12 февраля 2021. Опередив в 2020 году по контейнерообороту все порты-конкуренты в РФ, Владивостокский морской торговый порт заставил задуматься, чем это хорошо не только для самого предприятия, но и для всего Приморья в целом, — помимо роста налоговых отчислений в региональный бюджет и гордости за один из крупнейших универсальных портов России, находящийся на территории Владивостока. Учитывая роль контейнерных перевозок во всем мире, по мнению экономического отдела ИА PrimaMedia, перспективы открываются довольно интересные.
Напомним, в 2020 году ВМТП обработал свыше 672 тысяч TEU (TEU — условный 20-футовый контейнер, общемировая единица объема грузооборота), опередив не только дальневосточных, но и федеральных конкурентов.
По данным Росморречпорта, ФГУП "Росморпорт" и Ассоциации морских торговых портов (АСОП), позади остались такие крупные стивидоры, осуществляющие контейнерные перевозки на западном направлении, как ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (659,235 тысяч TEU), АО "Первый контейнерный терминал" (652, 748 тысячи TEU) в Санкт-Петербурге и ООО "НУТЭП" (486,83 тысяч TEU) в Новороссийске. Также контейнерооборот ВМТП превысил соответствующие показатели ООО "Восточная стивидорная компания" (452,67 тысячи TEU) и ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (245,365 тысяч TEU), работающих на восточном направлении.
ВМТП впереди России всей по перевалке контейнеров. Фото: ИА PrimaMedia
Эти показатели имеют большое значение для экономики края и страны в целом.
Сегодня сфера контейнерных перевозок является опорой для мировой торговли и своеобразным индикатором экономической эффективности региона. Мировой опыт показывает, что чем выше уровень контейнеризации в стране, тем более она промышленно развита. Это утверждение подтверждается многими цифрами. Так, за последние 35 лет мировая экономика выросла в три раза, мировая торговля — в 8,7 раза, объем контейнерных перевозок — в 23 раза. В настоящее время контейнерами перевозится более 50% грузов в мире.
По мнению известного эксперта по логистике контейнерных перевозок Петра Баскакова, которое он высказал в интервью "Независимой газете", контейнеризация является не только показателем экономики, но, по сути, самой экономикой, даже промышленностью. Например, в сборке iPhone участвует 200 поставщиков из разных стран, в сборке Boeing-787 — 26,5 тысяч партнеров. Доставка комплектующих осуществляется с помощью контейнерных перевозок по суше и морю.
ВМТП впереди России всей по перевалке контейнеров. Фото: ИА PrimaMedia
Мультимодальность перевозок (морской, речной, железнодорожный, автомобильный транспорт) делает контейнер подобием монеты, имеющей всемирное хождение, чем-то вроде биткоина.
Рассмотрим подробнее, как происходит движение этих "монет" и какое место занимают порты Дальнего Востока.
Как известно, длительное время бессменными лидерами по экспорту товаров в мире являются Китай и страны АТР. Основные направления, по которым движутся их потоки, — это США, Европа и Россия (СНГ). Ну и, наконец, основных способов доставки тоже три.
Большая часть товаров идет морем по пути Deep Sea (через Суэцкий канал и Гибралтарский пролив). Ранее это был самый дешевый, но долгий вариант. Сегодня же срок прохождения товара остался прежним — 5-6 недель, но возникшие проблемы с фрахтом, вызванные неравномерным восстановлением мировой экономики в условиях пандемии коронавируса (контейнеры застревают на Западе, в то время как очень нужны в Азии), способствуют увеличению стоимости доставки по этому пути. Эксперты прогнозируют, что такая ситуация продлится до конца 2021 года.
Другой способ доставки — "Новый шелковый путь" — железная дорога через Монголию и Казахстан. Ранее благодаря субсидиям Китая стоимость этого направления была ниже. Теперь программа завершается, и цены растут. А загруженность линии остается очень большой.
Третья логистическая цепочка, в которую входят порты Дальнего Востока, включает два этапа. Сначала — доставка груза в порты нашего региона морем, и потом обработка и отправка его по Транссибирской магистрали. Длительность такого пути составляет 2-3 недели, а стоимость равна доставке по пути Deep Sea. Получается в два раза быстрее по той же цене.
ВМТП впереди России всей по перевалке контейнеров. Фото: ИА PrimaMedia
По словам Петра Баскакова, на российских флангах потока из Дальнего Востока в Европу в 2019 году: Петербург имел 2,2 млн TEU, 84-е место в мире, а Владивосток — 1 млн ДФЭ, 170-е место. Но при этом, прирост Владивостока +11,5%, в 2,5 раза выше Питера. В 2020 году тенденция роста контейнерообороту на восточном направлении укрепилась.
Тренд очевиден — логистическая цепочка через порты Дальнего Востока, вероятней всего, становится самой выгодной. На региональном рынке происходит соревнование между портами за возросший поток грузов, по результатам которого, как мы видим, ВМТП становится лидером. Сегодня импорт, переваленный ВМТП, везется по железной дороге в западные регионы России (больше всего в Москву), Восточный Казахстан и Узбекистан. Бесстрастная статистика свидетельствует, в 2020 году ВМТП обработал почти половину контейнеров (44%), прошедших через порты Дальнего Востока.
Как рассказали в ВМТП, слагаемыми такого успеха стали три ключевых фактора — активное внедрение информационных технологий, повышение уровня сервиса и слаженная работа портового коллектива.
Так, в 2020 году ВМТП начал реализовывать проект масштабной цифровой трансформации порта (проект "умного порта"). Одним из первых в России стивидор успешно интегрировал свою информационную систему в работу контейнерного терминала. В частности, тальманы, вооружившись современными планшетами, ведут учет груза во время операций погрузки-выгрузки в электронном виде. Это позволяет сэкономить до полутора часов обработки на каждый контейнерный поезд.
Позитивные изменения произошли в сервисе. Это — повышение клиентоориентированности работников коммерческого департамента, активное использование CFS-склада, с помощью которого стала возможной работа с грузами небольших объёмов, активное сотрудничество с Дальневосточной железной дорогой (филиал ОАО "РЖД") для улучшения маневренности и сокращения времени простоя поездов. Сейчас порт работает над реализацией проекта "Порт в кармане", чтобы все 30 сервисов, которые предоставляются клиентам, были доступны в мобильном приложении.
ВМТП впереди России всей по перевалке контейнеров. Фото: ИА PrimaMedia
В компании планомерно проводится мотивационная деятельность (высокие зарплаты, хороший социальный пакет), что способствует сплоченности коллектива. Показательный пример — во время ледяного дождя, обрушившегося в ноябре на Приморье, ВМТП с его сложными технологическими процессами не остановил работы ни на один день. Хотя нагрузки значительно прибавилось (контейнеры, краны, суда покрылись ледяной коркой, которую предварительно приходилось сбивать), именно в ноябре был поставлен рекорд по грузопереработке по морскому фронту — 17,6 тысяч TEU за неделю. Чтобы добиваться таких результатов, требуется большая мотивация трудового коллектива.
Еще одним из преимуществ ВМТП перед другими стивидорами является широкое представительство международных контейнерных линий и работа с ведущими мировыми операторами. В 2020 году к FOML (FESCO), MAERSK, CMA, HMM, KMTC, ESL, SINOKOR присоединился MSC, вторая в мире после A. P. Moller-Maersk судоходная компания по вместимости контейнеровозов. Сегодня контейнерные линии ПАО "ВМТП" обеспечивают удобную доставку грузов в Республику Корея, Китай и Японию, где находятся основные погрузочные хабы.
Во Владивостоке принято говорить, что ВМТП является градообразующим предприятием. И это, действительно, так. С самого начала акционирования порт провозгласил своей миссией не только участие в развитии мировой торговли путем создания конкурентных преимуществ для партнеров и клиентов, но и содействие процветанию портового города Владивостока и Приморского края в целом.
В рамках этой миссии ВМТП и реализует свои корпоративные социальные программы. Особенно это заметно по территории, примыкающей предприятию (микрорайон "Эгершельд"). ВМТП обустраивает детскую площадку, помогает с ремонтом Дому детства и юношества им. Крыгина и средним школам № 6 и 39. Большую помощь оказывает храму Иконы Казанской Божьей матери, поддерживает талантливых студентов и курсантов МГУ им. Невельского, и многое другое.
ВМТП впереди России всей по перевалке контейнеров. Фото: ИА PrimaMedia
Вот и сейчас, сообщая об общероссийском лидерстве ВМТП по контейнерообороту, в качестве основных бонусов многие СМИ упоминают финансовое благополучие и стабильность предприятия, рост зарплаты сотрудников, появление новых рабочих мест, расширение социального пакета и т. д.
Получается, что ВМТП играет важную роль в экономике города, края и всего Дальнего Востока. А совсем скоро перед портом откроются новые перспективы.
В ближайшее время к трем логистическим маршрутам (Deep Sea, железная дорога через Монголию и Казахстан, Дальний Восток — Европа) добавится еще один — Северный морской путь, который сейчас активно развивается (строится инфраструктура по пути следования судов по Северному Ледовитому океану).
Росатом, который отвечает за этот проект, выбрал ВМТП базовым портом на Дальнем Востоке. В этом случае схема продвижения товара будет выглядеть следующим образом: товар из АТР перегружается в ВМТП на линии FESCO и отправляется коротким путем чрез Арктику в любую точку мира — на запад России, в страны СНГ, Европу или США.
Укрепление роли ВМТП в глобальной транспортной системе явно пойдет на пользу экономике Приморья, Дальнего Востока и всей страны в целом.
ВМТП впереди России всей по перевалке контейнеров. Фото: ИА PrimaMedia
И еще одно замечание, как нам кажется, очень важное, хотя и дискуссионное. Логистическое направление, звеном которого является ВМТП (включающее Транссиб и будущий Севморпуть), выгодно экспортерам также в силу политической стабильности и административной целостности России. Именно это помогает наилучшим образом интегрировать все компоненты транспортной системы (скорость, качество, безопасность, тариф) в рамках бесшовной организации перевозок.