8 февраля 2021. Осенью 2020 года Федеральная таможенная служба (ФТС) завершила программу создания центров электронного декларирования (ЦЭД), в 2021 году планирует оформлять в электронном виде 100% деклараций. В ходе реформы таможенных органов декларационный массив был поэтапно сконцентрирован в 16 территориально распределенных ЦЭДах, которые заменили более чем 600 мест таможенного оформления, существовавших ранее, сообщает ИА PrimaMedia.
Сегодня на Дальне Востоке действуют два центра электронного декларирования: Владивостокский ЦЭД оформляет декларации на товары, перемещаемые морским транспортом, Дальневосточный ЦЭД — перемещаемыми всеми остальными видами транспорта. К концу 2020 года уровень концентрации достиг 99%.
О нововведениях в работе российской таможни во время визита во Владивосток рассказал заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин.
— Владимир Владимирович, существуют ли для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) риски изменения логистики и увеличения срока выпуска товаров в связи с переходом на новый формат декларирования?
— Рисков нет. Работа, которая проводится по диспетчеризации деклараций, полностью находится в логике тех преобразований, которые шли в предыдущие два года. Работа по диспетчеризации была вписана в корректировку технологических моментов и, самое главное, положена в основу перехода на новые программные платформы, которые поддерживают эту новую структуру таможенных органов в виде 16 электронных таможен. В этой связи диспетчеризация рассматривается и как элемент оптимизации таможенного контроля, как элемент повышения его качества с точки зрения сроков выпуска, повышения качества с точки зрения знания, особенностей участников ВЭД и товаропотоков.
Один из элементов диспетчеризации — оформление товаров и участников ВЭД в тех ЦЭД, которые находятся по месту их налоговой регистрации. То есть это увеличивает взаимодействие с налоговыми службами. Говоря по-простому, создает условия для ведения кредитной истории участника ВЭД. И мы, и налоговые органы в полном объеме видим все операции, осуществляемые участниками ВЭД.
Таким образом повышается качество взаимодействия контролирующих органов с участником ВЭД, в том числе в тех случаях, когда возникают вопросы, и есть необходимость выяснить дополнительные моменты, связанные с теми или иными поставками, контрактами, оплатой и так далее.
Когда эти вещи разбросаны по стране, начинаются запросы и ответы, вот это как раз может отрицательно влиять на логистику и сроки выпуска. А когда все собрано в одном месте, когда каждый орган прекрасно знает своего участника ВЭД, знает, на чем он специализируется, какими товарами занимается, то сразу снимается целый пласт вопросов к его деятельности.
На данный момент идет просто наладка новых технологических связей. Ни на сроки выпуска, ни на логистику это не влияет. Что касается Дальневосточного таможенного управления, то с начала февраля здесь этот процесс проходит вообще без каких-либо сбоев. Да, появились дополнительные декларации в связи с тем, что по месту налоговой регистрации декларации участник ВЭД зарегистрировал в ДФО. Соответственно, они стали приходить сюда
Количество таких деклараций увеличилось очень незначительно. Не является критическим. Того количества должностных лиц, которые есть в центрах электронного декларирования, достаточно для оформления, в том числе увеличившегося количества деклараций. В будущем данная технология в том числе рассматривается как элемент нейтрализации вот этой особенности нашей страны — с большим количество часовых поясов. То есть после отработки этой технологии в том числе будет рассматриваться и вариант того, чтобы поданные декларации не ждали, когда таможенный орган приступит к работе в связи с началом нового светового дня.
Учитывая особенность нашей страны, когда Дальний Восток заканчивает работу, а в Калининграде она только начинается, вот этот элемент тоже позволит впоследствии рассматривать наработанные технологии диспетчеризации подобных демпфирований разницы во времени, что еще более ускорит выпуск деклараций. С точки зрения сроков выпуска мы рассматриваем эту технологию именно как технологию, позволяющую эти сроки сократить.
Одним из важнейших проектов Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года стал переход участников ВЭД на централизованную систему учета денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей, с использованием единого ресурса лицевых счетов (ЕЛС). Если ранее счета открывались в каждом таможенном органе, где участник ВЭД совершал операции, то сегодня действует принцип "одно лицо — один счет"
Экспорт мог бы быть большим, если бы не позиция Китая
— У нас действительно вырос экспорт. При этом значительно увеличилась доля несырьевого, не энергетического экспорта. Прежде всего, выросли поставки сельхозпродукции, куда в том числе входит рыбная продукция. Увы, есть ограничения со стороны Китая. Если бы их не было, то экспорт был бы еще больше. Потому что были определенные сдерживающие факторы от наших китайских коллег. Правда, по определенным видам сельхозпродукции — мясу, зерновым, птице и так далее, мы фиксируем очень хороший рост поставок.
Помимо увеличения объемов экспорта еще одно положительное влияние примененных национальных проектов — это то, что ко внешнеэкономической деятельности по экспорту подключилось значительное количество малых и средних предприятий. То есть при падении в той или иной степени всех показателей экспорта, импорта и в целом товарооборота, по количеству деклараций на экспорт мы фиксируем рост. У нас ощутимо увеличилась доля деклараций, которые подаются на небольшие объемы и новыми участниками ВЭД. Из этого и получилась такая разнонаправленная динамика. Вроде бы цифры по обороту стали чуть меньше. При этом количество участников ВЭД возросло. И объем несырьевого экспорта тоже значительно вырос, хоть и немного не дотянул до тех контрольных значений или ориентировочных значений на этот год. Тем не менее, вырос очень значительно.
— Предприниматели ищут возможность выжить в новых условиях.
— Ищут. И самое главное — механизмы, которые государство запустило для поддержки этого направления. Прежде всего, это касается работы Российского экспортного центра, который в значительной степени помогает им выйти на новые рынки. В определенной степени даже компенсирует расходы на продвижение продукции, нахождение рынков сбыта, на возможности доставки продукции на новые рынки. Все это, конечно, принесло свой ощутимый результат. При определенном снижении экспорта количество участников ВЭД, количество экспортных деклараций возросло.
— Есть ли перспективы переговоров с китайской стороной по увеличению товарооборота?
— На этот вопрос может ответить только Китай. Я могу сказать, что мы со своей стороны поднимаем этот вопрос на всех уровнях, в том числе до уровня межправительственных контактов. На своей площадке, на уровне курирующих вице-премьеров, в том числе и на встрече премьер-министров этот вопрос мы озвучили. Мы готовы увеличивать объемы перемещения товаров через пункты пропуска. При том не только сразу готовы организовать эти объемы на том уровне, как было в прошлом году, но и перейти на удлиненный режим работы. Чтобы эти объемы несколько выросли.
В то же время, со стороны контролирующих, притом не таможенных органов, КНР есть определенные ограничения, которые они обосновывают необходимостью соблюдения карантинных мер. В этой связи мы, к сожалению, вынуждены находиться в ограничениях, которые установлены той стороной. Поэтому на вопрос о перспективах я вряд ли отвечу. Со своей стороны, мы используем любые контакты с китайской таможенной службой, чтобы лишний раз довести свою озабоченность в этой части.
Посылки идут по графику
— Нередко долгую доставку товаров из-за границы интернет-магазины объясняют большим количеством посылок и тем, что таможня не успевает их оформить. Так ли это на самом деле?
— В целом скажу, что никакого затоваривания и каких-либо пробок с точки зрения продвижения международных почтовых отправлений (МПО) на территорию РФ нет. Более того, мы готовились к большему количеству посылок в конце прошлого, 2020 года. Это всегда традиционно к Новому году. Идут подарки, иные посылки, которые более активно люди приобретают либо пересылают друг другу. Готовились мы к этому сезону не только самостоятельно, но и взаимодействуя с "Почтой России". В этом отношении у нас и технологически, и по факту никаких сбоев не было. Те места почтового обмена, которые организованы, функционировали без сбоев. Не было нигде затоваривания, несмотря на то, что прогнозы по большему увеличению делались, в том числе со стороны "Почты России".
Поэтому те проблемы, которые время от времени возникают, не находятся в области технологий оформления почты, а вызваны использованием почтового канала для перемещения товарных партий с целью (в ряде случаев) ухода от платежей. Если такие случаи выявляются, тогда действительно задерживаются товары, и их оформление идет более длительной время, в том числе с выходом на возбуждение дел, если выявляются нарушения. Если же это обычная почтовая перевозка либо доставка товаров, купленных в западных интернет-магазинах, то в настоящее время технология оформления и уплаты платежей в целом отлажена.
Если упоминать "Почту России", то есть технология, которая позволяет оплатить поступившую посылку непосредственно в том почтовом отделении, где ты ее получаешь. Не надо идти в таможню для оплаты таможенных платежей. А когда придет уведомление тебе домой, ты пойдешь в ближайшее почтовое отделение для получения посылки, оплатишь эти платежи. В данном случае здесь уже таможня в принципе не участвует. Платежи были начислены в свое время, переданы "Почте России". "Почта России", взяв эти платежи, потом их перечислит нам. Поэтому технологических и иных вопросов, которые бы вызывали задержку в оформлении почты, нет.
— Планируется ли в 2021 году изменить правила ввоза международных посылок?
— Планы неоднократно озвучивались и продолжают прорабатываться. Но пока ни один из этих планов не стал оформленным документом. Мы понимаем, что не можем принять какие-то изменения в части норм, только в РФ, находясь в условиях открытых границ в рамках Евразийского экономического союза. Поэтому все эти вопросы выносятся на площадку ЕЭС, прорабатываются там и должны приниматься согласованно, для того чтобы обеспечивать и равные условия для всех граждан, проживающих на нашей территории, и для исключения возникновения схем использования различий в нормах для перевоза коммерческих партий под видом партий для личного пользования. Поэтому в настоящее время определенное обсуждение идет.
В прессу иногда попадают те предложения, которые формируются. Но пока они не стали даже оформленным документом, заявкой на рассмотрение, наверное, неправильно будет говорить о них как о чем-то состоявшемся. Это будет больше выглядеть как слухи.
Но то, что в РФ и в остальных государствах ЕЭС в целом нормы ввоза товаров физическими лицами гораздо выше, чем это принято во многих странах мира, в том числе в Евросоюзе, Китае и так далее, — это факт. Это рассогласование надо устранять
И в условиях эволюцинонирования электронной торговли в легкий, доступный и удобный способ приобретения товаров, безусловно, решения по уменьшению норм ввоза приниматься будут, для того чтобы обеспечить, в том числе нормальные, конкурентные условия хозяйствований и для наших отечественных субъектов.
— Про нормы ввоза можно уточнить? Какие они?
— Сейчас при перемещении товаров физических лиц авиационным транспортом 10 тысяч евро — 50 кг. Другими видами транспорта — 500 евро и 25 кг. Почта — 200 евро и 31 кг.