23 февраля 2021. Круглый стол "Роль краеведения в формировании патриотизма и поиск российской и региональной идентичности" (12+) прошел в четверг, 18 февраля, в рамках заседания дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия". Эксперты поговорили о роли школьного образования в формировании патриотизма.
Напомним, что организаторами дискуссионной площадки являются Приморское отделение Союза журналистов России и Дальневосточное отделение Российской академии наук.
Основная задача дискуссионного клуба — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. Анализируя историю региона, геополитические особенности, экономическую ситуацию и другие факторы, влияющие на развитие территории, участники круглых столов предлагают конкретные решения, способные благотворно повлиять на будущее не только Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Участие в заседании дискуссионного клуба приняла и.о. директора Департамента внутренней политики Приморского края Ольга Ивченко. Департамент внутренней политики занимается в том числе и вопросами патриотического воспитания. По словам Ольги Ивченко, специалисты Департамента уделяют много внимания межнациональным и межконфессиональным отношениям. Совет по межнациональным отношениям, куда входят представители национальных диаспор, обсуждает проблемы, связанные в том числе и с подрастающим поколением.
В рамках работы Совета возник вопрос: "Как к представителям национальных диаспор относятся в школах?". Были проведены социологические исследования, в ходе которых опросили 14 тысяч школьников из разных муниципалитетов. Выяснилось, что небольшое количество школьников (не более чем 10%) негативно относится к людям другой национальности. Специалисты пришли к выводу, что на эту ситуацию можно и нужно повлиять. Инструментом решения проблемы был выбран образовательный элемент.
— Мы обратились за помощью в Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и вместе создали "Этноурок "Приморье многонациональное". В 2018 году этот проект получил федеральную поддержку от Совета по делам национальностей. Специалисты создали набор интерактивных и печатных продуктов, которые очень хорошо "зашли" учителям и школьникам. В "Этноурок" внедрены игровые элементы, работа с QR-кодами.
После апробации учителя и школьники дали оценку "Этноуроку", и с учетом обратной связи проект был доработан. В настоящий момент проект реализован более чем в 100 школах Приморского края.
— Хотелось бы, чтобы "Этноурок" стал одним из модулей краеведческого образовательного проекта, который активно продвигает губернатор Приморского края. Этнография помогает осознать свой культурный код, напоминают об истории освоения Приморского края. 14 уроков, разработанных в рамках проекта, рассказывают в том числе о казаках, славянах. Рассказывают о патриотизме. Каждый урок сопровождается видеофильмом — это уникальная наработка, — отметила Ольга Ивченко.
Академическую сторону проекта осветила заведующая отделом этнографии, этнологии и антропологии Института истории ДВО РАН Галина Ермак. Именно она руководила группой по разработке внеурочного проекта "Этноурок "Приморье многонациональное".
Галина Ермак. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Тема этнокультурного многообразия России и её регионов очень благодатная, именно на ней можно воспитывать патриотизм школьников. Наши учителя предложили сделать системную образовательную программу, начинающуюся ещё в детском саду. Согласно последней переписи населения, в России проживает 190 народов. В Приморском крае у нас 158 представителей различных национальностей.
Не преподавать этнографию в российских школах неправильно. Как сказал Григорий Владимирович Куранов, попустительство в этих вопросах может привести к этнотерроризму, этноэкстремизму и другим печальным последствиям. История говорит, что самыми кровопролитными и безжалостными конфликтами являются межнациональные и межрелигиозные, — отметила академик.
По словам Галины Ермак, основная идея, положенная в разработку урока, сформулирована академиком РАН Валерием Тишковым. Это концепция о гражданской российской нации. В 90-е годы Валерий Тишков был министром по делам национальностей РФ. С его точки зрения, система формирования общегражданской российской идентичности строится на трех уровнях:
На основе этой концепции и был создан проект "Этноурок "Приморье многонациональное". Проект охватывает несколько тем: "История народов Приморского края", "Коренные многочисленные народы Приморского края", "Славяне-переселенцы", "Приморский край — форпост России на Дальнем Востоке". Все материалы были подготовлены на основе научных знаний. Целая команда работала над адаптацией материала для того, чтобы он был доступен школьникам.
Также в рамках проекта была подготовлена сувенирная продукция: закладки с QR-кодами, ведущими на сайт проекта, фирменные банданы, карты Приморского края с тематическими магнитами.
Кроме того, прямо сейчас в разработке находится учебник по краеведению Приморья для школьников. О работе в этом направлении рассказала доктор исторических наук, профессор, руководитель коллектива по подготовке нового учебного пособия по краеведению Наталья Беляева.
Наталья Беляева. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Рассказывая об истории края, мы рассказываем и о том, какое место он занимает в истории страны. Если мы изучаем краеведение, то мы должны показать, что ценного, интересного и чрезвычайно важного есть в нашем регионе. В программу по краеведению, инициированную губернатором, включены главные Департаменты — культуры и внутренней политики. Проект Департамента внутренней политики хорошо показал, на каком языке нужно говорить со школьниками.
А вот Департамент образования в этот процесс не вовлечен. Позволю себе напомнить: первые образовательные стандарты в области истории включали в себя региональный компонент. Тогда создавались не только прекрасные учебники, но и хрестоматии. Велась активная работа, которая объединяла ведущие силы: ученых, методистов, педагогов. Были выделены школьные часы на изучение этих материалов. Работа была системной.
Мне кажется, что сегодня Приморье находится в числе аутсайдеров по этому направлению, особенно на фоне того, что сейчас делается в Хабаровском крае, в республике Саха (Якутия), в Забайкалье. Мы же — с федеральным университетом, с федеральным архивом и федеральным музеем — в числе последних. Потому что цепочки "ученые — педагоги — администрация" сейчас не существует.
По мнению Натальи Беляевой, инициатива с подготовкой учебника — это переломный момент, способный изменить ситуацию к лучшему. Учебное пособие "Мой Приморский край: страницы истории" будет издано осенью 2021 года в издательстве "Просвещение".
Профессор отметила ещё одну печальную тенденцию, связанную с обучением школьников. В текущем году Школа педагогики ДВФУ в Уссурийске не проводит набор бакалавров. Наталья Беляева отметила, что уничтожение этого института — особенно печальное явление, поскольку туда приезжали абитуриенты, которые впоследствии возвращались в родные села и преподавали там. Эксперт предложила коллегам сформулировать предложения по возрождению педагогического образования в регионе.