26 апреля 2021. Республика Корея активно стремится найти возможности для сотрудничества на российском Дальнем Востоке. В нескольких сферах постепенно проявляются примеры успешного взаимодействия. Генеральный консул Республики Корея в г. Владивостоке О Сунг Хван рассказал ИА PrimaMedia о реализации актуализированного "Плана действий 2.0" и стратегии "9 мостов", сотрудничестве двух стран в судостроении и судоремонте, создании "умных городов" в Приморье, планах по инвестированию с интегрированную развлекательную курортную зону "Приморье", а также о возможности объединения электросетей России, Южной и Северной Корей.
— Россия и Республика Корея обновили план действий по реализации инициативы "девяти мостов". Какие конкретно проекты на Дальнем Востоке уже реализованы и на каких направлениях будет сделан акцент дальше?
— Спустя год после подписания плана действий по реализации инициативы "9 мостов" и в рамках празднования 30-летия установления дипломатических отношений между Кореей и Россией для ускорения и активизации российско-корейского двустороннего сотрудничества в октябре 2020 года состоялось подписание актуализированной версии "План действий 2.0", который включает сотрудничество в таких сферах, как энергетика, железная дорога, инфраструктура, судостроение, модернизация портов, сотрудничество по Северному морскому пути, здравоохранение и медицина, сельское и рыбное хозяйство, инвестиции, инновации, культура и туризм.
Наиболее показательна область судостроения. Южнокорейская судостроительная компания DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering) принимает участие в планировании модернизации судостроительного комплекса "Звезда", а также передала российской стороне 15 танкеров-ледоколов, перевозящих СПГ. Компания Hyundai Heavy Industries (HHI) получила заказ на строительство 7 танкеров класса "Афрамакс", который в настоящий момент реализует совместно с ССК "Звезда". Компания Samsung Heavy Industries (SHI) занимается проектированием судов, производством и поставками блоков для "Звезды", открыла в городе Большой Камень совместное предприятие со "Звездой" SHI-RUS, планирует направить сотрудников из Кореи. С уверенностью можно сказать, этот проект положительно повлияет на экономику Приморского края.
Строительство ледоколов неразрывно связано с проектом Северного морского пути (СМП). С развитием водных ресурсов Арктики, возрастают возможности активного использования Севморпути. В будущем сотрудничество сфокусируется в области судостроения ледоколов и развитии СМП.
Стоит отметить сферу инвестиции, в которой уже сейчас отчетливо видны результаты. Это российско-корейский экономический проект по созданию индустриального парка в ТОР "Надеждинская", а также проект разработки мастер-плана территории "Умный город", прилегающей к Большому Камню.
В декабре 2020 года министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ) и "Корейская земельная и жилищная корпорация" подписали Соглашение о сотрудничестве в целях реализации проекта "Корейский индустриальный парк в Приморском крае". Если проект будет реализован в указанные сроки, то в 2023 году в Приморском крае появится индустриальный парк из 20 корейских компаний, среди которых компании по производству автомобильных запчастей, производству пищевых товаров и др. В случае успешной реализации проекта существенно активизируется сотрудничество в области сельского и рыбного хозяйств.
Корпорация LH в рамках корейской Программы Глобального Сотрудничества 2020 K-City Network занимается подготовкой мастер-плана территории (900 га), прилегающей к Большому Камню, рядом с которой расположен судостроительный комплекс "Звезда". Эта работа включает в себя проектирование "умного города" с использованием высоких IT технологий. Исследование планируется завершить в июне 2021 года.
До распространения пандемии коронавируса Владивосток был в центре внимания, как ближайший сосед, с которым Корею связывают исторические корни. Примерно 300 тысяч корейских туристов посещало Владивосток ежегодно. Генеральное консульство реализует различные культурные проекты, как создание "Пешеходного экскурсионного маршрута по памятным местам, связанным с историей Кореи", фестиваль корейского кино и многие другие культурные туристические мероприятия. Я надеюсь, благодаря этому мы сможем возобновить культурно-туристические обмены в период посткоронавируса.
О Сунг Хван родился в городе Чинхэ в провинции Южная Кенсан, где расположена главная военно-морская база Республики Корея. К исполнению обязанностей генерального консула Республики Корея в г. Владивостоке приступил в июле 2019 года.
Генеральный консул Республики Корея во Владивостоке О Сунг Хван. Фото: предоставлено генконсульством Республики Корея во Владивостоке
— Насколько интересны корейскому бизнесу совместные проекты с портами Дальнего Востока?
— Модернизация портовой инфраструктуры входит в 9 приоритетных областей сотрудничества, указанных в стратегии "9 мостов". Министерство океанологии и рыболовства Республики Корея изучало возможность разработки ТЭО портовой инфраструктуры Дальнего Востока. В частности, в прошлом году состоялась очередная встреча сторон, на которой обсуждался проект предварительного ТЭО порта "Подъяпольский". Безусловно, интерес корейских компаний к модернизации инфраструктуры портов Дальнего Востока, как средство активизации сотрудничества по Северному морскому пути, значителен.
— Республика Корея является одним из ключевых импортеров российской сои и кукурузы. Почему корейский бизнес не рассматривает возможности создания сельхозпредприятий на Дальнем Востоке?
— Интерес корейских сельскохозяйственных предприятий к Дальнему Востоку России существует давно. В настоящий момент на территории Приморского края ведут свою деятельность 9 корейских сельхозпроизводителей. Общая площадь обрабатываемой корейскими сельхозкомпаниями земли превышает 50 тысяч гектаров, с которых в 2020 году было собрано 58 тысяч тонн зерновых культур. Ключевую позицию в этой отрасли занимает компания Lotte International, которая на 20 тысячах гектаров выращивает сою и кукурузу. В настоящий момент компания стремится к расширению посевных территорий. Помимо этого, компания FarmStory (ранее SeoulFood) занимается производством кормов для животных.
— Правительство Республики Корея поставило задачу снизить зависимость страны от ядерной энергетики и ископаемого топлива до 24,8% к 2034 году с нынешних 46,3%, увеличив долю ВИЭ с 15,1% до 40%. При этом Корея на данный момент является одним из основных потребителей российского природного газа и угля. Планируется ли сокращать закупки энергоресурсов в ближайшей перспективе?
— Весь мир сейчас заботят вопросы углеродной нейтральности и построения общества, заботящегося о чистоте окружающей среды. Как страны-участники Парижского соглашения об изменении климата с целью сдержать проблему глобального потепления, Корея и Россия вынуждены предпринять меры в этом направлении.
С экономической точки зрения также рассматривается возможность перехода от политики, зависимой от нефти и газа, к возобновляемым источникам энергии. Однако такой комплексный вопрос, как энергетический переход, решается постепенно, не предполагая скачкообразных движений. В связи с этим, я считаю, что в ближайшее время сокращение объема закупок российских энергоресурсов не предвидится.
К тому же постепенно появляются модели низкоуглеродной энергетики, не требующие критичных изменений структуры энергетического баланса в настоящее время. Наиболее конкурентоспособным в настоящий момент называется голубой водород, получаемый из природного газа. Мне известно, что Россия планирует создать водородный кластер на Сахалине. Таким образом, Сахалин может стать базой по производству водорода в Азии, что только увеличит спрос на российские энергоресурсы.
— Республика Корея является одним из мировых лидеров в судостроении и уже работает в Приморье при создании судостроительного комплекса "Звезда". Каким может быть сотрудничество в ближайшей перспективе — передача технологий, совместное строительство, финансирование?
— Я убежден, что сотрудничество Кореи и России в судостроительной сфере продолжит расширяться на долгосрочной основе. Активнее будут задействованы ресурсы Арктики, следовательно, увеличится потребность в танкерах, перевозящих СПГ. Вместе с тем, Россия обновляет рыболовный флот, что в свою очередь способствует разнообразию сфер сотрудничества.
Южнокорейская компания Samsung Heavy Industries зарегистрировала в России юридическое лицо и в 2021-2022 гг. планирует направить порядка 500 специалистов для выполнения совместных работ с ССК "Звезда". Сотрудничество Samsung Heavy Industries и ССК "Звезда" станет закладочным камнем российско-корейского сотрудничества в сфере судостроения на Дальнем Востоке России.
тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
— Холдинг STX Corporation год назад рассматривал возможность реализации проектов в отрасли судостроения и ремонта на Дальнем Востоке РФ. Что известно об этом направлении?
— Холдинг STX Corporation, представляемый компанией STX Marine Service, проявляет активный интерес к развитию судостроительной и судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке. В связи с этим в прошлом году STX Marine Service действительно проводила активные видеоконсультации по двум предполагаемым проектам. Компания STX Marine Service обладает широкой партнерской сетью в Корее, что при условии захода компании на российский рынок, я считаю, окажет существенное положительное влияние на российско-корейское сотрудничество.
— Интересуется ли cегодня Республика Корея проектами прокладки из России газопровода и электросетей?
— Сотрудничество в сфере энергетики и газа занимает одну из приоритетных позиций в российско-корейском взаимодействии. Однако для реализации этих замыслов первоочередной задачей является построение трехсторонней структуры сотрудничества: России, Южной и Северной Кореи. Проводится совместное исследование по объединению электросетей России, Южной и Северной Кореи, а также изучается возможность создания системы магистральных ЛЭП сверхвысокого напряжения в регионе Северо-Восточной Азии. В настоящий момент существуют финансовые, политические, технические и другие сложности, для решения которых требуется объединенные усилия и сотрудничество всех заинтересованных государств.
— Планируется ли инвестирование корейского капитала в игорную зону "Приморье"? Ранее сообщалось, что подобные варианты рассматривает Kangwon Land, владелец игорной зоны в Южной Корее.
— Разговор об инвестировании в интегрированную развлекательную курортную зону "Приморье" возобновится после того, как коронавирус будет преодолен, и туристы вновь смогут свободно путешествовать. Ранее "Джи 1 Интертейнмент" (оператор казино Tigre de Cristal) подписала "Меморандум о намерениях" о сотрудничестве с корейской "Канвон Лэнд" о совместном развитии туристического продукта и обучении-обмене персонала казино. В марте 2020 года представители корейского бизнеса заключили с АО "Корпорация развития Приморского края" договор на строительство курортного комплекса, включающего гольф-курорт, поле для игры в гольф, гольф-клуб, строительство гостиничного комплекса. Завершение строительных работ запланировано на август 2022 года.
— Национальный план модернизации инфраструктуры РФ предполагает реализацию ряда крупных проектов, в том числе развитие ж/д подходов Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Как в Республике Корея оценивают перспективы контейнерных перевозок на этом направлении?
— С уверенностью можно сказать, что ж/д транспортировка грузов с Дальнего Востока на запад России обладает большим преимуществом по сравнению с морскими перевозками. Однако в тоже время существует весомый недостаток — стоимость перевозки. Экономика постепенно восстанавливается после коронавирусного кризиса, в настоящий момент ощущается увеличение количества международных грузоперевозок. Однако в тоже время явно наблюдается недостаток логистических мощностей, таким образом, возникает эффект "бутылочного горлышка".
В этой ситуации при условии модернизации железнодорожной инфраструктуры и увеличения скорости перевозок, количество перевозимых грузов по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям стремительно возрастет. Развитие ж/д инфраструктуры окажет влияние не только на объемы грузоперевозок между Европой и Азией, но с другой стороны повлияет на возможность использования Северного морского пути.
— Раскройте подробности проекта по созданию морского порта "Подъяпольский".
— Консультации по созданию порта "Подъяпольский" проходили в рамках V Восточного экономического форума (ВЭФ), а также 18-го заседания Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в ходе которого стороны договорились о необходимости проведения технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта и предоставлении всех необходимых данных. Согласно договоренностям, Министерство океанологии и рыболовства Республики Корея завершило работы по предварительному ТЭО и передало его российской стороне.
— Как корейский бизнес оценивает позицию России по введению пошлин на экспорт необработанного леса? Планируют ли корейские компании в связи с этим создавать обрабатывающие производства на территории Дальнего Востока?
— Корейский бизнес проявляет активный интерес к импорту российских лесоматериалов. Одна из корейских компаний получила статус резидента ТОР с проектом по переработке материалов и производству топливных гранул. К сожалению, в настоящий момент нет качественного продвижения в реализации этого проекта.
— Россия прошлым летом открыла авиасообщение с Республикой Корея, однако запуск новых рейсов из Владивостока пока отложен. Когда в перспективе можно будет ожидать возврата прямого авиасообщения и с какими городами?
— Возобновление регулярных рейсов напрямую зависит от ситуации с распространением коронавирусной инфекции. Безусловно, для полного возобновления авиасообщения необходимо, чтобы ситуация улучшалась в двух странах одновременно. В настоящий момент трудно делать прогнозы.
— Как в Республике Корея восприняли избрание нового президента США? Скажется ли это на отношениях с Россией?
— На протяжении последних 70 лет дружественные отношения между правительством Республики Корея и правительством США строились на общих ценностях демократии, прав человека, процветания и мира на Корейском полуострове. Правительство Кореи надеется на тесное сотрудничество с новой администрацией президента Байдена для будущего развития союза Кореи и Штатов, закрепления принципов денуклеаризации и укрепления мира на Корейском полуострове. Также корейское правительство ожидает, что президент Байден проявит лидерскую позицию в решении таких глобальных задач, как пандемия коронавируса, изменение климата, экономический кризис и др.
Вы знаете, не в моей компетенции отвечать на вопрос о будущем во взаимоотношениях России и Америки в связи с избранием нового президента. С учетом того, что и Россия, и Америка — это важные стратегические партнеры Кореи, обладающие значительным влиянием в международном сообществе, я надеюсь, что сотрудничество и обмены между двумя странами продолжат развиваться.
— Как сегодня развиваются отношения Республики Корея с Японией?
— Корея и Япония — две наиболее близко расположенные друг к другу страны, а также важные партнеры по совместному обеспечению мира и безопасности региона. Между двумя странами есть некоторые нерешенные вопросы, однако наше правительство придерживается позиции, что проблемы прошлого не должны накладывать отпечаток на развитие будущего. Таким образом, корейское правительство продолжит сотрудничество по двум ключевым направлениям: решать исторические проблемы путем переговоров и, отдельно, строить конструктивное взаимодействие, направленное в будущее.
— Какие перспективы развития дальнейшего переговорного процесса Республики Корея с КНДР?
— Благодаря тому, что после прихода к власти правительства президента Мун Чжэ Ина возобновился межкорейский диалог и сотрудничество, удалось снизить напряжение и угрозу возникновения военного конфликта на Корейском полуострове. На пользу развития межкорейских отношений пошли три раунда межкорейского саммита, а также около 36 встреч чиновников высшего уровня. Был сформирован фундамент для укрепления мира на Корейском полуострове путем снятия военного напряжения.
После неудачи саммита США-КНДР в Ханое в 2019 году, отношения между Югом и Севером зашли в тупик. Республика Корея планирует продолжить тесное сотрудничество с новой администрацией Байдена, а также вовлечь Россию и другие государства-соседи в процесс укрепления мира на Корейском полуострове.
Юг надеется приложить максимум усилий для возобновления диалога и сотрудничества с Севером. Развитие межкорейских отношений планируется укреплять с помощью обсуждения таких всеобъемлющих вопросов, как медицина и здравоохранение, противоэпидемические мероприятия, изменения климата (ущерб от стихийных бедствий, лесное хозяйство), проблема разделенных семей и многие другие.
В особенности, в этом году исполняется 30 лет, как Южная и Северная Корея одновременно стали полноправными членами ООН. Отсутствие ядерного оружия и мир на Корейском полуострове имеет значение не только для России, но и для всего мирового сообщества. Правительство Республики Корея приложит максимальные усилия для этого.
— В ноябре прошлого года в Ульсане было запланировано проведение III Российско-корейского Форума межрегионального сотрудничества, но из-за covid-19 он был отменен. Какие сроки и программа Форума рассматриваются сегодня?
— Первый Российско-Корейский Форум межрегионального сотрудничества был успешно проведен в южнокорейском городе Пхохан. Представители региональных правительств и администраций двух стран подготовили фундамент для партнерства в разных сферах сотрудничества. В прошлом юбилейном году 30-летия дипломатических отношений Кореи и России для укрепления партнерских отношений планировалось провести III Российско-Корейский Форум межрегионального сотрудничества в городе Ульсан. Однако в связи с распространением коронавирусной инфекции, стороны договорились перенести проведение Форума.
В настоящий момент правительства Кореи и России проводят консультации, когда и в каком формате будет наиболее подходящим провести Форум. Учитывая развитие ситуации глобальной пандемии коронавируса, предварительные сроки проведения Форума назначены на 3-5 ноября 2021 года. Также в рамках проведения Форума будет объявлена информация относительно IV Российско-Корейского Форума межрегионального сотрудничества.
В программу Форума войдут Саммит глав региональных правительств, двусторонние встречи по желанию, сессии, посвященные торговому сотрудничеству. Детали программы Форума стороны обсудят позднее.