Телега на Алексеева, Гонконг на Русском и самая ленивая Дума - политобзор

Подводим политические итоги прошедшей недели в Приморье
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА Primamedia

18 января 2021. Приморская политика как будто не уходила в новогоднюю спячку и, пока остальные сферы медленно раскачиваются и приходят в себя, она бодро нарезает круги на стадионе. В этом политбозоре — информационные атаки, богоугодные дела, суд над депутатами-прогульщиками и владивостокский Гонконг, о котором никто не просил.

Бабы новых бизнесменов нарожают?


Дмитрий Алексеев, совладелец DNS Group. Фото: Антона Балашова, ИА Primamedia

Нельзя обойти стороной резкий информационный наезд на Дмитрия Алексеева, совладельца сети ДНС и единственного во Владивостоке фигуранта форбсовского списка "Топ-200 самых богатых бизнесменов России". Вкратце, предпринимателя навязчиво обсуждают в контексте дела Александра Щербатюка, директора Института проблем морских технологий ДВО РАН, и предполагают ему в будущем схожее уголовное преследование. Все это подается в стилистике канала "Незыгарь", когда тот нападал на губернатора Олега Кожемяко, — с таким же, если не меньшим, "уважением" к фактам.

В негативном обсуждении задействован медиаактив (телеграм-каналы и СМИ), связанный с политконсультантом Александром Шемелёвым, бывшим вице-губернатором Приморья, курировавшим при Сергее Дарькине внутреннюю политику региона. Сегодня — после извилистого пути — он снова оказался в ней сильно замешан.

Отметим, что Александр Шемелёв — незаурядная личность приморской сцены. В одно время рулил политикой региона, в другое — разыскивался судебными приставами за долги. Он имеет богатый политический бэкграунд: региональные выборы "Единой России" в 2011 году, "спасская аномалия" в 2015-м — все эти кейсы, действительно, во многом стали определяющими в судьбах его работодателей.


Александр Шемелев, политконсультант. Фото: Илья Табаченко, ИА Primamedia



Сегодня ресурсы Александра Шемелёва активно занимаются информационной повесткой регионального внутрипола, благодаря чему их действия во многом ассоциируются с пожеланиями начальства. Несмотря на это, массивный негатив в отношении  Дмитрия Алексеева не выглядит исполнением заказа внутриполитического блока Приморского края. По крайней мере, он выбивается из общей смысловой линейки, продвигаемой региональной властью. Зато очень напоминает самодеятельность самого Александра Шемелёва, рассматривающего приморского предпринимателя не иначе, как чемодан с деньгами. И фирменный почерк, который можно оценить как смесь наглости с малодушием — на месте. Собственно, этой версии в своем фейсбуке придерживается сам Дмитрий Алексеев. Подчеркивая, что у него нет медиа бюджетов.

Инвестиционная привлекательность — это словоформа, которой сегодня не пользуется только совсем уж ленивый чиновник. И совсем немногие утруждаются вложить в нее хоть какой-то смысл, понимая, что привлечение бизнеса — это тонкая материя, которую регулируют сотни настроек. Но основных ползунков на этом пульте совсем немного. И один из них — самочувствие и настрой существующего на территории предпринимателя.

Последнее, в чем нуждается сегодня подавленный постковидный приморский бизнес  — это запугивание. Силовое давление на него и так велико. По информации цифровой платформы "ЗаБизнес.РФ", Приморье — в лидерах в ДФО по числу жалоб предпринимателей на силовиков. Более половины бизнесменов не доверяют органам. Маски-шоу, обыски, выемки документов — все это стало делом привычным. А тут еще с молчаливого согласия, по сути, внешняя пресс-служба региональной власти создает свою атмосферу: одной рукой на территорию привлекают бизнес, а другой — лупят его. А потом говорим, что экономический климат не тот.

Для солидных господ

Все чаще и все заметнее в событийном поле стал возникать Руслан Кондратов, президент ГК "Аква-Ресурсы" и генеральный директор ОАО "Терминал Астафьева". Он, конечно, никуда из него и не выпадал, периодически заявляя о себе благотворительными акциями и появляясь в кругу столь же серьезных персон . Так, например, в конце прошлого года он вошел в совет приморского спортивного общества "Динамо" — единственный там представитель бизнеса. Совет возглавили начальники полиции и ФСБ региона, а губернатор Олег Кожемяко стал председателем попечительского совета Фонда.


Рассмотрение проекта духовно-просветительского центра на Русском. Фото: пресс-службы ГК "Аква-ресурсы"

На прошлой неделе Руслан Кондратов вместе с митрополитом Владивостокским и Приморским Владимиром и Сергеем Степашиным, председателем наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также председателем Международной общественной организации "Императорское Православное Палестинское общество", обсудил и одобрил проект духовно-просветительского центра на острове Русском. Центр получил имя Александра Невского и будет располагаться неподалеку от кампуса ДВФУ. А Руслан Кондратов может записать в свой актив поддержку на уровне церкви и федеральных элит.

— Касательно позиций Руслана Кондратова, я бы не связывал здесь историю с выборами или с какими-то ситуативными событиями, считает политолог Павел Наливайко. — Кондратов на сегодняшний день является одним из немногих региональных бизнесменов, который системно ведет конструктивную работу с региональными властями и масштабную социальную политику без каких-либо запросов на политические преференции. По моей информации, Кондратов не собирается никуда выдвигаться в этом году.

Как мы уже писали, своеобразие предвыборного периода заключается в том, что любой мало-мальски заметный шаг политического игрока переносится в электоральную систему координат и рассматривается с точки зрения его предвыборных амбиций. Независимо от того, есть они у него или нет. Вполне возможно, что Руслан Кондратов действует по велению души, заодно поддерживая в тонусе свою политическую мускулатуру. Нельзя не отметить, что она вполне готова не только для фитнеса, но и для соревнований. Было бы желание.

Остров постоянного опережения — "штаны бы не порвать"

Острову Русскому впору заводить отдельную пресс-службу — столько различных событий и историй с ним в последнее время связано. Расскажем о самой горячей из них. А именно — об очередном статусе, который собираются придать острову. На сей раз — статус федеральной территории. Намерение пока высказывают исключительно политические телеграм-каналы, но идея нашла живой отклик, а эксперты, в принципе,  не исключают такой поворот событий и даже вполне согласны с ним.


Остров Русский в ожидании нового федерального статуса. Фото: Мария Бородина, ИА Primamedia

Федеральная территория — это новшество, пришедшее к нам вместе со всеми остальными поправками в Конституцию РФ. И, как и многие из них, до конца не растолкованное. Сегодня известно об одной такой территории — центре "Сириус" под Сочи. По сути, это такой современный вариант советского наукограда — небольшой кусок территории с отдельным бюджетом, отдельными органами управления. С Советом, который частично избирается гражданами, а частично — президентом и правительством. С отдельным главой, которого избирает Совет по представлению президента. И все это делается для того, чтобы создать на клочке земли идеальные условия для привлечения инвестиций, выращиванию талантов, реализации их возможностей. 

— Идей вокруг острова Русский было и остается много, — говорит Тагир Худзиятов, ведущий научный сотрудник ЦИРЯО ВИ-ШРМИ, профессор кафедры мировой экономики ДВФУ. — Это и создание федерального университета, и планы по инновационно-технологическому центру, и по технопарку, и некое подобие офшорной зоны — все это звенья одной цепи. Во Владивостоке, пожалуй, самая сильная на всем ДВ наука. Основания для создания федеральной территории вроде как есть. Звучит, безусловно, красиво. Но вот хотели сделать инновационно-культурный центр, а получился чуть ли не атомный дом в Хиросиме — какой-то оставленный и забытый всеми купол.

Мне кажется, должна быть какая-то пошаговая последовательность: наметили одно, сделали, показали результат. Объявили о создании инновационного научно-технологического центра, давайте посмотрим, каков будет результат. А так, не дождавшись результатов одного шага, мы делаем другой, третий. Есть риск штаны порвать.

К тому же не прояснены вопросы о том, как будет происходить взаимодействие муниципалитета и федеральной территории, о разграничении их имущества, о полномочиях, о бюджетах и налогах.

— Существует опасность, что в муниципалитете возникнет определенный раздрай, — продолжает Тагир Худзиятов. — Есть Владивосток, у которого де-факто отнимают существенную и перспективную для развития часть территории. Что это будет? Как будут соотноситься остров Русский с остальным Владивостоком. Как это будет влиять на бюджет города? Люди живут во Владивостоке и во многом за счет ресурсов, которые они платят в казну, мы видим улучшение или ухудшение городской среды. Как федерализация территории острова Русский на это повлияет — у меня сейчас нет определенного мнения: ни позитивного, ни негативного.

Политолог Константин Калачев отмечает, что остров Русский за все время его бурного развития так и не стал полноценным, "живым и живущим" районом Владивостока.

— Что там появилось, кроме федеральных объектов? Осваивается он местными жителями? Да не особо, — считает он. — Зато остров Русский — одна из любимых игрушек президента. И федеральная территория — это вполне реально. Все начальники там бывают, море есть. Альтернатива проживанию в Гонконге.

Прогульщики с мандатами

Думу Партизанска по требованию прокуратуры распускает суд, а экспертам остается только признать — по-другому, очевидно, эта история не могла разрешиться. Лучше разогнать депутатов и набрать новых, чем терпеть их постоянную междоусобную войну, жертвами которой, по традиции становятся обычные граждане. Из 15 запланированных в прошлом году заседаний только на четырех думцы сумели собрать кворум.

— Ситуация длится уже на несколько лет, с самого момента избрания нового созыва Думы Партизанска, — говорит Павел Наливайко. — Там, откровенно говоря, многие мандатами пользуются не во благо избирателей, а для удовлетворения своих политических целей. Политические игры приводили к тому, что в городе не могли принять бюджет, не могли внести социальные поправки. Своей несистемной позицией депутатский корпус привлекал внимание местных элит и краевых властей. Формировался созыв в 2018 году — на стыке политической нестабильности в период предыдущих губернаторов. И сейчас у действующей региональной власти, да и у администрации Партизанска, нет возможности эффективно с ними работать. Внутриполитический блок неоднократно туда наведывался, и у губернатора ситуация стояла на контроле. То есть депутатов пытались вернуть к здравомыслию несколько раз. Но после таких длительных перипетий и отсутствия конструктива со стороны депутатов стало понятно, что этот созыв необходимо распустить и провести перевыборы.

История седьмого созыва партизанской Думы стартовала с драки на первом же заседании и продолжилась чередой партийных интриг и битв за кабинеты. Так что завершение истории в суде здесь выглядит кармически верным итогом. А в копилку приморской политики отправляется очередной редкий экспонат. Все-таки, роспуск муниципальной Думы — не частое явление.

Каждый внес свой ВКАД

Стоило приморскому Минтрансу опубликовать архитектурно-художественную концепцию ВКАД, в особенности — ту часть, которая касается второго моста на Русский — как на нее тут же обрушился вал критики: общественники и эксперты, представители бизнеса и науки — практически все высказывают опасения, что мост на Елену станет очередной дорогой и ненужной (а то и вредной) федеральной забавой.


Проект моста на Елену. Фото: vlc.ru

Это при том, что самой концепции владивостокской "кольцевой", по сути, не первый и не второй десяток лет. Речь об этой дороге возникла еще в 70-е годы прошлого века, а в 80-е ее даже вроде как внесли в генплан. Но, как известно, 90-е годы нарушили все генпланы России. После саммита АТЭС-2012 разговоры о "кольцевой" резко возобновились, а затем появились первые ее карты и наброски — с длинными подводными туннелями, проходящими по дну Амурского залива, и прочими довольно фантастическими подробностями вроде стеклянного потолка в этом туннеле, чтобы разглядывать местных морских животных. Пока идея ВКАДа существовала в виде фантазии, с ней особо не спорили. Споры начались, когда фантазии пообещали федеральное финансирование и она принялась обрастать деталями. Тогда стало понятно, что, в общем, все серьезно и надо смотреть, что же это за зверь такой. Возможно, это частично объясняет, почему некогда благосклонная к ВКАДу общественность взорвалась критикой.

Впрочем, есть и более очевидное объяснение. А именно — неумение федерального центра считывать реальные запросы людей и упаковывать свои мегапроекты в уместные (а лучше — полезные) для местного населения формы, а потом уже актуализировать их и сопровождать по этапам общественного одобрения. В итоге, вроде бы, и дело замышляется благое, и миллиарды выделяются, но все это мимо народной любви. Так было с объектами саммита АТЭС, то же происходит с двумя музейно-культурными комплексами во Владивостоке (ради одного из которых снесли здание ДВГТУ и леопардовое граффити) и проектом ВКАД.

— Может надо было как-то по-другому Владивосток развивать, на континенте, там, где много земли, — считает Константин Калачев. — А так — это мило и здорово, соединить все острова мостами, очень интересно для туристов будет — один раз проехать. Но местным-то чего? Дорогостоящие федеральные игрушки.

Развитие — это прикольно

На прошлой неделе по региону прокатилась целая волна назначений на должности различных развивателей дальневосточных территорий. Самые интересные кадровые перестановки произошли в Министерстве развития Дальнего Востока и Арктики. У главы ведомства появились сразу три новых заместителя. Ими стали Марат Шамьюнов и Анатолий Бобраков. Первым же заместителем министра был назначен Гаджимагомед Гусейнов. По образованию — экономист, работал на различных должностях в Министерстве финансов РФ, в ноябре 2018 года назначен первым вице-премьером Дагестана. С ноября 2020 года был советником нового министра по Дальнему Востоку Алексея Чекункова.


Гаджимагомед Гусейнов. Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Примечательно, что с Приморьем Гусейнова роднит не только служебная, но и личная история.

"Прикольно, бывший муж и отец моего старшего сына теперь тоже, как и я, будет работать на благо Дальнего Востока", — написала депутат Думы Владивостока Роза Чемерис в своем телеграм-канале.

Радует, что экс-супруг владивостокского депутата, судя по посту, наконец-то подключится к этой работе. Правда, связь замминистра с четой Чемерис, имеющей богатый политический бэкграунд в Приморье, станет дополнительной (и не самой для него желательной) оптикой, сквозь которую начнут рассматривать его работу.

В Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов будет курировать действующие на Дальнем Востоке и в Арктике преференциальные режимы, вопросы строительства, земельно-имущественных отношений и бюджетные инвестиции.

Смотрите полную версию на сайте >>>