15 декабря 2020. В этом году Законодательное собрание Приморского края в силу известных событий работало по-новому. Большинство заседаний комитетов и ЗСПК проходили в формате онлайн. Это не помешало провести так называемые "нулевые" чтения краевого бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. С обсуждения этого новшества корр. ИА PrimaMedia начал беседу с депутатом комитета ЗСПК по социальной политике и защите прав граждан, художественным руководителем Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького Ефимом Звеняцким.
— Ефим Семенович, в прошлый раз мы говорили с вами об общественных слушаниях по краевому бюджету на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. На слушаниях вы обратили внимание на трудную ситуацию с культурой Приморья и попросили учесть это при окончательной верстке бюджета. К первому чтению что-нибудь изменилось?
— Да, я думаю, нас услышали. Как следует из пояснительной записки к проекту краевого закона о бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, по сравнению с прошлым годом доля расходов, направленных на социально-культурную сферу, увеличится и составит 63,14 % от общей суммы расходов (в 2020 году — 60,59 %). Об этом уже сказано и мне остается повторить, что, как и в предыдущие годы, самым значимым направлением, с точки зрения объемов планируемых финансовых ресурсов, остается социальная сфера.
Это коснулось и исполнения государственной программы "Развитие культуры Приморского края на 2020 — 2027 годы" в 2021 году. Общее увеличение расходом по госпрограмме составило более 313 млн рублей с учетом рублей федеральных средств.
Проектом бюджета предусмотрено выделения средств на очень нужные и важные для муниципалитетов вещи. Это и создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности; и оснащение образовательных учреждений в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами; и модернизация муниципальных детских школ искусств; и строительство и ремонт объектов культуры, находящихся в муниципальной собственности, и многое другое. То, что будет поддержана культура в муниципалитетах Приморья, не может не радовать.
— На общественных слушаниях вы говорили о необходимости сохранить гастрольную практику приморских театров. Средства на гастроли в бюджет заложены?
— Да, гастроли значатся в статье расходов, как и проведение культурных мероприятий краевыми государственными учреждениями культуры, и участие в различных творческих мероприятиях. Выделяются средства и на проведение Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого", что, конечно же, тоже хорошо.
— Как бы вы оценили эффективность общественных слушаний по проекту бюджета? Польза от "нулевого" чтения есть?
— Знаете, я отношусь к общественным слушаниям как к норме. И если там присутствует губернатор, присутствует председатель правительства края, то ни о каком формальном отношении к слушаниям речь идти не может. Думаю, это очень хорошее нововведение.
— Год назад в канун Нового года мы говорили с вами о том, что с 1 января 2020 года в Приморье начнет работать правительство. И вот год прошел, и можно подвести некоторые итоги. Как депутатам работалось с министрами? Лично вам, например. Оправдались ли ваши ожидания?
— Честно говоря, особых ожиданий у меня не было. По сути, произошло переименование. Прежние руководители департаментов стали министрами. Мне кажется, вообще не надо ждать от правительства больше, чем мы ждали раньше от департаментов. Пусть пройдет время, оно и определит, принесла ли пользу Приморью административная реформа или каждый остается при своих интересах.
У меня только одно пожелание: чтобы высокий ранг министра и замминистра способствовал тому, чтобы исполнительную власть приходили по-настоящему компетентные люди. С руководителями министерства культуры и архивного дела, например, мы нашли общий язык, понимаем друг друга.
Я думаю, Приморью нужны любые изменения. Поскольку Владивосток стал столицей Дальнего Востока, меняться должен не только город, но и наше настроение относительно того, что мы живем в счастливом городе. Правда, нас сильно потрепало в ледовый шторм, но что поделаешь. Я думаю, нам удалось выстоять, и руководство правительства в этих условиях показало себя с самой лучшей стороны.
— Мне кажется, членам правительства есть с кого брать пример. Я имею в виду председателя правительства Веру Щербину. А вы как считаете?
— О Вере Георгиевне я могу сказать только одно: это высокообразованный, много знающий человек, не первый год работавший в правительствах других краев и областей. Опыт, накопленный ею, бесценен.
Вы знаете, самое главное, что она умеет слушать и слышать. И откликаться даже на самые незначительные проблемы культуры Приморья. Притом, что она решает проблемы края в целом, с тем чтобы сохранить его благополучие. И то, как это делалось в условиях ледяного плена, у меня лично вызвало ассоциации с "дорогой жизни" в блокадном Ленинграде. Я думаю, они выстояли.
Я искренне говорю: "Сохраните себя, сохраните свое здоровье, вы так много тратите сил, энергии для того, чтобы жители края были более благополучны. У людей всегда было ожидание лучшего, а в ваших поступках есть исполнение этих ожиданий".
— В предыдущих ответах вы уже упомянули Министерства культуры и архивного дела. Можете как-то оценить работу этого министерства?
— Я не берусь за столь короткий срок оценивать работу министерства. Я думаю, что очень хорошо, что туда пришла Елена Бронникова (зампредседателя правительства, министр культуры и архивного дела — прим. ред.). Считаю, что правильно сохранили Максима Бурдело в качестве первого заместителя. А дальше уже идут исполнители, которые должны быть так же компетентны, как те, кому доверено руководство министерством.
То, что мы сохранили культуру в условиях пандемии, то, что у нас работают театры, музеи, картинные галереи, — это еще по накатанному. Давайте отнесемся к этому с пониманием. Это было и до правительства, и слава Богу, что правительство все это сохранило. На первый хотя бы год. Но что будет дальше? Я верю, что подход к делу будет таким же ответственным. Однако не будем петь дифирамбы правительству и говорить, что у нас все в порядке. Живем, как жили, трудимся.
— Что вы ждете от наступающего 2021 года и как режиссер, и как депутат?
— Во-первых, мне хочется, когда этот год закончится, подвести итоги сделанного мной как депутатом. Посмотреть, что я упустил, чего не успел, чего не услышал за 5 лет моей работы в этом созыве Законодательного собрания. Другими словами, я жду от себя в новом году еще большей ответственности за свою депутатскую деятельность.
А второе, как все нормальные люди, я жду, чтобы все были здоровы, чтобы занимались работой и семьей, чтобы ходили в театры и чтобы в зрительном зале были аншлаги, а не сидело 25% зрителей. Чтобы мы не боялись того, что завтрашний день опять принесет нам не очень богатый момент проживания.
Я думаю, что это мудрая политика, когда мы и выполняем предписания Роспотребнадзора, и все равно не закрываемся. Это самое главное на сегодня ожидание от нового года. Не закрываться. Нельзя превратить людей в сидящие дома монументы. Надо дать им возможность работать и зарабатывать. Сегодня мы и так находимся в полунокдауне. Объемы не те, заработки не те, возможности выпуска спектаклей не те, жизнь пошатнулась.
Но я думаю, что мы ситуацию выправим. Я в это верю, поскольку человек еще молодой и полный сил. Что я могу еще сказать? С новым, 2021 годом. Но нельзя стирать из памяти и 2020-й. Потому что это и дети, которые рождались, и надежды, которые с тобой пребывали, и пандемия, и тяжесть ледового плена, в котором мы оказались. Знаете, из подобных трудностей складывается простое понятие — в любых условиях нужно оставаться человеком порядочным и беречь людей вокруг себя. Хорошо, что многим из нас это удается.
— Ефим Семенович, и в заключение хотелось бы упомянуть об очень приятной новости, которая касается вас лично. Буквально сегодня стало известно, что вы стали лауреатом Специальной премии "Золотая Маска" Союза театральных деятелей России "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства". Редакция ИА PrimaMedia поздравляет вас с этой престижной наградой и надеется, что к нашему поздравлению присоединится вся культурная общественность Приморья.
— Большое спасибо. Я действительно рассматриваю эту премию, как знак признания того, что сделано не только мной, но и всем коллективом театра имени Горького.