Авиакомпании ДФО прогрели моторы, основной порт Сахалина сменит владельцев - бизнес-обзор

Главные экономические темы минувшей недели - в фокусе ИА PrimaMedia
До конца декабря текущего года будет подписано акционерное соглашение о единой дальневосточной авиакомпании
Фото: ИА PrimaMedia

14 декабря 2020. Вторая неделя декабря прошла на Дальнем Востоке под знаком "обхода владений" Юрием Трутневым. В Южно-Сахалинске вице-премьер провел совещание по перспективам развития Корсаковского морского порта, который вскоре может сменить владельцев. Во Владивостоке главной новостью стало окончательно оформленное решение о создании дальневосточной авиакомпании. Теперь стоит ожидать, как губернаторы будут отстаивать интересы своих авиакомпаний в альянсе под государственным контролем. Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.

"Авроре" придется расправить русские крылья

На прошлой неделе стало известно, что до конца декабря текущего года будет подписано акционерное соглашение о единой дальневосточной авиакомпании, поручение о создании которой год назад дал президент Владимир Путин. Предприятие будет создано на базе авиакомпании "Аврора" (в настоящее время входит в группу "Аэрофлот"), которая войдет в альянс с региональными авиаперевозчиками. При этом, правительство РФ будет контролировать альянс за счет так называемой "золотой акции", позволяющей блокировать определенные решения.

Предполагается, что на первых порах в альянс войдут шесть юрлиц — АО "Авиакомпания "Аврора" (Сахалинская область), АО "Авиакомпания "Якутия", АО "Авиакомпания "Алроса", АО "Авиакомпания" Полярные авиалинии" (все — Якутия), КГУП "Хабаровские авиалинии" (Хабаровский край) и АО "Камчатское авиационное предприятие" (Камчатский край).

Пикантность ситуации в том, что новая авиакомпания должна эксплуатировать прежде всего воздушные суда российского производства, а в авиапарке "Авроры" сегодня присутствуют десять европейских Airbus A319 и тринадцать канадских DHC-8/6. Главным конкурентом "Авроры" при создании альянса выступала авиакомпания "Якутия", воздушный парк которой насчитывает самолеты российского и иностранного производства — Boeing-737-700 и -800, Bombardier Q300, Sukhoi SuperJet 100. При этом, отечественные суда того класса, которые уже сейчас нужны на Дальнем Востоке, пока еще в перспективе.  


Главный порт Сахалина ждет реконструкция. Фото: с сайта "Корсаковский морской торговый порт"

 

На Корсаковский морпорт сделали ставку

Правительство, похоже определилось с пунктом разворота Северного морского пути (Севморпуть) в пользу Сахалина, а не Камчатки. На совещании в Корсакове вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заявил, что эффективность и скорость модернизации сахалинского "Корсаковского морского торгового порта" и камчатского "Петропавловск-Камчатского морского торгового порта" станут решающими при выборе одного из них для создания порта-хаба для транзита грузов по Севморпути. По данным ИА Primamedia, заинтересованность в контроле над основным портом Сахалина есть у одного из российских олигархов, чьи интересы затрагивают Арктику. Поэтому в ближайшее время стоит ждать смены владельцев порта.

Корсаковский морской торговый порт обеспечивает грузопассажирскую линию с Курильскими островами, постоянное линейное сообщение с Южной Кореей и Владивостоком, а также прямое сообщение с западным побережьем США и странами АТР, паромную линию Вакканай (Япония) — Корсаков. Согласно ЕГРЮЛ, по 24,99% акций АО "КМПТ" владеют ООО "Дальневосточные верфи" и ООО "Крекинг-Трейд" (оба — Корсаков). Бенефициаром обеих компаний является Софья Ширяева.

"Корсаковский морской порт является принципиально важным, системообразующим как для Сахалина — переваливает более 80% грузов, так и для перспективы развития Северного морского пути, поэтому им надо заниматься серьезно. Сегодня говорилось о планах модернизации порта. Эти планы предусматривают увеличение объемов перевалки грузов в 20 раз — с 1,5 млн тонн до 30 млн. Впереди еще довольно значительный путь: надо, прежде всего, консолидировать пакет акций под управление Корпорации развития Сахалинской области. Далее необходимо технико-экономическое обоснование проекта, сам проект. И существенным будет определение источников инвестиций. Уверен в том, что модернизацию порта надо проводить с привлечением частных инвестиций", — сказал Трутнев по итогам совещания, посвященного развитию порта.

По оценке местных властей, реконструкция основного порта Сахалина обойдется в 90 млрд рублей. "Проект по реконструкции Корсаковского порта сейчас находится на стадии разработки декларации о намерениях, в котором будут указаны основные технические и экономические параметры. По предварительным данным, (вложения — прим. ред.) оцениваются в районе 90 млрд рублей", — сказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Олонцев

Отметим, что сегодня основной проблемой развития Корсаковского МТП являются малые глубины, которых недостаточно для приема судов, обслуживающих Севморпуть. На сегодняшний день максимальные глубины у пирсов составляют порядка 9-10,5 метров, а нужно вдвое глубже.

Углю не хватает дороги

Владельцы угольных терминалов Приморского края замерли в ожидании — правительство РФ, профильные министерства и ОАО "РЖД" вновь обсуждают проблему ограниченных возможностей железной дороги на Дальнем Востоке.  

"Сегодня провозные мощности БАМа и Транссиба не обеспечивают вывоз грузов. Это приводит к тому, что простаивает построенный в Ванино порт, что "Колмар" в Якутии отгружает уголь в значительно меньших количествах, чем мог бы это сделать, обеспечивая нормальную рентабельность проекта. Мы с руководителем РЖД Олегом Валентиновичем Белозеровым, с Минэнерго, с Минтрансом обсуждали, что надо сделать. И, мне кажется, у нас сформулировано неплохое предложение, потому что перевозки грузов на восточном направлении с территории Дальнего Востока рентабельны, они приносят прибыль, приносят финансовый поток", — сказал полпред Юрий Трутнев на совещании во Владивостоке.

По его словам, с учетом рентабельности перевозок грузов на Дальнем Востоке, их можно выделить в отдельное направление и профинансировать создание железнодорожных перевозок.

"То есть, как мы привлекаем новые инвестиции, помогаем инвесторам построить инфраструктуру, — а здесь такая же системная инфраструктура — и мы точно так же должны помогать ее строить.  Это (восточное — Прим. ред.) направление рентабельно, тогда мы на это не можем не найти денег", — уточнил полпред.

При этом, в Приморье уже есть примеры участия частного бизнеса в модернизации припортовой инфраструктуры. Так, АО "Восточный порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту "Восточный"), специализирующееся на перегрузке угля на экспорт, в ноябре ввело в эксплуатацию железнодорожный парк приема груженых составов "Новый", построенный в рамках модернизации припортовой станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги.

Проект реализован стивидором на принципах государственно-частного партнерства с РЖД в рамках целевых направлений Транспортной стратегии России под эгидой министерства транспорта РФ.

РРПК начала обновление флота

На минувшей неделе турецкая верфь Tersan передала "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) построенный на верфи большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) "Владимир Лиманов". Изделие турецких корабелов задает стандарты для серии из 10 супертраулеров, строящихся в Санкт-Петербурге на "Адмиралтейских верфях".

"Владимир Лиманов" выйдет на промысел уже в начале следующего года. Траулер, как и все суда российской серии, рассчитан на ежегодный вылов более 60 тыс. тонн рыбы и безотходную переработку на борту 100% улова. Судно сможет выпускать порядка 15 тыс. тонн продукции глубокой переработки (филе, фарша и сурими) в год.

"Мы существенно нарастим производство филе морской заморозки и первыми в России начнем выпуск высококачественного сурими из минтая. Я уверен, что этот продукт будет востребован на многих рынках, включая рынки Японии, США, Европы, Китая, Юго-Восточной Азии и, конечно, России", — сказал председатель совета директоров и основной владелец РРПК Глеб Франк.

Супертраулеры российской постройки планируется вводить в строй парами, с разрывом около года между ними. Сдача заказчику первых двух судов на "Адмиралтейских верфях" запланирована на 2021 год.

Новые траулеры придут на смену устаревающим мощностям нынешнего флота РРПК. В сентябре компания вывела из эксплуатации БМРТ "Баженовск".

РРПК является одним из лидеров по добыче минтая в России и мире. Компания входит в тройку ведущих российских добытчиков дикой белой рыбы. Кроме минтая, основным видом промысла является тихоокеанская сельдь. Компания ведет промысел в Дальневосточном бассейне. Основным владельцем РРПК является Глеб Франк (95,43%).


Приморские крабопромышленники вкладываются в новый флот. Фото: с сайта группы "Антей"

50 млрд под киль

Тем временем стало известно, что крабодобывающая группа "Антей" инвестирует в рамках программы "квоты под киль" более 50 млрд рублей.

"Сумма включает в себя средства, которые (затрачены) при покупке инвестиционных квот на добычу краба по итогам аукциона 2019 года, а также вложения в строительство судов в рамках постановления правительства ("квоты в обмен на инвестиции" — ИФ)", — сказал представитель компании (цитата по "Интерфаксу").

По условиям крабовых аукционов ГК приобретет 8 краболовов, которые будут построены на "Находкинском судоремонтном заводе" (НСРЗ): шесть — для компании "Антей", два — для ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" (ТРК, входит в группу "Антей").

Суда будут использоваться как в Дальневосточном, так и в Северном рыбохозяйственных бассейнах. Их планируется спустить на воду до конца 2024 года.

 "Антей" — одна из крупнейших российских компаний на Дальнем Востоке по добыче и переработке краба и рыбы. На сайте компании говорится, что флот группы состоит из 17 судов, которые ведут промысел в Охотском, Беринговом и Японском морях, а также морях Росса и Амундсена. Продукцию компания экспортирует в Китай, Японию, Южную Корею и США.

Структуры группы "Антей" получили одну из самых больших квот на добычу краба по итогам проведенных Росрыболовством в октябре 2019 года электронных аукционов, на которых были выставлены права на вылов 40,08 тыс. тонн краба в северных и дальневосточных водах за 15 лет. Распределение квоты предусматривает инвестиционные обязательства. Владельцы квоты должны будут построить на российских верфях суда для добычи крабов.


Так будет выглядеть доставка изотермических контейнеров с жидким гелием. Фото: с сайта ООО "Газпром гелий сервис"

Приморье готовится к приему гелия

Газета The New York Times на прошлой неделе разразилась прогнозом, согласно которому Россия сможет обогнать США и Катар на мировом рынке гелия после того, как запустит строящийся в Амурской области газоперерабатывающий завод "Газпрома". По данным издания, после выхода предприятия по полную мощность, Россия может производить от 25% до 30% всего гелия, используемого в мире.

Инвестором и заказчиком проекта строительства Амурского ГПЗ является ПАО"Газпром" в лице ООО "Газпром переработка Благовещенск". Управление строительством осуществляет АО "НИПИГАЗпереработка" (принадлежит "СИБУРу" и ряду его акционеров).

Проектная мощность Амурского ГПЗ составит 42 млрд кубометров газа в год. Товарной продукцией завода, помимо очищенной метановой фракции, будут этан, пропан, бутан, пентан-гексановая фракция и гелий. В октябре "Газпром" сообщил, что в целом статус реализации проекта достиг 67,1%.

На Амурском ГПЗ жидкий гелий будет заливаться в изоконтейнеры и транспортироваться в морские порты Владивостока для дальнейшей доставки заказчикам в страны АТР. Начало поставок жидкого гелия на экспорт через Приморье предварительно запланировано на лето 2021 года.

Уполномоченной компанией по реализации на территории Приморского края инвестиционного проекта "Логистический центр обслуживания гелиевых контейнеров (ХАБ)" является ООО "Газпром гелий сервис". Проект реализуется в рамках территории опережающего развития (ТОР) "Надеждинская", резидентом которой компания стала в мае 2017 года.

Ввод логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров в Приморье планируется синхронизировать с запуском гелиевого производства на Амурском ГПЗ.

Общий объем инвестиций "Газпрома" в проект создания в Приморье логоцентра обслуживания гелиевых контейнеров оценивается в 5,153 млрд рублей. Газ для проекта предполагается добывать с двух месторождений — Ковыктинского и Чаяндинского. По газопроводу "Сила Сибири" газ будет поступать на Амурский ГПЗ, где из потока газа будут выделяться ценные компоненты, в том числе гелий. Гелий будет сжижаться на ГПЗ и в дальнейшем экспортироваться в таком виде через порты Приморья.

Китайский инвестор остался в СИЗО….

Судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда во Владивостоке отказала в пересмотре приговора китайскому инвестору Шэнь Юнюе, отдавшему десять лет жизни развитию бизнеса в Приморье. Иностранец остается в СИЗО №2 Уссурийска после приговора по обвинению в даче взятки.

Шэнь Юнюе был приговорен к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также уплате 25 млн рублей штрафа. По информации "Коммерсанта", бизнесмен обвиняется в том, что с целью согласования во Владивостоке строительства гостиницы передал через посредника взятку должностному лицу.

"Изменение проектной документации здания и долгие согласования со стороны местных чиновников привели к тому, что региональная инспекция стройнадзора подала к бизнесмену иск с требованием снести постройку. Для разрешения сложившейся ситуации Шэнь Юнюе был вынужден прибегнуть к помощи юриста — по стечению обстоятельств (по мнению защиты — неслучайному) в этой роли оказался Игорь Филонов. Наняв господина Филонова, предприниматель выплатил ему аванс за оказание юридических услуг в размере 500 тыс. рублей, что в итоге сослужило ему дурную службу и стало почвой для обвинения: на этапе следствия оперативники представили эту сумму в качестве первого транша взятки в особо крупном размере", — сообщил "Коммерсант".

Защита Шэнь Юнюе утверждает, что выдававший себя за юриста, но не имеющий юридического образования Игорь Филонов организовал провокацию преступления и принимал участие в оперативно-розыскных мероприятиях. На заседании апелляционного суда группа адвокатов, представляющих интересы осужденного инвестора, настаивала на незаконности и необоснованности приговора, поскольку рассмотрение дела было проведено с обвинительным уклоном, а приговор основывается только на противоречивых показаниях господина Филонова.

…. А проворовавшемуся строителю океанариума скостили срок

Защите бывшего директора ФГУП "Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе" управления делами президента России Андрея Поплавского, приговоренному ранее к 12 годам колонии за растрату 1,1 млрд рублей и получение 145 млн рублей в качестве коммерческого подкупа при строительстве океанариума на острове Русский, удалось скостить срок своему подопечному сразу на 3,5 года.

"Приморский океанариум" планировалось открыть во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, на стройку было выделено около 20 млрд рублей. Как и в случае с "Хаяттами", в срок строителям уложиться не удалось. Открытие объекта не раз переносилось, а в 2014 году после визита во Владивосток президента Владимира Путина, возмутившегося эти фактом, было возбуждено уголовное дело.

20 ноября 2014 года во Владивостоке был арестован Андрей Поплавский, возглавляемое которым ФГУП осуществляло функции заказчика-застройщика океанариума. В марте 2020 года Фрунзенский районный суд Владивостока признал Поплавского виновным в коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ) и в растрате (ст. 160 УК РФ) при строительстве Приморского океанариума и назначил ему наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии общего режима и штраф в 400 млн рублей.

Как было установлено судом, Поплавский при пособничестве гендиректора ООО "НПО "Мостовик" Олега Шишова и гендиректора ЗАО "Косандра" Александра Косяченко (скончался в январе 2016 года пос) растратил денежные средства на сумму более 1 млрд рублей, выделенные на строительство научно-образовательного комплекса "Приморский океанариум". Кроме того, Поплавский получил от Косяченко и Шишова более 145 млн рублей за приемку выполняемых генподрядчиками работ по строительству океанариума, их оплату, а также дальнейшее финансирование строительно-монтажных работ.

По итогам рассмотрения поданной защитой апелляции, судебная коллегия по уголовным делам Приморского крайсуда освободила Поплавского от наказания по двум из четырех вмененных ему преступлений в связи с истечением срока давности уголовного преследования. В итоге наказание строителю океанариума назначено в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Также Поплавский должен оплатить штраф в размере 360 млн рублей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость