9 марта 2021. Тюльпанное настроение и подготовка к 8 марта на время обезжирили политическую повестку в Приморье, но не интерес к ней. Есть что обсудить и о чем поговорить — уж хватит на полразговорца, а то и на целый обзор. Избирательная комиссия Приморского края выпустила спин-офф своего нашумевшего блокбастера "Нарезка округов" под названием "Нарезка округов 2: территориальные группы". У сериала "Отставка главы Владивостока Олега Гуменюка" готовится к выходу второй сезон — слухмейкеры перенесли его предполагаемый уход из мэрии на вторую половину марта. Аналитики PrimaMedia подсчитали бюджеты избирательных кампаний для кандидатов в Госдуму и ЗС ПК. А видный единоросс Игорь Хрущев может лишиться партбилета, потому как стал видным в ненужное время и в ненужном месте — да еще и за совершенно ненужным и даже вредным занятием.
4 марта Крайизбирком рассмотрел вопрос "Об утверждении перечня границ и наименований территорий, которым соответствуют региональные группы списков кандидатов, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Приморского края".
Тут надо сделать несколько ремарок. Во-первых, небольшой контекст: территориальных групп теперь будет 10 вместо 20, что понижает (если не убивает вовсе) шансы на какую-либо интригу. Есть общий список партии — из него будут набирать в парламент в первую очередь. А есть вторая очередь — списки территориальных групп. В условиях двухкратного сокращения набора избраться по ним в депутаты — это фактор удачи, а не политической ловкости.
— В нарезке территориальных групп нет ничего особенного, в каждую входит три одномандатных округа. Конечно, границы округов нарезаны так замысловато, что логично их соединить даже по три удалось не всегда, — отмечает политолог Вячеслав Беляков. — Впрочем, это не имеет практического значения.
Учитывая существование общих частей списков и то, что пропорциональных мандатов всего 10, шанс стать депутатами от территориальных групп есть максимум у пары единороссов. Территориальные группы фактически утратили свое значение в Приморье.
Политолог Павел Наливайко также считает, что "нарезка" территориальных групп при нынешней модели избирательной системы, по большому счету — формальность.
— Большую часть мандатов все равно получат люди из общей части списка, — говорит он. — В лучшем случае кто-то получит по территориальным спискам 1-2 мандата. Скорее всего, это будет партия "Единая Россия", если расклады основного пула не изменятся. И сама раскладка по территориальным группам выглядит не совсем интересно. Я не думаю, что те или иные кандидаты, которые пойдут по списку, будут активно работать на территориях. Скорее всего, это будут либо кандидаты-паровозы, либо просто формальные персонажи, которые выставлены теми или иными партиями. Какой-то интриги не будет. И, собственно, интереса к этому распределению также не ожидается.
Напомним, что нарезка территориальных групп — последний аккорд истории с изменением избирательных территорий в Приморскому крае. Основные баталии велись вокруг 30-ти одномандатных округов. Каждая региональная группа партийных списков будет включать три одномандатных округа в следующем виде:
Региональная группа № 1 — в границах одномандатных округов № 1, № 2, № 3.
Региональная группа № 2 — № 4, № 6, № 7.
Региональная группа № 3 — № 5, № 8, № 10.
Региональная группа № 4 — № 9, № 11, № 12.
Региональная группа № 5 — № 13, № 14, № 15.
Региональная группа № 6 — № 16, № 17, № 30.
Региональная группа № 7 — № 18, № 19, № 20.
Региональная группа № 8 — № 21, № 22, № 23.
Региональная группа № 9 — № 24, № 25, № 26.
Региональная группа № 10 — № 27, № 28, № 29.
Тематическая иллюстрация. Фото: Телеграм-канал Александра Салкова "Типичный приморец"
Инсайдеры новых медиа в Приморье дали мэру Владивостока Олегу Гуменюку еще немного поработать. После того, как он не ушел с должности после 3 марта, предполагаемые сроки его ухода перенесли на вторую половину месяца. Хотя часть экспертов полагает, что глава может покинуть администрацию уже на этой неделе, а еще точнее называются сроки "вот-вот".
Разговоры о возможной отставке не раз возникали в информационном поле. Но прежде они никогда не были такими массовыми. Буквально за пару недель произошла их интересная трансформация: в отношении Олега Гуменюка уже не ставится вопрос — уйдет он или нет. Вопросы ставятся по срокам и по персонам, которые способны занять его место.
Ставки делаются на нынешнего мэра Артема Вячеслава Квона, как опытного и зарекомендовавшего себя градоначальника. На заместителя председателя правительства региона Елену Пархоменко, как специалиста в одной из самых проблемных для Владивостока областей (ЖКХ) и как первую женщину-мэра Владивостока. На мэра Уссурийска Евгения Коржа, как ресурсного политика, давно мечтающего об этой должности. На мэра Находки Тимура Магинского — по неведомым причинам. Он, конечно, "человек губернатора", но на руководящих должностях в Приморье тяжело найти кого-либо, кто не обладал бы этим качеством. На вице-губернатора, курирующего вопросы внутренней политики, Антона Волошко — что само по себе добавляет этому списку абсурдности.
А 8 марта приморские СМИ сообщили о другой вероятной кандидатуре — зампреде краевого правительства Константине Шестакове. Это молодой технократ, долгий период занимавшийся развитием туристической сферы в регионе. В то время, когда он возглавлял профильный департамент Приморья, состоялся настоящий туристический бум, а также было открыто первое казино в игорной зоне.
И сейчас, уже в ранге зампреда, он курирует туристический сектор. Вкупе с вопросами экономического развития, промышленности и торговли, имущественных и земельных отношений, и других.
— Я думаю, что дискурс, который возник вокруг отставки мэра, само его появление и активное обсуждение, все это связано лишь с одним — запрос на его отставку есть как среди населения, так и среди элит, — считает Павел Наливайко. — Мы видим, что разные группировки, представляющие интерес разных слоев, объединились в одном — в том, чтобы сам факт ухода мэра состоялся.
Де-юре этого пока не произошло, но это вопрос времени. Отсюда и, по большому счету, обсуждение с разных сторон: будь то сроки отставки мэра или возможные кандидаты на его место. Не думаю, что ньюсмейкеры преследуют здесь задачу найти какой-то инсайд или объективную истину. Я думаю, что это связано с поддержанием запроса на отставку Гуменюка. По большому счету, мало кого интересует, кто будет следующим главой. Все солидарны в том, что Гуменюк точно уже не сможет занимать этот пост в ближайшем будущем. Надо сказать, что региональные элиты также понимают, что кадровые вопросы — прерогатива губернатора, поэтому лишний раз не занимаются прогнозированием.
— Отношения общества и мэрии достигли во Владивостоке терминальной стадии, — считает Вячеслав Беляков. — Все понимают, что Олег Гуменюк окончательно утратил доверие горожан, его антирейтинг начал непосредственно вредить рейтингу губернатора. Очевидно, что смена главы города в период большой избирательной кампании неизбежна. Однако, когда она произойдёт и кто будет сменщиком, знают, видимо, только самые близкие к Олегу Кожемяко люди. Множество вбросов, инсайдов и версий только подтверждают это. Тем более, кадровая скамейка очень короткая, не так просто найти нового мэра Владивостоку, не оголив другие фланги работы в крае.
Ну что ж, будем следить за течением событий и инсайдов. Может, в ближайшие дни они все-таки пересекутся. Иначе "кейс Олега Гуменюка" грозит стать нашей постоянной рубрикой.
ИА PrimaMedia с помощью экспертов и политтехнологов подсчитало , во сколько могут обойтись кандидатам избирательные кампании в Госдуму и ЗС ПК.
Руководитель "Политической экспертной группы", политолог Константин Калачев считает, что в сложившихся травоядных для партии власти условиях кандидату в депутаты Госдумы РФ может хватить 30-50 миллионов рублей "при экономной и разумной" избирательной кампании и "если речь не идет об освоении фондов".
— С чего грядущим кампаниям быть дорогостоящими? — говорит он. — Реальной конкурентной среды нет, все проблемы решаются еще до старта через договоренности, а тех, кто неугоден, в крайнем случае, можно не допустить. Политика — искусство договариваться и делиться. Делиться у нас никто особо не любит, а договариваться могут, умеют, и делают.
Однако, в регионах, где жив протест и нет электоральной управляемости, ситуация иная. Приморье входит в число своенравных территорий, где возможны конкурентные выборы. Кандидатам здесь придется вести полноценные избирательные кампании.
По мнению другого политтехнолога, попросившего не называть фамилии, в Приморье наиболее "денежным" станет 62-й одномандатный округ, в который входят три района Владивостока (Ленинский, Первомайский и Фрунзенский), а также Уссурийск, Надеждинский, Хасанский и другие муниципальные районы. Он может обойтись "и в 150 миллионов рублей", но вложения будут крайне рискованными.
Здесь вполне вероятен "дарькинский" сценарий, когда на округе столкнутся лбами два упорных кандидата от партии власти, а в итоге победит оппозиционер, потративший копейки.
На втором месте — 64-й избирательный округ (Находка, Арсеньев, Дальнереченск и т.д.). По мнению эксперта, представители "Единой России" готовы здесь потратить 50-80 миллионов рублей, значительная часть которых пойдет на "размен с местными элитами" и "кампанию закрепления".
В Артемовском одномандатном избирательном округе (№63), наоборот, избирательная кампания для партии власти станет наиболее дешевой — в 10-15 миллионов рублей. Деньги будут и в кампаниях в ЗС ПК, отметил эксперт. Много кто готов потратить от 10 до 30 миллионов за место в региональном парламенте.
Политолог Петр Ханас считает, что сумма входа в федеральную кампанию может быть в районе 50 миллионов рублей, а в региональную — около 10-15 миллионов.
Депутат ЗС ПК Артем Самсонов (КПРФ) рассказал, что потратил на свою избирательную кампанию 2016-го года порядка миллиона рублей. И тратить больше не видит смысла.
Депутат ЗС ПК Дмитрий Новиков ("Единая Россия") затруднился вспомнить, сколько стоил его путь в краевой парламент. По его словам, вывести какой-то общий "прейскурант на выборы" невозможно — слишком много в этой формуле переменных. Но, заморочившись и подставив их, вышли вполне осязаемые суммы.
После 8 марта президиум регионального политсовета "Единой России" в Приморье рассмотрит вопрос о выходе из партии руководителя Международного центра ЕР Игоря Хрущёва. Положить партбилет на стол ему предложил секретарь регионального отделения партии и губернатор края Олег Кожемяко. А триггером послужила пустая канистра из-под моторного масла, которую политик выкинул на обочину дороги на Военном шоссе во Владивостоке. Поступок запечатлел видеорегистратор соседнего автомобиля.
Все сложилось не в пользу Игоря Хрущева. Во-первых, он вырос таким человеком. Во-вторых, камеры сейчас повсюду. В-третьих, видео разлетелось в соцсетях как раз перед региональным субботником, объявленным губернатором. В-четвертых, экологическая тема сейчас — одна из наиболее токсичных. И последнее — он все еще ассоциируется с командой экс-губернатора Сергея Дарькина, от кадрового наследия которого старался избавиться каждый последующий глава Приморья. Такое необременительное расставание Олега Кожемяко со своим однопартийцем можно связать и с его требовательностью к товарищам, и с продолжением вышеуказанного тренда. Особенно в условиях, когда "кадровое наследие" само создает удобные поводы от него избавиться.
Instant karma, как пел Джон Леннон, gonna get you, gonna knock you right on the head (мгновенная карма догонит и даст по голове). Это пелось еще в доинтернетовскую эпоху, а всемирная сеть ускорила кармическую ответку до атомных процессов. Классику все-таки полезно знать.
Сергей Петрачков, политический обозреватель ИА PrimaMedia.