Трутнев объяснил, как можно решить задачу развития Восточного полигона железной дороги

Полпред Президента предложил выделить программу развития БАМа и Транссиба в отдельное направление
Трутнев объяснил, за счет чего можно решить задачу развития Восточного полигона железной дороги
Фото: ИА PrimaMedia

16 декабря 2020. Президент России Владимир Путин в начале декабря заявил о планах значительного роста инвестиций в развитие так называемого Восточного полигона — Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской железнодорожных магистралей. При этом на совещании у главы государства не было принято финальное решение об источниках финансирования дефицита инвестпрограммы ОАО "РЖД". Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев рассказал в эксклюзивном интервью ИА PrimaMedia о том, какой он видит возможность решения задачи, от которой зависит судьба развития портов Приморского края. 

Вопросы модернизации БАМа и Транссиба включены в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года, которую правительство РФ утвердило в марте 2019 года. На дальнейшем расширении Восточного полигона настаивают угольщики и стивидоры, переваливающие уголь в АТР.

"Мы вкладываем рубль — получаем полтора"

Юрий Трутнев предлагает реализовать экономическую модель развития Восточного полигона в отдельном формате. 

— Сегодня это функционал РЖД. Объем инвестиций для реконструкции и модернизации Восточного полигона исчисляется сотнями миллиардов рублей. Там решение, честно говорю, нужно более высокого уровня (для выделения федеральных инвестиций — прим. ред). Но мы можем предложить модель для этого решения, — сказал Юрий Трутнев в интервью ИА PrimaMedia. — С главой РЖД Олегом Белозеровым мы уже разговаривали. Все дело в том, что железная дорога сегодня действует в рамках уже сложившихся механизмов пропорций перевозки угля из Кемерово и Дальнего Востока. И все это вместе дает ту картину, которая существует, и которая, скажем так, скорее не создает возможности для увеличения инвестиций на этом направлении. 
Я предложил немножко другую модель. Есть сегодняшнее состояние, такое, как сложилось. Мы его не трогаем. Но давайте выделим Восточный полигон отдельно. Отдельную экономическую модель развития Восточного полигона. Потому что перевозки с Дальнего Востока на восток — рентабельны. Давайте рассмотрим эту модель. И если она имеет положительный экономический эффект, то тогда у нас тогда возникает совершенно оправданная возможность обратиться в Минфин. Условно говоря, "видите: мы вкладываем рубль (в модернизацию — прим. Ред.) — получаем полтора". Получаем возврат инвестиций, скажем за 4-5 лет. Это уже другая история. Белозеров со мной согласился, РЖД такую модель посчитают, а мы постараемся ее пробить. Мне кажется, это самый прямой путь. Я не раз уже так делал, и обычно мы выигрывали.

Надо вывозить товар на перспективные азиатские рынки 

На совещании о параметрах финансового плана и инвестиционной программы ОАО "РЖД" 8 декабря президент Владимир Путин подтвердил, что на ближайшие годы намечен кратный рост инвестиций в развитие Восточного полигона.

"Сегодня это, безусловно, один из ключевых участков, над которым мы должны работать, это узкое место наших железных дорог. Все, кто сегодня присутствуют на совещании, это хорошо понимают. Надо вывозить товар, вывозить на перспективные азиатские рынки. Средства здесь запланированы большие. Знаю, что есть ограничения, связанные с тем, что в экономике происходит, это очевидная вещь, понятная, объективная. Но нужно детально проработать все планы развития и инвестиций с учётом ранее данных поручений и, конечно, исходя из той ситуации, которая складывается в экономике на данный момент времени, с учётом перспектив", — сказал глава государства.

Ранее РЖД предлагали уже в 2021 году снизить объем доступа угля из Кузбасса на Восточный полигон на 11 млн тонн по сравнению с 2020 годом. 

Губернатор Кемеровской области в начале декабря заявил, что доходная база бюджета Кузбасса может сократиться на 27 миллиардов рублей (на 17%) по сравнению с 2019 годом из-за угольного кризиса.

"Один год и 10 месяцев мы находимся в условиях жесточайшего мирового угольного кризиса. Произошла резкая смена рынков, Европа начала отказываться от угля быстрее, чем они планировали, а цена на востоке выше, чем в европейских странах, но вывоз угля туда в требуемых объемах невозможен, так как ОАО "РЖД", несмотря на все принятые правительством России решения, не осуществляло развитие Восточного полигона, БАМа и Транссиба. Прибыль угольных компаний Кузбасса только за 9 месяцев текущего года упала почти на 50 млрд рублей или на 55% к прошлому году", — пояснил губернатор во время обращения с бюджетным посланием к законодательному собранию региона (цитата по "Интерфаксу").

При этом в РЖД ранее сообщили, что договоренности с правительством Кузбасса об объемах вывоза угля с территории региона в восточном направлении продлены на 2021 год. Указывалось, что в 2021 году грузоотправители Кузбасса предъявят к перевозке, а РЖД обеспечит транспортировку не менее 53 млн тонн каменного угля на экспорт в восточном направлении и до 3,55 млн тонн — во внутрироссийском сообщении. 

Полпред вступился за угольщиков

На заседании совета при полпреде президента в ДФО 10 декабря во Владивостоке Юрий Трутнев сообщил что ряд угольных компаний ДФО испытывают проблемы с доставкой угля по желдороге из-за нехватки провозных мощностей.

"Целый ряд компаний и инвесторов, прежде всего связанных с угольными производствами, испытывают сложности с провозными мощностями. Это проекты компаний "ЭльгаУголь", "Колмар", "ВаниноТрансУголь" (угольный терминал "Колмара" в Хабаровском крае — прим. ред). В некоторых случаях это связано с модернизацией определенных участков железной дороги, в некоторых — с другими. Эти проблемы должны быть синхронизированы: провозные способности железной дороги должны соответствовать интересам инвестиционных проектов. В противном случае получается, что люди вкладывают деньги, а предприятия работают не на полную мощность и терпят убытки", — сказал полпред президента.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость