27 мая 2021. Чем обучение в Детском технопарке "Кванториум" отличается от занятий в других кружках, какие возможности получают его воспитанники, как увлечение превращается в профессию и как сделать неоманию и виртуальную реальность союзниками подростков, в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказали заведующая отделом проектной деятельности технопарка "Кванториум" Наталья Мазалева и наставник "Промдизайнквантума", педагог, дизайнер Мария Федорова.
— Что такое детский технопарк "Кванториум"? Какова цель его создания, по каким направлениям занимаются дети?
Наталья Мазалева: Детский технопарк "Кванториум" создавался по аналогии со взрослыми технопарками. Это общероссийская сеть учреждений дополнительного образования нового формата, оснащенных современной техникой, уникальная среда, предназначенная для ускоренного развития детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Старт проекта состоялся в рамках национального проекта "Образование" в 2015 году. Тогда первые "Кванториумы" заработали в Москве и Санкт-Петербурге. А во Владивостоке детский технопарк открылся в ноябре 2019 года.
Система "Кванториума" подразумевает групповую или проектную деятельность, собственно ради этого все и было создано. Программа рассчитана на несколько модулей: вводный, углубленный и проектный. У нас сделан акцент на техническое и естественно-научное образовательные направления, это позволяет осуществлять раннюю профориентацию детей, развитие у них инженерных и естественно-научных качеств. Школьники занимаются по нескольким направлениям (квантумам): IT-квантум (информационные технологии), VR-квантум (виртуальная реальность), Промдизайнквантум, Промробоквантум (где собирают роботов). Кстати, в IT-квантуме у нас есть четыре робота, для которых ребята как раз пишут программы по движениям. Наши воспитанники уже "научили" их приседать, бросать мячик и так далее. На Биоквантуме дети занимаются различными направлениями: от создания умных теплиц для дальневосточных растений до изучения микробиологии почв.
В общей сложности в технопарке работают семь квантумов, "сердцем" которых является Хайтек. Это цех с набором современных станков, позволяющих детям разрабатывать программы 2D-и -3D-моделирования. Есть специальные станки, на которых ребята, написав программу, разработав какую-то модель, пробуют ее изготовить. Начинают с элементарных моделей, например, шахматных фигур 3Д. И постепенно, обучаясь, переходят к крупным проектам. Например, Роснефтекласс в этом году презентовали проект, который они продемонстрируют в модели осенью 2021 года.
Мария Федорова: Расскажу подробнее о Промдизайнквантуме. В нашем модуле занимаются будущие дизайнеры самых разных направлений. Ведь промышленный дизайн касается всего: от рекламной продукции до изготовления рекламных конструкций и объектов. Ландшафту интерьера дети тоже учатся.
— Как "Кванториум пережил пандемию? Удалось ли быстро перестроиться на дистанционную форму обучения?
Мария Федорова: Мы перестроились достаточно быстро, так как мы с детьми активно используем компьютерные технологии. То есть, для них это было не так сложно. Если не с компьютеров, так со смартфонов многие могли заниматься. Единственная проблема, с которой мы столкнулись — нехватка техники. В домашних условиях что-то сделать было невозможно, например, из-за отсутствия каких-то профессиональных программ. Тем не менее, наше направление позволяло готовить макеты, рисовать графические изделия. Мы быстро перестроили программу, чтобы дети смогли выполнять работы дома. Это был новый опыт, ребята погрузились в совершенно другую сферу, накачали программ, экспериментировали. Параллельно учились проводить презентации. Потому что и по сей день очень много конкурсов, на которых защита детских проектов проходит онлайн. Мы записываем видео, готовим презентации. Но ребята в силу своего возраста пока не умеют выступать публично. А в прошлом году защиты у наших учеников прошли успешно, потому что они десять раз дома все отрепетировали, записали несколько дублей, где-то смонтировали. Это тоже навык. Понятно, что ребята не смогли создать дома то, что они могли напечатать на 3D принтерах, в графике. Но свои идеи они реализовали в виде макетов, эскизов, набросков.
Другим направлениям, где нужно было работать с оборудованием, было сложнее. Но, тем не менее, все справились. Конечно, было много рефлексии, дискуссий, обсуждений. Где-то мы даже к школьным программам привязывались, чтобы как-то помочь ученикам нашими знаниями и умениями. Но конечно, когда разрешили очные занятия, дети были счастливы. Все соскучились по групповой работе, потому что, как говорила Наталья, наши подопечные часто работают группами. В команде осваивать новые навыки интереснее, больше отдача.
Наталья Мазалева: Учащиеся IT-квантума на самоизоляции готовили собственные программы, создавали приложения, движки к игрушкам, а потом прислали видео защиты. Рождались даже коллективные идеи. Одну презентацию мы даже отправили на конкурс, потому что мальчик настолько креативно, весело, задорно ее выполнил, с такими необычными ходами! Мы даже взяли ее на вооружение и показываем другим ребятам в качестве примера. Когда дети работают в квантуме, кажется, что каждый сам по себе. Как будто не объединены. Но дистанционное образование показало что, несмотря на то, что изначально каждый работает над своим проектом индивидуально, дети все равно объединяются. Приходят на защиту друг к другу, придумывают совместные проекты. У них начинает работать фантазия. На днях была защита у VR и у промдизайна и дети показывали ландшафт сквера. Ребята с VR тут же предложили сделать приложение, какую-нибудь "ходилку". Это объединяет, в итоге наши воспитанники делают совместные проекты, с которыми выходят на городской и общероссийский уровень. Учатся проектной работе, общению, находят контакт друг с другом.
— То есть существует постоянное взаимодействие между разными направлениями "Кванториума"? Как оно происходит?
Мария Федорова: Такое взаимодействие есть, и это очень интересная работа. Дети из разных квантумов помогают друг другу. Например, в Промдизайнквантуме сделали проект ландшафта, а за подсветкой обратились в энерджиквантум — нужны солнечные батареи. В Хайтек вообще все ходят постоянно, когда нужно что-то отпилить, отрезать, поработать с гравером. То есть ребята могут работать отдельно, но постоянно коммуницировать, взаимодействовать с другими направлениями, чтобы там что-то заговорило, поехало. Из этого крутые идеи получаются. У взрослых уже нет такой фантазии, а дети порой предлагают гениальные вещи. А как это реализовать — вот это уже как раз задача наставников. Мы с ними тоже учимся, ребята нас заряжают своими идеями и энергетикой. Дети — это "батарейки". Если им интересна тема, они готовы работать над ней днем и ночью.
Плюс родители точно знают, где их чада. Что они не на улице, не в гаджетах. А ведь это большая проблема, что дети "зависают" в смартфонах. А у нас телефоны используются только для поиска информации, как вспомогательный инструмент. Мы пытаемся вывести ребят из виртуальной реальности, заставить ее приносить пользу.
Наталья Мазалева: У нас каждый ребенок, освоив какие-то азы в одном квантуме, например, в IT-технологииях, может перейти в совсем другое направление. Обучение, кстати, у нас совершенно бесплатное. А хорошее техническое оснащение позволяет детям действительно освоить несколько специальностей. Например, освоив программирование в IT-квантуме, прийти в VR, и с помощью уже имеющейся базы делать там 3D-модели. В виртуальной реальности что-то создавать, писать программы, потому что у него уже есть подготовка. Даже пройдя полностью все модули, и вводный, и углубленный, и проектный, ребенок может прийти в другой модуль и получить другую специальность. Никаких ограничений в этом плане в нашем технопарке нет.
— Есть ли квантумы, которые пользуются у детей особой популярностью?
Наталья Мазалева: Конечно, это IT-технологии и VR. Но это только на первый взгляд. Межквантумное взаимодействие помогает ребятам понять, что нет популярных и непопулярных тем, все зависит от интереса. Дети знакомятся с разными направлениями, и у них рождается новый интерес. В итоге наперебой начинают проситься в другие квантумы. Но у нас максимум можно одновременно совмещать только два направления.
Так как наш технопарк — некоммерческая структура, мы хотим его расширять, чтобы большее количество ребят могло получить какие-то навыки. Не только профессиональные, но и общие навыки, такие, как креативное мышление, групповая деятельность, взаимная оценка. Современные дети — большие индивидуалисты. И сначала они вообще не разговаривают между собой, порой даже начинают грубить. И вот тут как раз наши профориентологи стараются их направить, выстроить коммуникацию. Дети учатся доверять своим наставником, этой системе в целом, и тогда действительно раскрываются с разных сторон, предлагают свои идеи, которые иной раз и взрослый не может предложить.
Мария Федорова: Наша образовательная среда отличается от школьной, где существуют оценки. Наша задача сделать так, чтобы ребенок сам приносил работу, проявлял инициативу. Мы стремимся научить их самостоятельно работать.
— Чем занятия в "Кванториуме" отличаются от занятий в других секциях и кружках?
Наталья Мазалева: Прежде всего, профориентацией, причем уже с первого занятия. Ребенок, придя в технопарк, буквально через несколько занятий понимает, чему он здесь научится. А в кружках же он получает лишь какие-то определенные навыки, например, учится лепить, рисовать… Но дальше что? А в кванториуме он учится еще и предпринимательской и проектной деятельности. А что такое проект вообще? Это элемент новизны. На вводном модуле дети делают кейсы (это тоже проектная работа) для сторонних заказчиков. Вот, например, у нас поступил заказ сделать проект канатной дороги между Эгершельдом и Чуркиным. То есть дети создают проект, способный выйти на рынок. Предлагают не просто свои идеи, но продуктовый результат, который можно внедрить, уже практически старт-ап.
Для детей это очень важно. В школе этому не учат.
Мария Федорова: Могу сказать про своих ребят, про дизайнеров. Те, кто постарше, уже понимают, что связали жизнь с дизайном. Осознанно выбирают направление. У нас их ждет много конкурсов и заказов: разработка логотипов, бренд-буков. Некоторые, освоив эти навыки, даже зарабатывают деньги за счет этого, становятся ничем не хуже профессионалов, работают в графических программах. У них свежие идеи, зачастую это подкупает. У нас были и конкурсы, после которых заказчики сейчас используют продукцию наших учеников. А конкуренты удивляются: "Ничего себе! Разве можно сделать подобный проект в таком возрасте?". А когда ребенок видит, что проект реализовался, такой запал появляется! Те дети, кто уже определился, получают у нас необходимые навыки, "докручивают" их. Представляете, как в институте им легко будет?
— Какие этапы необходимы в процессе ранней профориентации школьников?
Наталья Мазалева: Сейчас развита система профессионального тестирования. Мы тоже тестируем детей, когда они приходят к нам учиться. Выясняем примерное направление: техническое, естественное, художественное и так далее. Выявляем способности, даем рекомендации. У нас два раза в год проводятся инженерные каникулы, в летний и зимний период, во время которых наставники проводят мастер-классы и показывают, чему можно научиться. И дети, проходя эти мастер-классы, первоначально определяются с выбором специализации. Это первая ступень. Потом идет вводный модуль, в котором ребенку показывают преимущества данного направления, предлагают кейсы — реальные проблемные ситуации, которые он решает. Так ученик понимает, хочет он дальше двигаться в этом направлении или нет. Если нет, то сразу после окончания вводного модуля, он может перейти на вводный модуль другого направления. То есть, попробовал — не понравилось, еще попробовал — понравилось, иду на углубленный модуль и осваиваю какие-то определенные профессиональные компетенции. И каждый раз, когда ребята заканчивают модуль, мы задаем вопрос, тебе здесь понравилось? Хочешь дальше заниматься в этом направлении? Многие 16-летние подростки, оканчивая школу, не знают, чем хотят заниматься. А наши уже чувствуют. Они уже поняли, чего хотят в этой жизни. И закончив углубленный модуль, уже многие вещи знают почти профессионально. Например, Мария вошла в городскую комиссию по ландшафтному дизайну, и ее ученики создают проекты скверов Владивостока.
Мария Федорова: Да, проекты парков, скверов пытаемся с ребятами делать. Парадокс в том, что дети ничего про свой родной город не знают. Вот такая печальная история. Мы их погружаем, они читают историю, выявляют проблемы, фотографируют, проводят соцопросы, то есть погружаются в эту тему. И только потом доходим до рисунков, эскизов.
— Как вы выстраиваете общение с родителями ваших воспитанников?
Мария Федорова: С родителями мы общаемся, просим их все-таки не давить, а спрашивать, хочет ли ребенок заниматься в Кванториуме. Также рекомендуем поддерживать своих отпрысков, помогать определиться с профессией, потому что это все идет из семьи, это очень важно. Так что на самом деле, с родителями работа у нас проводится очень большая.
Наталья Мазалева: У каждого наставника есть своя группа, в которую включены и родители, и дети, общение идет ежедневное. Плюс, у нас проводятся экскурсии с участием детей и родителей. И такое совместное пребывание на мероприятиях, которые у нас в "Кванториуме" проводятся регулярно, позволяет познакомиться, понять какая ситуация в семье. Это очень важно.
— Кем в будущем могут стать выпускники "Кванториума"? Есть ли у них в Приморье дальнейшие пути для обучения и профессионального развития?
Мария Федорова: Сейчас большая проблема с хорошими специалистами. И мы как раз пытаемся научить детей любить свою профессию, стать хорошими специалистами, с первых дней приучаем к ответственности. У нас единая идеология — дети должны самостоятельно отвечать за свою работу.
Наталья Мазалева: У нас есть попечительский совет, в который входят инвесторы, работающие в Приморском крае. Например, Ростелеком. В компаниях смотрят на наших детей, берут кого-то на заметку. Ведь некоторые ребята, например, айтишники, начинают работать, будучи еще школьниками. Плюс, с вузами мы тоже работаем, они проводят свою профориентационную работу у нас, приглашают на различные специальности. Колледжи отправляют к нам на практику своих студентов, некоторые остаются работать.
— Какие проекты в настоящее время реализует "Кванториум"?
Наталья Мазалева: У нас очень много договоров заключается со школами. Школы, не обеспеченные необходимым оборудованием, проводят у нас уроки технологии. А Роснефтекласс (10-й класс, который курирует Роснефть, находится на базе университетской школы ДВФУ) совместно с "Кванториумом" провел в текущем весеннем семестре несколько исследовательских проектов. Презентация этих проектов прошла на прошлой неделе. И заказчики были приятно удивлены предложенными идеями, причем, в такой короткий промежуток времени, буквально четыре занятия. Пообещали всех ребят взять в университет и в дальнейшем на работу. Плюс сейчас в школах существует такое явление, как индивидуальный проект, и учебные заведения наперебой хотят заключать договора с нашим "Кванториумом". Потому что в школах проект — это доклад, презентация, элементарная деятельность внеучебная ребенка. А мы предлагаем действительно проект и школа заинтересована в этом. Это сетевое взаимодействие.
Мария Федорова: У нас каждый второй проект интересный, очень много хороших работ, мы много участвуем в конкурсах, 90% работ — конкурсные. Есть талантливые ребята, у которых каждая вторая работа хороша.
В конкурсах "Хакатон" мы часто участвуем. Например, в офис IT нужно было придумать сувенирный подарок с бюджетом 700 рублей. Помимо идеи дети должны были просчитать себестоимость, создать готовый продукт. Причем, всего за четыре дня. Они сделали светильник с логотипом и разъемом для флэшки, мы в Хайтеке все это выпилили, награвировали, включили, показали. Причем, в 700 рублей уложились. И наш проект взяли потом на реализацию. У детей столько радости, когда они понимают, что делают что-то не в пустоту.
Наталья Мазалева: Был региональный конкурс "Соловушка" в Доме детского творчества, призы для этого конкурса делали как раз наши дизайнеры. А в цехе хайтек эти прекрасные фигурки выпилили. Всем очень понравилось. Также брелоки они делают памятные гостям, стикеры для мессенджеров. На 8 марта дети нам сделали блокноты, корочки у которых были выпилены из дерева, на них была нанесена лазерная гравировка. Очень приятно.
— Почему городу нужен "Кванториум"?
Наталья Мазалева: Это развитие! У нас сейчас очень много подготовлено экономистов, юристов и так далее. А инженеров готовят достаточно мало, причем, многие потом по специальности не работают. А "Кванториум" - это профориентация, после которой дети будут работать и инженерами, и естествоиспытателями и, надеемся, не уедут за пределы Приморья, а будут работать у нас, поднимать экономику края. Тот же завод "Звезда" заинтересован в наших выпускниках.
Мария Федорова: "Кванториум" воспитывает грамотных специалистов. Наши выпускники хорошо понимают, чем они будут заниматься в жизни. Они проходят все этапы от идеи до реализации. Становятся целеустремленными, осознанно выбирают свой путь. Это очень важно. И самое важное, мы учим детей работать руками. Сейчас это большая проблема — дети не умеют работать руками, не умеют коммуницировать в социуме, выступать с презентациями, для них это очень тяжело. "Кванториум" дает возможность ребенку раскрыться, перестать бояться. Это новый уровень мышления, прежде всего.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе.