15 июня 2021. Вспышка коронавируса в китайской провинции Гуандун вызвала перебои в работе крупных портов юга соседней страны. В итоге мировой рынок контейнерных перевозок "штормит" ещё сильнее, чем в случае с недельной блокировкой Суэцкого канала судном Ever Given. Как пишет "Коммерсант", задержки при перевозках уже составляют 15–16 дней, что в ближайшей перспективе приведет к дефициту электроники и микросхем.
Как пишет издание, перебои в морском контейнерном сообщении, связанные с новой вспышкой COVID-19 в южнокитайской провинции Гуандун, к середине июня усугубились, затронув терминалы Яньтянь и Шэкоу порта Шэньчжэнь, Наньша в Гуанчжоу. Шэньчжэнь и Гуанчжоу являются третьим и пятым по величине контейнерными портами мира.
В качестве меры по сдерживанию вспышки COVID-19 порт Яньтянь был закрыт с 25 по 31 мая, что привело к большому скоплению грузов как в порту, так и за его пределами. На данный момент часть Яньтяня открыли, но порт работает лишь на треть от прежней мощности. В результате, некоторые суда были перенаправлены в альтернативные порты в Наньша, Шэкоу и Гонконг, но те не в состоянии вместить все накопившиеся грузы. Кроме того, таможенные требования ограничивают возможность передачи груза из одного порта в другой.
Группа FESCO на этом фоне рассматривает, в частности, перенаправление своих судов в Наньша, Шэкоу и Гонконг и рекомендует клиентам заблаговременно бронировать места.
Транспортная группа FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство") — один из крупнейших в РФ операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом. Группе принадлежит ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, основная стивидорная компания в порту Владивосток). С 2015 по 2020 год контейнерооборот ВМТП вырос более чем в два раза, с 345,029 тысяч до 672,442 тысяч TEU (эквивалент 20-футовогог контейнера).
"Мы испытываем сложности с отправкой из портов Шэкоу и Наньша, так как помимо наличия свободного оборудования у линии необходимо найти еще и машину с водителем, у которого будет отрицательный тест ПЦР, а также проверить, не пропускает ли линия судозаход, — сообщила изданию руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Юлия Никитина.— Мощности всех портов в регионе были резко ограничены, что привело к задержкам в обработке контейнеров до семи дней, что не может не сказаться на стоимости перевозки, а также на общем транзитном времени — задержки уже составляют 15–16 дней".
Директор Rail Cargo Logistics-Rus Александр Баскаков рассказывает, что компания ожидает задержек в поставках, например, электроники и микросхем, последние уже стали остродефицитным товаром.
Ситуация на железной дороге сейчас тоже напряженная — высокие объемы загрузки по импорту и транзиту не позволяют принимать новые грузы, поэтому отправляются только текущие",
— пояснил Алекандр Баскаков.
Гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская сообщила "Коммерсанту", что увеличение объема морских контейнерных перевозок вызвано в том числе тем, что часть грузов, ранее отправлявшихся из Китая прямыми поездами, были переориентированы на море из-за непрогнозируемой задержки их отправки из Китая.
Эксперты не исключают, что перебои в работе южнокитайских портов скажутся на морской торговле сильнее, чем недельная блокировка Суэцкого канала судном Ever Given.
Как только порты возобновят нормальную работу, еще в течение двух-пяти недель будут наблюдаться постепенное устранение возникшего затора, а также волновой эффект из-за прерывания порожнего потока в Южный Китай.
Участники рынка сходятся на том, что сложившаяся ситуация приведет к дальнейшему росту ставок фрахта. По словам Юлии Шленской, в июне они растут и, вероятно, продолжат расти в июле, "когда отложенный эффект от этих событий приведет к еще большим осложнениям".