18 июня 2021. Повестка короткой рабочей недели выдалась небогатой на события-вспышки, но богатой на воспалительные процессы в длинных историях. В медиа опять активно обсуждается возможность возвращения прямых выборов мэра Владивостока. Назначены выборы депутатов Законодательного собрания — каковы позиции политических команд после выстрела из стартового пистолета. Свои коррективы в электоральный марафон может внести и третья волна коронавируса. В преддверии Восточного экономического форума спонтанно возникла дискуссия — а нужен ли он вообще?
После Дальневосточного МедиаСаммита (12+) в политической повестке региона снова всплыла тема возвращения прямых выборов мэра Владивостока. Поплавок к ней прикрепил сам губернатор Приморского края Олег Кожемяко, который, пусть и в неформальной беседе с журналистами (то есть в среде с наилучшей информационной проводимостью), сказал, что "выборы мэра в любом случае будут". Даже так — планировалось, что экс-мэр Олег Гуменюк будет работать "как папа Карло" на протяжении пяти положенных ему лет и закономерно выйдет на прямые выборы с потенциально триумфальным результатом. Но буратины у мастера, как на грех, получались все кривыми да неотесанными. В общем, пазл не сложился.
Назначенцы, которым отводилась роль беспристрастных хозяйственников и на которых возлагались большие надежды по наведению порядка в городе, пока себя не оправдывают. Экс-мэр Виталий Веркеенко продержался год и покинул администрацию со словами "есть силы бороться за благополучие города, но нет мотивации". Экс-мэр Олег Гуменюк продержался два года и ушел после "консолидированного" трехстороннего решения (за отставку главы выступили губернатор Олег Кожемяко, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, ну и самому Олегу Гуменюку ничего не оставалось, как с ними согласиться).
Получается замкнутый круг: чтобы вернуть прямые выборы, нужен примерный мэр, но в сансаре назначенцев сама должность главы города, да и целиком местное самоуправление, деградирует и превращается в "бедного родственника" исполнительной власти.
— Деградация — слишком резкое слово. Я бы говорил о снижении эффективности органов местного самоуправления, — считает политолог Павел Наливайко. — Все это — последствия муниципальной реформы, которая прошла в 2016 году. Отсутствие конкурентной среды и назначение мэров "сверху" приводит на пост мэров людей, которые этим постом не сильно дорожат. Владивосток — главный тому пример.
Что Виталий Веркеенко, что Олег Гуменюк, показали — назначение для них стало лишь личным карьерным этапом. В этих историях нет сакральной роли градоначальника, которая была у всенародно избранных глав, желающих в дальнейшем переизбраться еще на один срок.
По словам эксперта, ситуация со снижением эффективности системы местного самоуправления характерна не только для Владивостока, но и для многих других городов и районов края. Отсюда возвращать прямые выборы мэров следует не снайперским, а артиллеристским решением — дать карт-бланш на законодательном уровне для всех муниципалитетов. Однако, у региональной власти пока не сформировано окончательное решение.
В свою очередь, политолог Андрей Кудисов считает, что "к деградации муниципального управления ведут как раз прямые выборы мэров".
— Общественно мнение — штука подвижная и реагирующая на события, которые постоянно кем-то интерпретируются, — отметил он. — А интерпретаторов у нас очень много развелось — всяк норовит в свою дуду. В итоге на протестной волне к власти приходят люди, может быть, и яркие, и умеющие хорошо говорить, но как управленцы — полный ноль. Становится еще хуже. Но люди не вникают, почему это происходит. Им кажется, что виновата власть, а власть — понятие абстрактное. Оно охватывает и президента, и последнего клерка в какой-нибудь поселковой администрации. Прямые выборы на муниципальном, да и на федеральном уровнях — не нужны. Я бы оставил только депутатский корпус. Вот, пожалуйста, ваши представители, которые должны формировать условия нашего с вами бытия. А исполнительная власть должна их исполнять.
Ситуацию с чехардой мэров во Владивостоке эксперт охарактеризовал как "эксцесс исполнителей".
Политолог и политобозреватель Ольга Кишаковская считает, что "вся разница между назначенным и избранным мэром в том, что у избранного есть кредит доверия населения, того большинства, которое пришло на выборы".
— И этот кредит более устойчив, а у назначенного главы он скоротечен, — отметил эксперт. — Поэтому какое-то время избранный мэр сможет относительно спокойно работать, если это будет "согласованный" мэр. Если победит несистемный кандидат, то над ним сразу повиснет угроза уголовного дела или досрочной отставки.
По мнению Ольги Кишаковской, ожидать, что избранный мэр вдруг сможет быстро сделать чудо, наивно. Проблемы Владивостока лежат в другой плоскости — недостаточной бюджетной обеспеченности. Граждане ожидают столь значимых изменений, которые возможны при совершенно других возможностях бюджета.
— Власть сама перестаралась в обещаниях светлого будущего Владивостоку (и саммит АТЭС, и столичность ДФО). Причём эти ожидания не завышенные, но они выше возможностей, — подчеркнул эксперт. — А принципиально ситуацию может изменить одно — повышение финансовой, бюджетной самостоятельности муниципального уровня власти. Но это противоречит логике принятых решений федерального центра за несколько последних лет.
Поэтому все, что сможет сделать новый назначенец во Владивостоке Константин Шестаков — снизить число раздражающих решений и быть более публичным, открытым, более понятно излагающим мысли. Но это все не убережет его от критики за состояние дорог, улиц и прочее.
В конце лишь заметим, что прошлогодняя конституционная новелла о включении местного самоуправления в "единую систему публичной власти" становится уже не такой эфемерной и начинает даваться в ощущениях и признаках. Муниципальная власть слабеет и сдается под натиском вертикали, встраивается в региональные конструкции на правах "бедного родственника" и расстается с субъектностью. На прошлом заседании ЗС ПК депутаты приняли законопроект, согласно которому вице-мэров приморских городов будут согласовывать в правительстве региона. Пока только тех, кто курирует сферу образования. Как это уже принято, местное законодательство привели в соответствие с федеральным.
16 июня депутаты Законодательного собрания Приморского края назначили выборы депутатов Законодательного собрания Приморского края. Они состоятся в Единый день голосования, 19 сентября, и будут совмещены с выборами депутатов Госдумы РФ. Действие формальное, как стартовый выстрел, но за ним лежит длинная марафонская дистанция. И, наблюдая за разминкой и подготовкой команд, видно, что многие из них решили поберечь силы на финальные рывки и форсированные наверстывания. Другой вопрос, что соревноваться они уже будут, скорее всего, не за победу, а за политическое выживание.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
— Сейчас, по большому счету, только два игрока обозначили себя на предвыборном поле — это "Единая Россия" и КПРФ, — отметил Павел Наливайко. — "Единая Россия", в первую очередь, за счет громких праймериз. Там же образовался ряд фаворитов, которые станут локомотивами партии в рамках избирательной кампании.
По мнению эксперта, у ЕР "все хорошо" с приморскими "северами", с Артемом, есть также сильные игроки во Владивостоке — на уровне региональных выборов.
— Что касается КПРФ, то у них есть основной фаворит на выборы в Госдуму, который тянет паровозом одномандатников в ЗС ПК по владивостокским округам, — продолжил эксперт. — Думаю, партия сфокусирует силы именно на Владивостоке, а в остальных муниципальных образованиях ее будет не так заметно.
Что касается повестки, то коммунисты недалеко уйдут от единороссов — привязка к полю, формирование повестки малых дел, конкретная работа на округе и так далее.
— Идеологических противостояний я не ожидаю. Пока все ведется к формированию личных брендов будущих кандидатов и их дальнейшей фиксации, — подчеркнул Павел Наливайко.
Остальные партии вряд ли покажут "что-то интересное". ЛДПР, скорее всего, займет почетное третье место — тут многое зависит от активности ее единственного представителя в Госдуме от Приморья. Партия пенсионеров за социальную справедливость сосредоточилась на своем ядерном электорате и держится за социальную повестку с привязкой к Приморскому краю. Действия партии "Новые люди" больше напоминают маркетинговую, а не политическую стратегию и стремление набрать зрителей, а не избирателей. Скорее всего, вершиной для политического новообразования станет борьба со "Справедливой Россией — За Правду" за преодоление 5-процентного барьера, гарантирующего мандат.
Что касается СРЗП, внезапный ребрендниг может обернуться для эсеров потерей старых избирателей без привлечения новых. Партия, которой в первую очередь надо работать над собственным позиционированием, проигрывает позиционную борьбу и рискует выпустить из рук единственный мандат в ЗС ПК. Пока их присутствие в публичном пространстве обозначено билбордами и отработкой федеральной повестки.
Приморье медленно погружается в третью волну коронавируса, что отражается на всех аспектах жизни. В том числе — и на политическом. Санитарные меры и ограничения могут, как и в прошлом году, сдвинуть настройки грядущих электоральных событий.
— Влияние третьей волны будет сильным, — считает Андрей Кудисов. — По мере ужесточения ограничений из арсенала предвыборной работы исчезнут массовые мероприятия. Даже встречи с населением кандидатов станут редкими. Да и собирать людей во дворах — большого эффекта не даст. Мало кто ходит. Можно, разве что, лицом торгануть, но чтобы составить адекватное впечатление о кандидате — маловато будет. Три четверти всей предвыборной работы уйдет в онлайн. И это несет риски для кандидатов в плане распространения о них недостоверной информации или откровенной клеветы. Непростая будет ситуация, придется изобретать велосипеды.
Что касается "процессуальных" моментов, то, по мнению эксперта, шаблон выборов будет в общих чертах повторять прошлогоднее голосование за поправки к Конституции.
— Скорее всего, голосование будет трехдневным, — считает Андрей Кудисов. — В некоторых регионах будет опробована электронная модель голосования. Насколько помню, ЦИК определил шесть экспериментальных субъектов. Точно можно сказать, что тотального электронного голосования не будет, но итоги "электронки" скажутся в будущем — рано или поздно цифра придет в избирательный процесс.
Павел Наливайко считает, что третья волна, безусловно, отразившись в организационных и агитационных моментах предстоящих выборов, не принесет каких-то дополнительных неудобств для участников.
— Максимум, чем эта история может затронуть кандидатов, — это запретом на массовые мероприятия, — отметил эксперт. — Различных митингов и акций. Нужно отметить, что даже без возможных запретов нынешний протестный потенциал достаточно низок. Массовых акций и не ожидалось.
Если мы говорим о иных вариантах агитационной работы, то ограничения все равно смогут позволять организовывать одиночные пикеты, выставлять информационные кубы, проводить обход от двери к двери. Для кандидатов каких-то помех не будет. Даже дворовые встречи — при соблюдении социальной дистанции и санитарных мер — допустимы. Я думаю, что все будут в равных условиях.
Тем временем, в медиа начались споры о Восточном экономическом форуме. Стоит ли его проводить в этом год вживую или в онлайн. И стоит ли его вообще проводить? С одной стороны — мероприятие масштабное и дорогостоящее. С другой стороны — это витрина Дальнего Востока для России и витрина России для стран Азии и Европы. Это существенный фактор развития Владивостока и городской индустрии гостеприимства. Это 24 заполненных гостями местные гостиницы, это 800 млн рублей, выделенных дополнительно на дорожную сеть. Эксперты очередного выпуска "ВэфиреВКС" поделились своими точками зрения о "рентабельности" ВЭФ.
Коровы у ДВФУ во время Восточного экономического форума на острове Русском. Фото: Мария Бородина, ИА Primamedia
— Я всегда считал и считаю до сих пор, что ВЭФ — это всегда хорошо, — рассказал директор группы компаний "DNS Девелопмент" Константин Богданенко. — Проведение ВЭФ на протяжении нескольких лет дало огромный шанс и скачок для многих видов бизнеса, малого и среднего. Во-первых, ВЭФ явился хорошим способом заработать деньги. А во-вторых, способом поднять качество сервиса. До такого уровня, когда оно нормально воспринимается людьми, приезжающими со всего мира. Лично для меня польза от ВЭФ заключается еще и в том, что я могу в короткий момент времени в ограниченном пространстве увидеть тех людей, за которыми приходится ездить по всей стране.
— Лично я, как житель Владивостока, как предприниматель, как директор компании — вижу плюсы. Это драйвер развития нашего города, — говорит Максим Балковский, генеральный директор Pacific Media. — Сюда приезжают много высоких гостей, к этому готовятся, город убирают, город ремонтируют, реставрируют. Для всех жителей в конечном итоге это плюс. Лично для нашей компании это хорошее развитие. Мы с первого форума принимаем участие как оператор, как застройщик. Для нас это хорошие и интересные контракты, мы постоянно развиваемся, смотрим, что лучшее есть в России, в мире, пытаемся создавать свое, соответствовать мировым трендам.
Напомним, что VI Восточный экономический форум (в этот раз под заглавием "Дальний Восток — горизонты развития") пройдет во Владивостоке со 2 по 4 сентября. Пока планируется, что формат встреч будет очным. Некоторые регионы Дальнего Востока уже разместили тендеры на традиционное обустройство своих павильонов на набережной ДВФУ.