Александр Вовненко: Благородная судьба Даттана заслуживает того, чтобы о ней говорили

Спектакль о владивостокском предпринимателе начала прошлого века покажут в Пушкинском театре
PrimaMedia ГОРОД
Директор Пушкинского театра ДВФУ Александр Вовненко
Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

11 февраля 2021. 13 и 27 февраля на сцене Пушкинского театра ДВФУ пройдут премьерные показы спектакля "Даттан. Преданность и предательство" (12+). Впервые на театральных подмостках Владивостока расскажут об одном из самых ярких владивостокских предпринимателей начала прошлого века — жителе Гамбурга, который сделал Владивосток своим родным городом, сообщает ИА PrimaMedia.

Перед премьерой мы поговорили с директором Пушкинского театра и автором идеи спектакля Александром Вовненко об исторических параллелях, региональном предпринимательстве и патриотизме.

— Почему родилась идея спектакля про Адольфа Даттана? Потому что во Владивостоке появились спектакли про Юла Бриннера, еще одного знаменитого горожанина?

— Не совсем. Было предложение от организаторов кинофестиваля "Меридианы Тихого" о том, чтобы в рамках кинофестиваля провести в Пушкинском театре так называемые "Бриннеровские чтения". Мне тогда показалось, что тут нечего особо читать, потому что в книге Рока Бриннера о своем отце много мифов, он в известной мере мифологизировал своего папу. В итоге случилась постановка на сцене театра Горького.

"Даттан" же появился совсем по-другому поводу. Международным союзом немецкой культуры был объявлен конкурс, который посвящен выдающимся российским немцам. Мы подумали о том, что было бы здорово в этом конкурсе принять участие. Нам нужно было какое-то интересное содержание и тогда родилась идея, что такой персоной мог бы стать Адольф Васильевич Даттан. Который, с одной стороны, выдающийся российский немец, а с другой — имеет яркую судьбу и в этой судьбе есть еще такая трагедия, как заключение, обвинение в предательстве, и так далее. Прежде всего, катализатором того, что мы вспомнили про Адольфа Васильевича стал этот конкурс.

Потом появились дополнительные вещи: 2021 год объявлен Годом Германии в России и так получилось, что по сути дела, премьера в нашем театре, станет открытием Года Германии в России во Владивостоке.

Кроме того, непосредственное значение Даттана в судьбе Восточного института и благородная судьба этого человека, мне кажется, заслуживает того, чтобы о ней говорили.

Мы хотим, чтобы это имя вошло в обиход.

В этом смысле, я не хочу обижать коллег, но мне кажется, что имя Даттана заслуживает большего внимания, чем имя Бриннера.

Как бы мы не хотели, чтобы Бриннер был жителем Владивостока, но он не житель Владивостока. Он тут родился, что само по себе замечательно, Конечно, город нуждается в легендах и так приятно, что это легенда имеет "Оскар" и т.д. Но в этом смысле Даттан больше заслуживает того, чтобы быть на слуху.

— Наши горожане любят дискутировать о том, что мы очень любим "не своих". Была история с выпуском писем Элеоноры Прей, установкой ей памятника, выставкой в музее им. Арсеньева, потом памятник Бриннеру, потом сразу два спектакля про него (в театре Горького и Театре молодежи). Сейчас мы ставим спектакль про немца. Вот эти претензии про"ненаших" состоятельны?

— Я думаю, что эти претензии совершенно несосостоятельны.

Это какие-то комплексы. Наоборот, мы должны гордится тем, что Владивосток — чрезвычайно интернациональный город. Я очень часто в детстве бывал в Одессе и иногда нахожу параллели между Одессой и Владивостоком. Тоже приморский город, тоже порто-франко, тоже город, в котором взлетали звезды. Может во Владивостоке их было не так много, как в Одессе, но тем не менее.

Мне кажется странным тезис, что надо говорить только о русских... Не важно! Этот феномен анализирует Парфенов в "Русских евреях". Какая разница, еврей он или не еврей? Он состоялся в России как русский человек. Как русский грузин, русский еврей и т.д. Он создал себя здесь!


Спектакль "Даттан. Преданность и предательство". Фото: Пушкинский театр

В отношении Даттана есть нюанс, которые, как мне кажется, делает нашу постановку актуальной. Мы сегодня очень много говорим о том, что Дальный Восток, должен быть замечательным, перспективным, удобным. А ведь история Даттана о том, что человек в 20 лет приехал во Владивосток, как говорится "без роду, без племени", без связей и блата. И совершенно честным трудом сделал здесь свою карьеру. Но самое главное, что этот человек ни секунды не думал о том, чтобы хапнуть и убежать отсюда.

Весь наш спектакль построен, с одной стороны, на тексте, который говорит Даттан. С другой стороны, в этот текст вкраплены цитаты, комментарии современников Адольфа Васильевича о нем. И это очень разные комментарии.

Например, его соотечественники-немцы, которые бывали во Владивостоке, потому что он еще был почетным германским консулом. Так вот они восхищались или ужасались тому что, что Адольф Васильевич Даттан мог целовать русских купцов или русских генералов по обычаю троекратно.

Писали: " Я бы ни за что, дни ради какого контракта не стал бы целовать адмирала или генерала в пропахшие сигарным дымом уста". Здесь, конечно, человек абсолютно интегрировался в российскую среду и считал себя совершенно русским.

Это с одной стороны. С другой стороны, он это делал совершенно искренне. При этом, совокупность достижений его как коммерсанта, шла совместно с совокупностью тех благих дел, что он делал. И это всё делает из него , я бы сказал, пример для многих сегодняшних предпринимателей.

У нас очень мало дневниковых записей Даттана, мало его писем. Это не совсем та история, которая могла быть с Элеонорой Прей, где совершенно точно можно проследить ход её мыслей.

Что касается Адольфа Васильевича, то там очевидно одно — человек приехал из крупного портового города Гамбург в тогдашнюю "деревню" Владивосток и у его была потребность превратить этот военный пост в большой красивый город.

При этом Даттан соблюдал интересы фирмы, тут нет сомнений. Это и вызывает восторг, когда человек думает про бизнес и развивает его, создавая торговую империю, при этом думает про развитие своего города.

Я уже не говорю про то, что он как лютеранин давал деньги на строительство лютеранский кирхи, но при этом и на строительство православного собора. А уж когда начинается история с Восточным институтом, то землю — пожалуйста, дать деньги на строительство Суворову (Михаил Суворов — владивостокский купец и меценат — прим.ред.)— пожалуйста, поселить преподавателей в принадлежавшем ему особняке — тоже пожалуйста!

Ну кто сегодня готов так поступить? Где во Владивостоке этот человек? Я буду счастлив с ним познакомиться!


Директор Пушкинского театра ДВФУ Александр Вовненко. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

— Уместно ли будет сказать, что эта премьера — совершенно современная история про развитие территории?

— Эта история, которая очень точно рифмуется с сегодняшним днем. Когда человек абсолютно честно трудится на благо своего предприятия, на благо города, который он выбирает как свой.

А затем, в силу разных причин, политических или коньюнктурных, его берут и высылают из этой большой истории. Это такая абсолютно спланированная акция и мы эту акцию, которая состояла из разных "мероприятий", эту кампанию против человека — мы ее показываем. Зритель увидит, как можно человека, у которого 25 наград от всех правителей Европы и Азии, начиная от японского императора и заканчивая норвежским королем, как можно просто взять и сделать заключенным. Абсолютно циничным образом.

И этот поступок генерал-губернатора Гондатти (Николай Гондатти — русский государственный деятель, Приамурский генерал-губернатор в 1911—1917гг., прим. ред) для меня совершенно удивителен. При том, что затем история сделала оборот и уже Гондатти чуть ли не в кандалах привезли в Петроград, и пытались обвинить в том, что был преступником. Так что это история совершенно современная.

Я очень надеюсь, что на эти два спектакля придут предприниматели города Владивостока, которые, к сожалению, мне кажется, не очень много знают о своих коллегах конца 19-го — начала 20-го века.

— Спекталь "Даттан" планируется как моноспектакль?

— Изначально это должен был быть моноспектакль и автор пьесы Вячеслав Савруев двигался в этой логике. Но обязательным условием для этого проекта должно было быть участие русского немца. Поэтому мы пригласили актера театра им. Горького Евгения Вейгеля стать исполнителем главной роли. Он согласился, но попросил, чтобы у него был партнер.

Так что в этом спектакле будет дебют сотрудницы нашего театра Вероники Зыковой, которая очень хочет посвятить себя работе на сцене и будет помогать Евгению Эриковичу раскрывать судьбу Адольфа Даттана.


Пушкинский театр ДВФУ. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

Спектакль камерный, в нем огромное значение имеют видеоряд и музыка. Мы хотели максимально показать эпоху, страну, город. В спектакле будет звучать "живая" музыка, которая была популярна для того времени, будет звучать музыка соотечественника и земляка Даттана Иганнеса Брамса, так как ведь оба из Гамбурга.

Режиссер спектакля Сергей Руденок придумал подзаголовок "Процесс реабилитации в одном действии" и он так решает спектакль, потому что изначально мы думали  о другом, о том, что это будет некий разговор, размышление. Но Сергей решил "обострить" эту ситуацию и, по моему мнению, сделал спектакль современнее.

— Подобные спектакли будут иметь продолжение? Например, некая "Жизнь замечательных людей" на сцене Пушкинского театра. 

— Эта мысль очевидна и сейчас мы над ней размышляем, хотя занимаем достаточно скромное место на театральной карте Владивостока.

К слову "театр" в нашем названии отношусь не как к драматическому репертуарному театру. Все-таки исторически Пушкинский театр был площадкой, которая собирала различные сценические активности: драматические и музыкальные. Да и труппы у нас нет, а наши проекты носят в основном по-хорошему антрепризный характер.

Но сегодня мы размышляем о том, чтобы сделать несколько камерных вещей, связанных с таким "ЖЗЛ" на сцене нашего театра. Так что впереди еще много интересного".

Спектакли "Даттан. Преданность и предательство" пройдут13 и 27 февраля в 18:30.

Справки по телефону: 8 (423) 222-98-50.

Смотрите полную версию на сайте >>>