Когда потребитель прав? В Роспотребнадзоре разъяснили, как приморцам защитить свои права

Специалисты советуют внимательно читать договоры , особенно если они связаны с существенными финансовыми обязательствами
Когда потребитель прав? В Роспотребнадзоре разъяснили, как приморцам защитить свои права
Тематическая иллюстрация
Фото: RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)

24 июня 2021. Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Мария Аралова призвала потребителей не спешить, подписывая договора на оказание услуг, а также назвала нарушения, которыми нередко "грешат" приморские поставщики услуг при составлении контрактов, сообщает ИА PrimaMedia.

В Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю ведется активная работа по защите прав потребителей региона при приобретении ими товаров и услуг. Как рассказала руководитель отдела защиты прав потребителей управления Мария Аралова, эта работа включает в себя изучение обращений граждан, проведение проверок и иных контрольно-надзорные мероприятий, включая контрольные закупки и административные расследования. Кроме того, сотрудники отдела выдают распоряжения в адрес продавцов и исполнителей услуг, выдают заключения для защиты интересов потребителей в суде, пишут исковые заявления в защиту прав неопределенного круга потребителей или конкретных лиц, если они относятся к социально незащищенной категории населения.

Мария Аралова отметила, что среди обращений приморцев в Роспотребнадзор около половины касаются некачественного оказания услуг.

"По договорам оказания услуг поступает много разных обращений. Много жалоб мы получаем на платные медицинские услуги, услуги связи, в том числе на подключение каких-то платных услуг. На почту очень много жалоб из-за не вовремя доставленной корреспонденции", — рассказала она. 

Специалист отметила, что в случае возникновения каких-то споров гражданам в первую очередь следует попробовать мирно урегулировать все вопросы с продавцом товаров и услуг, так как большинство компаний предусмотрительно не горят желанием встречаться с сотрудниками Роспотребнадзора. А в случае, когда гражданину не идут навстречу или, не дай Бог, отвечают хамством, тогда, конечно же, нужно направлять жалобу в отдел защиты прав потребителей.

Однако, по словам Марии Араловой, есть моменты, на которые граждане могут обратить внимание при заключении договоров на оказание услуг, дабы обезопасить себя от лишних проблем. 

"Во-первых, есть такое понятие как "неустойка за нарушение сроков оказания услуг". Размер этой неустойки предусмотрен законом "О защите прав потребителей" и он не может быть ниже той суммы, которая предусмотрена законом. Это так называемая гражданская ответственность исполнителя перед потребителем. Между тем, очень часто размер этой неустойки занижается. Поэтому мы советуем гражданам не полениться, заглянуть в 28 статью закона "О защите прав потребителей" и сравнить суммы из договора и закона. Если вдруг есть расхождения, то все условия, которые ущемляют права потребителя, признаются недействительными. Соответственно, все расчеты нужно будет производить с учетом неустойки, предусмотренной статьей закона", — рассказала начальник отдела защиты прав потребителей.

Второй важный момент: очень часто в договоре указывается, что рассмотрение споров будет осуществляться судом по местонахождению исполнителя. Например, компания зарегистрирована в Новосибирске, и потребитель из Владивостока якобы должен обращаться новосибирский суд. Это тоже нарушение закона "О защите прав потребителей". В соответствии с 17 статьей потребитель может обратиться в суд по месту жительства, по месту своего нахождения, по месту заключения или исполнения договора или по месту нахождения организации. Выбор принадлежит потребителю. И это значительно облегчает защиту своих прав.

Также есть нюансы, касающиеся расторжения договоров. Например, в договорах на оказание услуг по размещению на базах отдыха зачастую прописывается, что документ нельзя расторгнуть за 2-3 дня до заезда. В противном случае предусматривается штраф вплоть до 100% от стоимости. И многие базы отдыха в Приморье летом "грешат" подобными нарушениями. Между тем, это условие является ущемлением прав потребителей. Согласно статье 32 закона "О защите прав потребителей" гражданин имеет право отказаться от услуг при выплате исполнителю фактически понесенных им расходов, причем, эти расходы должны быть доказаны. При этом потенциально упущенная выгода (от простоя базы из-за отказа заселиться) не относится к фактически понесенным расходам. 

Кроме того, информация об услуге, так же, как и информация о товаре, должна быть достоверная. То есть, указанный в рекламе перечень услуг действительно должен быть, фотографии соответствовать реальной ситуации. И в случаях, когда информация предоставлена недостоверная, потребитель может отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. 

"К примеру, человек приехал из Владивостока в Андреевку, увидел, что на забронированной базе совершенно все не то, как на фотографии, бассейна нет, вместо дивана раскладушка, и говорит: "Я здесь жить не хочу. Компенсируйте мне, пожалуйста, убытки". Реальным убытком будут, как минимум, деньги за потраченный бензин. Конечно, в добровольном порядке никто не решится эти расходы возместить. В данном случае нужно будет зафиксировать происходящее видеозаписью на свой телефон. Свидетели, как правило, есть, мы же не одни приезжаем в подобные места отдыхать. Имея на руках фиксацию всех доказательств, письменную претензию в адрес исполнителя услуг, письменный отказ от удовлетворения требований, можно спокойно идти в суд", — пояснила Мария Аралова. 

Руководитель с сожалением отметила, что у граждан пока не вошло в привычку тщательно анализировать подписываемые договора на покупку товаров или оказание услуг: "Потребители зачастую пишу в своих обращениях: "Договор я не прочитал, потому что… тропился, меня забалтывал продавец, меня опоили чаем, кофе и так далее, я расслабился, мне уже не до того было". На самом деле, читать договоры нужно и важно, особенно если они связаны с кредитом или другими существенными финансовыми обязательствами". 

Она добавила, что тот же договор потребительского кредитования каждый человек может взять на дом для изучения. На это дается пять дней. При спокойном прочтении можно будет внимательно изучить все ссылки на какие-то правила, тарифы, установленные банком, зайти на сайт, посмотреть еще раз условия. Это вполне нормальная практика, которой ни в коем случае не нужно стесняться.

Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Приморье: закон и порядок". Основной целью проекта является продвижение юридической грамотности, повышение правового сознания и информированности приморцев, формирование гражданской ответственности у молодого поколения.

18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: 7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.

Смотрите полную версию на сайте >>>