Ирина Глушкова: благодаря WorldSkills мы все подняли планку качества образования

Директор Владивостокского судостроительного колледжа - в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)
Ирина Глушкова
Фото: RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)

28 июня 2021. Директор старейшего учебного заведения на Дальнем востоке — Владивостокского судостроительного колледжа — Ирина Глушкова в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказала, как современные технологии позволяют радикально улучшить качество образования и почему в современном мире преподавателям нужно учиться даже больше, чем их студентам.

 Ирина Владимировна, сейчас в колледжах идет пора демонстрационных экзаменов. Как они проходят в вашем учебном заведении? 

— У нас демонстрационный экзамен на уровне выпускников колледжа проводится впервые. Два предыдущих года проводили демонстрационные экзамены в узком формате, по некоторым образовательным модулям. В этом году наши выпускники по специальности "бухучет" вышли на этот рубеж. Теперь по новым стандартам, по новым направлениям им приходится сдавать государственный демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации. Он проходит, считаю, достаточно успешно, хотя задания очень сложные, на уровне WorldSkills, которые пишутся для чемпионатов, соревнований, а не просто стандартных, учебных вопросов, которые обычно готовят преподаватели. Конечно, волнуются и ученики, и педагоги. Но мы ребят готовили, поэтому сдают они достаточно успешно. По крайней мере, неудовлетворительных оценок на сегодняшний день нет.

Со следующего года демонстрационный экзамен у нас будут сдавать и студенты других специальностей, например, обучающиеся по направлениям "Информационные системы", "Технология обработки машиностроения".

Что пришлось поменять в колледже, чтобы можно было реализовать демонстрационный экзамен? Закупалось ли новое оборудование?

— Четыре года назад наш колледж выиграл первый краевой грант на шесть миллионов рублей от Департамента образования и науки. На эти средства мы смогли оборудовать одну мастерскую по информационному направлению. Тогда на базе мастерской мы первый раз поучаствовали в WorldSkills по информационным технологиям. После этого мы приняли участие в гранте на 28 миллионов, который объявляло Министерство просвещения России, и тоже выиграли его. На эти деньги мы оборудовали пять полноценных, очень достойных площадок по информационным технологиям по направлениям: веб-дизайн, программирование, "1:С бухгалтерия" на базе "1:C предприятие", моделирование компьютерных игр, а также системное и сетевое администрирование.

Это очень модные, новые направления в информационных технологиях. Было закуплено новейшее, специализированное, качественное оборудование по информационным технологиям, современные процессоры, серверы последнего поколения, оборудование для разработки мобильных приложений и мобильных игр, веб-камеры, смонтирована система видеонаблюдения. На базе этих мастерских мы проводим в колледже соревнования в рамках WorldSkills. По всем пяти направлениям на базе нашего учебного заведения проводятся соревнования краевого уровня. 

Несмотря на то, что мы являемся техническим колледжем с сильным информационным и судостроительным направлением, у нас также хорошо развиты направления предпринимательства и бухучета. По предпринимательству мы тоже принимаем участие в WorldSkills, причем, очень удачно, четыре года подряд наши студенты становятся победителями. Кроме студентов, у нас принимают участие в соревнованиях юниоры, ребята 15-ти лет. Это наше будущее. Так что в общей сложности, в колледже действует семь площадок WorldSkills.

Сейчас есть задумка развивать направление виртуальной реальности. Мы хотим попробовать себя в этом направлении, попытаться выиграть грант на эту площадку. Многие колледжи тоже в этом направлении развиваются.

 Пришлось ли специально готовить кадры под оборудование?

— С кадрами везде и всегда сложно. Если, например, преподаватель-историк или преподаватель-математик на протяжении своей трудовой деятельности может оставаться хорошим преподавателем, потому что это фундаментальные науки, то компьютерные науки меняются буквально каждые два года, так быстро все устаревает. Сейчас наши сотрудники учатся 24/7, а начинали-то мы с самыми обычными преподавателями информатики. Спасибо им большое, что они сумели создать вокруг себя молодой коллектив.

Сейчас мы идем по такому пути: на работу берем своих же выпускников, подбираем из каждого выпуска одаренных ребят, которые прошли WorldSkills, знают эту технологию изнутри. Они у нас поступают в институты, учатся заочно, работая в нашем колледже инженерами, преподавателями, лаборантами. У меня сейчас таких молодых кадров девять человек.

Других преподавателей где найдешь? А своих мы воспитываем сами, так гораздо удобнее и продуктивнее. Они знают и студенческую, и преподавательскую среду, и само оборудование.

 Что дает ребятам обучение в новых мастерских?

— Вся IT-сфера безгранична, нельзя найти начало и конец этой специальности. Помимо классического образования нужно очень многому учиться самостоятельно. В наших мастерских ребята обучаются и занимаются одновременно по WorldSkills, приобретают много нового. Все они у нас проходят через дополнительное образование, в колледже много курсовой подготовки. Преподаватели расширяют эту линейку знаний. Например, включают в нее языки программирования, которые не входят в основную программу. Детей, занимающихся "железом", сетевиков, учат разрабатывать эти компьютерные сети в каких-то нестандартных ситуациях. Мы привыкли к типовому компьютерному общению, но существует профессиональная специфика. И наши ребята, проходя через курсовую подготовку, занятия в современных мастерских, получают очень много новых знаний.

И когда они заканчивают, то не один диплом получают, а много свидетельств, сертификатов — целый пакет документов о дополнительных знаниях. Когда наши студенты расходятся по предприятиям на практику, то сразу присматривают компании, которые в них заинтересованы, выясняют, какие практические знания им в будущем потребуются. И возвращаясь, чтобы доучиться, пройти внутреннюю практику, они уже сами говорят: "Нам нужно то-то и то-то". И мы подстраиваемся под них, корректируем курсовую подготовку, даем им максимум того, что можно извлечь из этой сферы. Приходится опять же учиться и самим преподавателям. 

Как выстраиваете работу с работодателями? 

— У нас сейчас работодатели участвуют в корректировке учебных планов, все они знакомы с учебной программой. И если что-то в ней нужно подкорректировать под нужды работодателя, мы это делаем. Например, когда мы работали с судостроителями, у компании был запрос на наших выпускников с определенным набором знаний. И мы шли навстречу, корректировали учебный план, сдвигали практики, чтобы "сделать" наших студентов под конкретного работодателя. Также все работодатели в обязательном порядке принимают участие в дипломном проектировании.

А сейчас еще и участвуют в демонстрационном экзамене. Именно они являются линейными, главными экспертами для демонстрационного экзамена. Перед тем, как аккредитовать площадку для демонстрационного экзамена, мы обратились к нашим работодателям и предложили им стать нашими экспертами. Тех, кто дал согласие, мы обучили за счет академии WorldSkills. Они получили сертификаты и сейчас на демонстрационном экзамене работают непосредственно в тесной связке со студентами.

 Какие специальности самые востребованные у работодателей?

— Очень востребованы IT-технологии. Но здесь есть нюансы. Мы готовим специалистов, так скажем, массовых. Но IT-мир строится на индивидуальных специалистах. Каждый специалист, когда уходит к своему работодателю, остается один на один со своими задачами. С одной стороны, он царь и Бог, а с другой — посоветоваться не с кем. В этом сложность. Поэтому ребята продолжают держать связь с нами. Тройственная связь: студент-работодатель-мы — помогает решать проблему. Еще очень востребованы ребята, получающие специальность "Технология машиностроения". Один из наших знаменитых заводов, который сейчас модернизирован до уровня мировых стандартов, с удовольствием берет наших ребят. Недавно мы были на этом заводе, там сейчас работает около 30% выпускников Владивостокского судостроительного колледжа, начиная от зама главного инженера и начальников цехов. Наших ребят туда забирают буквально как горячие пирожки.

Востребована специальность "судостроение", но тут надо отметить, что мы готовим не рабочие профессии, а более высокую линейку — мастеров. Молодые специалисты уходят от нас на предприятия не рабочими, а мастерами, менеджерами. На заводах пользуются спросом наши студенты. Также у нас есть направление "Земельно-имущественные отношения", специальность, которая на сегодняшний день стала крайне востребованной. Но и традиционно популярен у работодателей бухучет. Мы ожидали, что его популярность будет снижаться, потихоньку в количественном выражении решили его сворачивать, но оказалось, что колледж обеспечивает очень сильную подготовку, даже уровень WorldSkills российского масштаба нашим ребятам по плечу.

Это дает возможность им трудоустраиваться с первой попытки. И традиционная наша специальность — "Механик машиностроения". Она нужна всегда и везде, начиная от авторемонта, судоремонта и любого технического предприятия. Нет у нас таких специальностей, которые были бы провальными в плане трудоустройства.

 А у абитуриентов куда больше всего конкурс?

— В колледже открыт набор на 11 специальностей. Перво-наперво это сетевое системное администрирование и информационные технологии. Это дань моды. Надо отдать должное тому, что очень быстро ребята понимают, что быть бытовым пользователем компьютера не значит быть специалистом в этой области. Это совсем разные вещи. Сейчас мы открыли новую специальность — "Организация перевозок и управление на транспорте". Популярна среди поступающих и сама "Логистика", так как в крае и на Дальнем Востоке все-таки логистическая сеть развивается достаточно бурно.

По сути, в нашем колледже нет каких-то непопулярных специальностей. И конкурс среди поступающих стал расти. В прошлом году конкурс доходил до двух человек на место. Думаю, в этом году будет примерно так же. Ребята поняли выгоду нашего уровня образования, что иногда не стоит тратить впустую время на два года в школе, если можно получить образование, освоить профессию раньше и стать для своей семьи каким-то подспорьем. 11-классники тоже после окончания школы обращают внимание на наш колледж. В целом, уровень образования за последние годы вырос. 

Новое оборудование и внедрение стандартов WorldSkills повышает популярность, влияет на интерес абитуриентов? 

— У молодежи все новое всегда вызывает повышенный интерес. Это психологический положительный фактор. Кроме того, как только у нас появился WorldSkills, мы увидели их задания, сразу осознали, что нашим педагогам надо перестраиваться, переучиваться. WorldSkills намного сложнее привычных, годами отлаженных учебных программ. А ведь преподаватели — это тоже зачастую закостенелый пласт, люди возрастные. Но случился неожиданный эффект.

Люди, которые преподавали много лет по классическим канонам, сумели быстро и ловко перестроиться. WorldSkills, конечно, показал, что уровень преподавания должен быть намного выше. Приходится пересматривать учебную программу. Нельзя одних ребят натаскивать на WorldSkills, а других оставить на классическом усредненном уровне. Приходится всех подтягивать. Плюс демонстрационный экзамен. Хочешь — не хочешь, в нем все равно есть задания из WorldSkills. Волей-неволей мы все подняли планку качества образования в колледже.

Расскажите о перспективах участия студентов в соревнованиях? 

— В этом году наши ребята впервые проходили соревнования по 3D-моделированию, проектированию доступной среды. Помимо WorldSkills у нас есть такое направление, как "IT-планета". Это старое направление. Ребята не первый год активно принимают в нем участие.

Например, в 2016-м году наши студенты стали чемпионами России, заняли четвертое место в мире. Именно из проекта "IT-планета" мы вытащили ребят на WorldSkills. Там в этом году были новые направления, игры для мобильных приложений. Первый раз попробовали, почувствовали сложность, а в следующем году, надеемся, сможем перешагнуть планку отборочных соревнований. Очень раскрутилось сейчас направление веб-дизайна. Стало модным настолько, что конкуренция стала большая, поэтому нужно повышать планку.

В направлении системного сетевого администрирования тоже конкуренция стала большая на уровне Дальнего Востока. Надо нам попытаться "вырасти" из регионального уровня и перейти на российский. Мы ставим себе такую цель. По направлению "Предпринимательство" наш преподаватель-энтузиаст сумел построить технологию, создать команду. И второй раз мы выходим на российские соревнования. Нам сложно тягаться с западными регионами. Там немного по-другому строят отношения к этим специальностям — предпринимательству, маркетингу. Но оказывается, Дальний Восток тоже может бороться с ними на одном уровне.

То есть, мы ставим для себя задачу на следующий год поднять направления WorldSkills по уровню качества. Кроме того, наши студенты с какими-то сложностями со здоровьем участвуют в соревнованиях "Веб-олимпикс".

Сейчас очень горячая пора. Ребята решают для себя вопрос, кем быть, куда идти учиться, как построить свое будущее. Ни один наш выпускник не пожалел о том, что когда-то пришел в колледж.

Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе. 

18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость