12 мая 2022. 26 мая 1921 г. во Владивостоке произошел очередной переворот времен гражданской войны. Правительство, возглавляемое большевиком Антоновым, было свергнуто и к власти пришло Временное Приамурское правительство братьев Меркуловых. Этим событий посвящен материал историка, ведущего проекта "Объяснения" Владивостокской муниципальной библиотечной сети Сергея Корнилова.
Гражданская война 1918 — 1922 гг. во Владивостоке отличалась от гражданской войны в европейской России и в Сибири. Здесь не было кровавых столкновений красных и белых, поблизости не проходил фронт, а все сражения Красной и белых армий состоялись за тысячи километров отсюда. Этому способствовало нахождение во Владивостоке и Приморье иностранных войск, которые пресекали междоусобицу и старались погасить конфликты в зародыше. С другой стороны, они пристально следили друг за другом, в частности, американцы пытались не допустить японской экспансии на русском Дальнем Востоке, планы которой вынашивались в Генштабе императорских войск Японии.
Тем не менее, за пять лет гражданской войны власть во Владивостоке неоднократно менялась. Происходило это в результате кратковременных столкновений различных противоборствующих сил, поддерживаемых интервентами, в основном, японцами. Иногда это были бескровные перевороты, некоторые из них сопровождались жертвами, часть переворотов не удалась ("недовороты").
Писатель Михаил Щербаков, живший во Владивостоке в 1920 — 1922 гг. писал о том времени:
"Странная жизнь текла тогда во Владивостоке: тревожно-острая, несуразная, переворотная и, все-таки, какая-то по-русски вальяжная и нетрудная..."
Переворотная жизнь определяла характер и уклад быта владивостокцев. От того, какая власть была в городе, зависело многое — от цен в магазинах и на базаре до того, в какой одежде лучше выходить на улицу — в гражданской или военной, в солдатской шинели или в офицерском кителе.
Количество переворотов во Владивостоке в 1918 — 1922 гг. сложно подсчитать. Даже историки путаются в подсчетах, т. к. не могут сойтись во мнении, считать ли все попытки, вместе с недоворотами, или ограничиться успешными, которые привели к смене власти. Последних было шесть и одним из них был Меркуловский переворот 1921 года.
События гражданской войны внезапно вынесли малоизвестного юриста Спиридона Меркулова и его брата купца Николая на гребень волны и сделали из них известных политических деятелей. В то неспокойное время это было возможно. Достаточно вспомнить, как в противоположном лагере никому неизвестный прапорщик Лазо стал командующим фронтом, а затем членом правительства Приморской области.
Происхождение братьев Меркуловых покрыто туманом. По одним данным, они происходили из мещан Николаевска-на-Амуре, по другим — из амурских крестьян. Как бы то ни было — оба являлись примером self made man (человек, сделавший себя сам — прим. ред.).
Николай Дионисьевич Меркулов родился в 1869 г. в Благовещенске, где окончил классическую гимназию и Речное училище. Купец 1-й гильдии, владелец пароходства на Амуре. В 1902 г. приобрел спичечную фабрику во Владивостоке, где стал членом Владивостокского биржевого комитета и Приморской торгово-промышленной палаты. В 1912 г. баллотировался в Государственную думу от партии кадетов.
Спиридон Меркулов родился в 1870 г. в Благовещенске. С отличием окончил юридический факультет Петербургского университета и в 1891 г. сдавал выпускные экзамены одновременно с Владимиром Лениным, тогда еще Ульяновым. После окончания университета Спиридон Меркулов служил в Министерстве государственных имуществ, а затем был направлен во Владивосток, где занимал должность юрисконсульта городской управы и занимался адвокатской практикой.
Спиридон Меркулов — с отличием окончил юридический факультет Петербургского университета и в 1891 г. сдавал выпускные экзамены одновременно с Владимиром Лениным. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Во время гражданской войны Спиридон преуспел на политическом поприще. По воспоминаниям современников, он имел "яркий темперамент и незаурядный ораторский талант, его речи выслушивались с большим интересом и вниманием, …а его серые глаза горели огнём вдохновения". Он обладал "выдающейся волей, настойчивостью и упрямством", однако "главнейшим его недостатком были постоянная неискренность, подозрительность и грубая, часто ничем не вызываемая хитрость". В марте 1921 г. Спиридон Меркулов стал одним из организаторов во Владивостоке Съезда несоциалистических организаций. После окончания съезда братья Меркуловы вошли в инициативную группу по подготовке антибольшевистского переворота во Владивостоке. Основной силой заговорщиков стали бывшие каппелевские войска, сосредоточенные во Владивостоке.
Первая попытка переворота произошла в ночь с 30 на 31 марта 1921 г., но закончилась неудачей. Власти узнали о планах заговорщиков, и вечером 30 марта несколько участников, во главе с генерал-лейтенантом Лохвицким, были арестованы. Приказ об отмене выступления был разослан в войска, но его не успел получить отряд полковника Глудкина. который выступил в центр города и был разбит дивизионом Народной охраны. От окончательного разгрома его спасли японцы, которые окружили отряд Глудкина, разоружили и вывели из Владивостока.
Вторую попытку готовили более тщательно. Командовал переворотом генерал Дмитрий Лебедев, бывший начальник штаба Колчака и военный министр Омского правительства. Впрочем, об этой подготовке снова стало известно правительству Антонова. Начались аресты. Утром 26 мая 1921 г. на улице Светланской отряд каппелевцев напал на конвой и освободил группу арестованных. Это послужило сигналом к выступлению.
Генерал Дмитрий Лебедев — командующий переворотом в мае 1921 года. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Части бывших каппелевских войск разоружили силы Народной охраны и заняли здание правительства Приморской Управы. В это время во Владивосток на барже, буксируемой катером, прибыл десант под командой капитана 2 ранга Соловьёва. Встреченный сильным ружейным и пулемётным огнём, десант высадился у памятника Невельскому, захватил корабли, стоявшие у причалов и Управление Военного порта (ныне Светланская, 72).
Восставшие последовательно захватили вокзал, почту, телеграф, Госбанк и Городскую Управу. Серьезное сопротивление оказал только дивизион Народной Охраны, но в решающий момент вмешались японцы и красным пришлось отступить.
Власть была передана Совету Съезда несоциалистических организаций, который образовал Временное Приамурское правительство в составе пяти человек: братьев Меркуловых, И.И. Еремеева, А.Я. Макаревича и Е.М. Адерсона. Последний был дядей танцовщицы и поэтессы, подруги Александра Вертинского, Лариссы Андерсен (урожденная Адерсон). Председателем правительства стал Спиридон Меркулов.
Командующим войсками был назначен генерал-лейтенант Вержбицкий. Командующим Сибирской флотилией был назначен капитан 2 ранга Соловьёв, а в июле 1921 г. его сменил контр-адмирал Старк.
Братья Меркуловы и контр-адмирал Старк. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Новая власть активно принялась за дело построения нового порядка. Была провозглашена Конституция, где Временное Приамурское правительство объявило себя "беспартийным учреждением" и обещало сложить полномочия после восстановления Всероссийского правительства в лице Учредительного собрания. Законодательным органом нового государственного образования было объявлено Народное собрание, выборы в которое прошли в июле 1921 г., но к участию в них не допустили РКП(б) и другие левые партии, объявленные вне закона. Гербом Приамурского края стал двуглавый орел без корон, державы и скипетра.
В июне 1921 г. был учрежден главный исполнительный орган правительства — Совет управляющих директоров (СУВ). Первым председателем СУВ стал бывший сотрудник колчаковского Русского бюро печати Василий Иванов, а его однофамилец и коллега Всеволод Иванов возглавил "Вечернюю газету" — официоз меркуловского правительства.
Всеволод Иванов. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Деятельность братьев Меркуловых и Ко была направлена на то, чтобы заменить "розовый буфер" ДВР, которому подчинялось бывшее правительство, на "белый". В конце 1921 г. их войска начали наступление на ДВР и взяли Хабаровск, но в феврале 1922 г. столкнулись с армией ДВР и потерпели поражение под Волочаевкой. Популярность Меркуловых стала падать, злые языки распространяли о них всевозможные слухи, а Временное Приамурское правительство стали называть "Торговый дом Бр. Меркуловых".
Разброд и шатания привели к тому, что в июне 1922 г. во Владивостоке произошел очередной переворот и к власти пришло последнее "белое" правительство Приморья — правительство генерала Дитерихса.
Судьба участников тех драматических событий сложилась по-разному. Во время переворота генерала Дитерихса, Спиридон Меркулов находился в Японии и не стал возвращаться во Владивосток, несмотря на то, что его брат занял в очередном правительстве пост министра иностранных дел. Спиридон Меркулов эмигрировал в США, где прожил долгую жизнь и в 1957 г. скончался в Сан-Франциско, в возрасте 88 лет.
Николай Меркулов покинул Владивосток в октябре 1922 г. с отходящими войсками Дитерихса. До 1932 г. жил и работал в Циндао, был советником у Чжан Цзун-чана — губернатора провинции Шаньдун. С 1932 г., после убийства Чжан Цзун-чана жил в Шанхае, где являлся одним из руководителей Совета объединенных русских организаций. Скончался в 1945 г.
Генерал-лейтенант Вержбицкий и генерал Дитерихс (возглавлял последнее "белое" правительство во Владивостоке). Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Генерал Лебедев в октябре 1922 г. командовал Владивостокским гарнизоном и вечером 24 октября уходил из города одним из последних, на пароходе "Эльдорадо". Эмигрировал в Шанхай, где основал газету "Русская мысль". Скончался в 1928 г.
Василий Иванов, после ухода с поста председателя СУВ, занимал в правительстве Меркуловых пост министра внутренних дел, а после его падения эмигрировал в Харбин, где стал одним из деятелей монархического движения. Преподавал, выступал с лекциями, писал книги. Главный его труд "Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней" был издан в Харбине в 1934 году. В.Ф. Иванов считал, что "история русской интеллигенции за 200 последних лет стала историей масонства". Книга написана в конспирологическом ключе, но пользуется популярностью и переиздается до сих пор.
Но самая удивительная судьба ждала Всеволода Иванова: непримиримый враг большевиков впоследствии стал известным советским писателем. В октябре 1922 г. он покинул Владивосток и эмигрировал в Корею, а затем в Китай. Работал журналистом и писал книги, некоторые из которых актуальны до сих пор. В эмиграции Всеволод Иванов пересмотрел свои взгляды и стал сотрудничать с властями СССР. В 1931 г. он поступил на работу в советскую газету "Шанхай Геральд" и получил советский паспорт.
С началом Второй мировой войны Вс. Иванов стал работать политкомментатором радиостанции "Голос Советского Союза", а в 1945 г. вернулся в СССР. Поселился в Хабаровске, где работал над циклом повестей о Китае: "Тайфун над Янцзы" (1952), "Путь к Алмазной горе" (1956), "Дочь маршала" (1969). В 1957 г., после выхода романа-хроники "На Нижней Дебре" Иванов был принят в Союз писателей и совершил много поездок по стране, собирая материалы к будущим романам "Черные люди" (1963), "Императрица Фике" (1968), книге "Александр Пушкин и его время" (1970). Свои книги подписывал "Вс. Н. Иванов", чтобы его не путали с московским писателем Всеволодом Вячеславовичем Ивановым (автор "Бронепоезда 14 — 69").
Всеволод Иванов не только стал литератором, но и вошел в литературу, как прототип одного из героев романа Юлиана Семенова "Пароль не нужен" — первого из серии романов о разведчике Исаеве-Штирлице. В романе он выписан под именем Николая Ванюшина — главного редактора владивостокской газеты "Ночной вестник" (в реале — "Вечерняя газета"). Именно он встречает Максима Исаева в ресторане "Версаль" и знакомит с будущей женой Сашей Гаврилиной.
По другой версии, Вс. Иванов стал прототипом самого Штирлица, так как работал на советскую разведку в Китае а, возможно, был завербован еще во Владивостоке. Совпадают детали их биографий, например, Максим Исаев, как и Всеволод Иванов, работал в Русском бюро печати у Колчака. Если же вспомнить, что настоящее имя Максима Исаева — Всеволод Владимиров, то аналогия становится еще более прозрачной.
Известно, что Юлиан Семенов встречался с Всеволодом Ивановым и дружил с ним. В фондах Хабаровского музея хранится поздравительная телеграмма Иванову от Юлиана Семенова: "Дорогой Всеволод Никанорович! От всего сердца поздравляю вас с 75-летием! Желаю вам счастья и творчества. Всего самого хорошего. Искренне вас почитающий и любящий Юлиан Семенов". Самое удивительное, что подлинная биография Вс. Иванова до сих не написана. Архивы пока молчат.