Ничья авиакомпания, бой коронавирусу и визит Трутнева: чем запомнится политическая неделя

Главные политические темы минувшей недели в Приморье — в фокусе ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

14 декабря 2020. Главным событием минувшей недели в политической жизни Приморья стал визит во Владивосток вице-премьера российского правительства, полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева. На совещании с участием дальневосточных губернаторов под его председательством были подняты наиболее актуальные для макрорегиона вопросы, в числе которых оказалась ликвидация последствий ледяного шторма, а также борьба с COVID-19, создание единой дальневосточной авиакомпании, модернизация БАМа и Транссиба. Важные темы политического контура Дальнего Востока из Приморья — в еженедельном политическом обзоре ИА PrimaMedia.


На прошлой неделе в Приморье сняли режим ЧС. Фото: ИА PrimaMedia

Ликвидацию ЧС оценили в правительстве

Первым делом по прибытию в край, ещё до совещания, Трутнев отправился на остров Русский. Там он вручил благодарственные письма альпинистам, освободившим ото льда ванты и опоры одноимённого моста. Полпред высоко оценил проделанный труд высотников, заодно отметив надёжность самой конструкции, которая прошла испытание новым видом стихии — через подобное обледенение ни опоры, ни ванты Русского моста ещё не проходили.

Несмотря на все усилия альпинистов, мост находился в ледяном плену больше двух недель и всё это время проезд по нему был ограничен. Единственной нитью, которая связывала островитян с большой землёй оставалась паромная переправа с очень низкой пропускной способностью. Благо, в конце концов ситуацию удалось выправить и региональные власти смогли не только восстановить движение по мосту, но и в целом снять в Приморье режим ЧС.

Так что к моменту совещания с Трутневым обстановка в крае уже перестала быть чрезвычайной. Однако, как рассказал сам полпред, для того, чтобы устранить все аварии в кратчайшие сроки пришлось привлекать к решению сложившихся проблем напрямую правительство. Там же — на высоком уровне, по его словам, был проведён и детальный анализ работы всех аварийный служб на предмет того, было ли сделано всё правильно и можно ли было сработать лучше.

По мнению самого Трутнева, на некоторых участках помощь оставшимся без света, воды, тепла и еды приморцам можно было бы предоставлять и быстрее, чем это было сделано в период ликвидации последствий ЧС. Вместе с тем, отвечая на вопросы журналистов, полпред заявил, что, в частности, одной из главных причин неудовлетворительного состояния энергосетей стало отсутствие своевременных инвестиций в данной сфере.

Как заметил Трутнев, ключевым условием поддержания должного состояния энергетической инфраструктуры края должно стать наличие соответствующий тарифов на электроэнергию. По словам полпреда, на данный момент региональные власти собирают в качестве платежей меньше денег, чем требуется для реконструкции. Однако, поднять ценник для населения в период общего экономического спада — тоже не вариант и нужно искать другие источники финансирования.

Кроме этого, как отметил представитель президента в ДФО, регионам необходимо делать запасы аварийных сил и средств на местах. Как оказалось, транспортировка электрогенераторов из Москвы, которые были использованы, в частности, для обогрева жителей района Чуркин во Владивостоке, обошлась федеральному бюджету дороже, чем стоимость самих агрегатов. Так что, вероятно, будет проще их просто купить и хранить в регионах.

В финальной части обсуждения ликвидации приморского ЧС Трутнев закольцевал тему на острове Русском. Полпред заявил, что данная территория развивается слишком неравномерно: есть явное разделение на часть для ДВФУ со всеми сопряжёнными с ним учреждениями и постройками и посёлки, существующие на острове гораздо дольше университета и всей новой инфраструктуры. В итоге, первая часть уже будущем, а другая — остаётся в прошлом.

По теме устранения этого недостатка вице-премьер анонсировал совместный с губернатором Приморья Олегом Кожемяко доклад перед главой российского правительства Михаилом Мишустиным. Выход будут искать вместе, заверил полпред, добавив, что главная цель — именно комплексное развитие острова Русский. "Мы с Олегом Николаевичем Кожемяко этим занимаемся", — подчеркнул Трутнев.

Евгений Минченко, политолог:

Надо понимать, что ледяной шторм, обрушившийся на Приморье — это форс-мажор. От этого никто не застрахован. В целом, насколько я могу судить, деятельность руководства Приморья в сложившейся ситуации была оценена федеральным центром на "четвёрочку". То есть, это не провал, но и не самая мега-успешная операция. Честно говоря, не припомню, чтобы в подобных условиях всё делалось без сучка и задоринки.

Константин Калачёв, политолог:

Режим ЧС был введен в Приморье 20 ноября сразу после удара стихии. Судя по тому, что я вижу в своей ленте новостей от друзей из Владивостока, регион до сих пор продолжает приходить в себя после аномального природного явления. Восстановительные работы затянулись. Но Трутнев Кожемяко претензий не предъявлял. Напротив, обещал помощь. Со стороны кажется, что приморские власти есть за что критиковать. Но полпреду виднее. А что касается коллапса, то крайние найдены — ДРСК и недочёты при модернизации электросетей. Бедные жители Владивостока, выживавшие без света, воды и отопления. Другого губернатора на лоскуты бы порвали, но Кожемяко — человек из стали: неуязвим.


Губернаторы ДФО собрались во Владивостоке на заседание совета при полпреде президента на Дальнем Востока. Фото: ИА PrimaMedia

Коронавирусу дадут бой

Ещё одной важной темой совещания Трутнева с дальневосточными губернаторами стала борьба с коронавирусом. По словам губернатора Приморья Олега Кожемяко, краю понадобится как минимум 97 миллионов рублей на дополнительную закупку лекарств и тестов для дальнейшего противостояния распространению вируса. Как отметил глава региона, ЧС из-за ледяного дождя привело к увеличению потребности в медикаментах среди приморцев.


Губернатор Приморья Олег Кожемяко. Фото: ИА PrimaMedia

Кроме этого, Кожемяко заявил, что приморские больницы уже поступили порядка 900 тысяч вакцин от гриппа. Все они будут использованы для снижения общего уровня заболеваемости ОРВИ. В частности, как отметил губернатор, специалисты будут проводить вакцинацию не только в стационарах, но и на выезде в различных общественных пространствах. Не обошёл глава региона и проблему нехватки медицинского персонала.

В прочем, все озвученные тезисы и устремления приморского руководства оказались актуальны для всего Дальнего Востока в целом. Чтобы не упустить контроль над эпидемиологической ситуацией в макрорегионе, Трутнев поручил федеральным инспекторам проверить степень доступности лечения коронавируса в самых удаленных и труднодоступных территориях. После проверки каждый из них должен будет по данному направлению отчитаться.

Актуальным остаётся вопрос оснащения региональных больниц необходимым оборудованием, силами и средствами, в частности, каретами скорой помощи, аппаратами ИВЛ, компьютерными томографами, изоляционными носилками. По данному направлению Трутнев поручил всем профильным ведомствам при участии губернаторов изучить потребности медицинских организаций и посчитать, сколько денег, нужно для закрытия самых острых проблем пока в части дальнейшей борьбы с COVID-19.

В целом, как отметила в ходе совещания заместитель руководителя Роспотребнадзора Елена Ежлова среди всех дальневосточных регионов Приморье, а также Хабаровский и Забайкальский края вместе с Амурской, Магаданской, Сахалинской областями и Бурятией составляют группу субъектов, находящихся в стадии стабилизации эпидемии коронавируса.

Евгений Минченко, политолог:

Если брать чисто медийную картинку, то ситуация с коронавирусом на Дальнем Востоке не выглядит, как "ужас-ужас".

Константин Калачёв, политолог:

Что касается борьбы с коронавирусом, то в следствие пандемии экономика и бюджет края пострадали не больше, чем другие регионы. Я бы оценил работу в этом направлении как удовлетворительную. Обошлось без перегибов, хотя поначалу такие риски были. В сложной эпидемиологической ситуации система здравоохранения в целом справляется. Трутнева надо поблагодарить за выделение Приморью дополнительных 97 миллионов рублей на борьбу с коронавирусом.


Дальневосточкая авиакомпания будет создана на базе авиакомпании "Аврора". Фото: ИА PrimaMedia

Дальневосточной авиакомпании быть

Важнейшей темой повестки совещания полпреда стал вопрос о создании единой дальневосточной авиационной компании. Собственно, главным итогом обсуждения чиновников стало решение учредить её уже до конца текущего года. Как отметил Трутнев, данная задача была поставлена лично президентом России Владимиром Путиным. Уже известно, что новый региональный перевозчик будет создан на основе альянса уже существующих авиакомпаний.

По словам полпреда, одним из самых актуальных вопросов в данном направлении на сегодняний день является комплектация авиапарка будущей компании. Посчитано, что потребность в воздушном флоте для местных перевозок оценивается в 186 судов, 53 из которых должны быть произведены в России и приобретены уже до 2025 года. Как заявил Трутнев, закупать иностранные самолёты для закрытия обозначенных потребностей власти не имеют права.

Другим важным вопросом, который также ещё предстоит решить является то, кто, собственно, будет владеть новым авиаперевозчиком. Пока остановились на том, что предприятие будет создано на базе авиакомпании "Аврора", которая войдёт в альянс с региональными авиаперевозчиками. Напомним, что 49% её акций принадлежит правительству Сахалинской области, а остальные 51% — "Аэрофлоту".

В этой связи, губернатор Сахалина Валерий Лимаренко предложил отдать управление компанией в руки местных властей, мотивируя это тем, что в области уже есть успешный опыт в этой сфере и именно его использование стало бы идеальным решением всех проблем в этой связи. Однако, предприимчивый пыл автора предложения очень быстро охладил сам полпред. Трутнев буквально заявил, что контрольного пакета компании не будет ни у одного из субъектов.

Вместо этого, вице-премьер предложил гораздо более элегантное решение — государство будет контролировать нового перевозчика за счёт, так называемой, "золотой акции". Благодаря данному механизму, правительства регионов смогут закупать новые самолёты, субсидировать увеличение маршрутной сети, создать общую систему обслуживания судов и подготовки лётчиков. "Нужно сделать всё более цивилизованно", — отметил Трутнев.

Что касается названия, то, вероятнее всего, компании присвоят наименование "Тайга". Ранее под этим брендом должна была выйти на рынок уже упомянутая "Аврора". По словам её генерального директора Константина Сухоребрика, с тех самых пор сохранился полноценный бренд-бук, который теперь можно использовать для целого альянса перевозчиков, которые сохранят за собой привычные имена.

Речь идёт о компаниях "Камчатское авиапредприятие", "Якутия", "Полярные авиалинии" и "Аврора". Предполагается, что на маршруты будут выходить самолёты, покрашенные в единые цвета, будет унифицированы билеты и сайты. Близкий пример того, как это может выглядеть на практике уже есть в России— это альянс S7, куда входят также "Сибирь" и "Глобус". Вместе с тем, Сухоребрик подчеркнул, что окончательное решение о том, как назвать новую авиакомпании будет принято по результатам рейтингового голосования.

В свою очередь Трутнев заявил, что оно будет проводиться среди самих дальневосточников. Что касается губернаторов ДФО, то они все должны будут войти в Наблюдательный совет Единой авиакомпании. Планируется, что после её создания в макрорегионе появится разветвлённая маршрутная сеть, которая охватит более 500 населённых пунктов, а также позволит сформировать единую ремонтную, обеспечивающую и обслуживающую инфраструктуру.

Самое примечательное в заявлении полпреда о том, что новый актив не должен находиться в руках какой-то одной группы интересантов, например, представителей лишь одного региона, говорит о том, что ни сам Трутнев не, в частности, Кожемяко не стали претендовать на то, чтобы компания так или иначе досталась именно им. В купе с тем, как чиновники объединились над устранением последствий ЧС в Приморье, сам собой напрашивается вывод, что все информационные вбросы последнего времени о якобы их вражде — не более, чем фантазия.

У каждого из них есть свои связи и покровители в Кремле, но никто из них не собирается нарушать существующие правила игры и рисковать своей репутацией, статусом и уже имеющимися активами для единоличного обладания чем-то пока только-только начинающим своё формирование. Пока нет особых гарантий в том, что авиаперевозки по ДФО могут быть весьма прибыльным бизнесом для одного частного собственника.

Вполне может случиться, что, как подчеркнул Трутнев относительно основных фондов в области энергетики, расходная часть для поддержания всего этого механизма может оказаться намного больше, чем платежи, которые она собирает. Так что пока полпреду и губернатору Приморья делить явно нечего. Каждый считает свои деньги и не собирается с ними расставаться ни став владельцем неприбыльного актива, ни выйдя за рамки ему дозволенного.

Евгений Минченко, политолог:

Дороговизна авиаперелётов — это один из ключевых вызовов для Дальнего Востока и с точки зрения перемещения людей между дальневосточными регионами, и в отношении перелётов в другие части страны. Цены на билеты совершенно нереальные. Поэтому я думаю, что сама по себе идея создания Единой дальневосточной авиационной компании имеет право на существование. В России уже есть успешный опыт организации локальных авиамаршрутов в Приволжском и Центральном федеральных округах, а также в Сибири, поэтому я думаю, что и в ДФО для этого также есть все возможности.

Если говорить о вероятности вхождения в капитал или правление такой авиакомпании самих дальневосточных губернаторов, то здесь нет однозначного рецепта. С одной стороны, возникает риск превращения компании в "кормушку" и карманный актив тех или иных элитных групп, другой риск — это создание ситуации, при которой руководство такой компании в погоне за прибылью забудет о том, какие задачи изначально перед ней ставились. В этом смысле, какое-то участие государства здесь должно быть обязательно, ведь компания будет создавать в первую очередь всё-таки для решения государственных задач. Так что в любом случае в данном вопросе нужно будет находить баланс.

Смотрите полную версию на сайте >>>