14 марта 2021. В Приморье взялись за "чистку" местной бизнес-элиты — на этот раз силовики пришли за совладельцем "Владивостокского морского рыбного порта" Денисом Сараной, который является одним из учредителей Ассоциации поддержки резидентов Свободного порта Владивосток. Дальневосточные регионы с неохотой готовятся передать часть своих авиапредприятий в единую дальневосточную авиакомпанию, создаваемую на базе сахалинской "Авроры". Пандемийный год внёс серьёзные коррективы в промышленный потенциал региона, наиболее болезнены последствия для Приморья с высокой долей оборонно-промышленного комплекса в региональном ВРП.
Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
НеСвободный порт Дениса Сараны
Бизнес-элита Приморья обсуждает самые экзотические версии ареста приморского бизнесмена Дениса Сараны, задержанного в четверг, 11 марта, по уголовному делу о незаконном экспорте металлолома на сумму более 1 млрд рублей. При этом версия об акционерном конфликте в ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" пока не прорисовывается, ибо выдавливать партнера из бизнеса таким способом в нынешних реалиях себе дороже. Другое дело, если Саране и Ко придется возвращать в казну всенародно озвученный миллиард (правда, подтвержденной информации о конкретных цифрах, которые якобы недополучил бюджет, сегодня нет). В таком случае, придется рассматривать и продажу акций порта, причем явно не на рыночных условиях.
Похоже, основной на данный момент остается официальная версия — за недобор бюджета государство сегодня наказывает по полной программе. Схем, чтобы минимизировать уплаты пошлин и налогов при пересечении границы, предостаточно. Вопрос в одном — где прочертить ту грань, чтобы не "хапнуть" слишком много у родного государства.
Среди "скелетов в шкафу" Дениса Сараны — выяснение отношений с ФГУП "Нацрыбресурс" по поводу условий аренды причальных стенок в рыбном порту, которое вышло на уровень полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. В ответ на снятие претензий федералов Денис Сарана был признан "ответственным" за строительство на территории Владморрыбпорта нового холодильного комплекса, что особенно актуально на фоне кризиса с поставками рыбы в порты Китая. Поговаривают, что о новом объекте уже успели отчитаться "наверху", а он замер на стадии котлована.
Проектом строительства холодильника изначально занималось созданное для этих целей в 2015 году ООО "Владивостокский рыбный терминал" (ВРТ), учредителями которого на данный момент являются основной акционер "Владморрыбпорта" ООО "Геотэкс" (52%), Дениса Сарана (38%) и его партнер Алексей Златкин (10%), на тот момент заместитель гендиректора порта и первый руководитель ООО "ВРТ". Проект предполагалось реализовать в рамках режима Свободного порта Владивосток, первым (!) резидентом которого в свое время стало ООО "ВРТ".
В сентябре 2020 года акционеры "Владморрыбпорта" одобрил строительство нового холодильного комплекса в порту стоимостью до 1,9 млрд рублей. Срок строительства — 20 месяцев, источник финансирования — собственные и заемные средства. Мощность холодильника составит около 32 тысяч тонн единовременного хранения.
Согласно взятым обязательствам, ВРТ должен был сдать новый холодильник в 2021 году. Но по ходу дела (и об этом ранее сообщало ИА PrimaMedia) проект был переформатирован уже без участия Сараны, а его стоимость выросла, как минимум, до 2,5 млрд рублей. В итоге холодильника на территории "Владморрыбпорта" сегодня нет.
Отметим, что Денис Сарана был одним из инициаторов создания Ассоциации поддержки резидентов Свободного порта Владивосток.
Мы ее создали, скажем так, по духу закона. В ассоциацию вошли те люди, которые уверены в том, что закон — это живой организм, который нужно совершенствовать на основании практики, вносить в него правки. А мы и есть практики, мы первыми проходим новации нового режима хозяйствования и сегодня на каждом шагу встречаемся с проблемами в законодательстве, инструкциях, противоречиями различных положений друг другу. Многое еще просто не урегулировано подзаконными актами",
— говорил Дениса Сарана в интервью журналу "Дальневосточный капитал" в августе 2017 года.
Десять регионов получили равные доли в обновлённой "Авроре"
Единая Дальневосточная авиакомпания создана. Десять регионов ДФО — Амурская и Магаданская области, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская автономная область и Чукотский АО — получат по 5% в капитале нового перевозчика на базе сахалинской авиакомпании "Аврора". Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, Бурятия первой отчиталась, что приобретет 38 861 штуку обыкновенных акций АО "Авиакомпания "Аврора" за символическую сумму 10 копеек.
Единственное, что может понадобиться — это сейчас обсуждается у первого вице-премьера Андрея Рэмовича Белоусова, — это субсидия, которая будет нужна для "раскатки" местных рейсов, потому что многие рейсы, которые мы будем пытаться "раскатывать", всего лишь на 20% будут заполняться первое время, пока люди не почувствуют возможности мобильности",
— сказал министр транспорта РФ Виталий Савельев на совещании президента Владимира Путина с членами правительства.
Первоначально, Сахалинская область приобрела у ПАО "Аэрофлот" 51% акций АО "Авиакомпания "Аврора" за один рубль, доведя свою долю в ней до 100%. Затем очередь дошла до регионов, которым отведены 50% новой компании. В собственности РФ оставлена так называемая "золотая акция", что позволит влиять на стратегические решения. Владеть ею будет Минвостокразвития.
В обновлённую "Аврору", в частности, планируется передать часть активов АО "Камчатское авиапредприятие" (Камчатский край), АО "Авиакомпания "Якутия", АО "АК "Полярные авиалинии" (оба — Якутия), КГУП "Хабаровские авиалинии" (Хабаровский край), ГП ЧАО "Чукотавиа" (Чукотский АО).
Что будет передавать Приморье — пока неясно. В настоящее время на балансе КГУАП (краевое государственное унитарное авиационное предприятие) "Пластун Авиа" находятся три канадских самолёта DHC-6, рассчитанных на 19 пассажирских мест. Эксплуатантом этих воздушных судов выступает авиакомпания "Аврора". Кроме того, вертолётные перевозки в крае осуществляют ООО "Дальнереченск авиа" (Хабаровск) и ООО "Гранат" (Артем).
На практике процедура передачи блокпакетов акций региональных авиакомпаний в собственность "Авроры" займет около двух лет. Сроки передачи акций региональных авиакомпаний зависят от сроков процедур приватизации в отношении АО, а также акционирования и приватизации в отношении краевых предприятий. При этом не все регионы готовы с легкостью передать активы в "Аврору". "Местные перевозчики понимают, что вся господдержка в дальнейшем будет стекаться именно в эту компанию, а остальным ничего не достанется", — говорит источник "Ведомостей", знакомый с обсуждением проекта.
Без ответа сегодня остаётся вопрос об источнике средств на приобретение новых самолётов для обновлённой "Авроры". Министр транспорта РФ Виталий Савельев уже заявил, что в парке воздушных судов региональной авиакомпании будет 91 самолет и 40 вертолетов отечественного производства. До 2024 года будет поставлено 45 единиц воздушных судов.
Минтранс совместно с Минвостокразвития и регионами определил маршрутную сеть перевозчика. Она включает 535 направлений, в том числе 100 межрегиональных и 435 местных маршрутов.
Юрий Трутнев обратил внимание глав регионов на необходимость поддержки отдельных отраслей промышленности. Так, учитывая введение в 2022 году запрета на экспорт древесины, дано поручение Минпромторгу России, Минвостокразвития России и дальневосточным регионам проработать вопрос поддержки при создании новых деревообрабатывающих производств.
Приморье теряет промышленность, Камчатка не доловила рыбы
Приморский край понес самые большие потери в промышленном производстве в пандемийный 2020 год — индекс этого направления упал к 2019 году сразу на 15,7%, всего отгружено товаров собственного производства на сумму 315,3 млрд рублей. Наибольшее падение индекса зарегистрировано в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), в отраслях лёгкой и химической промышленности.
Сегодня в крае функционируют более 50 крупных промышленных предприятий обрабатывающего сектора. На них работает порядка 80 тысяч человек, сообщил губернатор Олег Кожемяко на совещании о текущем состоянии и перспективах развития промышленности в дальневосточных регионах, прошедшего под руководством заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова и вице-премьера, полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
Олег Николаевич отметил, что на фоне непростой ситуации предприятия запускают программы диверсификации. Так, "Восточная верфь", ранее ориентировавшаяся на выполнение оборонзаказа от ТОФ, ведет строительство судов-краболовов, а авиазавод "Прогресс", с 2010 года выпускающий боевые ударные вертолеты Ка-52 "Аллигатор", занимается подготовкой к производству гражданского многоцелевого вертолета Ка-62. Планируется, что Приморский край станет одним из первых эксплуатантов этих машин, способных перевозить до 15 пассажиров со скоростью до 300 километров в час. Кроме того, "Прогресс" в ближайшее время начнет сборку модернизированных Ка-52М, чтобы обеспечить первые серийных поставки в 2022 году.
Что касается других регионов, то с ощутимыми потерями идет Камчатский край. Как сообщил на совещании губернатор Владимир Солодов, по итогам 2020 года индекс промышленного производства составил 94,3% к 2019 году. Наибольший спад зафиксирован в обрабатывающих производствах — на 9,1 %, наибольший прирост (на 9,2%) — в добыче полезных ископаемых. При этом потери несет рыбодобывающая отрасль Камчатского края: за 2020 год выловлено 1,522 млн тонн рыбы и морепродуктов, что на 2% меньше, чем в 2019 году.
Объём промышленного производства в 2020 году в Сахалинской области составил 843,4 млрд рублей, что на 3,4% меньше уровня 2019 года. На данный момент на долю нефтегазового комплекса приходится около 80%, ещё около 9% — на активно развивающуюся угольную промышленность. В 2020 году добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 18,3 млн тонн, что ниже показателя 2019 года на 7,1%. А вот добыча газа в 2020 году выросла на 6%, до 33,5 млрд кубометров. За 2020 год угольными предприятиями области добыто 13,9 млн тонн угля, что на 7,1% выше 2019 года. В отличие от Камчатки, Сахалинская область увеличила вылов рыбы и морепродуктов на 7,6% по отношению к 2019 году, до 705,2 тысяч тонн, переработано 492 тысяч тонн (+16,3%).
Куда уверенней соседей выглядит Хабаровский край — индекс промышленного производства в этом регионе составил 99,1% к 2019 году. По словам врио губернатора Михаила Дегтярева, по ряду ключевых отраслей даже удалось добиться роста производства. Так, в выпуске лекарственных средств индекс производства составил 139,1%, транспортных средств и оборудования — 111,9% (рост за счет авиа— и судостроения), ремонте машин и оборудования — 115,3%, производстве готовых металлических изделий — 125,1%. Доля ОПК в валовом региональном продукте края составляет более 2%, в обрабатывающих производствах — 18%. За 2020 год хабаровскими предприятиями ОПК произведено продукции на 108 млрд рублей, что в 1,4 раза выше уровня 2019 года. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) заключил новые контракты с Минобороны России на поставку истребителей Су-57 и Су-35С. В ближайшие годы российские военные должны получить 76 истребителей Су-57 и перевооружить на них три авиационных полка. ОАО "Амурский судостроительный завод" (входит в ОСК) будет строить шесть корветов. В итоге, предприятия Хабаровского края обеспечены загрузка оборонными заказами до 2028 года.
"Русагро" гонит свиней на бойню
Основной владелец группы "Русагро" Вадим Мошкович на совещании у главы государства по повышению инвестиционной активности озвучил нынешнее положение дел в свиноводческом проекте в Приморском крае стоимостью 32 млрд рублей. Предполагается, что проект будет официально открыт в начале сентября, войдет в программу Восточного экономического форума.
"Русагро" с 2016 года строит на Дальнем Востоке свинокомплексы мощностью 75 тысяч тонн свинины в живом весе, завод по производству комбикорма и комплекс мясопереработки. Оператором проекта является ООО "Русагро-Приморье", резидент ТОР "Михайловский".
Свиноводческий проект "Русагро" в Приморье большей частью ориентирован на экспорт свинины в страны АТР, прежде всего, в Китай, ибо отечественный рынок свиноводами уже насыщен. Но введенные Китаем антиковидные ограничения в ближайшей перспективе не позволяют российскому бизнесу выстроить эффективную схему по заходу на его рынок, а Дальний Восток не способен пережевать столько свинины, сколько скоро будут поставлять "Русагро" и его конкуренты.
Дальнейший рост производства свинины будет сопровождаться снижением цен на нее, маржинальность мясного бизнеса может стать рекордно низкой",
— отмечал в конце 2020 года гендиректор "Русагро" Максим Басов.
Сахалинским аэропортом будут управлять из Дивногорска
Новый пассажирский терминал в аэропорту Южно-Сахалинск, стоимость которого во времена губернаторства Олега Кожемяко оценивалась в 6,7 млрд рублей, построит компания "КрасИнвест". Владельцем этой компании, зарегистрированной в городе Дивногорске Красноярского края, является московское АО "Базовый аэропортовый оператор", аффилированное, как считается, с Олегом Дерипаской. С прежним генподрядчиком строительства — ООО "Сахалинская механизированная колонна N68" — контракт был расторгнут. За время стройки стоимость работ, как это часть бывает, выросла до 11,8 млрд рублей, поэтому правительство региона приняло решение привлечь "профессионального участника рынка", чтобы он уже на свои средства достроил объект.
Предложение "КрасИнвеста" составило 12,5 млрд рублей. На достройку терминала также претендовали ООО "Новапорт Инвест" (структура Романа Троценко) с предложением 10,01 млрд рублей и АО "ДВ-Инвест"(создано на Сахалине "Аэропортами регионов" группы "Ренова" Виктора Вексельберга) с предложением 10,5 млрд рублей.
Новый терминал площадью 40 тысяч кв. метров будет функционировать как транзитный узел и сможет обслуживать до 5 млн пассажиров в год — 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможностью расширения до 900 человек) и 250 пассажиров международных линий. Действующий терминал аэропорта площадью 7,4 тысячи кв. метров уже не справляется с возросшим трафиком. Как и ранее во Владивостоке, он будет закрыт после достройки нового.
Власти Сахалинской области теперь создадут совместное предприятие с "КрасИнвестом", которое достроит терминал и в дальнейшем будет управлять авиаузлом. В СП с уставным капиталом 12,5 млрд рублей у компании-инвестора будет 51%, у правительства региона — 49%.
11 марта облдума Сахалина одобрила инвестиционное соглашения между регионом и "КрасИнвестом", предметом которого является строительство и передача в управление инвестору здания нового терминала. С момента подписания инвестсоглашения начнется отсчет 18-месячного срока, в течение которого терминал должен быть введен в эксплуатацию.
Crocus Group перебазировался из Приморья на Камчатку
Компания Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых, построившая кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русском во Владивостоке, продолжает осваивать деньги региона. На Камчатке Crocus получил уже второй крупный подряд — кроме строительства нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово), федералы займутся достройкой краевой больницы имени Лукашевского. Строительство объекта началось еще в 2013 году, но из-за проблем с подрядчиками сроки сдачи неоднократно отодвигались.
Председатель правительства Михаил Мишустин в рамках рабочей поездки на Дальний Восток в августе 2020 года назвал разгильдяйством то, что объект до сих пор не завершен, и поставил строительство на особый контроль. По результатам поездки Мишустин поручил профинансировать строительство на 8,4 млрд рублей (в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздраву — в объеме 1 млрд рублей, Минвостокразвития — 1,5 млрд рублей, иных источников средств федерального бюджета — 4,4 млрд рублей, бюджета Камчатского края — 1,5 млрд рублей). Больницу, согласно поручению, необходимо построить к 2023 году.
Камчатская краевая больница сегодня располагается в девяти зданиях, построенных в 1950-1970 годах. Все они не отвечают современным строительным нормам, техническим и медицинским стандартам.
Согласно проекту, новая краевая больница будет рассчитана на 150 посещений в смену и 450 коек. Площадь комплекса составит более 63 тысяч кв. м., а общая площадь территории больницы предусматривает дальнейшее развитие лечебных направлений и составляет более 40 гектаров.
Так будут выглядеть корпуса крайбольницы на Камчатке. Фото: crocusgroup.ru
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, входящее в Crocus Group АО "Крокус Интернэшнл" получило генеральный подряд на строительства нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово), проект которого реализует холдинг "Аэропорты регионов" миллиардера Виктора Вексельберга. Окончание строительства запланировано на лето 2023 года, уже в августе должен быть обслужен первый пассажирский рейс.
Crocus Group является одним из ведущих девелоперов в РФ, основана в 1989 году. Общая площадь реализованных проектов превышает 6 млн кв. метров. В том числе, "Крокус" был застройщиком футбольных стадионов в Калининграде и Ростове-на-Дону. Ему принадлежат выставочный центр "Крокус экспо", концертный зал "Крокус сити холл" и др. Основным владельцем компании является бизнесмен азербайджанского происхождения Арас Агаларов.
Во Владивостоке после постройки кампуса ДВФУ на Университетской набережной острова была даже установлена памятная плита в честь Араса Агаларова. Гравировка инициалов с фамилией владельца Crocus Group и датами строительства "2009-2011 гг." вмонтирована в пешеходную дорожку.