом перспективных потребителей. К 2025 году этот объем составит 4,9 млрд кубометров в год (по всему Хабаровскому краю). Этот объем согласован для пропуска к 2025 году по магистральному газопроводу СХВ", — сказал и.о. председателя комитета по ТЭК правительства Хабаровского края Алексей Морозов (цитата по "Интерфаксу").
В настоящее время Хабаровский край потребляет 2,6 млрд кубометров газа в год. Поставки газа по газопроводу "Оха — Комсомольск-на-Амуре" осуществляются с проекта "Сахалин-1", оператором которого является ExxonMobil. Трубопровод был введен в эксплуатацию еще в 1987 году.
По газопроводу "Сахалин — Хабаровск — Владивосток" с 2011 года осуществляются поставки газа в Приморский край. По данным "Газпрома", на 1 января 2020 года уровень газификации Приморского края составил 0,7%. В результате выполнения программы на 2021-2025 годы показатель будет увеличен до 3,9%, в том числе в сельской местности — вырастет с 1% до 6,6%.