27 мая 2021. Во Владивостоке второй год успешно работает Детский технопарк "Кванториум", входящий в федеральную сеть детских технопарков. Эти учреждения дополнительного образования нового формата по-настоящему полюбились детворе, потому что отличаются уникальным технологическим оборудованием и современным подходом к обучению, сообщает RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа).
В "Кванториуме" школьники под руководством опытных наставников осваивают новые знания по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, а также выполняют реальные производственные задачи, реализуют собственные проекты. Старт проекта состоялся в рамках национального проекта "Образование" в 2015 году. Тогда первые "Кванториумы" заработали в Москве и Санкт-Петербурге. А во Владивостоке технопарк открылся в ноябре 2019 года.
Как рассказала заведующая отделом проектной деятельности технопарка "Кванториум" Наталья Мазалева, программа "Кванториума" подразумевает групповую или проектную деятельность и рассчитана на несколько модулей: вводный, углубленный и проектный. В общей сложности в технопарке работают семь квантумов: IT-квантум, VR/AR-квантум, Хайтек, Биоквантум, Энерджиквантум, Промробоквантум и Промдизайнквантум.
"У нас сделан акцент на техническое и естественно-научное образовательные направления, это позволяет осуществлять раннюю профориентацию детей, развитие у них инженерных и естественно-научных качеств. "Сердцем" всех квантумов является Хайтек. Это цех с набором современных станков, позволяющих детям разрабатывать программы 2D-и -3D-моделирования. Есть специальные станки, на которых ребята, написав программу, разработав какую-то модель, пробуют ее изготовить. Начинают с элементарных моделей, например, шахматных фигур 3Д. И постепенно, обучаясь, переходят к крупным проектам", — рассказала она.
Помочь детворе, впервые переступающей порог "Кванториума", с выбором направления призваны инженерные каникулы, которые проводятся дважды в год в летний и зимний период. В этот период (кстати, ближайшие инженерные каникулы стартуют 7 июня) наставники проводят мастер-классы, показывают, чему можно научиться на каждом направлении.
"Дети, проходя эти мастер-классы, первоначально определяются с выбором специализации. Это первая ступень. Потом идет вводный модуль, в котором ребенку показывают преимущества данного направления, предлагают кейсы — реальные проблемные ситуации, которые он решает. Так ученик понимает, хочет он дальше двигаться в этом направлении или нет. Если нет, то сразу после окончания вводного модуля, он может перейти на вводный модуль другого направления. То есть, попробовал — не понравилось, еще попробовал — понравилось, иду на углубленный модуль и осваиваю какие-то определенные профессиональные компетенции. Сегодня многие подростки, оканчивая школу, не знают, чем хотят заниматься. А наши воспитанники уже чувствуют. Они уже поняли, чем хотят заниматься в жизни. И закончив углубленный модуль, многие вещи знают почти профессионально", — уверена заведующая отделом проектной деятельности технопарка.
Особой "фишкой" технопарка является постоянное взаимодействие между обучающимися на разных направлениях "Кванториума". Дети из разных квантумов помогают друг другу. Например, в Промдизайнквантуме готовится проект ландшафта, а за подсветкой ребята идут в Энерджиквантум — им нужны солнечные батареи.
А в Хайтек, по словам Натальи Мазалевой, вообще все ходят постоянно, когда нужно что-то отпилить, отрезать, поработать с гравером: "Ребята могут работать отдельно, но постоянно коммуницировать, взаимодействовать с другими направлениями, чтобы там что-то заговорило, поехало. Из этого крутые идеи получаются. У взрослых уже нет такой фантазии, а дети порой предлагают гениальные вещи. А как это реализовать — вот это уже как раз задача наставников. Мы с ними тоже учимся, ребята нас заряжают своими идеями и энергетикой. Дети — это "батарейки". Если им интересна тема, они готовы работать над ней днем и ночью".
Специалист добавила, что каждый ребенок, освоив какие-то азы в одном квантуме, например, в IT-технологииях, может перейти в совсем другое направление. А хорошее техническое оснащение позволяет детям действительно освоить несколько специальностей. Например, освоив программирование в IT-квантуме, ребенок прийти в VR, и с помощью уже имеющейся базы делать там 3D-модели, в виртуальной реальности что-то создавать, писать программы, потому что у него уже есть подготовка. Даже пройдя полностью все модули, и вводный, и углубленный, и проектный, школьник может прийти в другой модуль и получить другую специальность. Никаких ограничений нет. Обучение в "Кванториуме", кстати, совершенно бесплатное.
"Ребенок, придя в технопарк, буквально через несколько занятий понимает, чему он здесь научится. Плюс, у нас он учится еще и предпринимательской и проектной деятельности. На вводном модуле дети делают кейсы (это тоже проектная работа) для сторонних заказчиков. Вот, например, у нас поступил заказ сделать проект канатной дороги между Эгершельдом и Чуркиным. То есть дети создают проект, способный выйти на рынок. Предлагают не просто свои идеи, но продуктовый результат, который можно внедрить, уже практически старт-ап.
Для детей это очень важно. В школе этому не учат. Плюс родители точно знают, где их чада. Что они не на улице, не в гаджетах. А ведь это большая проблема, что дети "зависают" в смартфонах. А у нас телефоны используются только для поиска информации, как вспомогательный инструмент. Мы пытаемся вывести ребят из виртуальной реальности, заставить ее приносить пользу", — подчеркнула завотделом.
Кроме того, у технопарка есть попечительский совет, в который входят инвесторы, работающие в Приморском крае. В компаниях смотрят кванторианцев, особо одаренных берут на заметку. Ведь некоторые ребята, например, айтишники, начинают работать, будучи еще школьниками.
"Сейчас у нас переизбыток экономистов, юристов и так далее. А инженеров готовят достаточно мало, причем, многие потом по специальности не работают. А "Кванториум" — это профориентация, после которой дети будут работать и инженерами, и естествоиспытателями и, надеемся, не уедут за пределы Приморья, а будут работать у нас, поднимать экономику края. Тот же завод "Звезда" заинтересован в наших выпускниках. Мы пытаемся научить детей любить свою профессию, стать хорошими специалистами, с первых дней приучаем к ответственности. У нас единая идеология — дети должны самостоятельно отвечать за свою работу", — резюмировала Наталья Мазалева.
Педагоги "Кванториума" уверены — технопарк воспитывает грамотных специалистов, которые хорошо понимают, чем будут заниматься в жизни. Проходят все этапы от идеи до реализации, воспитанники технопарка становятся целеустремленными, осознанно выбирают свой путь, переходят на новый уровень мышления.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе.