2 июля 2021. Бюджет Владивостока, потрясенный тяжелым 2020-м годом, проходит 2021-й со скромным оптимизмом. Последствия эпидемии отразились на доходных статьях, но благодаря принятым мерам поддержки удалось сохранить социальную и экономическую ситуацию, строить планы на будущее. Председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока Владимир Исаков в большом интервью ИА PrimaMedia рассказал о том, как этого удалось достичь, о контроле за городской казной, актуальных вопросах охраны образовательных учреждений и их грантовой поддержке, о развитии школьного питания и других отражениях бюджетной политики — на город в целом и на его жителей.
— Начать хотелось про день сегодняшний и завтрашний. Какой бюджет Владивостока в текущем году — больше он стал или меньше по сравнению с прошлым периодом?
— В данный момент мы находимся на этапе уже рассмотренного отчета об исполнении бюджета за 1 квартал текущего года и движемся к завершению первого полугодия. Рассмотрим порядок цифр, определенных при утверждении бюджета 2021 и их трансформацию на текущую дату.
Основные параметры. На трехлетний период в бюджете 2021 при утверждении было предусмотрено снижение общего объема доходов и расходов бюджета по отношению к плану 2020 года.
Доходы бюджета 2021 утверждены в сумме 16,6 млрд. рублей, расходы — в сумме 16,4 млрд. рублей.
На текущую дату доходы бюджета составляют 21,4 млрд. рублей, расходы 21,3 млрд. рублей, профицит 41,4 млн. рулей. Соответственно уже в конце первого полугодия мы приближаемся к итоговым значениям 2020 года, напомню, что исполнение составило по доходам — 22 млрд. рублей, по расходам 22,3 млрд. рублей. Увеличение доходов и расходов по состоянию на июнь текущего года к значениям 2020 года составило 4,8 млрд. рублей и 4,9 млрд. рублей соответственно.
За пять месяцев текущего года в бюджет поступило 3,9 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, доля налоговых доходов составила 76,5%, неналоговых — 23,5%. Большая часть налоговых поступлений (67,2%) составил налог на доходы физических лиц — 2,03 млрд. рублей. А также (16,7%) земельный налог — 506 млн рублей. Темп роста к значениям 2020 года составил 111,6 %.
Придерживаясь принципа бюджетной и налоговой политики по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета ВГО, на очередной бюджетный цикл запланировано ежегодное снижение муниципального долга на 200 млн. рублей.
В целях обеспечения эффективности расходования бюджетных средств при формировании бюджета 2021 утверждены 20 муниципальных программ (в 2020 году средства распределены по 21 программе, 2019 году — по 20 программам). Не были предусмотрены расходы на реализацию муниципальной программы "Формирование современной городской среды — на текущую дату финансирование по данной программе предусмотрено в размере 434 млн. рублей.
На заседании Думы Владивостока. Фото: Пресс-служба Думы Владивостока
Основная часть программного бюджета запланирована в рамках двух муниципальных программ "Развитие образования" и "Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство", их финансовое обеспечение сегодня 11 млрд. рублей и 3,4 млрд. рублей соответственно.
По вопросу транспорта. С учетом корректировок бюджета на текущую дату 2021 года в рамках программных мероприятий на содержание дорог и благоустройство города заложена сумма 3,5 млрд. рублей, рост за полугодие составил 105% к утвержденным значениям 2021 года
Программой предусмотрено 462 млн. рублей на проектирование строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, выделены средства на содержание и ремонт автомобильных дорог в размере 1,8 млрд. рублей, предусмотрены средства на капитальный ремонт подпорных стен, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, подготовку к ВЭФ. В плановом порядке будет осуществляться текущее содержание и ремонт зеленых насаждений на сумму 82 млн. рублей, капитальный ремонт ливневой канализации на сумму 86,5 млн. рублей, 61,4 млн. рублей предусмотрено на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой.
Обсуждался вопрос ремонта Рудневского моста, в 2021 году администрация планирует приступить к проектно-сметной документации. Затронуты насущные вопросы для жителей — асфальтирование дороги на острове Русский до Подножья, необходимость строительства моста на о. Елены. Эти мероприятия необходимы городу, их реализация существенно улучшит транспортное сообщение между районами Владивостока. Мы очень надеемся на их реализацию при условии софинансирования из бюджетов разных уровней, привлечения инвестиций, а также применения иных экономических инструментов. Также предусмотрены средства на ремонт подъездных дорог к медицинским организациям, запланировано 7 078,52 тыс. рублей , причем на уровне текущего года, это дороги к Краевому клиническому центру специализированных видов медицинской помощи по ул. Уборевича, 30/37 и к Владивостокской поликлинике № 4, ул. Давыдова, 3.
Транспорт. На создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на текущую дату 2021 года предусмотрено 825,7 млн рублей, с ростом на 78% к утвержденным назначениям и увеличением в 1,7 раза к итоговым значениям 2020 года.
Основная часть средств 671,6 млн рублей пойдет на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. Также мы традиционно субсидируем перевозку пассажиров и багажа морским пассажирским транспортом и наземным городским электрическим транспортом общего пользования, на эти цели предусмотрено 131,6 млн. рублей.
Напомню, что в 2019 и 2020 году проведена работа по оптимизации транспортной сети Владивостока, были выделены значительные средства на обследование пассажиропотока, которое не проводилось более 20 лет. На сегодняшний день маршрутная сеть оптимизирована, завершен этап перехода. Действует 88 маршрутов, 16 из которых обслуживает муниципальное предприятие ВПОПАТ, 137 автобусов выходят на линию в рамках реализации муниципального контракта. В планах ведение единой транспортной карты и дифференцированного тарифа, введение билета длительного пользования по примеру субъектов РФ, где уже довольно успешно реализованы подобные практики. Все автобусы на линии не ниже 2011 года выпуска, также установлена возможность безналичного расчета, что, как мы видим, приносит свои плоды, полученный доход за 10 месяцев составил 4 млн. рублей.
Что касается морского транспорта, ситуация ЧС показала, что необходимо приобретение как минимум еще одного судна, сейчас перевозку людей на островные территории осуществляет паром Босфор Восточный, администрация планирует обращаться за поддержкой в правительство Приморского края для решения этого вопроса. Также требуются значительные средства для реконструкции причала на острове Попова, без поддержки краевого бюджета нам не обойтись.
2020 год оказался сложным по многим причинам и несомненно, все это нашло отражение в бюджете Владивостока на 2021 год.
По ряду причин наша экономика, жители города, органы представительной и исполнительной власти оказались в ситуации, которая требовала значительных финансовых затрат, волевых и оперативных решений.
Если говорить в целом о бюджете 2021 года, сейчас картина более оптимистичная. В сравнении с утверждёнными назначениями на начало года Владивосток получил значительные финансовые вливания, все социальные направления финансируются.
Мы выполняем все обязательства по обеспечению финансирования полномочий по решению вопросов местного значения — финансируются школы и детские сады, выделяются средства на поддержку молодых педагогических кадров, продолжается ремонт подъездных путей к учреждениям здравоохранения, оказывается поддержка социально-ориентированным организациям — это советы ветеранов и общества инвалидов; работа по адаптации административных зданий для людей с ограниченными возможностями; предусмотрены субсидии на перевозку пассажиров морским и электрическим транспортом; капитальный ремонт жилищного фонда, ремонт, содержание и уборка дорог.
Также будут восстановлены подпорные стенки, автобусные остановки, проведен ремонт внутриквартальных дорог и проездов, установлены искусственные неровности, проведены ремонт и обустройство лестниц, устройство систем ливневой канализации.
Анализ бюджета, его обсуждение, обмен мнениями с исполнительной властью показал, что есть вопросы, на которые нужно обратить внимание:
Важно продолжить опыт грантовой поддержки образовательных учреждений, уделить особе внимание безопасности школ и садов, продолжить планомерную модернизацию спортивных объектов.
— Еще 10 лет назад бюджет города не поднимался выше 12-13 млрд рублей. А в саммитовский период достигал 20 млрд. Сейчас же объем бюджета, скажем, занимает среднюю планку. Расскажите, как сегодня растут собственные доходы города и насколько мы зависим, если так можно выразиться, от краевых и федеральных поступлений?
— Не могу согласиться с данным утверждением. Ели мы посмотрим на итоговые значения 2020 года, мы увидим, что суммы выше значений, полученных в преддверии проведения саммита АТЭС в городе Владивостоке.
Доходы составили 22 млрд. рублей, в том числе 12,3 млрд. рублей объем межбюджетных трансфертов; расходы — 22,3 млрд. рублей. Кроме того, если мы вернемся к значениям текущего периода — первое полугодие 2021 года, то увидим, что доходы бюджета составляют 21,4 млрд. рублей, расходы 21,3 млрд. рублей, профицит 41,4 млн. рулей.
Бюджетная и налоговая политика Владивостока в 2021 году разработана с учетом целей социально-экономического развития, по следующим основным направлениям: обеспечение достижения целей, определенных национальными проектами и необходимостью реализации соответствующих муниципальных программ; повышение эффективности бюджетных расходов, исполнение действующих расходных обязательств с учетом их оптимизации и эффективности, включая сокращение неэффективных расходов; совершенствование инструментов программно-целевого планирования в рамках муниципальных программ.
Также намечен план мероприятий по оптимизации расходов бюджета и долговой политики путем осуществления ряда мероприятий: запрета на установление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения; проведения реструктуризации сети муниципальных учреждений; оптимизации расходов бюджета за счет отказа от имущества и земельных участков, не используемых для оказания муниципальных услуг, уменьшения численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов муниципальных учреждений города Владивостока, в том числе посредством заключения договоров аутсорсинга; направления средств бюджета в первоочередном порядке на завершение строительства (реконструкции) объектов капитального строительства; обеспечения направления экономии расходов, полученной в результате проведения закупочных процедур по расходам на содержание и обеспечение органов администрации города Владивостока, на уменьшение муниципального долга и оплату исполнительных листов; принятия мер по сокращению муниципального долга.
Традиционно, при планировании бюджета на очередной год, основной причиной сокращения доходной части к текущему году является снижение объема безвозмездных поступлений, в том числе по причине отсутствия на момент составления проекта бюджета информации о распределении субсидий от других бюджетов бюджетной системы РФ.
Налоговые доходы. Основной удельный вес в общей сумме налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц и земельный налог, доля которых при утверждении на 2021 год составила соответственно 68,5 % и 18,2 %. Далее структура налоговых доходов изменится, и третьим по значимости источником доходов в 2021 году станет налог на имущество физических лиц (4,4 %) вместо единого налога на вмененный доход, доля которого в связи с отменой снизится с 6,5 % до 1,8 % (по данному источнику доходов в 2021 году планируется поступление платежей за 4 квартал 2020 года).
Как я уже отметил ранее, за пять месяцев текущего года в бюджет поступило 3,9 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, доля налоговых доходов составила 76,5%, неналоговых — 23,5%. Большая часть налоговых поступлений (67,2%) составил налог на доходы физических лиц — 2,03 млрд рублей. А также (16,7%) земельный налог — 506 млн рублей. Темп роста к значениям 2020 г ода составил 111,6 %.
В тоже время, нужно понимать, что изменения законодательных актов федерального и краевого уровней оказывают существенное влияние на снижение налоговых доходов.
409,4 млн. рублей мы теряем в связи с отменой единого налога на вмененный доход с 01.01.2021, в 2021 году мы получим только платежи по налогу за 4 квартал 2020, но здесь нужно отметить, что потери единого налога на вмененный доход частично планируется заместить поступлением налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 129 млн рублей.
Потери в размере 35 млн. рублей обусловлены изменением алгоритма расчета стоимости патента, планируется закрепление права налогоплательщиков уменьшать сумму налога, уплачиваемую в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых взносов, начисленных за налоговый период
32 млн. рублей к сожалению недополучит бюджет в связи со снижением дополнительного норматива отчислений от НДФЛ в бюджет, снижение прогнозируется в размере 4,5%, со снижением к уровню 2020 года на 0,12 процентных пунктов (4,57 %);
12,2 млн. рублей мы теряем в связи с особенностью исчисления налога на имущество с 1 января 2020 года — переходный период (исчисление налога, исходя из кадастровой стоимости имущества, применением понижающих коэффициентов в первые три года применения налога, а также налоговых вычетов); 88 млн. рублей в связи с проведением в 2020 году государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края;
В 2021 году основной прирост ожидается по двум налоговым доходам:
по налогу на доходы физических лиц (251 млн. рублей или 5,1 % к ожидаемым поступлениям 2020 года) в связи с прогнозируемым ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;
по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (129 млн. рублей или 100,0 %), в связи с введением с 01.01.2021 единого норматива отчислений в размере 2,0 % в бюджеты городских округов Приморского края от указанного налога, зачисляемого в краевой бюджет.
Основной удельный вес в структуре неналоговых доходов традиционно приходится на доходы от использования имущества и доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
В этом году мы несем потери по неналоговым доходам (от использования имущества) в связи с мерами поддержки бизнеса принятыми в период эпидемии, это мораторий на взимание платежей по аренде и на размещение рекламных конструкций в сумме 178 млн. рублей, в 2021 году также планируется снижение поступлений, пока на 188 млн. рублей
Но, хотел бы отметить, что, на мой взгляд, эти потери обоснованы и необходимы. Мы действуем на перспективу, поддерживая предприятия сегодня, мы теряем в доходах, но в тоже время сохраняем рабочие места, вводим налоговые льготы и рассчитываем в будущем на подъем экономических показателей.
Пандемия коронавируса COVID-19 и меры борьбы с его распространением затронули практически все компании независимо от их размеров. Средний и мелкий бизнес чувствуют эти изменения особенно остро.
Безвозмездные поступления. Если мы проанализируем соотношение собственных доходов и поступлений с бюджетов других уровней начиная с 2018 по 2020 годы, то увидим постепенное увеличение доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджета города с 4,6 млрд. рублей до 12,6 млрд. рублей соответственно, а также сокращение неналоговых доходов с 2 млрд. рублей до 1,8 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что эффективность функционирования бюджетной системы во многом зависит от степени его сбалансированности. Но мы понимаем, что различные факторы оказывают влияние на бюджетную систему в целом — экономические спады, политические процессы, и в результате мы получаем ситуацию, когда налоговые и неналоговые доходы не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
В настоящее время субъекты Российской Федерации разделены на регионы, являющиеся донорами и дотационные. И конечно, дотационные регионы имеют сильную зависимость от безвозмездных перечислений из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.
С одной стороны, наблюдая рост объемов субсидий, размер которых, например, зависит от уровня софинансирования из бюджета Приморского края или городского бюджета, направленных на реализацию экономических программ развития города, то такой рост можно оценить, как положительный, увеличивающий возможности городского бюджета. С другой стороны, такой рост можно расценивать и как недостаточность бюджетной обеспеченности и отсутствие финансовой самостоятельности.
Все мы понимаем, что в идеальной финансовой модели бюджетирования каждый бюджет должен быть независимым от дотаций, либо получать их минимально, но практически, такого результата добиться крайне сложно, поскольку каждый город уникален, наделен различной ресурсной базой и геополитическими задачами.
— Почти 90 процентов бюджета направлено на муниципальные программы. Какие программы самые весомые в плане выделенных на них средств? Как понимаю, эти программы — суть направления деятельности и жизни города. По ним видны приоритеты — в прошлом году на образование — 44,73%, на национальную экономику — 21,81%, на ЖКХ — 14,10%. В этом году приоритеты не изменились? Бюджет по-прежнему остался социально— ориентированным? И в каких направлениях это заметно? Появились ли новые программы поддержки определенных слоев населения?
— Приоритеты не изменились. Несмотря на объективное снижение общего объема собственных доходов и, как следствие, расходов бюджета по отношению к уровню 2020 года, безусловным приоритетом при распределении расходов бюджета стало обеспечение социальных обязательств перед гражданами, повышение уровня жизни и социальной защищенности, обеспечение стабильности экономики в непростых экономических условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции
В социально-культурную сферу направлено 63% бюджетных назначений 2021 года. То есть бюджет на очередной финансовый год сохранил социальную направленность.
Бюджетные ассигнования в проекте бюджета на 2021 год распределены по 20 муниципальным программам на сумму 19 млрд. рублей.
На реализацию муниципальных программ в социальной сфере предусмотрено 12 млрд. рублей или 63 % от общего объема программных расходов. Основная часть программного бюджета запланирована в рамках двух муниципальных программ "Развитие образования" и "Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство", доля которых в 2021 году составила соответственно 58 % и 18 %.
Традиционно самое большое финансирование получила программа Развитие образования, на которую предусмотрено 11 млрд. рублей.
В рамках программы будут осуществлены работы по завершению строительства детских садов в районе жилого района "Патрокл" и на проектные работы здания детского сада на ул. Постышева, 7а, а также строительство школы №1 на 1275 мест в жилом районе "Патрокл". 62 млн. рублей мы направляем на организацию отдыха, оздоровления обучающихся в каникулярное время, на развитие и поддержку педагогических кадров запланировано 74,9 млн рублей, не оставили без внимания и вопрос безопасности учреждений, на данное направление будет израсходовано 361,7 млн рублей.
Особое внимание депутаты уделяют вопросу повышения качества образовательных услуг, необходимости повышения статуса города Владивостока в рейтинге субъектов ДФО, рейтинге субъектов Российской Федерации, улучшению показателей по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Депутаты всегда отмечают необходимость перестройки образовательного процесса в условиях пандемии, обеспечения учителей удаленными рабочими местами, дополнительному профессиональному обучению педагогов, формированию полноценной цифровой образовательной среды, как дополнительного инструмента развития. Грантовая поддержка учреждений образования сохранена.
Особое внимание депутаты уделяют вопросу повышения качества образовательных услуг. Фото: ИА PrimaMedia
Остается актуальным вопрос охраны учреждений образования. Потребность финансирования по найму охранных агентств составляет около 221 млн. рублей. Несмотря на сокращение ряда расходов продолжится оснащение образовательных учреждений современными системами автоматической пожарной сигнализации, предусмотрены расходы на выполнение работ по замене, монтажу, ремонту систем АПС.
Также в 2021 году проиндексирована заработная плата работников образовательных учреждений, сохранены выплаты единовременных пособий молодым специалистам, поступившим на работу, и ежемесячные надбавки молодым специалистам, профинансированы различные конкурсы и мероприятия по развитию педагогических кадров, обеспечен отдых детей в каникулярное время, предусмотрены средства на возмещение затрат родителям на приобретение путевок в детски лагеря, обеспечены бесплатным питанием ученики 1-4 классов и дети из малообеспеченных семей.
На мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в виде социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья эконом — класса распределено 139,6 млн. рублей.
Культурное направление профинансировано на сумму 614 млн рублей. Денежные средства выделены на оснащение детских школ искусств музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами; 130 млн. рублей на библиотечное обслуживание, комплектование книжных фондов, на оснащение и ремонт библиотек; на организацию деятельности формирований клубного и самодеятельного народного творчества — 15 млн рублей; на организацию выставочной деятельности — 8 млн рублей; на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия — 7,9 млн рублей; на стипендии города Владивостока одарённым детям и детским творческим коллективам детских школ искусств по итогам учебного года — 525 тыс. рублей.
Молодежные программы профинансированы на сумму 29 млн. рублей, здесь удалось сохранить финансирование молодежных премий "Есть за что" и "Молодежный вектор".
С целью поощрения активной и талантливой молодежи города Владивостока осуществляются выплаты премий молодежи города Владивостока. Премия "Есть за что!" вручается ежегодно 10 молодым людям. Размер премии — 114 943 руб. (общий объем финансирования — 1,1 млн. руб.). Знак "Молодежный вектор" ежегодно присуждается 25 молодым людям. К Знаку прилагается денежное поощрение в размере 28 736 руб., которое выдается одновременно с вручением Знака (общий объем финансирования — 718 тыс. руб.).
Получили финансовое обеспечение мероприятия, направленные на обеспечение доступности для инвалидов территорий, прилегающих к административным зданиям, учреждениям культуры, общеобразовательным учреждениям; на проведение мероприятий, направленных на устранение социальной разобщенности предусмотрено 11 млн. рублей
В 2021 году значительно увеличено финансирование развития физической культуры и спорта в городе Владивостоке и это не может не радовать. В рамках программных мероприятий предусмотрено финансирование в размере 441 млн. рублей. Выделены межбюджетные трансферты на строительство объекта "Спортивный комплекс Детско-юношеской спортивной школы "Гармония".
45 млн. рублей мы выделяем на обеспечение доступа к открытым спортивным объектам для свободного пользования. Более половины программных расходов (68 %) или 304 млн. рублей планируется направить на организацию и обеспечение подготовки спортивного резерва. Пока 5,4 млн. рублей выделено на проведение спортивных мероприятий (олимпиад, спартакиад, физкультурно-спортивных праздников, официальных спортивных мероприятий) при существующей потребности в сумме 10 млн. рублей для проведения 120 мероприятий.
— Важный вопрос — не только наделить направления финансами, но и суметь их эффективно потратить. Вы часто на заседаниях комитета, когда рассматривается вопрос корректировки бюджета, обращаетесь к специалистам администрации города — раскрыть ту или иную цифру расходов — на что конкретно выделяются средства. Логика понятна — тратить деньги на необходимое. Как в Думе контролируется эффективность расходования средств по определенным статьям бюджета?
— Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Владивостока установлены бюджетные полномочия Думы города Владивостока как представительного органа власти.
Думой осуществляется предварительный бюджетный контроль, который реализуется при обсуждении и утверждении проектов муниципальных правовых актов о бюджете, а также иных финансовых вопросов. В ходе такого контроля депутаты анализируют экономические плановые показатели, выявляют обоснованы ли расходы бюджета, целесообразно ли проведено распределение финансов между главными распределителями бюджетных средств. Комитетом направляются официальные запросы для разъяснения и подтверждения необходимости расходования средств бюджета и деталировки планируемых приобретений. В ходе осуществления контрольных функций мы следуем поэтапному порядку получения информации, ее анализа и оценки эффективности использования бюджетных средств.
Далее у нас следует фаза текущего контроля. На заседаниях комитета рассматриваются отдельные вопросы исполнения бюджета Владивостока. Поскольку реализация принятого бюджета требует четкого и неукоснительного исполнения, депутаты контролируют финансовые процессы, вносимые изменения по его корректировке по различным причинам.
Кроме того, Думой города Владивостока формируется контрольно-счетный орган города Владивостока — это Контрольно-счетная палата, осуществляющий внешний финансовый контроль, назначается его председатель и аудиторы. Палата проводит по запросам Думы контрольные мероприятия по различным направлениям бюджетного процесса и направляет в Думу отчеты об их реализации.
В ходе осуществления последующего контроля мы рассматриваем и утверждаем отчеты об исполнении бюджета. Отчетность представляется квартальная, за полугодие, 9 месяцев и соответственно за год. В Думу вносится соответствующий проект и рассматривается с учетом заключения Контрольно-счетной палаты.
Кроме того, необходимо отметить, что при утверждении проекта бюджета и отчета о его исполнении в обязательном порядке проводятся публичные слушания с привлечением к процессу утверждения данных документов жителей города. Одна из главных задач власти — это повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса, развитие системы инициативного бюджетирования, обеспечение беспрепятственного доступа к необходимой информации.
Все формы бюджетного контроля, осуществляемого Думой города Владивостока, взаимосвязаны и имеют важное значение для формирования достоверного проекта бюджета, правильного его исполнения и оценки эффективности расходования бюджетных денежных средств.
— К слову, недавно депутаты заслушали отчет о расходовании бюджетных средств администрацией Владивостока в 2020 году. Можно основные тезисы — где хорошо, а где стоит доработать?
— Основные показатели бюджета при утверждении на 2020 год выглядели следующим образом: доходы — 16,4 млрд. рублей, в том числе 7 млрд. рублей — объем межбюджетных трансфертов; расходы — 16,3 млрд. рублей; размер профицита — 55 млн. рублей.
В связи с изменением объемов межбюджетных трансфертов, дополнительным поступлением налоговых и неналоговых доходов, изменением муниципальных программ, после внесения изменений в течение года, мы пришли к следующим показателям: Доходы — 22 млрд. рублей, в том числе 12,3 млрд. рублей — объем межбюджетных трансфертов; расходы — 22,3 млрд. рублей; размер дефицита — 286,4 млн. рублей
В результате, общий объем доходов бюджета в сумме увеличился на 5,6 млрд. рублей (на 34,5 %). Общий объем расходов бюджета увеличен на 5,9 млрд. рублей (36,7 %). Размер дефицита бюджета утвержден в сумме 286,4 млн. рублей (первоначально планировался профицит).
Приоритетными в общем объеме расходов традиционно стали такие отрасли, как образование — 44,73%, национальная экономика — 21,81%, жилищно-коммунальное хозяйство — 14,10%, общегосударственные вопросы — 10,42%. Доля расходов в рамках муниципальных программ составила 89,13% от общих расходов бюджета.
Была продолжена реализация 20 муниципальных программ, а также принята новая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Владивостокского городского округа". В общем объеме расходов бюджета доля расходов на программные мероприятия незначительно уменьшилась и составила 89,1 % (в 2019 году –90,3 %). В целом по муниципальным программам бюджетные назначения исполнены на 91 %.
В связи с увеличением межбюджетных трансфертов, ростом финансового обеспечения за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета города, увеличены расходы на реализацию таких муниципальных программ, как: "Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории" — на 971 млн рублей, "Развитие образования" — на 303 млн рублей, "Культура Владивостока" — на 259 млн рублей, "Формирование современной городской среды" — на 99 млн рублей.
Большое внимание в 2020 году было уделено благоустройству общественных территорий и пешеходных зон. В рамках программы "Формирование современной городской среды" выполнено благоустройство семи общественных территорий: "Матросский сквер", зона отдыха в районе ул. Светланская,147; парк на о. Попова, сквер им. Игнатьева, Жариковский сквер, сквер в п. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, 91; сквер "Надибаидзе". Также средства направлялись на благоустройство придомовых территорий, в том числе детских и спортивных площадок. На 100% исполнена программа "Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа", средства которой направлены на реализацию проекта ТОС "Патрокл-Сочинская" по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
За счет средств бюджета по программе "Здоровый город" отремонтированы подъездные дороги к трём учреждениям здравоохранения: Владивостокский родильный дом № 1, Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи", Владивостокская поликлиника № 6.
К сожалению 2020 год выдался непростым для нас всех, для экономики в целом. Бюджет города цельный организм, который остро реагирует на любые изменения.
Думой города Владивостока на муниципальном уровне были предприняты меры поддержки предпринимателей города Владивостока в целях снижения налоговой нагрузки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД и осуществляющих виды деятельности, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 10 процентов для данных организаций и индивидуальных предпринимателей, при условии, что выручка от осуществления указанных видов деятельности по итогам предыдущего налогового периода составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки на 2 и 3 квартал 2020 года. А также снижены ставки земельного налога на 30% для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, при условии, что выручка от осуществления указанных видов деятельности по итогам предыдущего налогового периода составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки. Меры поддержки были необходимы, некоторое снижение мы видим по итогам 2020 года, но нам удалось сохранить предприятия, рабочие места и в перспективе данные меры абсолютно обоснованы.
Депутаты обратили внимание администрации на ситуацию со строительством образовательных учреждений, модульных парковок, реконструкцией стадиона Авангард и ремонтом Рудневского моста, обсуждался вопрос о необходимости введения в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса в Снеговой пади, вопрос обеспечения безопасности школ и садов, необходимости разработки программы развития морского транспорта, цифровизации умных остановок.
Рудневский мост. Фото: ИА PrimaMedia
Ледяной шторм, накрывший Владивосток в конце ноября прошлого года заставил особое внимание обратить на финансирование энергосбережения, повышение энергетической эффективности.
Расходы на эти цели составят 90,9 млн рублей. Из них на энергосбережение и повышение энергетической эффективности — 10,9 млн рублей, капитальный ремонт, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунального назначения — 77,6 млн рублей.
Циклон, обрушившийся на город 18-19 ноября, оставил без света более 1600 домов, и 673 дома — без теплоснабжения.
Мы обратили особое внимание на необходимость повышения уровня надежности работы системы электро-, водо— и теплоснабжения, учитывая аварийную ситуацию, сложившуюся на этих объектах в результате непогоды.
— Еще один важный момент — это своевременное заключение муниципальных контрактов. Особенно в области дорожного ремонта. Часто контракты заключались уже в середине лета, а к работам исполнители приступали еще позже. Изменилась ли ситуация в этом году?
— Как я уже озвучивал, в рамках программных мероприятий на содержание дорог и благоустройство города заложена сумма 3,5 млрд. рублей, рост за первое полугодие составил 105% к утвержденным значениям 2021 года
Программой предусмотрено 462 млн. рублей на проектирование строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, выделены средства на содержание и ремонт автомобильных дорог в размере 1,8 млрд. рублей, предусмотрены средства на капитальный ремонт подпорных стен, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, подготовку к ВЭФ. В плановом порядке будет осуществляться текущее содержание и ремонт зеленых насаждений на сумму 82 млн. рублей, капитальный ремонт ливневой канализации на сумму 86,5 млн. рублей, 61,4 млн. рублей на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой.
Финансирование мероприятий по ремонту дорожной инфраструктуры одна из самых капиталоемких программ бюджета. И конечно, работа в рамках Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" имеет свои особенности.
Каждый главный распорядитель бюджетных средств в зависимости от специфики должен, на мой взгляд, проводить детальную работу в процессе разработки технического задания, учитывать особенности вверенного ему направления, в случае с ремонтом дорожного покрытия это и сезонность, и качество используемых материалов, квалификация рабочих, соблюдение норм и требований, установленных к производственному процессу на всех этапах исполнения контракта. Я полностью согласен, что себя оправдал отказ от предоплаты данного вида работ, кроме того, должна быть организована скрупулезная приемка исполненных обязательств по контракту, а также обязательна гарантия качества предоставленных услуг.
Что касается сроков, я полагаю, что ситуация стабилизировалась. При рассмотрении отчетов об исполнении бюджета ранее, мы действительно наблюдали картину неисполнения контрактов и возврата денежных средств в вышестоящие бюджеты по причине несвоевременного заключения и подписания документов, их объем не был критическим и постепенно ситуация выровнялась. Кроме того, не всегда неисполнение зависит от управления дорог, были случаи позднего поступления финансирования, а недобросовестность поставщиков услуг также имеет место быть. Если мы сейчас обратимся к информации, размещённой в Единой информационной системе в сфере закупок, то, согласно Реестру контрактов, заключенных управлением дорог и благоустройства администрации города Владивостока, мы увидим, что контракты заключаются практически ежемесячно с начала текущего года, что свидетельствует о планомерной работе в данном направлении.
— В прошлом много нареканий приходило по поводу питания в детских садах и школах, несмотря на то, что общее финансирование на эти цели было увеличено. Дети просто не съедали свои порции. Удалось ли разобраться, в чем заключалась проблема и изменилась ли ситуация, подход к предоставлению данной услуги?
— Что касается бесплатного питания в школах — в 2018 году был увеличен тариф в расчете на одного человека с 20,8 рублей до 42 рублей. Напомню, что тариф в 20,8 рублей был установлен еще в 2007 году и конечно требовал корректировки. С 1 сентября 2020 года стоимость питания для школьников 1-4 классов была увеличена до 77,7 рублей. Краевой закон не только увеличил стоимость обедов, но и расширил перечень категорий детей, которые могут пользоваться данными льготами. Помимо учеников начальной школы, также данные меры поддержки получили ученики 5-11 классов из многодетных семей, и семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Приморском крае. Два раза в день в период учебного процесса бесплатным питанием обеспечиваются дети-инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Тематическая иллюстрация. Фото: Пресс-служба Думы Владивостока
Особое внимание организации школьного бесплатного питания уделил в своем послании президент Российской Федерации Владимир Путин, данный вопрос находился на контроле у губернатора Приморского края Олега Кожемяко. Когда в 2020 году критически накопилась масса жалоб родителей на организацию питания — губернатор лично занимался проверками в школах Владивостока, по итогам проведенных проверок в отношении должностных лиц образования города приняты дисциплинарные меры.
Были организованы рейды проверок качества питания по всем школам Владивостока, в которых приняли участие многие депутаты Думы Владивостока. Я лично проверял организацию школьного питания в школе № 13 и остался доволен увиденным. Параллельно с депутатами и представителями администрации города в проверках питания в учебных заведениях принимали участие родители учащихся, которые выясняли причины, по которым ребенок мог отказаться от еды, уточняли соблюдение санитарных требований при приготовлении блюд.
Во Владивостоке в основном школы сотрудничают с компаниями на аутсорсинге, которые обеспечивают приготовление и доставку еды, самостоятельно организовывает питание Гимназия № 1. Контроль осуществляется в несколько этапов — в первую очередь это заказчик услуги, как правило, это школа, директор школы, который несет персональную ответственность, управление образования, сотрудники школы, ответственные за питание детей, надзорные органы. Свою эффективность в данной ситуации доказали родительские комитеты.
Соответственно, я считаю, что должна быть выстроена система организации питания в каждом образовательном учреждении, контроля качества и соблюдения норм и требований, предъявляемых к данному процессу. Все эти меры принесли свои плоды, в 2021 году жалоб на качество питания в школах стало значительно меньше.
Ситуация по питанию в детских садах также находится на постоянном контроле у депутатов Думы. Еще в 2017 году на комитетах мы подробно разбирали систему организации конкурсных процедур на право по организации школьного питания, работу, проводимую администрацией города с недобросовестными поставщиками услуг в этой отрасли, что является недопустимым. Качество питания тогда оставляло желать лучшего, поступали многочисленные жалобы от родителей. По итогам аукционов стоимость заявленная на аукционе была снижена поставщиками более чем на 40%, что вызвало большие сомнения в возможности организации качественного питания на такую сумму. Депутаты активно включились в процесс контроля ситуации, вошли в состав ревизионных комиссий и проверяли лично качество питания в детских садах. Эта работа планомерно была продолжена.
В 2020 году в детсадах города прошло 208 плановых и оперативных проверок, с 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные Правила, в соответствии с которыми разработано новое мню. Оно успешно прошло экспертизу и соответствует новым санитарно-эпидемиологическим требованиям. Услуги по обеспечению питанием дошкольников предоставляют восемь компаний. Сейчас ситуация стабилизировалась, контрольные мероприятия проводятся планово, депутаты Думы активно включаются в процесс и всегда готовы оперативно реагировать на любые сигналы.
— Как руководитель краевой Федерации профсоюзов чему Вы сейчас уделяете больше внимания? Ваше мнение по поводу моратория на изъятие из схемы размещений нестационарных торговых объектов (если они, конечно, не нарушают закон), который ввел и.о. главы города?
— Главная задача, которая стоит перед Федерацией профсоюзов Приморского края — рост благосостояния работающих приморцев, членов профсоюза. И очень часто в наших реалиях для этого приходится вставать на защиту целых предприятий и даже отраслей.
Так, например, при поддержке профсоюзного депутата Госдумы Виктора Пинского удалось спасти от закрытия приморские предприятия по добыче вольфрама — исключить их списка компаний, которые попадают под действие закона о введении с января 2021 года рентного коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых. Его резкий рост — с 8% до 28% — мог убить отрасль региона.
1 мая 2021 мы наконец подписали Соглашение о минимальной заработной плате в Приморье, убедив социальных партнеров поддержать нашу инициативу. Теперь все компенсационные и стимулирующие выплаты будут начисляться сверх оклада. Соглашение — это еще одно основание следить за тем, чтобы зарплаты в регионе росли.
Тематическая иллюстрация. Фото: Пресс-служба ФППК
В 2020 году ФППК заключила очередное Соглашение между профсоюзами, работодателями и правительством Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2020-2022 гг. Более того, нам удалось построить региональный институт социального партнерства, благодаря чему трехсторонние комиссии есть в каждом муниципальном образовании. Как и трехсторонние соглашения. Мы добились этого первыми среди других регионов. Комиссии рассматривают очень важные для всех работающих вопросы — о нарушениях на рынке труда и уровне безработицы, задержках заработной платы, сокращении рабочих мест, легализации "серой" зарплаты.
Флагман этой работы — Приморская краевая трехсторонняя комиссия, где работают наши представители. Благодаря работе профсоюзов здесь решаются проблемы градообразующих предприятий в моногородах, выделяются дополнительные меры поддержки отдельным предприятиям и категориям работников.
Приоритетное направление работы в 2021 году — сделать так, чтобы на территории края были заключены отраслевые тарифные соглашения во всех ведущих отраслях. На федеральном уровне их более сорока, а в Приморье всего семь, и это надо исправлять.
Тем самым ставка работника первого разряда вырастет и будет влиять на размер заработной платы в каждой отрасли.
Вопросы поддержки предпринимателей очень важны для экономики города и являясь председателем комитета по бюджету, понимая процесс формирования городского бюджета, его доходной части в данном случае, потому что мы говорим о рабочих местах, поступлениях НДФЛ, я, несомненно, поддерживаю данное решение.
Бизнес любого формата является основой формирования устойчивой экономической системы, которая приносит доход и позволяет органам власти финансировать исполнение вопросов местного значения и социальную сферу.
Напомню, что 17 марта 2020 утвержден План Правительства Российской Федерации первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которым предусмотрены меры поддержки производителей, временное снятие ряда ограничений, введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, предусмотрена поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, определены сроки реализации данных мер и ответственные исполнители. Приостановлены плановые и внеплановые проверки предприятий надзорными органами, предусмотрена отсрочка платежей для арендаторов федерального имущества.
Федерация профсоюзов Приморского края выступила с обращением к губернатору Приморского края Олегу Кожемяко в поддержку обращения Уполномоченного по правам предпринимателей в Приморском крае Марины Шемилиной по вопросу установления региональных льгот при взимании единого налога на вмененный доход, земельного налога, внесении арендой платы за пользование муниципальным имуществом в условиях пандемии короновирусной инфекции.
Думой города Владивостока на муниципальном уровне также предприняты меры поддержки предпринимателей города Владивостока в целях снижения налоговой нагрузки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД и осуществляющих виды деятельности, перечень которых утвержден постановлением правительства Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 10 процентов для данных организаций и индивидуальных предпринимателей, при условии, что выручка от осуществления указанных видов деятельности по итогам предыдущего налогового периода составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки на 2 и 3 квартал 2020 года. А также снижены ставки земельного налога на 30% для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, при условии, что выручка от осуществления указанных видов деятельности по итогам предыдущего налогового периода составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки.
Принятие мер поддержки бизнеса в 2021 году — это правильная мера и логичное продолжение стимулирования предпринимательской деятельности в городе. Во всем мире долговременные гарантии формируют устойчивую бизнес среду, которая становится основой экономического роста, надеюсь со временем мы придем к похожим практикам при поддержке главы города.
— В первых числах июля мы будем отмечать знаковый праздник для всех горожан — День города — 161 год со дня образования Владивостока. Что хотелось бы пожелать жителям, нашему городу?
— Владивосток уникальный, красивый, неповторимый город у моря. Он живет и развивается благодаря всем нам, его жителям.
Сегодня — это столица Дальневосточного федерального круга. Город, в котором проводятся международные мероприятия самого высокого уровня. Город, в котором живут удивительные, сильные духом, любящие сильный морской ветер, люди.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Мне хотелось бы пожелать Владивостоку развития и процветания, прекрасных перспектив и покорения новых горизонтов. Нам есть чем гордиться, наш горд этого достоин.
Владивостокцам я хотел бы пожелать отличного настроения и яркого праздника! Счастья, любви, успехов, крепкого здоровья и благополучия !