Уникальный для Дальнего Востока судоходный бизнес тонет после торпедирования из-за океана

Судьба компании Гудзон находится на контроле вице-премьера Юрия Трутнева
Судно компании
Фото: предоставлено СК "Гудзон"

12 июня 2021. 16 июня в Женеве может состояться историческая встреча между новым американским президентом Джо Байденом и президентом РФ Владимиром Путиным. Хочется верить, что по её итогам будет сделан первый шаг к снятию основных противоречий между двумя великими державами, в том числе начнется диалог по санкционным ограничениям, под пресс которых, и это не секрет, зачастую попадает без вины виноватый.

Всему миру известна нашумевшая история приморской судоходной компании "Гудзон", еще несколько лет назад являвшейся одним из крупнейших налогоплательщиков Дальнего Востока.

Из-за ошибочного включения в санкционный список, что подтверждено вердиктом ООН, компания в одночасье оказалась на мели, а её владельцы уже несколько лет безуспешно пытаются с помощью родного государства решить вопрос спасения, не имеющего аналогов в России бизнеса, в исчезновении которого изначально были заинтересованы прежде всего его заокеанские конкуренты. При том, что специализированные суда можно эксплуатировать на каботажных маршрутах внутри России или задействовать для заказов Минобороны, сегодня они стоят на приколе и ржавеют, угрожая экологической катастрофой в любой момент.

ИА PrimaMedia получило эксклюзивный комментарий о текущем развитии событий у основателя и генерального директора СК "Гудзон" Геннадия Кононенко.


Основатель и генеральный директор СК. Фото: ИА PrimaMedia

Из истории вопроса

Судоходная компания "Гудзон" создана в феврале 2011 года во Владивостоке. С начала своей деятельности компания уверенно развивалась, приобретала специализированный флот, расширяла штат сотрудников. В июле 2018 года компания пополнила свой флот седьмым судном и вошла в тройку крупных судовладельцев российского Дальнего Востока.

Компания являлась субъектом малого и среднего предпринимательства, крупным налогоплательщиком Приморского края с численностью сотрудников 250 человек.

СК "Гудзон" на тот момент была единственной компанией в России, владеющей судами под флагом РФ, оснащенными кранами грузоподъемностью до 500 тонн и судном-доком, способным принимать на борт в полупогружном состоянии плавсредства весом до 2,6 тысячи тонн. Это очень узкий сегмент рынка, требующий от его участников больших ресурсов и, самое главное, наличия специализированных судов, очень дорогих в обслуживании и непростых в применении. Достаточно сказать, что после ухода с рынка "Гудзона", в России так и не сумели полноценно залатать эту брешь.


Судно компании. Фото: предоставлено СК

Естественно, что наличие в России столь мощного специализированного флота было преградой для американских и европейских судовладельцев, стремившихся изо всех сил проникнуть на внутренний рынок нашей страны, чтобы доставлять на строительные объекты РФ крупногабаритные и тяжеловесные грузы на судах под иностранным флагом. Но то, что не получилось выиграть в честной конкурентной борьбе, было решено в подковерной игре.

"Чёрный лист" упал в августе

В августе 2018 года Минфин США объявил о наложении собственных (не поддержанных Совбезом ООН) санкций на ряд российских судов и компаний за торговлю нефтью с Северной Кореей. ООО "Судоходная компания "Гудзон" подпало под санкции из-за того, что американские спутники зафиксировали принадлежащий ему танкер "Патриот" стоящим бок о бок (!) с танкером Wan Heng-11, пойманном на торговле нефтью с КНДР. 21 августа СК "Гудзон" и её флот (каждое судно с индикационным номером) были необоснованно включены Минфином США в санкционный список OFAC (SDN List), так называемый "чёрный лист".

По факту со всеми этими судами не имеют права работать американские компании и граждане, а, учитывая экстерриториальный характер санкций, им фактически закрыт доступ в иностранные порты, что уже было проверено на практике.

На заседании Совбеза ООН в сентябре постпред РФ при ООН Василий Небензя отдельно коснулся судьбы танкера "Патриот".

Представитель РФ, сославшись на группу экспертов комитета 1718, заявил: танкер не нарушал санкционного режима.

Согласно экспертному заключению передача нефтепродуктов с "Патриота" на зарегистрированное под флагом Белиза судно Wan Heng 11, находящееся на тот момент под санкциями Совета Безопасности, действительно имела место. Однако санкции запрещают передавать нефтепродукты исключительно на северокорейские суда и не обязывают судовладельцев определять конечных пользователей продукции.

Соответственно, в действиях "Патриота" и его владельца эксперты ООН не усмотрели нарушений действующего в отношении КНДР санкционного режима!