15 марта 2021. Публичные лекции, тренинги и семинары научно-популярного толка (и не только) ждет государственное регулирование. На прошлой неделе резонансный законопроект, вносящий поправки в федеральный закон "Об образовании в РФ", прошел процедуру второго чтения в Государственной Думе. Норма вводит юридическое понятие просветительской деятельности и говорит о том, что порядок ее осуществления и контроля предстоит установить Правительству РФ.
Принять законопроект окончательно депутаты планируют уже 16 марта.
По задумке авторов, подобная инициатива защитит умы российской молодежи от вредоносного вмешательства иностранных государств. Правда, в качестве примера такого вмешательства приводятся призывы к участию школьников и студентов в несанкционированных митингах. Приморские эксперты, ведущие лекторы и популяризаторы науки задаются вопросом: причем здесь просветительская деятельность? Также высказываются опасения, что практика борьбы с тлетворным влиянием запада "ковровым бомбометанием" затронет, прежде всего, популяризаторов науки и даст намного больше коллатеральных жертв, чем подбитых целей. Профессионалы могут бросить публичную деятельность, в то время как жулики и пропагандисты найдут обходные пути.
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части введения просветительской деятельности)" был внесен в Госдуму 18 ноября 2020 года. Его подготовила группа авторов, состоящая из членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Первое чтение документ прошел 23 декабря 2020. Ко второму был подготовлен ряд поправок. Одна из них предлагала удалить из текста пункт, касающийся "координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве". Он значительно затрудняет и бюрократизирует процесс приглашения иностранных профессоров в вузы. Однако, поправку решили отклонить, а пункт оставить, и к процедуре второго чтения законопроект дошел практически в первозданном виде.
В пояснительной записке к нему авторы утверждают, что "отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя".
Что предлагается в документе? Во-первых, он юридически закрепляет понятие просветительской деятельности. Это "осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации". По мнению экспертов, под эту формулировку при желании можно подвести любые публичные лекции, семинары, выступления, тренинги и любительские курсы всех форм и областей от видеоуроков по вязанию крючком до исследования гомеровского вопроса.
Во-вторых, в нем говорится, кто может заниматься просвещением. "Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
При этом "не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации".
В-третьих и главных — "порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации". Иными словами, Правительству еще только предстоит разработать порядок осуществления этой деятельности и правила игры на научно-популярном поле.
Проект закона также вводит дополнительные ограничения для международного сотрудничества образовательных учреждений. Пригласить зарубежного лектора самостоятельно вузы уже не смогут — потребуется специальное разрешение государственных органов.
Законопроект о просвещении дал старт бурной общественной кампании отмены. Против документа выступили видные российские ученые и деятели культуры. Петицию, инициированную астрофизиком, ведущим научным сотрудником ГАИШ МГУ Сергеем Поповым, на данный момент подписали более 230 тысяч человек.
"Принятие поправок откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения", — говорится в петиции.
Петицию подписали более 230 тысяч человек. Фото: Снимок экрана
О снятии законопроекта с рассмотрения попросил Госдуму и Президиум Российской академии наук (РАН). Как пишут "Ведомости", ранее против документа высказалась Комиссия РАН по популяризации науки. В обращении группы российских ученых, опубликованном в газете "Троицкий вариант", постановка вопроса о лицензировании и регламентации просветительской деятельности названа "оскорбительной".
Также открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отозвать документ подписали более 600 деятелей культуры. Неприятие законопроект вызвал и среди юристов и политологов.
Российский правозащитник и руководитель Международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков в своем телеграм-канале (12+) высказал мнение, что с принятием законопроекта вводится "государственная монополия" на просвещение.
Известный российский политолог Екатерина Шульман подчеркивает, что размытые формулировки в норме позволят образоваться "широкому полю для произвола".
"Настолько мутные, неопределенные формулировки и до такой степени делегирование всего, что только можно, в руки исполнительной власти — это, конечно… не законотворчество", — пишет она в своем телеграм-канале (12+).
Среди известных дальневосточных ученых также высказываются опасения, связанные с появлением законопроекта без какого-либо широкого экспертного обсуждения, и с его стремительным прохождением через законотворческие механизмы. Ситуация может привести к тому, что из публичной жизни пропадут яркие лекторы.
— Не совсем понятно, кто и на каких основаниях будет регулировать просветительскую деятельность. Как задействовано — и будет ли задействовано вообще — экспертное сообщество, — говорит заведующий кафедрой философии ДВО РАН Андрей Поповкин. — Если читать статью в "Российской газете", как авторы описывают причины принятия этого закона, то говорится — чтобы не допустить распространение вредных идей.
А кто будет считать, какие идеи вредные? Если чиновники, то имели ли вы дело с чиновниками? У меня доходило до смешного. На одной конференции меня просили изменить название доклада — убрать оттуда слово "проблема". Потому что нельзя, чтобы была проблема.
Андрей Поповкин. Фото: ИА PrimaMedia
По мнению ученого, формально под просветительскую деятельность может попасть все, что не входит в образовательную программу.
— У меня есть проект "Встреча с философом. Разговоры о жизненных смыслах и ценностях". Он востребован слушателями — с ним меня приглашали и на Камчатку, и в Калининград. Это классическая просветительская беседа. Каким образом и кто будет оценивать, допустима ли такая беседа или нет — неизвестно. Тем более, что я поднимаю довольно много острых вопросов, — отмечает Андрей Поповкин.
По его мнению, единственное, что более-менее открыто и ясно проговорено — это попытка дать правительству рычаги для регулирования просветительской деятельности с целью перекрыть влияние иностранных агентов.
— Но, во-первых, сейчас для этого ресурсов и так более чем достаточно, — говорит он. — Во-вторых, формально у нас идеология запрещена. Однако, если есть вредные идеи, значит, есть какое-то мерило по определению их полезности. Тогда это уже идеология. Проблема в том, что она нигде явно не прописана, чтобы с ней можно было как-то соотноситься.
Авторы приводят в пример вредного влияния то, что сторонники Навального призывали школьников на митинги. Но это же не просветительская работа! Это типичная политическая пропагандистская работа. Выходит так, что авторы хотят ограничить пропагандистскую работу, а закон с ограничениями пишут, почему-то, под просветительскую.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии ДВФУ и известный преподаватель из Владивостока Максим Жук считает, что принятие резонансного законопроекта "о борьбе с просвещением" обернется культурным и научным застоем.
"Именно поэтому против чиновников выступили не только просветители, но президиум РАН в полном составе и даже некоторые депутаты Госдумы, — считает он. — Кроме того, этот законопроект нарушает 44 статью Конституции: "Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания".
Максим Жук. Фото: ИА PrimaMedia
Максим Жук согласен с известным российский биоинформатиком, доктором биологических наук и вице-президентом по биомедицинским исследованиям Сколковского института науки и технологий Михаилом Гельфандом — в полном объеме этот закон невозможно реализовать.
"Чиновники, отвечающие за его реализацию, должны быть экспертами во всех областях знания от народных танцев и макраме до ядерной физики и континентальной философии, — отмечает он. — Поэтому закон будет применяться избирательно против идеологических противников. Например, против анархистов, антисталинистов, либертарианцев и других людей с альтернативными взглядами.
Отметим, что Максим Жук — один из ведущих в России исследователей творчества Франца Кафки. Помимо университетских занятий он ведет открытые лекции по литературе. В прошлом году в связи с пандемией его выступления из зала Приморской государственной картинной галереи перешли на его Youtube-канал (12+). За 12 месяцев аудитория выросла почти в четыре раза (сейчас число подписчиков превысило 2,2 тысячи человек). Преподаватель опубликовал два сезона лекций, посвященных модернистской и античной литературе. Впереди — Древний Рим.
"Просветительское движение в нашей стране возникло не на пустом месте. Это ответная реакция на многолетний процесс уничтожения российского образования, — считает Максим Жук. — И не случайно, что за последние десять лет просветительская деятельность в России стала такой массовой. Это не только такие крупные проекты как "Арзамас", "Магистерия"", "Свободный университет", "Открытая кафедра" и другие. Но и тысячи энтузиастов по всей стране: читательские паблики в соцсетях, клубы любителей фантастики, философские кружки, многотысячные каналы в YouTube, посвященные культуре и науке".
Еще один яркий владивостокский лектор — кандидат исторических наук и старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН Роман Авилов, участник лекториев "Наши истоки: из истории освоения Дальнего Востока России", а также знаток истории Владивостокской крепости, считает, что "если на каждое выступление нужно будет получать разрешение, у нас не будет публичных лекций со стороны профессионалов".
Роман Авилов. Фото: ИА PrimaMedia
— Не будет никакой просветительской деятельности, — говорит он. — Кем эта сфера будет занята — жуликами или пропагандистами — сказать сложно.
Но профессионалы, которые и так существуют на сравнительно небольшую зарплату, не станут тратить время на пробивание разрешений, чтобы ознакомить читателей и слушателей с результатами своих же собственных исследований, сделанными в рамках академических проектов в академических научно-исследовательских институтах. Я просто прекращу выступать публично. Я не буду писать заявление на каждое публичное выступление. Лучше займусь написанием книг.
По мнению историка, самое ужасное в ситуации заключается в том, что у авторов спорного законопроекта нет понимания: "если профессионалы, занимающиеся историей, не будут рассказывать гражданам о собственной истории — с разными точками зрения, пусть не совпадающими, пусть теми, которые кажутся правильными или неправильными — то об этом будет рассказывать кто-то другой".
— При современных технологиях победить это будет очень сложно, — подчеркнул он. — И то, что этот другой расскажет, вряд ли потом кому-то понравится. А те, кто экономит на библиотеках, науке и всем, что связано с просвещением населения, как показывает исторический опыт, обычно потом несет большие затраты на содержание тюрем и прочие пенитенциарные вещи.
Как отмечает Андрей Поповкин, при общении с коллегами, которые занимаются просветительской деятельностью, у всех складывается ощущение, что "мы движемся к появлению цензуры".
— Причем, не законодательной, а опирающейся на наше российское "как бы чего не вышло", что в дальнейшем будет только глушить просветительскую деятельность, — заключил он.