8 апреля 2021. В Приморье выдвиженцам от политических объединений на выборы-2021 придется поработать батраками для партийных брендов и разделить с ними как народный гнев, так и народную любовь. Несмотря на то, что Москва негласно разрешила кандидатам не афишировать политические знамёна, спрятать партийную принадлежность по факту им вряд ли удастся. А по мнению экспертов, это будет и не нужно. Основная битва намечается не между политическим корпорациями, а между политическими персоналиями.
Сегодня принадлежность к партии теряет почти все премиальные бонусы (кроме главного — возможности регистрации без сбора подписей) и обрастает недостатками в виде сопутствующей нагрузки антирейтинга. Ситуация особенно характерна для претендентов на депутатские кресла от "Единой России", поддержка которой резко упала после пенсионной реформы, а рейтинги до сих пор не могут подтянуться к "предпенсионным" величинам. В сложившихся условиях в Кремле разрешили кандидатам не "светить" своими партийными брендами.
— В основном скрывают партийную принадлежность кандидаты от "Единой России", — считает политолог Вячеслав Беляков. — Это можно объяснить тем, что очень часто личные рейтинги кандидатов бывают выше, чем рейтинг самой партии. Условно говоря, депутата может поддерживать 40-60 процентов избирателей. А партию — только 30 или 40. Рейтинг партийный транслируется на кандидата, и это ему невыгодно. Поэтому кандидаты-единороссы, бывает, не афишируют и не акцентируют внимание на своей партийной принадлежности.
В Приморье же, несмотря на кажущуюся привлекательность, инструменты "маскировки" вряд ли будут задействованы. Во-первых, потому что привлекательность именно "кажущаяся". Во-вторых, опыт кампаний "латентных единороссов" давал козыри в руки только оппозиции.
— Единороссы-одномандатники, вероятно, все равно постараются партийный бренд каким-то образом скрывать, — продолжает эксперт. — Хотя, я думаю, партия будет активно с этим бороться. Ожидается, что губернатор возглавит партийный список. Весь ресурс будет направлен на то, чтобы кандидаты-одномандатники партию тащили своим рейтингом, а не пытались ее сторониться. Да и умолчание о принадлежности к "Единой России" не очень этично с точки зрения внутрипартийной дисциплины.
К тому же, в условиях сильной конкуренции попытки скрыть партийную принадлежность не работают. Вячеслав Беляков привел пример — последние выборы в Московскую городскую думу, на которых все единороссы выдвинулись самовыдвиженцами.
— Кампании их конкурентов во многом были направлены на то, чтобы рассказать избирателям — "посмотрите, да это же махровый единоросс". Тактика сработала, многие единороссы получили весь партийный антирейтинг и выборы проиграли, — отметил он.
— Если речь идет о Государственной думе, то, скорее всего, единороссам скрыть то, что они единороссы, не удастся, — также считает политолог Виктор Бурлаков. — Они, конечно, будут так или иначе пытаться смягчить эти вещи. Но, пока существует процедура праймериз, их попытки обречены на провал. Все кандидаты от "Единой России" пройдут через внутрипартийное голосование и засветятся на нем. Отказаться в дальнейшем от подобной маркировки не получится.
Что касается выдвиженцев от других парламентских партий, то для них вовсе нет никакого смысла прятать штандарты.
— Выдвиженцы от КПРФ, ЛДПР, и СР не откажутся от символики партии по той простой причине, что она дает им реальные бонусы, — говорит Виктор Бурлаков. — Ярких фигур в них не много. Особенно это касается "Справедливой России" и ЛДПР. В приморском КПРФ пока еще узнаваемые фигуры есть, пусть их число и невелико. ЛДПР же ведет целенаправленную политику полной идентификации с партией. Ни шагу назад. Если ты идешь от ЛДПР, будь любезен везде светить знамёнами.
— У оппозиционных кандидатов проблемы с брендом нет, — считает Вячеслав Беляков. — К ним не предъявляют претензий по поводу ситуации в стране, потому как не они принимали ответственные решения. Оппозиция наоборот, партийные лейблы будет активно использовать. Другое дело, что не всегда это способно принести голоса. Если партия неизвестная и рейтинга у нее нет — что лепи бренд, что не лепи, результат будет один и тот же.
Тренд департизации продолжается уже несколько лет. Он отчасти объективен и вызван внешними процессами, а отчасти — рукотворен. Падение рейтингов "Единой России" перенастроило (или удачно совпало с перенастройкой) избирательную систему от пропорциональной в сторону мажоритарной. Проще говоря, во многих субъектах РФ меньше депутатов стало избираться по партийным спискам, и больше — по одномандатным округам. Приморье не было исключением. Здесь схему "20 на 20" заменили схемой "10 на 30", где 10 — списочники, а 30 — одномандатники. Для списочников рейтинг партии является определяющим — они получают мандаты в зависимости распределения голосов, отданных за партию. Одномандатники же больше работают на себя — избиратели отдают голоса за понравившегося им кандидата по округу. Соответственно, в мажоритарной системе партийность кандидата играет лишь второстепенную роль.
— Партийный бренд, даже никакой, даже самый непопулярный, не помешает кандидату победить или проиграть на выборах, потому что все будет связано с персоной, — считает политолог Петр Ханас.
— Просто, если персона — пустышка, то она и партийный бренд подставит, и будет партийным брендом еще глубже утоплена. Если же персона очень сильная, то партийная принадлежность не мешает. Последние пару лет партийная идентификация разрушена. Избиратели больше ориентируются на личности.