Татьяна Гладких: Самый главный мониторинг за кандидатом ведут его конкуренты

Председатель Избирательной комиссии Приморского края о новшествах на предстоящих выборах, агитации в интернете и политическом телеграме
Председатель Избирательной комиссии Приморского края Татьяна Гладких
Фото: ИА PrimaMedia

3 июля 2021. 19 сентября 2021 года в Приморском крае пройдут выборы депутатов в Законодательное собрание региона и в Государственную Думу РФ. Как и все предыдущие избирательные кампании — эта станет неповторимой и уникальной. Об особенностях трехдневного голосования и инструментах повышения доверия к его итогам, об интернете, как агитплощадке, и саморекламе кандидатов в соцсетях и телеграм-каналах (12+), а также о противоковидных мерах на избирательных участках в условиях третьей волны рассказала председатель Избирательной комиссии Приморского края Татьяна Гладких в интервью ИА PrimaMedia.

"У нас стартовали две большие избирательные кампании"

— 16 июня Законодательное собрание Приморского края назначило выборы депутатов ЗС ПК на 19 сентября 2021 года. Это финальная точка длинной дистанции. Можете рассказать об основных моментах — какие еще важные точки будут на этом пути? 

— Помимо выборов депутатов Законодательного Собрания Приморского края состоятся еще и выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Старт кампании обозначается датой официального опубликования решения о назначении выборов. Указ президента России был опубликован 17-го июня, постановление Законодательного Собрания — 18-го июня. Поэтому 17 и 18 июня у нас стартовали две большие избирательные кампании — федеральная и региональная. Обе они охватывают всю территорию Приморского края. Каждый избиратель получит как минимум 4 бюллетеня (за партию и за кандидата-одномандатника по региону и по стране — прим.ред.).

Сроков в избирательном процессе достаточно много. Можно обозначить лишь некоторые реперные точки. Это определение участников избирательного процесса, которые обладают пассивным избирательным правом и заявляют о своем участии, выдвижение, представление документов для регистрации и сроки регистрации кандидатов.

5 июля начинается процесс выдвижения на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края. С этого момента все избирательные объединения — региональные отделения партий, и сами партии — проводят съезды и конференции по выдвижению кандидатов в депутаты. Представление документов на регистрацию начинается за 50 дней до дня голосования, т.е. в период с 30 июля и заканчивается в 18 часов 9 августа.

Комиссии остается 10 дней на регистрацию, и мы определяемся с перечнем участников процесса. После стартует этап предвыборной агитации в СМИ — за 28 дней до голосования.

И непосредственно 3 дня с 17 по 19 сентября проходит голосование.

— Три дня голосования — это уже точно?

— Да, принято постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Придомовому — нет, надомному — да

— Каждые электоральный цикл преподносит свои новшества. Этот — не исключение. Поговорим лишь о нескольких из них. Во-первых, возможность трехдневного голосования. Приморье уже имеет наработанную практику по многодневным процедурам. Голосование за поправки к Конституции длилось неделю. Были проведены дополнительные выборы депутата ЗС ПК в прошлом году. О чем говорит эта наработанная практика? Вопрос про плюсы и минусу трехдневного голосования. 

— У нас в Приморье имеется наработанная практика только общероссийского голосования по поправкам к Конституции России. Из будущих практик до Единого дня голосования пройдут муниципальные кампании на части территорий Приморского края. Они назначены на 22 августа и также станут трехдневными.

Что касается довыборов депутата в ЗС ПК в прошлом году, о которых Вы упомянули, они проводились также, как и основная кампания — то есть был основной день голосования и четыре дня досрочного голосования в УИК. 

Поэтому, в случае с трехдневным голосованием неправильно говорить, что у членов избирательных комиссий станет больше работы. При проведении досрочного голосования на довыборах в ЗС ПК работы было не меньше. Так что комиссии в принципе готовы к такому голосованию.

Минусов мы не видим. Только плюсы. Для избирателей — это удобно. Те, кто планировал какие-либо дела в выходные дни, могут реализовать свое активное избирательное право в пятницу.

Когда голосование осуществлялось в один день, были сложности, связанные с совпадением рабочих смен у избирателей и временем голосования. У таких избирателей в принципе отсутствовала возможность прийти на участок. При трехдневном голосовании проблема решается сама собой.

Также в условиях пандемии трехдневное голосование разводит людей во времени и пространстве, создает условия, при которых риск заражения минимален.

— На прошлом заседании ЗС ПК в ответ на вопрос одного из депутатов вы упомянули, что практика придомового голосования в этом году, возможно, не будет применяться. Почему? Эта практика показала недостатки? Или она, как экстренная мера, отслужила свое и вы к ней больше не будете прибегать?

— При проведении общероссийского голосования мы руководствовались порядком, который был издан ЦИКом специально для этого мероприятия. При проведении муниципальных выборов назначенных на 22 августа, мы руководствуемся временным порядком, в котором прямо указано, что ЦИК рекомендует применять данную форму только в исключительных случаях.

Решение по формам голосования принимается Центризбиркомом одновременно с определением количества дней голосования. Эту форму Центризбирком в своем перечне не назвал. Применяться она не будет.

Позиция ЦИК давно и всем была известна. Когда принимали решение о Едином дне голосования 19 сентября, Элла Александровна (Памфилова, председатель ЦИК — прим.ред.) очень понятно объяснила, почему этот вид голосования не включили в перечень. Голосование на придомовых территориях, хоть и удобная форма голосования, но разными участниками и экспертами ее применение трактуется по-разному. И она очень затратная. Необходимо оборудовать новые места для голосования, задействовать материальные средства, человеческие ресурсы. Не везде, не в каждом муниципалитете это получается достойно и хорошо. Поэтому, я думаю, и отказались.

— Придомовое и надомное голосование — слова однокоренные. Многие даже путают их. В чем разница и будет ли надомное голосование распространенной практикой в этом году?

— В соответствии с законом "надомное голосование" именуется "голосованием вне помещения для голосования". Это может быть не только жилой дом, но и больница, следственный изолятор, любое помещение, в котором гражданин находится и не может явиться на участок по уважительной причине.

В случае поступления заявления, переданного письменно, устно или с помощью других лиц — члены комиссии с переносным ящиком в сопровождении наблюдателей выезжает к конкретному гражданину. Они не вправе выдать бюллетень кому-либо еще, не подавшему предварительно заявление о голосовании вне помещения. Если поступает новая заявка по тому же адресу уже в процессе поездки, члены комиссии обязаны вернуться, зафиксировать ее, получить новые бюллетени и выехать повторно.

А голосование на придомовых территориях предполагало, что разворачиваются мобильные пункты для голосования, к которым может подойти любой избиратель с данного участка и реализовать свое активное избирательное право.

— Также, как и на общероссийском голосовании, людям не надо будет каких-то дополнительных оснований для приглашения членов УИК к себе домой? Например, если человек считает, что ему будет безопасно и удобно голосовать из дома, он просто отправляет заявку, и к нему приезжает члены УИК...

— Не совсем так. Закон перечисляет основания, по которым можно вызвать членов УИК: состояние здоровья, болезнь и другие уважительные причины. Центризбирком отметил, что ситуации бывают абсолютно разные: мамы с маленькими детьми, которые не имеют возможности оставить их дома. Или члены семьи, которые осуществляют уход за больным родственником. То есть причины, все-таки, должны быть уважительными.

— Если я человек, который не любит выходить из дома, если я интроверт или просто ленив. Могу ли я по такому основанию вызвать к себе членов УИК  проголосовать из дома?

— В законе сохранилась норма, по которой УИК вправе признать причину неуважительной.

— Нужно ли подтверждать причину справками?

— Нет. Требовать подтверждения комиссия не вправе.

"Партии могут найти достаточно сил и средств, чтобы закрыть участки наблюдателями"

— Один из столпов любого волеизъявления граждан — доверие к их итогам. Есть инструменты, которые помогают достичь высокого уровня этого доверия. В частности, организация наблюдения на участках. Но три дня для наблюдателей — это прямо скажем тяжелая нагрузка (как и для членов избирательных комиссий). Тем не менее, опыт есть. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов у политических и общественных сил для того, чтобы закрыть сетью наблюдателей все участки? 

— Если мы говорим про инструменты контроля за избирательным процессом, существует много аспектов. Во-первых, у политических партий помимо наблюдателей есть другой серьезный инструмент — назначение членов комиссии с правом совещательного голоса. Они обладают практически теми же правами, что наблюдатели, более того законодательство наделяет их дополнительными возможностями.

В Приморье пять партий, представленных в Законодательном Собрании: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" и Партия пенсионеров за социальную справедливость. Практически во всех комиссиях есть их представители, члены комиссий с правом решающего голоса. У кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше. Но, к примеру, представителями "Единой России", КПРФ и ЛДПР закрыты подавляющее большинство комиссий. Поэтому люди, которые представляют данные партии, не просто контролируют процесс изнутри, а сами же реализуют полномочия членов избирательных комиссий.

Во-вторых, практика выборов — и досрочных, и многодневных, — показала, что партии могут найти достаточно сил и средств, чтобы закрыть участки наблюдателями.

Интернет как агитплощадка: как быть кандидатам, телеграм-каналам и соцсетям?

— Второе новшество, о котором хотелось бы поговорить — Интернет в этом году стал агитационной площадкой наравне с телевидением, прессой, сетевыми СМИ. Вам часто задают вопросы по этой теме, попробуем их объединить и систематизировать. Во-первых, что понимается под интернетом — сайты, мессенджеры, социальные сети? Являются ли они инструментом агитации в законодательном плане?

— В законодательном плане инструментом для агитации может являться все, что угодно. Любая форма агитации, не запрещенная законом. Вопрос как раз в том, насколько эти формы законны и допустимы.

Я полагаю, что никаких глобальных изменений с появлением этого новшества не произошло. Да, интернет-площадки были названы одним из инструментов агитации, и было предложено регулировать эти процессы. Но запреты и ограничения остались теми же самыми.

— Давайте смоделируем ситуацию: кандидат приехал в условный детсад, школу, больницу, вручил награды, цветы, подарки, встретился с жителями дома, пообещал им золотые горы. Все это на собственные деньги, не из избирательного фонда, а из собственного кошелька, без уведомления Крайизбиркома. Написал об этом у себя в Инстаграме, во Вконтакте, в телеграм-канале. С фотографиями условных и счастливых детей, студентов, врачей и жителей. Заявил о себе, какой он молодец, так что сразу хочется за него проголосовать. Позитивный пост растиражировали другие паблики в Инстаграме, во Вконтакте, телеграм-каналы. Вопрос — в какой момент это сообщение станет агитацией?

— Для полноценной трактовки моделируемой Вами ситуации информации явно недостаточно.  Где происходят события, на территории проведения выборов или вне ее, насколько благотворительная деятельность является привычной для данного кандидата или связана исключительно с участием в выборах. Ведь в России немало граждан, которые посвятили себя благотворительности и хорошо всем известны. Должны ли они прекратить оказание помощи, например, тяжело больным детям в период кампании?

— Нет, конечно. 

— Все оценочно. Важны детали, сопряжены ли перечисленные Вами действия с предвыборной агитацией, заявлялось ли кандидатом, что он является таковым, имели ли место призывы голосовать за него.

Вместе с тем, на первый взгляд, описанная ситуация, конечно, ассоциируется с подкупом избирателей и незаконной агитацией.

— Я так понимаю, каждая жалоба будет разбираться отдельно.

— Да. В этих целях у нас создана группа по информационным спорам, в которую включены представители Крайизбиркома, специализирующиеся на предвыборной агитации, представители Роскомнадзора и СМИ.

— Другая ситуация. Кандидат открыто и прямо написал в своих соцсетях — "ребята, я тут избираюсь, придите и проголосуйте за меня 19 сентября, мои соперники по сравнению со мной брехуны и пустозвоны" (возможно, в более мягкой форме). Будет ли это считаться незаконной агитацией в интернете с соответствующими последствиями?

— Во-первых, если такая агитация будет осуществляться 17-19 сентября, то однозначно будет незаконной. Правила соблюдения сроков агитации никто не отменял. В дни голосования агитация запрещена.

Во-вторых, нужно понимать, что кандидат не может расходовать средства помимо тех, которые поступили в избирательный в фонд. Если текст сообщения не сопровождается никаким никакой роликом или красивой дизайнерской картинкой, если кандидат не использовал чью-то песню или фотографию, то есть не нарушил чьих-либо авторских прав, если это просто текст, то к нему, вероятно, не будет претензий. Если он просто написал сообщение в социальных сетях — он имеет на это право. Почему бы и нет? Он вправе этим заниматься в оговоренные законом сроки.

Что касается сравнений и оценки других кандидатов, то в этом случае возникают гражданские правоотношения. Другие кандидаты могут предъявить претензии в гражданском судопроизводстве.

— Если я кандидат, и вдруг решил записать видео, сделать сэлфи, то это не наказуемо?

— Тут сложнее. Пока нет правоприменительной и судебной практики. По закону это аудиовизуальный материал, который до распространения должен был быть представлен в комиссию. В первую очередь, чтобы комиссия знала, что это именно кандидат распространяет, а не кто-то другой. "Уважаемая комиссия, это сделал я сам, расходов никаких не потребовалось. Но это будет мой агитационный материал".

— То есть, если просто текст, без картинки, селфи, видео...

— Закон не требует согласовывать тексты с комиссией и представлять экземпляры. Если это не печатный материал, не аудиовизуальный. Если он просто пишет в соцсети от своего имени и делает это не 17, 18 и 19 сентября, то на данном этапе запретов не видим, но вновь нужно рассматривать все вводные.

— Третья ситуация. Популярный телеграм-канал безостановочно делает посты о кандидате, освещая и нахваливая каждый его шаг. Будет ли это незаконной агитацией в интернете? Или лучше воздержаться от таких активностей?

— Агитация — это деятельность, побуждающая голосовать за или против кандидата, партию, выдвинувшую список кандидатов, создающая позитивный образ и иные признанные законом действия. Так что то, о чем вы говорите, это в любом случае агитация. Далее действуют те же самые правила. Нам на данном этапе видится, что по своей инициативе канал размещать какие-то аудиовизуальные материалы без согласия кандидата не может. Кандидат должен сам регулировать свою агитацию и кампанию. Если телеграм-канал полагает для себя возможным, то пожалуйста — изготовьте материал, согласуйте его с кандидатом. Если вы не затратили средств, то запретов мы не видим. Но как только имеют место расходы, канал должен провести их через избирательный фонд кандидата. Если телеграм-канал без ведома кандидата расходует какие-то средства и размещает предвыборную агитацию, это уже незаконно.

Мы по каждому конкретному материалу запрашиваем позицию кандидата. Нужно помнить основополагающие правила. Сроки проведения предвыборной агитации, необходимость расходования средств из предвыборного фонда кандидата, необходимость предоставления материалов комиссии и круг субъектов, для которых участие в агитационной деятельности ограничено законом. 

— Четвертая (и последняя) ситуация. В интернете появился сайт условного кандидата, на страницах которого денно и нощно выкладываются новости, где кандидат побывал, с кем встречался, кому и что подарил. 

— У нас был опыт того, что кандидаты оплачивали создание сайта, каждый раз представляли комиссии информацию о том, что они сделали и что собираются разместить на сайте. Проблем не было, все было законно. Так можно работать. Конечно, при соблюдении всех прописанных законом процедур.

Появились некоторые механизмы воздействия на сайты, которые раньше частично выпадали из сферы влияния. Теперь у Роскомнадзора, у Центризбиркома и у нас есть возможность реагировать  в случае необходимости на нарушения в сети и ограничивать там незаконную агитацию. Отмечу, что в законе указан не только интернет. Если вчитаться, то там названы "информационно-телекоммуникационные сети", термин, который можно трактовать очень широко.

— Какого-то отдельного центра мониторинга на базе Крайизбиркома создавать не планируется? 

— Самый главный мониторинг осуществляют конкуренты. Они заинтересованные лица. Как только в комиссию поступает сообщение о нарушениях, мы начинаем разбираться. Но, если сами увидим нарушение,  конечно, мимо не пройдем.

Третья волна пандемии и выборы

— Пандемия продолжается и уже обязательный вопрос — как будут обеспечены меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции в дни выборов?

— Центризбирком определил перечень средств индивидуальной защиты, которые необходимо применять при организации голосования. Способы их приобретения и доставки на сегодняшний день обсуждаются.

Естественно, мы ответственно относимся к этому мероприятию. В текущих условиях без средств санитарной защиты организовать голосование невозможно. Средства будут предоставляться и членам УИК, и избирателям.

А самое главное средство защиты — это вакцинация.  Проводим работу с нашими участковыми комиссиями, стараемся донести до каждого, что любой из нас ответственен перед теми, кто придет голосовать на участок.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость