15 декабря 2020. Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев прокомментировал ИА PrimaMedia текущую ситуацию по проекту создания в одном из крупнейших портов Дальнего Востока хаба для транзита грузов по Севморпути.
"Опорные точки развития Севморпути выбирать не нам с вами. Это вопрос конкуренции. Если этот порт будет удобнее — по глубинам, по сервису, по портовому оборудованию, по снабжению топливом — то он, собственно, и станет популярным. И соответственно пойдет вверх (по грузообороту — прим. ред.). Поэтому не мы будем выбирать — Камчатка, Сахалин или еще какая-то точка. Выбирать будут грузоперевозчики. У Лимаренко (губернатор Сахалинской области — прим. ред.) есть существенные возможности в этой конкуренции немножечко одеяло перетянуть на свою территорию. Потому что они (Сахалинская область — прим. ред.) побогаче, у них обеспеченность бюджета повыше. Соответственно, если они в этом направлении будут работать, придет и результат", — сказал Юрий Трутнев.
Морской порт федерального значения Петропавловск-Камчатский — крупнейший порт Камчатского края, расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Основная стивидорная компания в порту Петропавловск-Камчатский — ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (ПКМТП), многоотраслевое предприятие с 76-летней историей. Площадь территории порта составляет около 32 гектаров. Стивидор работает на 8 причалах, все они арендованы у государства.
Согласно ЕГРЮЛ, владельцами ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" выступают президент и совладелец ООО "Камчатское морское пароходство" Александр Иванчей (52,73% капитала) и Станислав Белан (39,99%).
Петропавловск-Камчатский морской торговый порт является, в основном, "портом выгрузки грузов". Объемы грузооборота сформированы исходя из потребностей непосредственно Камчатского края в различных грузах. В 2019 году ПКМТП увеличил перевалку г на 3,1% по сравнению с показателем 2018 года, до чуть более 1 млн тонн. Основными перерабатываемыми грузами традиционно стали крупнотоннажные контейнеры — 58,5% от общего объема. Более чем вдвое по сравнению с 2018 годом увеличилась перевалка каменного угля (18,7% от общего объема). В 2019 году ПКМТП получил 28,276 млн рублей чистой прибыли.
Морской порт Корсаков является системообразующим для Сахалина — переваливает более 80% грузов для области. Порт с круглогодичной навигацией обеспечивает грузопассажирскую линию с Курильскими островами, постоянное линейное сообщение с Южной Кореей и Владивостоком, а также прямое сообщение с западным побережьем США и странами АТР, паромную линию Вакканай (Япония) — Корсаков. В порту работают шесть стивидоров, крупнейший из них — АО "Корсаковский морской торговый порт" (КМТП), переваливающий контейнеры, генеральные и навалочные грузы.
Согласно ЕГРЮЛ, по 24,99% акций АО "Корсаковский морской торговый порт" владеют ООО "Дальневосточные верфи" и ООО "Крекинг-Трейд" (оба — Корсаков). Бенефициаром обеих компаний является Софья Ширяева.
В настоящее время порт насчитывает шесть причалов с общей длиной причальных стенок 790 метров, 14 портальных кранов и около 37 тыс. кв. метров складских площадей. Основной проблемой развития порта являются малые глубины, которых недостаточно для приема судов, обслуживающих Севморпуть. На сегодняшний день максимальные глубины у пирсов составляют порядка 9-10,5 метров, а нужно вдвое глубже.
По итогам совещания в Корсакове Юрий Трутнев заявил, что модернизацию порта надо проводить с привлечением частных инвестиций. При этом для нынешних владельцев это будет крайне серьезной нагрузкой, так как по оценке местных властей, реконструкция основного порта Сахалина обойдется в 90 млрд рублей. К примеру, чистая прибыль АО "КМТП" за 2019 год составила 41,653 млн рублей.
Разрубить гордиев узел на практике не сложно — для этого планируется провести консолидацию контрольного пакета акций порта в интересах Сахалинской области и далее привлечь инвестора с более широкими возможностями, чем у нынешних владельцев.
Большой плюс в том, что АО "КМТП" включен Минтрансом в перечень портовых проектов, которые могут войти в соответствующий раздел комплексного плана модернизации инфраструктуры при его продлении до 2030 года. В апреле 2019 года глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отмечал интерес госкорпорации к участию в проекте.