PrimaMedia, 26 февраля 2021. На февральской сессии регионального парламента внесены изменения в статью 7 закона "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края".
Поправками установлено, что изменение границ и упразднение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения осуществляется не только в соответствии с краевым законом, но и федеральной нормативно-правовой базой, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ЗС ПК.
Основанием для корректировки послужило определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года № 66а-1007/2020. В этой инстанции обжаловалось решение Приморского краевого суда от 24 июля 2020 года, которым общественному движению "Право народа" и благотворительному фонду "Элемент" было отказано в удовлетворении административного искового заявления к Законодательному Собранию Приморья о признании недействующим полностью закона от 30 июля 2019 года № 556-КЗ "О внесении изменений в закон Приморского края "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края".
По итогам рассмотрения апелляционных жалоб судебная коллегия частично изменила решение Приморского краевого суда. В апелляционном определении указано, что решения об изменении границ и упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения требуют соблюдения положений части 6 статьи 2 федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в части их согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Также для видоизменения или упразднения ООПТ необходимо получить согласие федеральных органов исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В то же время Пятым апелляционным судом общей юрисдикции отклонены доводы апелляционных жалоб о том, что краевой закон об изменении границ и упразднении особо охраняемых природных территорий противоречит большому числу федеральных законов, международных конвенций, указам президента и постановлениям правительства Российской Федерации.
В своем определении апелляционная инстанция подтвердила вывод Приморского краевого суда о том, что закон Приморского края от 30 июля 2019 года № 556-КЗ принят Законодательным Собранием в пределах предоставленных полномочий с соблюдением всех установленных законодательных процедур. Также судебная коллегия согласилась с доводами краевого парламента и решением Приморского краевого суда о том, что проекты решений об изменении границ и упразднении особо охраняемых природных территорий краевого значения не подлежат экологической экспертизе. В том числе не предусматривает проведение такой экспертизы процедура согласования проекта решения о видоизменении или упразднении ООПТ, как ошибочно утверждают "экологические юристы".
"Суд посчитал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны согласовывать решения об изменении границ и об упразднении ООПТ, как и решения об их создании, с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, то есть в соответствии с частью 6 статьи 2 федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", — отметил заместитель председателя комитета ЗС ПК по продовольственной политике и природным ресурсам Николай Селюк. — В целях исполнения судебного решения в краевой закон об ООПТ внесены соответствующие коррективы. Они существенно не меняют порядок изменения границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, добавляется необходимость согласования такого решения с федеральными органами государственной власти".
При этом Законодательное Собрание Приморского края намерено отстаивать свою позицию: апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года будет оспорено в кассационном порядке.
Напомним, что закон № 556-КЗ, принятый краевым парламентом 30 июля 2019 года, устраняет пробелы в природоохранном законодательстве. Документ наделяет правительство Приморья полномочиями по видоизменению и упразднению региональных ООПТ, а также устанавливает основания для принятия таких решений.